search
menu
person

NEWS AND UDATES


Программа создания ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" для ВМС США ч3 (2014)

Программа создания ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" для ВМС США

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан 3 ранга Ю. Соловьёв,
капитан-лейтенант А. Строгов

Во второй части статьи* рассказывалось об общекорабельной вычислительной среде (единой информационно-управляющей системе), радиолокационной системе DBR, а также об универсальной установке вертикального пуска PVLS. В заключительной части речь идет об артиллерийской установке крупного калибра AGS, управляемом артиллерийском боеприпасе большой дальности для стрельбы по берегу, автономной системе пожаротушения, интегрированной системе ПЛО и ПМО IUSW, а также о системе размагничивания на высокотемпературных сверхпроводниках.

Артиллерийская установка крупного калибра AGS. Новые способы ведения боевых действий морской пехоты США при проведении экспедиционных операций, предусматривающие высадку десанта с загоризонтных дальностей с помощью морских и авиационных десантно-высадочных средств (ДВС), обусловили необходимость в поражении целей, расположенных не только непосредственно в прибрежной полосе, но и на значительном удалении от береговой черты как во время захвата десантом плацдарма высадки, так и в ходе дальнейших операций МП в прибрежной зоне.

Артиллерийская установка AGS: ее сборка в цеху (слева) и на эсминце УРО "Заменят" (справа)
Схема размещения узлов артиллерийской установки AGS
Устройство автоматизированного погреба
Пенал для хранения боеприпасов
Размещение подсистем 155-мм активно-реактивного снаряда LRLAP артиллерийской установки AGS эсминца УРО типа "Замволт"
Действие автономной системы пожаротушения ЭМ УРО типа "Замволт" и внешний вид телеуправляемого пожарного ствола
Эскадренный миноносец типа "Замволт" с управляемым ракетным оружием: 1 - 12 носовых модулей универсальной УВП Мк 57; 2 - две АУ AGS калибра 155 лш; 3 - АФАР многофункциональной PJIC AN/SPY-3; 4 - АФАР многофункциональной РЛС AN/SPY-4 (зарезервировано место); 5 - две АУ Мк ПО калибра 57 мм; 6 - ангар; 7 - воешь кормовых модулей универсальной УВП Мк 57; 8 - вертолетная площадка; 9 - пятилопастный винт фиксированного шага; 10 - кормовая аппарель

В соответствии с этими принципами корабельная артиллерия должна обеспечивать подавление и уничтожение стационарных и мобильных наземных целей в районе десантирования на 180 км по фронту и до 70 км в глубину, ведя огонь из района нахождения десантного соединения во время развертывания ДВС, удаленного от берега на расстояние не ближе 40 км. Эти требования в совокупности приводят к необходимости иметь корабельную артиллерию с дальностью стрельбы по наземным целям не менее 110 км, то есть почти в 5 раз больше, чем у состоящих на вооружении АУ главного калибра ЭМ и КР американского флота. В перспективе дальность стрельбы корабельных арткомплексов по наземным целям планируется довести до 185 км и более.
С целью увеличения дальности стрельбы корабельных арткомплексов и повышения уровня их унификации с арткомплексами сухопутных войск в США  ведутся НИОКР по созданию 155-мм арткомплекса главного калибра. В отличие от европейских государств, которые, прежде всего по финансовым причинам, проводят данные исследования в направлении адаптации артиллерийской части башен самоходных гаубиц или их целиком для установки на корабли ВМС, в Соединенных Штатах приступили к полномасштабным разработкам АУ крупного калибра. В настоящее время фирмой "Юнайтед дефенс" создан артиллерийский комплекс (AGS - Advanced Gun System).

Комплекс состоит из облегченной автоматической башенной артиллерийской установки с малой ЭПР, автоматизированного погреба и семейства боеприпасов для стрельбы по наземным и морским целям. Дульная энергия пушки с длиной ствола 62 клб оценивается в 35-36 МДж. Проектная скорострельность АК 12 выстр./мин. В отличие от большинства современных арткомплексов AGS полностью электрифицирован и, соответственно, не имеет гидравлики.

Автоматизированный погреб артустановки AGS оборудован роботизированными устройствами, осуществляющими прием боеприпасов и их размещение на соответствующих стеллажах, подачу нужных выстрелов в механизмы заряжания пушки и их прием при разряжании орудия. Идентификация типа и вида боеприпаса проводится путем считывания информации с голографических или штриховых кодов, нанесенных на поверхности пеналов (в каждом находится по восемь снарядов и метательных зарядов), датчиками роботизированных механизмов погрузки боеприпасов и перемещения их внутри погреба.

Все эти операции, а также контроль и управление боевой работой артиллерийского комплекса будут осуществляться из ГКП корабля посредством единой информационно-управляющей системы (ИУС) с разветвленной сетью линий связи, электронных, оптических и других датчиков.

Автоматизированный погреб артустановки AGS рассчитан на 752 выстрела. Однако в процессе проектирования ЭМ УРО типа "Замволт" емкость боезапаса была уменьшена. В настоящее время проектом предусмотрена установка двух артиллерийских комплексов с погребами на 304 выстрела каждый. Кроме того, на корабле планируется размещение дополнительного общего погреба на 320 выстрелов.

По эффективности данная система эквивалентна 12 155-мм гаубицам, ее площадь обстрела втрое больше, чем у 127-мм артустановки Мк 45 мод. 2, которая состоит на вооружении ЭМ УРО типа "Бёрк".

АУ нового поколения AGS может выстреливать специально разработанный для нее снаряд (LRLAP - Long Range Land Attack Projectile) на дистанцию от 20 до 83 морских миль. Один ЭМ УРО типа "Замволт" способен нести до 928 таких снарядов (304 на каждую АУ плюс 320 в общем погребе).

Управляемый артиллерийский боеприпас большой дальности для стрельбы по наземным целям. В настоящее время для АУ AGS разрабатывается два типа боеприпасов:
- 155-мм активно-реактивный снаряд (АРС) LRLAP (Long Range Land Attack Projectile), предназначенный для стрельбы по наземным целям. Предполагаемая дальность стрельбы данным АРС 180 км.
- 155-мм управляемый артиллерийский снаряд (УАС) ASuWP (Anti-Surface Warfare Projectile) для стрельбы по надводным целям. Дальность стрельбы УАС оценочно составляет 55 км. Конструктивно он будет отличаться от АРС LRLAP отсутствием ракетного двигателя.

Автономная система пожаротушения (АСП). Специально для ЭМ УРО типа "Замволт" фирмой "Фэйрмаун ауто-мэйшн" разработана автономная система пожаротушения, в которой используется ряд передовых технологий, позволяющих полностью автоматизировать мероприятия по предупреждению и борьбе с пожаром на корабле, а также действовать системе в автономном режиме без непосредственного участия пожарных дозоров и пожарных расчетов. Применение этой системы резко сокращает численность экипажа ЭМ УРО типа "Замволт" и повышает живучесть корабля посредством сокращения времени от возникновения пожара до принятия мер по его тушению.

К числу технологий, ранее не используемых на кораблях ВМС США, относятся интеллектуальные клапаны, датчики, телеуправляемые пожарные стволы, гибкие пожарные рукава и др. Архитектура АСП эсминца УРО типа "Замволт" с целью увеличения ее живучести построена по принципу распределенных систем и разделена на четыре противопожарные зоны.

В сентябре 2003 года был представлен эскизный проект автономной системы пожаротушения, а в январе 2004-го проведены ее испытания на выведенном из боевого состава ВМС США ЭМ "Петерсон" (DD-969) (типа "Спрюенс"), получившем боевые повреждения в результате воздействия различных систем оружия. С января по апрель 2005 года новая система пожаротушения прошла проверку в различных условиях окружающей среды на списанном из боевого состава ВМС США ДТД "Шэдвэлл" (LST-15) (типа "Касса Гранде").

В состав АСП ЭМ УРО типа "Замволт" входят непосредственно средства тушения (трубопроводы, арматура, пожарные насосы и т. п.) и АСУ, включая аварийное управление, в случае выхода из строя последней. АСУ интегрирована в единую информационно-управляющую систему корабля и делится на два уровня управления: уровень управления исполнительными механизмами (DLCS Device Level Control System) и уровень управления системой пожаротушения в целом (HLCS - High Level Control System).

Подсистема DLCS предназначена для подавления возгорания после его обнаружения, автоматического изменения конфигурации магистралей системы в случае обнаружения поврежденных участков, а также для контроля состояния системы пожаротушения.

В состав HLCS входят: три стандартных автоматизированных рабочих места (АРМ) операторов OJ-827; усовершенствованные объемные датчики; цифровые видеокамеры и стойки серверов, размещенных в модулях аппаратного обеспечения. На этом уровне управления осуществляется сбор и обработка данных от DLCS и вывод информации на мониторы АРМ оператора. Управляет системой программный модуль высокого уровня (HLSM - High-Level Software Module), установленный на трех системных блоках, входящих в состав стандартных АРМ операторов OJ-827.

В штатной ситуации автономная система пожаротушения в автоматическом режиме посредством датчиков, размещенных по всему кораблю, осуществляет мониторинг противопожарного состояния эсминца. Кроме того, проводится автоматическое тестирование исправности самой системы.

При возникновении пожара в отсеке АСП информирует дежурных операторов о возникновении нештатной ситуации, автоматически перенастраивается, оценивая ситуацию и сложность пожара, вводя в действие необходимые зоны и участки системы не только для тушения возгорания в аварийном отсеке, но и для локализации его путем охлаждения соответствующих палуб и переборок в смежных с аварийным отсеках.

Параллельно с этими мероприятиями по информации, полученной от различного типа датчиков (объемных, оптических, акустических, тепловых и др.), проводится автоматическое отключение механизмов в аварийном отсеке с помощью интеллектуальных клапанов. Тушение возгорания оборудования или отдельных труднодоступных участков возможно при помощи дистанционно управляемых пожарных стволов по информации, получаемой с видеокамеры, установленной непосредственно на пожарном стволе.

Интегрированная система ПЛО и ПМО IUSW. На строящемся ЭМ УРО "Замволт" (DDG-1000) устанавливается гидроакустическая система освещения подводной обстановки AN/SQQ-90, включающая в свой состав три ГАС: две корпусные (среднечастотная AN/SQS-60 и высокочастотная AN/SQS-61) с квазиконформными решетками, а также одну многофункциональную буксируемую активно-пассивную AN/SQR-20 (диаметром 7,5 см и длиной 50 м, частотный диапазон 0,1-2,5 кГц). Длина квазиконформной бортовой антенны 10-15 м, высота 10 м, частотный диапазон 0,5-2,5 кГц. Дальность обнаружения подводных лодок до 100 км, а торпед - 1,5-2,5 км.

Система освещения подводной обстановки AN/SQQ-90, как и все радиоэлектронные системы, интегрирована в единую ИУС корабля. Автоматизированные рабочие места операторов стандартные, как и для всего корабля. Электроника также стандартна - представляет собой стойки с ячеечными серверами, установленными в модули аппаратного обеспечения.

Система размагничивания на высокотемпературных сверхпроводниках. На ЭМ УРО типа "Замволт" установлена система размагничивания, основанная на эффекте высокотемпературной сверхпроводимости (HTSDGS - High-Temperature Superconducting Degaussing System). В ней применена сверхпроводящая кабель-шина фирмы "Америкэн суперкондактор", способная проводить электрический ток в 150-200 раз большей силы, чем медный кабель аналогичного сечения. В качестве рабочего тела криостата выбран газообразный гелий. Предпочтение отдано гелию в связи с его взрывобезопасностью и возможностью обеспечить высокую плотность рабочего тока за счет глубокого охлаждения кабеля.

Основное оборудование системы: - криогенная установка, в состав которой входит: гелиевый компрессор (1,1 х 0,8 х 1,1 м, масса 220 кг) мощностью 7,5 кВт, питающийся от трехфазной сети переменного тока 230/460 В, 60 Гц; криогенный охладитель, питающийся от двухфазной сети переменного тока ПО В, 60 Гц; вентилятор; теплообменник и трубопроводы;
- соединительный блок (диаметр х длина - 0,75 х 0,3 м, масса 120 кг), предназначенный для подсоединения сверхпроводящих кабелей, кабелей электропитания, системы измерения, криогенной системы и системы вакуумирования;
- кабель-криостат наружным диаметром 48 мм с 20 сверхпроводящими кабелями внутри, способный обеспечивать магнитное поле с магнитодвижущей силой 1 500-5 000 А х В (ампер-витков) при рабочем напряжении менее 0,5 В. Длина кабеля от 20 до 200 м в зависимости от водоизмещения корабля, минимальный радиус изгиба 0,7 м, погонная масса 4,0 кг/м.

В состав корабельной системы размагничивания HTSDGS входит от 20 до 40 криогенных гелиевых компрессоров в зависимости от водоизмещения корабля (с целью снижения стоимости системы используются промышленные компрессоры мощностью по 100 кВт). Гелиевые компрессоры работают при температуре 30-60 К (от - 243,16 до - 213,16 °С). Каждый из них подключен к единому для всей криогенной системы соединительному блоку. Температура внутри кабель-криостата не выше 50 К (- 268 °С), давление около 7 кг/см2. При неработающей "теплой" (комнатная температура) системе оно может достигать 21 кг/см2. Рабочий ток от 100 до 200 А.

У криогенной корабельной системы размагничивания по сравнению с традиционной на 50-90 % меньшая масса и более низкая (на 60 %) стоимость монтажа. Протяженность кабелей системы сокращается на 90 %

Основные ТТХ ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт"
Характеристика Значение
Период вступления в строй, годы 2016-2018
Скорость самого полного хода, уз 30,3
Скорость полного хода, уз 30
Дальность плавания, миль (при скорости хода), уз 4 500(13)
Численность экипажа, человек 148 (28 авиагруппа)
Длина наибольшая х ширина х осадка, м 182,8x24,6x8,4
Высота борта над водой, м 5,5 (нос) и 6,7 (корма)
Размер вертолетной площадки, м 45,7x15,5
Стандартное водоизмещение, т 14 564
Полное водоизмещение, т 15 365
АУ крупного калибра, тип 2x155 мм, AG 110
Ракетное оружие 80 ТПК (20 УВП Мк 57 по 4 ТПК) под КР "Томахок", ПКР "Гарпун", ЗУР "Усовершенствованная Си Спарроу" и "Стандарт", ПЛУР "Асрок"
Вертолет Два MH-60R или один MH-60R и три БЛА "Файр Скаут"
ГАК Один SQQ-90: среднечастотная ГАС SQS-60, высокочастотная ГАС SQS-61, буксируемая ГАС SQR-20
РЛС ОВЦ/ОНЦ SPY-3; ОНЦ SPS-73(V)
АСБУ TSCE (Total Ship Computing Environment)
Тип КЭУ; ее мощность, МВт (л. с.) ОЭЭС; 78,5 (105 270)
Состав КЭУ Два главных ГТТ МТЗО, два вспомогательных ГТГ RR4500, два аварийных ДГ, два ГЭД AIM (34,6 МВт); два ВФШ

Таким образом, создание ЭМ УРО типа "Замволт" показывает, что ВПР даже самых развитых в экономическом и технологическом отношении стран при реализации военно-технической политики вынуждено принимать во внимание не технологический уровень перспективных образцов, что напрямую влияет на их боевые возможности и чем достигается превосходство над противником, а стоимость их постройки и эксплуатации. В связи с этим наиболее актуальным остается критерий "стоимость/эффективность". Поэтому решающим моментом в определении судьбы серии из первоначально запланированных 32 кораблей данного типа стало почти шестикратное увеличение стоимости серийного образца. В результате будет построено всего три таких корабля. Их намечается использовать для испытаний новейших технологий в реальных условиях эксплуатации. Большинство этих технологий, прошедших "проверку на состоятельность", пополнят научно-технический задел в области создания морских систем ВВТ. Те из них, кто будут в полной мере отвечать критерию "стоимость/эффективность", намечается использовать на кораблях нового поколения, находящихся в настоящее время на стадии проекта либо концепции, а возможно, и на тех, к разработке которых зарубежные специалисты только собираются приступить.

* См.: Зарубежное военное обозрение. - 2014. - № 10. - С. 81-88.

Зарубежное военное обозрение. 2014, №11, С. 76-80

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (01.01.2015) | Автор: Капитан 1 ранга В. Спирин
Просмотров: 8565 | Теги: В. Спирин, Zumwalt, Замволт, DDG-1000 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar