search
menu
person

NEWS AND UDATES


Палубная авиация США
HTML clipboard

Палубная авиация США

Майор А. Фёдоров

Авианосцы с базирующимися на них боевыми самолетами и вертолетами, как считают американские военные стратеги, - главная ударная сила на море в обычных войнах и хорошо подготовленный резерв стратегических сил в ядерной войне. Кроме того, это важнейший инструмент достижения в мирное время политических целей путем «демонстрации силы», что подтверждают агрессия США во Вьетнаме, многочисленные учения блока НАТО, варварские бомбардировки Ливии, военное присутствие в Персидском заливе.

Возрастание роли палубной авиации сопровождается увеличением числа авианосцев и расширением возлагаемых на них задач. На начало 1986 года, как свидетельствует справочник «Джейн», в регулярных- ВМС США находилось 14 авианосных кораблей. Уже в ближайшие годы Пентагон намерен увеличить их состав на одну единицу.

Главную силу авианосцев ВМС США представляет палубная авиация, которая насчитывает более 1300 боевых самолетов и вертолетов, сведенных в 13 авиакрыльев. На каждом авианосце базируется авиакрыло из 75-95 самолетов и вертолетов (в том числе около 40 носителей ядерного оружия). Обычно крыло включает три штурмовые, две истребительные эскадрильи, эскадрилью дальнего радиолокационного обнаружения и радиоэлектронной борьбы, а также отряд самолетов-разведчиков. Кроме того, в составе авиакрыла могут быть две эскадрильи противолодочных самолетов и вертолетов.

Основу палубной авиации составляют штурмовики и истребители, на долю которых приходится соответственно 50 и 30 процентов от общего числа самолетов. Штурмовая авиация (основной ударный компонент) имеет на вооружении штурмовики А-6Е «Интрудер» и А-7Е «Корсар» - носители ядерного оружия. Истребительная авиация представлена самолетами F-14A «Томкэт» и F-4S «Фантом» 2.

Следует отметить, что командование ВМС США постоянно уделяет внимание развитию палубной авиации и оснащению ее новыми современными боевыми машинами. В частности, легкие штурмовики А-7Е «Корсар» и истребители F-4S «Фантом» 2 заменяются истребителями-штурмовиками F/A-18 «Хорнет». В связи с перевооружением проводятся мероприятия по созданию, авиакрыльев палубной авиации новых типов.

Разведывательная авиация, предназначенная для поиска и обнаружения противника, передачи данных о нем, наведения штурмовой и истребительной авиации, а также для ведения радиотехнической разведки и использования средств радиопротиводействия в интересах ударных групп, включает отряд самолетов-разведчиков RF-14А «Томкэт», эскадрилью ДРЛО, вооруженную самолетами Е-2С «Хокай», и эскадрилью РЭБ, оснащенную самолетами ЕА-6В «Проулер» или ЕА-ЗВ «Скайуорриор».

Как отмечают зарубежные военные специалисты, палубная авиация, базирующаяся на авианосцах, призвана решать следующие основные задачи: нанесение ударов по наземным объектам обычными и ядерными средствами поражения; обеспечение непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск и десантных сил; ведение разведки на приморском направлении. Авианосцы действуют, как правило, в составе авианосных многоцелевых (ударных) групп и в зависимости от обстановки и решаемых задач могут применяться одновременно в ударном и противолодочном варианте.

Ударный вариант предполагает концентрированные удары по береговым объектам и поддержку сухопутных войск. Он возможен лишь после завоевания господства на море и в воздухе. При этом количество штурмовиков на кораблях увеличивается за счет некоторого сокращения истребителей и противолодочных самолетов. Возможность варьировать состав авиационного крыла в целях правильного реагирования на ожидаемую угрозу считается важным преимуществом многоцелевого авианосца. Зарубежные специалисты полагают, что такая оперативная гибкость может быть улучшена после принятия на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет». Подчеркивается также, что многоцелевые авианосцы могут вести непрерывные боевые действия в течение примерно двух недель при двух ежедневных вылетах каждого самолета.

Боевые действия палубных самолетов координируют с помощью боевой информационно-управляющей системы (БИУС) ATDS. Ее оборудование имеется как на кораблях, так и на самолетах ДРЛО Е-2С «Хокай», обычно совершающих полеты на удалении 150-300 км от авианосца на высотах до 10 000 м. По свидетельству иностранной прессы, экипаж самолета Е-2С может руководить действиями двух авиационных эскадрилий. Эта машина служит воздушным командным пунктом, с которого штурмовикам передается информация о характере местности, опасности в районе цели и профиле полета. После того как штурмовики выполнят задание, Е-2С выводит их на привод авианосца.
В основу тактики палубной авиации, по высказываниям зарубежных специалистов, положены три принципа, которые сводятся к следующему. При любой возможности уклоняться от борьбы со средствами ПВО. Если уклонение невозможно, то принимать меры к ослаблению системы ПВО за счет массированного применения средств радиоэлектронного подавления. В случаях, когда оба метода неприемлемы, подавлять системы ПВО огнем. Эти принципы положены и в основу оперативно-тактической подготовки летного состава ВМС США.

Действия палубной авиации определяются прежде всего возможностью системы ПВО объекта удара, характером цели, составом ударных групп, временем суток и метеорологическими условиями. Удар по разведанной цели наносит обычно группа из 16-20 самолетов (из них 12-16 штурмовиков и истребителей). Непосредственный ракетно-бомбовый удар, как правило, выполняет ударная группа из 8-10 штурмовиков.

Остальные самолеты входят в состав сил обеспечения и подразделяются на группы. Так, демонстративная группа, состоящая из трех-четырех самолетов, действующая на средних и больших высотах, вызывает огонь ПВО на себя, заставляет противника включить радиолокационное оборудование, станции помех и дает возможность самолетам радиотехнической разведки выявить радиоэлектронную обстановку в районе удара.

Группа подавления средств ПВО уничтожает позиции ЗУР, РЛС обнаружения и наведения истребительной авиации и станции орудийной наводки. Два-три штурмовика с противорадиолокационными ракетами действуют со средних и малых высот.
Работу радиоэлектронных средств ПВО непосредственно перед выходом ударных самолетов на рубежи обнаружения и применения оружия выявляет и подавляет группа РЭБ. В ее состав входят один-два самолета РТР и РЭБ, действующих, как правило, в отведенных зонах вне досягаемости средств ПВО.

Группа наведения и управления включает один или два самолета ДРЛО Е-2С и истребители прикрытия. «Хокай» наводит ударные группы на объекты удара, а истребители - на воздушные цели.

Местоположение целей уточняет группа доразведки, которая передает данные командирам ударных групп до их выхода на боевой курс. В нее обычно входит два самолета-разведчика.

Действия палубной авиации, по оценке зарубежных специалистов, включают несколько этапов: взлет, построение боевых порядков, полет по маршруту и прорыв системы ПВО в районе боевых действий и объекта удара, выполнение удара, отход от цели и возвращение на авианосец.
Самолеты поднимаются с авианосца по данным воздушной разведки. После взлета они строятся в боевой порядок и, как правило, на средних и больших высотах одним или несколькими маршрутами следуют к цели (группа наведения и управления направляется в район боевых действий своим маршрутом). До выхода на рубеж обнаружения наземными РЛС боевой порядок разделяется на тактические группы, изменяется и высота полета. Первыми этот рубеж пересекают самолеты доразведки целей, затем поочередно группы демонстративных действий, подавления средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и, наконец, ударные.

Нанесение ядерных ударов, по мнению военных специалистов США, - важнейшая задача палубной авиации. Американское командование считает авианосцы резервом стратегических наступательных сил. Вместе с тем задача участия их во всеобщем ядерном наступлении периодически отрабатывается в ходе учений.

Имея значительный радиус действия (1500-2000 км), палубная авиация призвана наносить удары по наземным объектам в прибрежной полосе, а также по группировкам войск оперативного и стратегического резерва противника. При нанесении ударов по базам, аэродромам и другим береговым объектам, как показывает опыт применения авианосных сил США в агрессивной войне во Вьетнаме, палубная авиация может осуществлять массированные и эшелонированные действия.

Непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск и десантных сил палубная штурмовая авиация осуществляет посредством ударов по боевым порядкам войск, стартовым позициям ракет, огневым позициям артиллерии, командным пунктам, радиотехническим объектам как самостоятельно, так и во взаимодействии с тактической авиацией. Так, в наступательной операции сухопутных войск на приморском направлении основные усилия палубной авиации должны сосредоточиваться на их поддержке при прорыве обороны противника и наступлении в оперативной глубине. По замыслу поддержка должна осуществляться нанесением ударов по объектам сухопутной группировки врага и прикрытием с моря и воздуха приморского фланга своих наступающих войск. В оборонительной операции главное внимание обращается на поддержку соединений, ведущих боевые действия на направлении сосредоточения противником основных усилий. Она предполагает нанесение ударов по выдвигающимся оперативным и стратегическим резервам неприятеля и его вклинившейся в оборону группировке.

Иностранные военные специалисты полагают, что нанесение ударов по наземным объектам противника силами и средствами палубной авиации (с использованием обычного или ядерного оружия) может значительно снизить его наступательные возможности в начальный период войны и обеспечить успешные действия своих сухопутных войск.

Непосредственная авиационная поддержка строится на основе тесного взаимодействия палубной и тактической авиации с учетом возможного передвижения своих наземных войск. Для нанесения согласованных ударов по наземным целям назначаются зоны действий, при этом за каждым авианосцем в своей зоне закрепляется район нанесения ударов и ведения разведки.

По опыту учений районы боевого маневрирования авианосной многоцелевой группы располагались, как правило, на удалении 90-280 км от побережья. При ведении боевых действий на приморском направлении одним армейским корпусом из трех-четырех дивизий в первом эшелоне на непосредственную авиационную поддержку одной дивизии с авианосца совершалось 50-120 самолето-вылетов в сутки. При этом надежность авиационной поддержки сухопутных войск на берегу зависела от непрерывного и гибкого управления, устойчивой взаимоинформации и четкого целеуказания.

Руководят боевыми действиями палубной авиации командир авианосца и командир авиационного крыла. Иностранная печать отмечает, что, в зависимости от решаемых задач, метеоусловий, времени суток и дальности, полетами управляют командир авиационной боевой части, центр управления воздушным движением (ЦУВД), боевой информационный центр (БИЦ) и экипажи самолетов ДРЛО. Командир авиационной боевой части руководит при взлете и посадке самолетов и при полетах по кругу днем в радиусе 5-6 км. ЦУВД планирует полеты и централизованно управляет самолетами в зоне своей ответственности (90-100 км от авианосца) и при полетах по кругу ночью. БИЦ управляет авиацией на удалении более 100 км. Через самолеты ДРЛО осуществляется управление палубной авиацией за пределами зоны обзора радиотехнических средств авианосца или при действиях над территорией противника.

С рубежа обнаружения штурмовики летят к цели на малых и предельно малых высотах (около 60 м), максимальных скоростях (до 900 км/ч) и выходят на нее с разных направлений группами по два- четыре самолета. Демонстративная группа несколько раньше выходит на цель на средних высотах, а также с различных направлений. Группы подавления средств ПВО атакуют позиции ЗУР и РЛС противника. В это время ударные группы под прикрытием помех выходят в район цели с нескольких направлений, энергично набирают высоту, выполняют поиск, прицеливание и применяют оружие. Конкретные цели между самолетами ударной группы распределяет руководитель с самолета Е-2С или командир группы.

Таким образом, подчеркивает иностранная печать, палубная авиация характеризуется постоянной готовностью к ведению боевых действий на приморских направлениях. Но вместе с тем зарубежные военные специалисты отмечают ее недостатки: значительную уязвимость авианосцев от ядерных и обычных средств поражения - попадание их в жизненно важные части (катапульты, аэрофинишеры) может исключить применение палубной авиации; снижение боеспособности в ходе взлета и посадки самолетов, когда авианосец вынужден следовать постоянным курсом; большую зависимость палубной авиации от метеоусловий и снабжения запасами в море; для преодоления сильной наземной ПВО экипажи самолетов вынуждены выполнять полет на максимальных скоростях и предельно малых высотах, где автоматический прицел из-за быстрых угловых перемещений работает неустойчиво, поэтому прицеливание и применение оружия осуществляется вручную, что значительно снижает результативность атаки.

Тем не менее Пентагон затрачивает сотни миллиардов долларов на развитие авианосцев и палубной авиации, поскольку военно-морские силы считаются мощным средством достижения агрессивных, гегемонистских целей в любом районе земного шара, объявленном американским руководством «сферой жизненных интересов Соединенных Штатов».

Авиация и космонавтика №5 1988 С.46-47

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (21.10.2009) | Автор: Майор А. Фёдоров
Просмотров: 23054 | Теги: палубная авиация, А. Фёдоров, Авиация ВМС, авианосцы | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar