Восстановление и поддержание боеспособности надводных кораблей ВМС СШАКапитан 2 ранга С. Мишин В предыдущих номерах журнала* было раскрыто содержание наставления штаба ВМС США "Обеспечение боеспособности надводных сил", рассказано, за счет чего достигается готовность надводных кораблей (НК) к боевому применению и степени ее оценки. Полноценный основной этап. Корабль, завершивший межпохо-довый ремонт в установленные штабом ВМС США сроки и имеющий достаточный запас времени для боевой подготовки перед следующим развертыванием, полностью реализует запланированные мероприятия в рамках курса боевой подготовки и аттестования экипажа. Сокращенный основной этап. Если кораблю не предоставлено достаточно времени для завершения всех мероприятий основного этапа, начинающегося после ремонтного периода, то утверждается специально подготовленный (сокращенный) план боевой подготовки, составленный по результатам оценки степени готовности к боевому применению READ-E 3. Он предусматривает отработку только вопросов боевой подготовки, которые определены командующим надводными силами флота как минимально необходимый перечень для завершения основного этапа. Продление аттестационного периода. На корабле, которому не было отведено время для ремонта, в период между запланированными оперативными развертываниями проводятся мероприятия по МТО и переаттестованию экипажа. Прохождение им переаттестации считается официальным подтверждением способности экипажа решать задачи в полном объеме. При получении неудовлетворительной оценки по какой-то отдельной боевой задаче проводятся дополнительные тренировки экипажа по отработке этого вопроса вплоть до его сдачи. Обеспечение готовности надводных кораблей в ходе передового развертывания (боевой службы). Высокая интенсивность задействования американских военно-морских сил требует от НК и их экипажей постоянной готовности к развертыванию на передовых ТВД. Поддержание матчасти в работоспособном состоянии, необходимом для успешного решения поставленных задач, обеспечивается напряженной боевой подготовкой, высоким профессионализмом личного состава и требуемым уровнем МТО.
Корабли, входящие в состав сил передового развертывания, не проходят условный цикл "Плана подготовки флота к оперативному развертыванию (боевой службе)". Вместе с тем для поддержания их в необходимой степени боеготовности аттестационные мероприятия не прекращаются, даже когда корабль вступает в период расширенного МТО и ремонта. Аттестование экипажа на предмет решения боевых задач проводится с периодичностью раз в два года. Переаттестация по отдельным задачам может быть организована в любое время в течение этого же периода. Командиры кораблей, вышестоящие штабы, группы подготовки надводных сил ТОФ и АТФ определяют сроки проведения мероприятий боевой подготовки в соответствии с планом боевой службы корабля, графиком его МТО и ремонта. Это позволяет обеспечивать требуемую периодичность аттестования экипажа. В случае невозможности переаттестации экипажа в течение указанного периода командир НК докладывает об этом командующему надводными силами флота, а также информирует группу подготовки этих сил. В докладе обязательно должны содержаться оценка степени риска и предложения по ее минимизации. При проведении в передовой зоне ротации экипажей на НК одного типа переаттестация личного состава не предусмотрена, но команды полностью сохраняют свой квалификационный уровень. Дополнительные проверки уровня профессиональной подготовки экипажей кораблей могут организовываться на боевой службе по решению штаба ВМС с учетом предстоящих операций. В этом случае "ускоренная" аттестация личного состава проводится в течение нескольких суток. Обеспечение готовности надводных кораблей новой постройки. Целью боевой подготовки в процессе ходовых испытаний корабля новой постройки является обеспечение его безопасной эксплуатации экипажем. Учебные мероприятия проводятся в период между выходом НК из судостроительной верфи и завершением приемосдаточных работ. Данная подготовка является начальной фазой курса боевой учебы, необходимого для ввода нового корабля в состав боеготовых сил флота. Подготовка экипажа в указанный период, как правило, предполагает участие в корабельных учениях, на которых отрабатываются следующие вопросы: выполнение ремонтно-восстановительных работ; кораблевождение; общая морская подготовка; техническое обеспечение; обслуживание ГЭУ; эксплуатация систем связи; медицинское обеспечение экипажа; организация полетов авиации (для авианесущих кораблей); противодействие терроризму; техника безопасности при выполнении корабельных работ; безопасность хранения взрывчатых веществ и горючесмазочных материалов. Ответственность за проведение мероприятий боевой подготовки в процессе ходовых испытаний возлагается на командира корабля и вышестоящий штаб, содействие которым оказывает группа подготовки надводных сил флота. Экипаж НК новой постройки обязательно проходит аттестацию. Различие между аттестованием членов команды этого корабля и корабля из состава ВМС заключается в предъявляемых требованиях, формате и сроках проведения. Аттестация экипажа НК новой постройки осуществляется в два этапа. Первый проводится за один-два месяца перед инженерной оценкой главной энергетической установки с целью подготовки экипажа к обслуживанию ГЭУ и выходу в море, второй включает мероприятия по аттестованию экипажа, аналогичные тем, что предусмотрены на кораблях, уже введенных в состав ВМС. Обеспечение готовности надводных кораблей со сменными экипажами. Аттестование сменных экипажей НК в пунктах постоянного базирования на континентальной части США (за исключением корветов типов "Фридом" и "Индепенденс") осуществляется под руководством командующего надводными силами флота в ходе отработки мероприятий "Плана подготовки флота к оперативному развертыванию (боевой службе)". При этом сменные экипажи в полном объеме отрабатывают все пункты данного плана для достижения критериев готовности, утвержденных штабом ВМС, командующим надводными силами и группой подготовки надводных сил флота. Особенность аттестации сменных экипажей заключается в сохранении прежнего квалификационного уровня всеми членами команды при назначении на новый корабль в рамках очередной ротации. Содержание этого документа для сменного экипажа зависит от конкретного типа корабля. В частности, для минно-трального корабля (МТК) типа "Авенджер" подготовительный цикл рассчитан на 30 месяцев (12 месяцев - на континентальной части США, шесть - на боевой службе на ТВД, шесть - на континентальной части США и шесть - на боевой службе в передовой зоне). Предусмотрены три этапа подготовки сменного экипажа МТК типа "Авенджер" к сертификации во время пребывания на континентальной части США - основной, комплексный и МТО. Основной этап включает в себя отработку противоминных задач и вопросов ведения боевых действий в составе оперативного соединения. Он завершается итоговой аттестацией экипажа. В ходе комплексного этапа корабль участвует в учении минно-тральных сил, по результатам которого признается "готовым к решению задач в передовой зоне". В рамках отработки задач одного цикла плана для сменных экипажей минно-тральных кораблей предусмотрено несение двух боевых служб. В этой связи восстановление работоспособности экипажа осуществляется на этапе МТО (между боевыми службами). Продолжительность восстановительного периода определяется на основании оценки степени готовности к боевому применению READ-E 3. Содержание плана подготовки патрульных катеров (ПКА) приведено в соответствие с циклом ротации их экипажей. В результате восемь-девять месяцев личный состав находится в пределах континентальной части страны и шесть - на боевой службе в передовой зоне. Для сменных экипажей ПКА предусмотрены три этапа подготовки к аттестации во время пребывания на континентальной части страны - основной, комплексный и МТО. Мероприятия данных этапов отрабатываются в течение восьми-девяти месяцев (между боевыми службами). При этом вторая фаза основного этапа может быть совмещена или плавно переходить в комплексный этап, за которым следует сертифицирование готовности к оперативному развертыванию. Аттестация сменных экипажей ПКА на предмет ведения боевых действий проводится каждые два года. Наставление по обеспечению боеспособности надводных сил (Surface Force Readiness Manual), введенное в действие директивой начальника штаба американских ВМС, представляет собой документ, в котором обобщен и систематизирован многолетний опыт по поддержанию боевой и технической готовности надводных кораблей в интересах решения ими задач по предназначению и безаварийной эксплуатации. Наставление регламентирует комплекс мероприятий, отрабатываемый экипажами НК в ходе боевой подготовки в рамках "Плана подготовки флота к оперативному развертыванию (боевой службе)" для приведения технической готовности надводных кораблей в соответствие с утвержденными требованиями по срокам, содержанию и направленности в интересах их эффективного использования в передовых районах. В документе определены конкретные должностные лица (флотские начальники), которые непосредственно несут ответственность за боевую готовность НК, исправность оружия и технических средств, а также за подготовку личного состава. По замыслу руководства ВМС США, данное наставление должно стать для командиров НК и соединений надводных сил флота руководством, которое призвано помочь им в правильной организации процесса поддержания корабельного состава в высокой степени готовности к боевому применению. * Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2014. - № 7. - С. 70.; № 8. - С. 83. Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 7059 | | |
Всего комментариев: 0 | |