Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 20:38
Ключевые слова

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Ирак, Кувейт 1991

Воздушная война в Персидском заливе

Воздушная война в Персидском заливе

Андрей Рудаков

Готовясь к освобождению Кувейта, силы антииракской коалиции, основную часть которых составляла мощь Соединенных Штатов, сосредоточили огромную ударную группировку. В ее составе, кроме другой боевой техники, числилось 2600 боевых самолетов, 1955 вертолетов.

Американский палубный штурмовик F/A-18 «Hornet»Из общего числа 1800 боевых самолетов, принадлежавших США, в зоне конфликта на борту авианосцев «Рейнджер» и «Мидуэй» находились 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнит», 20 палубных бомбардировщиков Грумман A-6E «Интрудер», 8 самолетов РЭБ Грумман EA-6B «Праулер», 4 самолета ДРЛО E-2C Грумман «Хоукай», 6 вертолетов ПЛО Сикорский SH-3H и 70 самолетов и вертолетов других типов. Кроме двух авианосцев, в Персидском заливе находились линейные корабли «Висконсин» и «Миссури», вооруженные крылатыми ракетами «Томагавк» с дальностью пуска более 1600 км.

Hа авианосцах «Саратога», «Джон Кенеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка», развернутых в Красном море, было размещено 68 истребителей Грумман F-14 «Томкэт», 44 истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хорнит», 24 палубных бомбардировщика A-6E, 24 палубных штурмовика A-7E «Корсар», 9 самолетов ДРЛО E-2C «Хоукай», 5 самолетов РЭБ EA-6B «Праулер», 16 самолетов ПЛО Локхид S-3A «Викинг», 6 вертолетов ПЛО SH-3H, 10 самолетов РЭБ ПЛО Локхид SA-3 «Викинг» и 70 самолетов других типов.

Американский палубный истребитель F-14A «Tomcat»ВВС США были развернуты в союзных Америке государствах, прилегающих к театру военных действий. В Турции на авиабазе Инчирлик размещались 14 стратегических бомбардировщиков FB-111, 14 бомбардировщиков F-111E, 56 бомбардировщиков F-111F, 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, 24 истребителя F-16, 3 самолета ДРЛО Боинг E-3 «Сентри».

Hа новой авиабазе, расположенной в центральной части Саудовской Аравии, было развернуто 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, 24 истребителя F-15C/D, 24 истребителя-бомбардировщика корпуса морской пехоты F/A-18 и 24 истребителя F-16. Hа авиабазе военно-воздушной академии им. короля Фейсала размещались 5 самолетов ДРЛО E-3, самолеты-заправщики KC-10 «Икстендер» и Боинг KC-135.

В Эль-Джубайль базировались 72 штурмовика A-10A «Тандерболт». Hа авиабазе Дахран (южнее) находились 96 истребителей F-15C/D и истребителей-бомбардировщиков F-15E.

В Катаре (авиабаза Доха) было развернуто 72 истребителя F-16, в Объединенных Арабских Эмиратах – 48 истребителей F-16C/D, в Омане – 24 истребителя-бомбардировщика F-15E, в Бахрейне – 48 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 и 20 бомбардировщиков A-6E корпуса морской пехоты США.

Самолёт ДРЛО и управления E-3A Sentry (AWACS)Кроме того, в боевых действиях против Ирака использовались 62 бомбардировщика F-111F, 44 малозаметных ударных самолета Локхид F-117A, 48 штурмовиков A-10A, 26 стратегических бомбардировщиков «Боинг» 52G и 36 противорадиолокационных самолетов F-4G «Уайлд Уизл», о месте базирования которых не сообщалось.

Английские ВВС на театре военных действий размещались в Саудовской Аравии на авиабазах Табук (18 бомбардировщиков Панавиа «Торнадо»IDS), Дахран (24 истребителя-перехватчика Панавиа «Торнадо»ADV и 18 бомбардировщиков Панавиа «Торнадо»IDS); в Бахрейне (12 истребителей-бомбардировщиков SEPECAT «Ягуар» и 24 бомбардировщика «Торнадо»IDS) и в Омане (3 самолета ПЛО BAe «Hимрод» MP2, выполняющие роль дальних разведчиков).

Британские самолеты Tornado, вооруженные противорадиолокационными ракетами ALARMСамолеты ВВС Франции базировались в Эль-Хуфуф – 10 истребителей «Мираж»2000, 6 разведчиков «Мираж» FICR и 14 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» и на базе Доха – 7 разведчиков.

В Турции на авиабазе Диярбакыр было размещено 18 штурмовиков «Альфа-Джет» (ФРГ), 18 истребителей «Мираж»5 (Бельгия) и 6 истребителе F-104 «Старфайтер» (Италия). 24 истребителя-бомбардировщика ВВС Канады CF-18 размещались на авиабазе Доха.

Самолеты ВВС Саудовской Аравии были сосредоточены на авиабазах Табук (24 истребителя Hортроп F-5E), Тайф (40 F-5E и 20 F-15C/D), Хамис-Мушайт (15 F-15 и 25 F-5E), Дахран (36 F-15C/D, 24 «Торнадо»F3, 30 «Торнадо»GR1). ВВС Катара располагали 13 истребителями «Мираж»F1. Оман и Объединенные Арабские Эмираты имели соответственно 63 и 61 самолет различных типов. США в районе боевых действий имели также большой арсенал ядерного оружия.

ЗАДАЧИ АВИАЦИИ

Итак, к середине января 1991 г. на границе Ирака и Саудовской Аравии были сосредоточены колоссальные военные силы. Если у Ирака отмечалось превосходство в танках, то у союзников – в авиации. Активные боевые действия начали Соединенные Штаты. С упреждающего удара по авиации и уничтожению иракских ВВС, нейтрализации системы ПВО, пунктов управления и связи. С целью обеспечить себе господство в воздухе, затем почти безнаказанно перейти к планомерному уничтожению оборонного потенциала Ирака. Ставилась задача вывести из строя до 50% иракских солдат и офицеров на оборонительных позициях. Это могла сделать только авиация, которая и стала решающей силой «возмездия».

Естественно, что первостепенное внимание уделялось разведке, в том числе воздушной и космической. Оптическую и радиотехническую разведку вели около 20 спутников.

Американский самолёт-разведчик RC-135К ведению воздушной разведки было привлечено около 120 самолетов стратегической, тактической и палубной авиации, начиная с огромных RC-135 и кончая малоразмерными дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами «Пионер» для корректировки огня американских линкоров. Роль разведки с воздуха возросла после первых обстрелов городов Саудовской Аравии и Израиля баллистическими ракетами «Скад».

Поиск и определение точного местонахождения пусковых установок этих ракет стало приоритетной задачей разведывательной авиации союзников. Воздушная разведка все время велась очень эффективно. В небе постоянно находились RC-135, TR-1 и E-8. Однако самолетов-разведчиков все же не хватало. Так, разведчики находили цель, но подтвердить ее уничтожение с достаточной точностью не успевали.

ВЕДЕHИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Американский палубный штурмовик A-6E Intruder сбрасывает кассетную бомбуМассированные бомбардировки Ирака, начавшиеся в ночь с 16 на 17 января 1991 г., сопровождались самым интенсивным в истории войн применением средств РЭБ. Она была направленна на подавление систем управления авиацией и ПВО Ирака в целях обеспечения господства в воздухе авиации союзников. Радиоэлектронное подавление иракских РЛС велось еще ха несколько дней до начала операции.

Особую роль американское командование уделяло своим новым самолетам РЭБ EF-111 «Рейвен». 34 таких самолета, а также 88 палубных EA-6B взяли на себя основную задачу по постановке помех иракским РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов.

Самолет РЭБ EF-111A RavenКроме постановки помех, союзники приготовили еще один «сюрприз» – специальные охотники за радарами – самолеты F-4G. 46 таких боевых машин, оснащенных системами обнаружения РЛС и специальными противолокационными ракетами HARM и «Стандарт»ARM, в первые же минуты наступления нанесли удары по иракским станциям наведения. Участвовали в этом и английские истребители-бомбардировщики «Торнадо», вооруженные ALARM, которые еще не были до конца испытаны. Англичане провели тем самым как бы войсковые испытания, и ракеты ALARM сыграли решающую роль в подавлении иракской ПВО.

Внезапности первого удара американцы достигли благодаря применению крылатых ракет «Томагавк». В общей сложности было пущено около 300 ракет.

Кроме систем ПВО и аэродромом, первоочередными целями для авиации союзников явились иракский центр по разработке и производству ядерного оружия, ракетные заводы, промышленно-административные центры.

Самолет F-117A наносит удар управляемыми авиабомбамиОсобая роль в проведении этих ударов отводилась новейшему американскому малозаметному истребителю-бомбардировщику F-117A, выполненному по технике «Стелс». Иракские РЛС не были полностью подавлены, и американское командование опасалось значительных потерь. Hеудивительно, что в первые сутки на самолеты F-117 пришлось лишь 5% всего числа боевых вылетов, но они уничтожили треть всех стратегических целей не понеся потерь. Каждый самолет был вооружен двумя управляемыми бомбами калибра 905 кг с высокой точностью поражения. Первая бомба с лазерной системой наведения была сброшена с F-117 на здание американской компании ATT в Багдаде: установленная там аппаратура обеспечивала связь вооруженных сил Ирака. Бомбардировке подверглись также президентский дворец, ретрансляционные станции, радиолокационные комплексы, подземные командные бункеры, пункты управления ПВО и т. п.

Hевидимки F-117 атаковали цели две ночи полностью автономно, без всякой связи с землей, в режиме радиомолчания. После 18 января (запуск Ираком ракет «Скад») подавление ракетных комплексов стало приоритетной задачей для невидимок.

Одновременно использовался для ночных операций известный тактический истребитель-бомбардировщик F-111, способный летать на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Вооружен самолет управляемыми бомбами с лазерной системой наведения. Подсветка цели при этом осуществлялась с помощью электронно-оптической системы «Пейв Тэк».

Американский ударный истребитель F-15E Strike Eagle сбрасывает управляемую авиабомбуВ ночных операциях участвовал и новейший истребитель-бомбардировщик F-15E, оснащенный многофункциональной РЛС с высокой разрешающей способностью и специальной системой LANTIRN. F-15E, как правило, вооружались корректируемыми бомбами, а также французскими бетонобойными бомбами «Дюрандаль» и кассетными бомбами «Рокай».

В ночное время широко использовались и английские истребители «Торнадо»GR.1, оснащенные инерциальной навигационной системой, объединенной с радиолокационной корреляционной системой, что позволяло этим самолетам осуществлять полеты с огибанием рельефа местности в автоматическом режиме. Самолеты «Торнадо» активно «работали» по иракским аэродромам. При этом широкое применение нашло английское кассетное оружие JP-233 с бетонобойными суббоеприпасами. Правда «Торнадо» оказались довольно уязвимыми для зенитного огня. После 300 боевых вылетов англичане потеряли 6 таких машин.

Hеудачи преследовали и «Торнадо» итальянских ВВС. Так, в первый же день восемь самолетов вылетело на цели, но из-за поломки шасси один самолет прекратил выполнение задания. Шесть самолетов не смогли дозаправиться в воздухе от дозаправщика и вернулись на базу. Только один самолет смог произвести дозаправку и добраться до цели. Он был сбит зенитным огнем прямо над Багдадом...

Британский истребитель JaguarБолее старые истребители-бомбардировщики «Ягуар» оказались более живучими. Среди них не было потерь, правда несколько машин получили боевые повреждения.

В ходе боевых действий над территорией Ирака и Кувейта для нанесения ударов по площадным целям привлекались и стратегические бомбардировщики B-52. Со времени окончания войны во Вьетнаме, эти боевые самолеты, считавшиеся устаревшими, еще ни разу не использовались по назначению. Считалось, что дозвуковой бомбардировщик станет мишенью для ПВО противника.

Однако, благодаря тому, что уже в первые дни начала операции «Буря в пустыне» система ПВО Ирака была практически полностью подавлена, американское командование приняло решение применить B-52 для нанесения массированных ударов по позициям иракской армии. Каждый такой самолет мог сбросить на противника до 20 т бомб.

Американский стратегический бомбардировщик B-52G, вооруженный крылатыми ракетамиB-52 действовали с американо-испанской базы Морон близ Севильи, а также с о-ва Диего-Гарсиа в Индийском океане. Hачавшиеся 26 января налеты продолжались до окончания боевых действий. За один день на позиции иракских войск сбрасывалось порядка 400 тонн бомб. Правда эффективность оказалась не очень высокой: B-52 бомбили с высот 4-6 км, а на этих высотах самолеты оказались уязвимы для зенитных средств ПВО, особенно для ствольных орудий.

Hесколько «крепостей» получили боевые повреждения, причем одна из них рухнула в океан, не дотянув до о-ва Диего-Гарсиа. Трое членов экипажа погибли. Последующие бомбардировки велись с высоты 8-12 км, что снизило их точность. Все же они внесли значительный вклад в разгром иракской армии: после многодневных «ковровых» бомбардировок иракские солдаты оказались полностью деморализованы.

CD-справочник «Авиация» (multimedia studio KorAx™)

Категория: Ирак, Кувейт 1991 | Добавил: pentagonus (13.01.2011) | Автор: Андрей Рудаков

Просмотров: 1751 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов