search
menu
person

NEWS AND UDATES


Вооружённые силы США: от "Единых уставов" к "Объединённой доктрине" (1998)
HTML clipboard

Вооружённые силы США: от "Единых уставов" к "Объединённой доктрине"

Полковник С. Печуров, кандидат военных наук

Процесс объединения видов вооруженных сил США в соответствии с определенной еще в период после Второй мировой войны целью превращения их в действительно «единую команду», который особенно активизировался с середины 80-х годов, продолжается и в настоящее время.

Это выражается прежде всего в реализуемых американским военным руководством мероприятиях и программах совместной боевой и оперативной подготовки и применения видов вооруженных сил, унификации систем вооружения и военной техники (В и ВТ), а также в его стремлении подвести концептуальную базу под данный процесс в виде формирования «объединенной доктрины» вооруженных сил США.

Традиционная, характерная для Соединенных Штатов разобщенность видов вооруженных сил, культивируемая многие десятилетия «исключительность» каждого из них в значительной степени затрудняют решение поставленной задачи. Вместе с тем, как отмечают американские специалисты, в ходе реализации процесса объединения видов вооруженных сил США удалось достичь весьма значительных результатов. Одним из них является разработка и постепенное внедрение в практику войск системы «Единых уставов» (Joint Publications System), разрабатываемых под эгидой председателя комитета начальников штабов (КНШ) при тесном сотрудничестве с руководством видов вооруженных сил и объединенных командований. Причем руководство вооруженных сил США считает, что именно эти документы, охватывающие все сферы подготовки и применения видов американских вооруженных сил как единого целого, послужат основой для формирования «объединенной доктрины».

К первой попытке формирования базы для последующей разработки такой доктрины американские специалисты относят подготовленный КНШ в 1983 году концептуальный документ под названием «Ориентировочная программа развития объединенной доктрины». Главной целью данного документа, как объявлялось, было «побуждение главнокомандующих объединенными командованиями к разработке ключевых доктринальных положений объединительного характера». При этом подчеркивалась необходимость координации действий с другими объединенными оперативными командованиями и руководством видов вооруженных сил. Но к разочарованию инициаторов активизации объединительного процесса данная инициатива воплотилась всего лишь в одном проекте. В 1984 году начальниками штабов сухопутных войск и ВВС был утвержден так называемый совместный меморандум, озаглавленный «Сухопутные войска - ВВС США: процесс развития объединенных сил». Этот документ, получивший в американской военно-научной среде неофициальное название «31-я инициатива Уикхэма - Габриэля», обозначил ориентиры и контуры развития объединительного (с точки зрения боевого применения) процесса сухопутных войск и авиации на перспективу. Однако в силу инерции мышления тогдашнего военного руководства США данный документ не был воплощен в жизнь.

Мощный толчок реализации наработанного в области объединительных мероприятий в рамках вооруженных сил США и их концептуально-теоретического обоснования дало принятие конгрессом в 1986 году «Закона Голдуотера - Николса», предусматривавшего, в частности, ряд радикальных мер по окончательному приведению американских вооруженных сил в единую систему. Этот закон, а также конкретизирующие его соответствующие директивы министра обороны обязали председателя КНШ принять меры к разработке «объединенной доктрины».

Утвержденный во второй половине 80-х годов на посту председателя КНШ генерал К. Пауэлл принял как руководство к действию данные указания и начал активно внедрять в войска «объединенное мышление». Одним из его первых шагов в новой должности стало принятие решения о совершенствовании системы «Единых уставов» как базы формирования «объединенной доктрины». Пауэлл упорядочил график разработки и публикации уставов, внес определенную ясность в иерархическую систему их согласования по горизонтали и вертикали.

Сменивший его на посту председателя КНШ генерал Дж. Шаликашвили продолжил начинания Пауэлла и сразу после назначения на новый пост дал соответствующие указания, смысл которых сводился к тому, чтобы уставы были написаны понятным для всех языком, а период с начала их разработки до ввода в действие был максимально сокращен. При его непосредственном участии был поставлен и решен вопрос о персональной ответственности за подготовку каждого из документов. Кроме того, к разработке уставов было привлечено руководство береговой охраны США. Все это в значительной степени улучшило качество вариантов уставов. На руководство сформированного в объединенном штабе КНШ управления оперативного планирования и совместного применения (УОПСП) видов вооруженных сил (J-7) было возложено, в частности, курирование процесса подготовки, разработки и апробирования «Единых уставов». При начальнике УОПСП в качестве консультативного органа была создана рабочая группа по вопросам «объединенной доктрины», в состав которой входят представители видов вооруженных сил, объединенных командований, военно-научных учреждений и других организаций (собирается на заседания раз в полгода). Она уполномочена, помимо прочего, рекомендовать назначение главного и ответственного исполнителей, спонсора, координаторов, ответственных за техническую часть программы разработки каждого из уставов.

В целом иерархическая структура системы «Единых уставов» создана в соответствии с контурами ответственности в рамках рабочего органа КНШ - объединенного штаба. Предусматривается разработать семь серий «Единых уставов», в каждую из которых входит ряд документов, необходимых для формирования концептуальной базы «объединенной доктрины».

Серия 0 - это ключевые уставы, содержащие принципиальные положения, которые являются основой для разработки всех остальных уставов. К настоящему времени опубликовано два документа данной серии: «Единый устав 0-1. Объединенные военные действия» и «Единый устав 0-2. Деятельность объединенных органов вооруженных сил».

Серия 1 включает уставы, в которых даны справочные материалы, связанные с деятельностью военной администрации, а также изложены проблемы, касающиеся морально-психологических, религиозных и других аспектов военной службы. Среди них западные специалисты особо выделяют «Единый устав 1-01.1. Краткое руководство по основным единым уставам», «Единый устав 1-02. Словарь военных терминов министерства обороны» и «Единый устав 1-05. Религиозное обеспечение».

Серия 2 включает уставы, затрагивающие проблему разведывательного обеспечения объединенных операций. Одним из основных является «Единый устав 2-01. Объединенное разведывательное обеспечение операций».

Серия 3 представлена самым большим количеством уставных изданий и посвящена различным аспектам ведения объединенных военных действий. Ключевой документ -«Единый устав 3-0. Объединенные операции».

Серия 4 охватывает уставы, касающиеся вопросов тылового обеспечения объединенных операций. И, соответственно, главный документ в ней - «Единый устав 4-0. Доктрина тылового обеспечения объединенных операций».

Серия 5 включает уставы, охватывающие вопросы планирования на всех стадиях проведения объединенных операций (военных действий). Основными среди них являются «Единый устав 5-00.1. Планирование кампаний» и «Единый устав 5-00.2. Планирование действий объединенных оперативных формирований».

Серия 6 включает уставы, посвященные вопросам управления, связи и компьютерного обеспечения. Ключевой документ данной серии - «Единый устав 6-0. Объединенная система управления, связи и компьютерного обеспечения».

Из краткого перечня и приведенной нумерации некоторых уставов видно, что вся система «Единых уставов» построена по иерархическому принципу. Первая цифра нумерации указывает на функциональную область документа, вторая (после дефиса) - на место документа в данной области в соответствии со степенью его важности. (Цифра 0 свидетельствует о ключевом значении данного документа в серии.) Третья группа цифр (после точки) свидетельствует об уточняющем характере проблем, изложенных в данном документе. Примерами таких обозначений является «Единый устав 3-0. Объединенные операции», «Единый устав 3-07. Операции в условиях отсутствия войны», «Единый устав 3-07.3. Миротворческие операции».

Всего из 109 запланированных «Единых уставов» к концу 1997 года было опубликовано 76, а 33 находились на разных стадиях разработки.

В целом процесс подготовки этих документов включает пять этапов. На первом начальник управления оперативного планирования и совместного применения видов вооруженных сил оперативного штаба КНШ обобщает поступающие от руководства видов, объединенных командований и из других инстанций предложения относительно целесообразности разработки той или иной проблемы из области объединенных действий войск и ее изложения в виде уставного документа. Далее он обобщает данные предложения, уточняет отдельные положения и требования, дает соответствующие указания сотрудникам своего управления в отношении первичного анализа проблемы и формирует предварительную концепцию будущего документа.

На втором этапе в УОПСП определяются общий замысел и формальные рамки (объем, структура) проекта документа, круг привлекаемых к работе исполнителей и соисполнителей, кандидатуры главного и ответственного исполнителей, спонсора (штаб, командование и т. п.), координаторы и другие лица. Основная задача заключается в выборе инстанции, несущей ответственность за весь объем работы по конкретному уставу. Такой инстанцией может быть любой вид вооруженных сил, объединенное командование и т. д. Например, командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск (TRADOC) было определено в качестве главного исполнителя 12 «Единых уставов», в том числе ключевого - «Единого устава 3-0».

На третьем этапе работы в рамках организации, выбранной в качестве головного исполнителя, готовятся два проекта устава, которые направляются для согласования (оценки) в штабы видов вооруженных сил, объединенных командований и другие заинтересованные инстанции.

На четвертом этапе один из проектов, получивший более высокую оценку, с уточнениями и устраненными принципиальными замечаниями направляется в объединенный штаб КНШ. Здесь происходит окончательная доработка документа и его подготовка для официального согласования с руководством видов вооруженных сил и объединенных командований. Затем устав передается председателю КНШ.

На пятом этапе за подписью председателя этого комитета подготовленный проект устава направляется для его апробации в войска (на период от 18 до 24 месяцев). За это время начальник УОПСП обязан собрать письменные доклады от всех командующих (начальников, руководителей) теми формированиями (штабами, организациями), куда был направлен проект документа, и суммировать все замечания и предложения относительно необходимых коррективов. После этого происходит оперативная доработка устава и публикуется его версия в качестве окончательного варианта. Версии некоторых уставов (таких, например, как «Единый устав 3-0») издавались не один раз и соответственно заново проходили весь цикл подготовки к публикации.

Несмотря на такую тщательную процедуру разработки документов, система «Единых уставов» не лишена недостатков, о необходимости устранения которых неоднократно поднимался вопрос на страницах специализированных изданий вооруженных сил США. Например, отмечается факт громоздкости системы в целом. Некоторые командиры и штабы, в частности объединенных оперативных формирований, считают, что весьма сложно использовать на практике такой значительный объем уставных документов, а также то, что ряд проблем, возникающих в ходе практических действий войск, «поверхностно» освещен в уставах. Продолжается конкуренция между видами вооруженных сил, выражающаяся в искусственном затягивании согласований, «чрезмерной придирчивости» к отдельным положениям разрабатываемых уставов.

Западные специалисты отмечают факты необоснованной задержки разработки некоторых уставов. Так, весьма необходимый для практического использования на оперативно-тактическом уровне «Единый устав 3-56. Управление в ходе объединенных операций» находится в разработке с 1987 года. Документы, подобные «Единому уставу 3-01. Противодействие воздушным и ракетным угрозам» и «Единому уставу 3-09. Доктрина огневой поддержки объединенных сил», затерялись в результате бесконечных согласований. Некоторые командиры-практики отмечают явную слабость такого ключевого документа, как упоминавшийся выше «Единый устав 4-0. Доктрина тылового обеспечения объединенных операций». Критике подверглись также оформление карт и схем в ряде уставов и недостаточное количество примеров из современной практики войск.

Несмотря на ряд признаваемых американскими теоретиками и практиками военного дела недостатков и слабых мест, в целом считается, что система «Единых уставов» необходима и, по мнению военно-политического руководства США, весьма результативно обеспечивает формирование концептуальной базы «объединенной доктрины» американских вооруженных сил.

Зарубежное военное обозрение 1998 №10 С. 2-4

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (08.04.2010) | Автор: Полковник С. Печуров
Просмотров: 5006 | Теги: fm, Уставы, С. Печуров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar