search
menu
person

NEWS AND UDATES


Воздушная разведка в "ограниченной войне"
HTML clipboard

Воздушная разведка в "ограниченной войне"

Подполковник В. Дубров

Воздушную разведку американское командование во Вьетнаме считает основным средством получения информации о целях в интересах авиации, морского флота и сухопутных войск.

При разработке способов воздушной разведки и целеуказания агрессоры столкнулись с большими трудностями. Характер местности и специфика обстановки заставили их применять для разведки легкомоторные самолеты, а для фотографирования объектов - ручной аппарат. Наблюдение и съемка велись на малой скорости (130- 180 км/час) и небольшой высоте (100- 900 м). Печать сообщала, что 80% объектов в джунглях, подвергшихся нападению с воздуха, были обнаружены визуальным способом.

Военные эксперты считают организацию воздушной разведки в Южном Вьетнаме и способы ее ведения характерными только для данного театра военных действий.

В ходе преступной войны спешно разрабатывалось и поступало на вооружение интервентов оборудование для удовлетворения нужд авиационной разведки. Все же, несмотря на попытки всячески усовершенствовать способы обнаружения укрытых объектов, «эффективность этих средств не отвечала требованиям борьбы с крайне подвижным и умным противником» («Авиэйшн уик»).

В Северном Вьетнаме боевые действия наземных войск не проводились. Это, безусловно, сказывалось на характере боевого применения американских самолетов тактической разведки. Однако, по мнению обозревателей, ставившиеся перед ними задачи могут быть характерными для «любого военного конфликта в другом районе».
В начале войны агрессоры заявляли, что бомбардировками хотят разрушить объекты на коммуникациях, соединяющих Север с Югом, и максимально ограничить движение по дорогам и рекам. Однако «изоляция района боевых действий» с воздуха не могла быть осуществима без получения разведывательных данных о неподвижных и подвижных, хорошо замаскированных объектах. Первый «опыт» показал, что основным средством обнаружения целей является человеческий глаз. Только летчик-наблюдатель мог мгновенно зафиксировать изменения в наземной обстановке по световому, цветовому и другим признакам. Только визуально можно было разыскать надежно укрытый объект, не излучающий тепловой и электромагнитной энергии и не обладающий радиолокационной контрастностью.

Второе по значению средство разведки - фотоаппарат. Летчик был способен быстро выявить «подозрительный» объект по признакам, недоступным для прибора, но не мог во всех случаях запомнить его положение относительно характерных ориентиров. А это было очень важно при выдаче разведданных или целеуказания ударным самолетам.

После первых бомбардировок коммуникаций на Севере выяснилось, что для эффективного ведения воздушной разведки нужен двухместный реактивный самолет, снабженный чувствительными фотоаппаратами для съемки с больших и малых высот. Самолет должен располагать достаточной скоростью и удовлетворительными пилотажными качествами для маневрирования в зоне огня средств ПВО. В обязанности второго члена экипажа должно вменяться наблюдение за местностью и поиск целей на малой высоте. Однако основными разведчиками ВВС и флота США в начале воздушной войны над Северным Вьетнамом были самолеты RF-101 «Вуду» и RF-8 «Крусейдер». Кроме того, седьмой флот для наблюдения за движением транспортных средств на воде у побережья ДРВ  не пользовал поршневые палубные самолеты А-1 «Скайрейдер».

Отмечая разнообразие и сложность задач воздушной разведки в «ограниченной» войне, американская печать сообщала, что RF-101 и RF-8 слишком «совершенны для войны на Юге из-за своей скорости и сложности оборудования». Кроме того, у тактического разведчика RF-101, имевшего шесть фотоаппаратов различных типов, оказалась недостаточная минимальная высота фотографирования, хотя оборудование рассчитывалось на применение с высот 300-600 м, требуемая четкость снимка получалась только о полете на замедленной скорости. А на скорости менее 800 км/час можно было попасть под интенсивный огонь средств ПВО ДРВ.

На палубном разведчике RF-8 был установлен специальный аэрофотоаппарат САХ-12 «Ферчайлд» для съемки с малых высот. Однако разрешающая способность САХ-12 при полете на большой скорости была также невысокой. Поэтому при разведке средств ПВО ДРВ приходилось прибегать к тактическому приему, рассчитанному на одновременное применение самолетов различных типов.

Одиночные RF-101 высылались в предполагаемый район расположения огневых средств ПВО <на малой высоте, где маневрировали на повышенной скорости, резко изменяя направление движения. На границе района разведки на большой высоте находились самолеты U-2 и RB-66. Экипажи RF-101 визуально фиксировали места расположения зенитных орудий, обнаруживших себя огнем, a U-2 производил фотографирование.

Самолеты RB-66 привлекались для обеспечения действий разведчиков постановкой пассивных и активных помех. Такой прием применялся для вскрытия системы ПВО важных объектов на коммуникациях ДРВ, например мостов.

Американские пилоты на «симпозиумах» по Вьетнаму, освещавшихся в печати, говорили, что во время выполнения подобных заданий важно было установить секторы наиболее интенсивного огня с земли. С учетом этих данных разрабатывалась схема действий ударных самолетов в районе цели. Наряд истребителей-бомбардировщиков на подавление средств ПВО назначался в зависимости от установленной разведкой мощности их «сопротивления».

Экипаж самолета RF-101 в течение одного полета на разведку продолжительностью до трех часов фотографировал не более 7-8 отдельных объектов. При этом учитывалось, что полет на малой высоте требовал от летчика, единственного члена экипажа, уделять большое внимание пилотированию самолета.

Возникавшие трудности в выполнении полетных заданий не позволяли обеспечивать заинтересованные штабы разведданными в полном объеме. В связи с этим седьмой флот США начал использовать во Вьетнаме двухместный палубный разведчик RA-5C. В оборудование RA-5C, которое размещалось в подвесном контейнере, входили: АФА для дневной съемки с больших и малых высот; фотоаппарат, рассчитанный на использование при скорости 850 км/час, и радиолокационная станция бокового обзора (РЛСБО). С помощью РЛСБО предполагалось обнаруживать неподвижные и раздельно движущиеся цели в сложных метеорологических условиях. Диаграмма направленности станции имела веерообразную форму (ширина луча 1?.), за счет чего просматривались одна или две полосы местности, расположенные параллельно линии пути самолета. При высоте полета 900 м в зону видимости бортового локатора попадал участок шириною до 80 км.
Однако системы обработки данных радиолокационной разведки самолет RA-5C не имел. Добытые в полете сведения поступали в наземный центр, где на дешифрирование пленки затрачивалось длительное время - от шести до тридцати шести часов. На разрешающую способность радиолокатора влияли дождь, туман и изменение расчетной высоты обзора. Выдерживание же устойчивого режима в полете над районом расположения средств ПВО было крайне небезопасно. По этим причинам экипажи самолетов RA-5C применяли РЛСБО только для разведки дорог у побережья ДРВ. «Коррективы» в действия воздушных пиратов внесли зенитные ракеты и истребители ВНА. Способы ведения воздушной разведки пришлось изменять. Пилоты-разведчики были вынуждены применять тактические приемы истребителей-бомбардировщиков. Подход к району расположения объектов осуществлялся на бреющем полете, затем самолет переводился на «горку» и оставался на высоте 2500-3000 м одну-полторы минуты. За это время экипаж визуально осматривал и фотографировал выбранный участок Местности. После чего самолет резко снижался. В процессе выполнения задания на разведку подобный маневр повторялся несколько раз.

В этом «методе» оставался открытым вопрос: где переводить самолет на «горку», чтобы остаться за время ее выполнения в непростреливаемом с земли пространстве. Для определения рубежа начала маневра требовались радиотехнические средства разведки. Их отсутствие сказывалось и в том, что нередко крупные группы американских истребителей-бомбардировщиков и палубных штурмовиков бомбили ложные позиции зенитных ракет на территории ДРВ. Пилоты признавались, что подготовка к выполнению подобных «заданий» велась по данным аэрофоторазведки. Реальные цели или «исчезали» за время обработки разведданных на земле, или экипажи разведчиков фотографировали макеты ракетных установок.

В задачу появившихся во Вьетнаме специальных самолетов радиотехнической разведки F-101F, F-105F, ЕВ-66 входило даре» деление координат позиций ЗУР по снятию пеленгов на работающую радиолокационную станцию наведения. Учитывая большую подвижность и мобильность северовьетнамских ракетных комплексов, эти самолеты включали в состав групп истребителей-бомбардировщиков.

Совместные действия разведывательных и боевых самолетов были рассчитаны на максимальное сокращение времени с момента обнаружения объекта до нанесения по нему удара.

Новые методы противодействия ЗУР, «проверка» которых сопровождалась большими потерями самолетов, не были эффективными против истребителей ВНА, которые уверенно накапливали свою мощь. Немаловажное значение имела и еще одна деталь. Разведка с помощью радиотехнических средств могла быть результативна только тогда, когда удавалось вынудить включиться РЛС в работу. Для этого тоже требовалось выполнять на самолетах весьма опасные маневры в зоне расположения средств ПВО и нередко попадать под их огонь.

Печать отмечала, что большую сложность для американской авиации представляла ночная разведка. Коммуникации ДРВ в основном оживали ночью, а оборудование самолетов RF-101, RF-8 и RA-5C было приспособлено только для фотографирования днем. Визуальное наблюдение ночью также было крайне ограничено.

Решение проблемы ночной разведки агрессоры возложили на новый самолет RF-4C, построенный на базе известного тактического истребителя «Фантом». Аэро - фотооборудование RF-4C включало два носовых фотоаппарата для съемки ночью на высоте 30-60 м при большой скорости полета и один фотоаппарат для высотного фотографирования днем. В задней части самолета был смонтирован инфракрасный датчик с углом сканирования 120°.

На некоторых RF-4C был установлен также радиолокатор бокового обзора. Однако он применялся редко из-за тех же недостатков, которые были характерны для РЛСБО самолетов RA-5C.

Сложное разведывательное оборудование создавало летчикам RF-4C довольно много работы в полете. Поэтому на заднем сиденье RF-4C находился штурман-оператор. Он заменял второго пилота.

Официальные представители США говорили, что RF-4C - самолет с современным оборудованием, но не предназначенный для войны такого рода. «Во Вьетнаме он как разведчик не делал и половины того, на что способен, а делал преимущественно то, к чему не приспособлен». «Инфракрасные» пленки с самолета RF-4C передавались для обработки и дешифрирования на наземную базу. Офицеры фоторазведки ВВС затрачивали на предварительную оценку информации 15 минут, а на более подробный анализ требовалось 6- 8 часов.
Из всей разведывательной аппаратуры, установленной на RF-4C, наибольшее применение во Вьетнаме нашли лишь осветительные ночные лампы и ракеты. Исходя из наиболее благоприятных условий использования световых средств, разведчики RF-4C действовали ночью преимущественно парами на высотах не более 2500 м. В заданном районе, куда экипажи выходили по системе ближней навигации, один из них запускал девять или десять из сорока имевшихся на борту осветительных ракет. За время их горения (продолжительностью от трех до семи минут) второй экипаж просматривал освещенную площадь и после визуального обнаружения заданного объекта применял средства поражения. Бомбометание и пуск НУРС производились ночью с малыми углами пикирования (10-15°). Если объект не был поражен в первой атаке, то самолеты менялись ролями. Точность бомбометания ночью с применением визуальных способов прицеливания была невысокой. В районах, прикрытых средствами ПВО, действия разведчиков часто обеспечивались постановщиками помех RB-66, не заходившими в опасную зону.

Если в задании предусматривалось одно фотографирование, то RF-4C действовали одиночно. Съемка с малой высоты велась с помощью лампы-вспышки на скорости 800 км/час. В процессе фотографирования самолет резких эволюции не делал. За один полет продолжительностью 2-2,5 : часа добывались данные о четырех-пяти' объектах. Над территорией ДРВ ночью одновременно находились несколько пар (одиночных самолетов) RF-4C, которые вели разведку в районах, удаленных друг от друга, на 150-200 км. Разведывательные самолеты ночью иногда действовали как охотники, совершая полет преимущественно вдоль дорог ДРВ. Агрессоры признавали, что RF-4C не смогли полностью заменить старые самолеты-разведчики.

Большое удаление района «боевых действий» от мест базирования ВВС США в Юго-Восточной Азии заставило американцев прибегать к разработке новых способов обнаружения не только наземных, но и воздушных целей. Разведку воздушных целей в числе других задач выполнили самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) ЕС-121 и Е-2А. Наличие на борту обзорных радиолокационных станций позволяло экипажам этих самолетов вести наблюдение за воздушным пространством. Установка же штурманских планшетов обеспечивала проводку целей и отображение воздушной обстановки. Находясь над Тонкинским заливом у побережья ДРВ, ЕС-121 и Е-2А выполняли в воздухе функции наземных командных пунктов.

Радиолокатор, установленный на самолете Е-2А, был способен выделить «полезный сигнал» только от низко летящей цели над морем. Различить ,на экране отметку от самолета, производившего полет над сушей на малой высоте, было невозможно из-за помех от земной поверхности. ЕС-121 был оборудован еще более старой РЛС.
Взлетевшие на перехват воздушного противника МИГи могли быть обнаружены бортовым радиолокатором только при выходе на высоту, близкую к высоте полета воздушного КП. Тогда все американские самолеты, 'находившиеся над территорией ДРВ, извещались по радио об опасности. Дело заканчивалось чаще всего информацией, а не наведением, поскольку американские пилоты не горели желанием встретиться с северовьетнамскими истребителями.

В сообщениях иностранной печати о проблемах, с которыми столкнулась авиация США при выполнении задач воздушной разведки в «ограниченной» войне, прежде всего выделяется «неудовлетворенная потребность» получать разведданные в реальном масштабе времени. Такая потребность остро возникала при высокой подвижности объектов и умении воинов ПВО ВНА маскировать свои тактические намерения.

Печать отмечает также низкую эффективность визуальной воздушной разведки и фотографирования при хорошей естественной маскировке объектов. К недостаткам телевизионного и инфракрасного разведывательного оборудования относят невозможность их использования в плохую погоду. Кроме того, радиолокационная разведка была сопряжена с целым рядом критических ограничений и так же, как и ИК и телеразведка, требовала большого времени на обработку полученных данных.

На поддержку войны во Вьетнаме сейчас направляет всю свою деятельность авиационный испытательный центр, расположенный в штате Флорида (США). Особый упор делается на разработку не только разведывательного оборудования, но и способов его боевого применения. Принятая сейчас программа усовершенствования средств и способов воздушной разведки включает создание новых приборов дешифрирования разведданных, подготовку квалифицированных специалистов и проверку информационных датчиков, с помощью которых можно обнаруживать внезапно появляющиеся цели в любую погоду.

Как видно, агрессорам мало жестокой . расплаты, которую они понесли в преступной войне во Вьетнаме. Однако, сколько бы они ни бросали сил и средств на любую подобную авантюру, их ждет очередной провал.
 

Авиация и космонавтика №12 1968 С.86-89

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (21.10.2009) | Автор: Подполковник В. Дубров
Просмотров: 5456 | Теги: Вьетнамская война, авиаразведка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar