Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 04.12.2016, 15:12
Ключевые слова
автотранспорт, M-ATV, MRAP, MRAP-ATV, С. Корчагин

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 128
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Техническое обеспечение

Высокозащищённые бронированные автомобили сухопутных войск США (2016)

Высокозащищённые бронированные автомобили сухопутных войск США

Полковник С. Корчагин,
капитан Е. Кондратюк

До определенного времени высокозащищенные бронированные автомобили (БА) не были востребованы в ВС ведущих иностранных государств и рассматривались лишь как некое ответвление от БТР. В настоящее время аббревиатура МРАП (MRAP - Mine Resistant Ambush Protected) стала обобщающей для любого БА со сходными характеристиками.

Термин MRAP (защищенный от мин и атак из засады) был впервые использован в 2006 году в США при разработке БА с повышенной противоминной защитой. На данный класс машин со специальной V-образной формой днища обратили внимание с началом военных операций в Ираке и Афганистане. Свою эффективность эти боевые транспортные средства проявили в Ираке, когда в 2004 году на этапе опытной эксплуатации такой техники в более чем 300 случаях подрыва бронеавтомобилей на самодельных взрывных устройствах (СВУ) не погиб ни один военнослужащий армии США.

MRAP

По своему предназначению и конструктивным особенностям машины МРАП можно разделить на три основные категории:
Категория I - автомобили, предназначенные для патрулирования населенных пунктов, отличающиеся от машин других категорий своей сравнительно малой массой.
Категория II - представляющие собой среднегабаритные, не тяжелые по массе
БА, используемые для патрулирования оперативных районов и населенных пунктов, ведения боевой и отдельных видов специальной разведки, перевозки личного состава до отделения и эвакуации раненых, решения инженерных задач по разминированию.
Категория III - крупногабаритные тяжелые машины, имеющие узкую специализацию по проведению минно-инженерных работ (разминирование).

Эволюция средств вооруженной борьбы, тактики ведения боя постоянно вносит свои коррективы к требованиям, предъявляемым к современной бронетехнике. Рациональное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности сделало бронеавтомобили неотъемлемой частью системы вооружения СВ США на современном этапе. Существуют задачи, когда применение бронетанковой техники нецелесообразно по стоимостным оценкам: патрулирование оперативного района; борьба с незаконными вооруженными формированиями; участие в ликвидации массовых волнений.

На определенном этапе БА класса МРАП рассматривались в качестве замены бронетранспортерам при ведении боевых действий в условиях контрпартизанской войны. Они способны обеспечить защиту экипажа и десанта при подрывах на минах и СВУ, имеют больший ресурс, позволяют обеспечить более комфортные эргономические условия при длительном нахождении личного состава внутри такого боевого средства. Главное достоинство машин класса МРАП - это более низкая стоимость по сравнению с бронетранспортерами.

Таблица Основные ТТХ бронеавтомобилей класса МРАП (без учёта параметров уровня защищённости)

Характеристики Категории
I II III
Боевая масса, т 7-15 (22*) 19-26 (37*) 20-25
Длина, м 6-7 7-8,5 8-8,5
Ширина, м 2,4-2,7 2,4-2,8 2,6
Высота, м 2,6-3 2,6-3 4
Клиренс, мм 350-410 350-410 410
Скорость по шоссе (максим.), км/ч 100 100 100
Запас хода, км 900-966 900-966 483
Экипаж, человек 2+4; 2+6 2+8; 2+10; 2+14 2+4
Колесная формула 4x4 6x6 6x6
Конструкция кузова V-образный, цельносварной/секционно-сборный несущий (или устанавливаемый на рамной конструкции),
Дополнительное оборудование Система обеспечения безопасности движения (функции антиблокировки и регулирования давления в шинах), система кондиционирования (в различных климатических зонах) для тяжело экипированного персонала, роботизированный манипулятор*
* Для инженерных машин.

Основная комплектация БА класса МРАП включает: централизованную систему подкачки шин; систему ABS; систему внешней связи, переговорные устройства внутренней связи и связи с десантом, находящимся вне машины; приемник КРНС "Навстар", интегрированный в систему управления; систему кондиционирования воздуха; боестойкие шины, позволяющие продолжать движение при пробитии или в случае их повреждения. В качестве дополнительных опций могут применяться модульная броня и элементы динамической защиты.

К основным недостаткам БА класса МРАП, которые требуют конструктивных решений, относятся: высоко расположенный центр тяжести (ограничивает возможности машин на пересеченной местности, и особенно в горных условиях); высота машин, а также наличие внешних антенн (усложняют эксплуатацию в населенных пунктах, где проходят линии электропередач).

Как отмечается, машины II и III категорий, имеющие большую массу и значительные габаритные размеры, создают проблемы с транспортировкой машин на ТВД (не все типы самолетов транспортной авиации способны перевозить данный груз) и, как следствие, увеличивается время переброски таких средств, а также ее стоимость.

Уже на начальном этапе массовой эксплуатации БА класса МРАП появилась необходимость в создании нового поколения таких машин - M-ATV (MRAP All Terrain Vehicle - автомобиль повышенной проходимости с усиленной противоминной защитой). Эти средства по сути относятся к I категории, предназначенной для применения на любой местности в качестве патрульной и боевой разведывательной машин. Также потребовалось создание нового поколения таких автомобилей II категории с учетом всех выявленных недостатков за период эксплуатации машин данного класса.

Исходя из поставленных задач по предназначению, бронеавтомобили класса МРАП I и II категорий в любой своей конфигурации должны обладать мобильностью на всех видах дорог (главных дорожных магистралях, второстепенных дорогах и колонных путях на пересеченной местности), в широком диапазоне природно-климатических условий (окружающей среды и климатических зон), а при выработке инженерно-конструкторских решений необходимо учитывать такие качества, как мобильность и функциональность для эффективного тылового и частично боевого обеспечения.

Нужные конструктивные изменения в машины I категории были внесены достаточно оперативно. Первая партия M-ATV, произведенная американской корпорацией "Ошкош дефенс", поступила для эксплуатации в ВС США в октябре 2009 года. При этом были учтены все основные недостатки предшествующих БА. Машина имеет меньшие массу и габариты, а также повышенную проходимость при сохранении того же уровня защиты, что и у выпущенных ранее средств этого класса.

У машин II и III категорий массогабаритные характеристики значительно превышают аналогичные параметры бронемашин I категории.

Помимо соответствия общим требованиям устойчивости к подрыву на минах и СВУ, новые модели БА класса МРАП оборудуются дополнительными системами безопасности. В частности, на них размещаются системы активной защиты, элементы нового бронирования, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости БА.

В 2007 году, в рамках первого этапа программы выпуска таких машин, заказ МО США на их поставку стоимостью 50 млрд долларов позволил произвести около 29 тыс. единиц, 21 тыс. из которых приобрели сухопутные войска. Основными моделями закупаемых бронеавтомобилей стали "Кайман", "Кугар", "Макспро", RG-31, RG-33. А в 2009 году в СВ США было поставлено 8 722 машин серии M-ATV. В соответствии с планами эксплуатации такой техники было намечено оставить в войсках только 16 тыс. единиц, но из-за значительных затрат на их эксплуатацию почти все эти БА предлагалось поставить на хранение на передовых базах по всему миру и только частично распределить между боевыми и учебными подразделениями (около 1000 единиц перевести в категорию учебных).

По результатам исследования в 2013 году было решено оставить на вооружении 8 585 машин двух производителей: компаний "Навистар дефенс" и "Ошкош дефенс", а 756 единиц переоборудовать в автомобили средней грузоподъемности класса ММПВ (MMPV - Medium Mine Protected Vehicle). Это должны быть БА конфигураций тип 1 (RG-33L с колесной формулой 6x6 компании "БАэ системз лэнд энд армаментс" и тип 2 (RG-31 Mk 5Е 4х4 производства "Дженерал дайнэмикс лэнд системз Кэнэда").

В декабре 2012 года компания "БАэ системз лэнд энд армаментс" получила контракт стоимостью 37,6 млн долларов на первую доработку 250 машин RG-33L по программе ММПВ (общая стоимость 2,29 млрд долларов). До конца 2015 года для СВ США намечалось закупить до 2 500 машин RG-33 "Пантера", включая модификацию для инженерных подразделений и подразделений обезвреживания неразорвавшихся боеприпасов. Текущие потребности определены в 712 машин ММПВ тип 1 (в трех вариантах) и 894 тип 2.

Руководство МП в настоящее время планирует закупить 2510 машин МРАП, хотя первоначальные потребности составляли 1 230 единиц. Это будут бронеавтомобили двух производителей: компаний "Дженерал дайнэмикс лэнд системз" и "Ошкош дефенс".

В ВВС США останется примерно 350 машин трех производителей - GDLS-FP, "Навистар дефенс" и "Ошкош дефенс".

ВМС США, вероятно, получат несколько сотен БА "Кугар" производства "Дженерал дайнэмикс лэнд системз".

По расчетам американских экспертов, примерная стоимость модернизации одной машины класса МРАП может составить от 250 до 300 тыс. долларов. Предварительные расчеты показали, что до конца 2016 года на ремонтно-восстановительные работы и модернизацию оставляемых на вооружении БА класса МРАП до соответствующего общего стандарта будет потрачено около 1,7 млрд долларов.

В эксплуатации останется 8 722 машины M-ATV - это самый большой показатель из всех моделей МРАП в ВС США. 8 585 машин производства компании "Ошкош дефенс" останутся в СВ. M-ATV "Стандарт" предназначены для обеспечения поддержки войск при выполнении боевых задач в условиях пресеченной местности. Основной задачей бронемашины M-ATV является перевозка войск, армейского снаряжения и оборудования.

Базовая модель M-ATV получила обозначение М1240. Вариант М1240А1 предусматривает наличие специального комплекта для дополнительной защиты нижней части корпуса и башенку с комплектом защиты стрелка. На модель Ml277 устанавливается

дистанционно управляемый модуль вооружения Ml53 "Кроус". Вариант для сил специальных операций получил обозначение Ml245, но, по сути, это тот же вариант М1245А1. Модернизация 7 тыс. машин M-ATV проводится в настоящее время на заводе компании "Ошкош дефенс" (штат Висконсин) и на армейском заводе "Рэд ривер" (г. Тексаркана, Техас).

Всего 800 машин M-ATV будут модернизированы компанией в рамках контракта и трех дополнений к нему суммарной стоимостью более 77 млн долларов. Работы продолжаются по настоящее время, а их стоимость ниже запланированной.

Работы по восстановлению направлены на возвращение машин к стандарту начального производства LRIP-22 (Low Rate Initial Production). По сути, это стандарт для последней серийной партии БА M-ATV. LRIP-22 предусматривает установку комплекта для нижней части корпуса и усовершенствованной системы автоматического пожаротушения.

В рамках модернизации также реализовано несколько технических предложений, таких как снижение звуковых сигнатур (глушитель), наличие модульной системы крепления боеприпасов и перекомпоновка части поставляемого по государственным заказам оборудования.

Кроме того, компания построила опытный автомобиль M-ATV с колесной формулой 6х6 (в отличие от стандартного варианта 4 х 4). Конструктивно эта машина выполнена с удлиненной кабиной, все колеса имеют независимую подвеску ТАК-4 (аналогичная установлена на базовой машине 4х4). Ее боевая масса составляет 19 т (по сравнению с максимум 14,7 т у стандартного варианта) при массе полезной нагрузки 5 448 кг. В десантном отделении могут разместиться 15 человек.

Основную часть контрактов по МРАП (почти 50 %) общей стоимостью примерно 13 млрд долларов руководство морской пехоты заключило с компанией "Навистар дефенс". С 2007 по 2011 год она поставила 8 780 БА "Макспро" в нескольких вариантах. В их число входят 390 машин технической помощи, 15 машин "Дэш" такого же класса поставлены в ВС Сингапура, 10 - в Южную Корею и 80 единиц - коалиционным силам в Афганистан. Доход компании "Навистар дефенс" от продаж модели "Макспро" составил примерно 14 млрд долларов. По сообщениям западных военных СМИ, около трети поставленных ранее машин этого класса будет сдано на хранение.

На решение оставить "Макспро", а не другие модели повлияли отзывы по эксплуатации и результаты испытаний такой БА с установленным на ней комплектом повышенной выживаемости на поле боя.

В докладе Пентагона за 2011 год в разделе эксплуатационных испытаний и боевых стрельб отмечено, что машина "Макспро дэш" DXM эффективна и надежна с эксплуатационный точки зрения, поскольку ее средний пробег до возможного отказа техники составляет 2 026 км, что более чем в 2 раза превышает эксплуатационные требования -965 км.

Из 2 934 машин, остающихся на вооружении, 2 633 единицы - это "Дэш" и 301 - "Макспро" LWB (удлиненная колесная база). Работы по модернизации до общего стандарта в настоящее
время ведутся на предприятиях компании "Навистар дефенс" в Уэст-Пойнт, в Форт-Блисс и на армейском заводе "Рэд ривер".

По плану завод "Рэд ривер" в настоящее время производит примерно 1000 машин серии М1235 "Дэш" DXM самых разных конфигураций к двум усовершенствованным модификациям - М1235А4 и М1235А5. Первый будет оборудован башенкой и комплектом защиты стрелка, а на второй устанавливается боевой модуль вооружения Ml53 "Кроус".

Компания "Навистар дефенс" также переоборудует 301 БА Ml266 в вариант медико-эвакуационной машины М1266А1 и выпустит еще семь опытных образцов. Восстановительные работы на некоторых автомобилях включают установку комплекта MSU, доработку в санитарный вариант, монтаж системы электронного контроля устойчивости, а также несколько других специфических модификаций.

"Навистар дефенс" в рамках отдельного контракта доработает на предприятии компании в Форт-Блисс 489 БА "Дэш" DXM до полной готовности (FMC - Fully Mission Capable). Здесь не учтены учебные машины подразделений, которые не участвовали в боевых действиях в составе зарубежных контингентов, и машины, имеющие технические неполадки, которые нельзя устранить в рамках программы финансирования восстановления этих боевых средств.

Между БА модели FMC "Дэш" не будет различий в конфигурации и характеристиках, независимо от того, где машины проходили модернизацию: на заводе в Форт-Блисс, Уэст-Пойнт или "Рэд ривер". К октябрю 2016 года всего 2 274 машины "Макспро" должны пройти модернизацию, ремонт или восстановление. При этом около 1 тыс. из них планируется восстановить на заводе "Рэд ривер", а оставшиеся примерно 660 машин будут включены в контракт после транспортировки из-за рубежа.

ВВС США также оставляют себе БА "Макспро", поскольку СВ передали им 163 машины огневой поддержки, которые вошли в число 580 оборудованных новым шасси с независимой подвеской DXM.

В морской пехоте остаются на вооружении две основные модели: M-ATV ("Ошкош дефенс") и "Кугар", а также незначительное количество инженерных машин "Буффало". Первоначально заказ составлял примерно 1 231 единицу (490 в варианте M-ATV, 713 "Кугар" и 28 "Буффало").

В рамках работ по модернизации БА класса МРАП командование МП заключило два контракта (в феврале и марте 2014 года) с консорциумом GDLS-FP. Первый контракт стоимостью 26 млн долларов предусматривал разработку и производство 468 комплектов специальных сидений (SSU - Seat Survivability Upgrade) для машин "Кугар", второй - (74,6 млн) - 916 модернизированных комплектов сидений для "Кугар" (категории 1 и 2).

Часть таких машин были поставлены для ССО ВС Польши в рамках американской программы "Избыточное военное имущество" (EDA - Excess Defense Articles). Партия БА M-ATV была передана безвозмездно при их заводской стоимости 25,7 млн долларов и остаточной стоимости этой партии из 45 единиц в 7,76 млн. Американская сторона профинансировала также транспортировку из Афганистана самой техники, запчастей и технической документации.

Запасы БА класса МРАП могут сильно сократиться при потенциальном запросе Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), оцениваемом в 4 569 машин МРАП (1 150 единиц "Кайман" фирмы "БАэ системз лэнд энд армаментс"; 3 375 "Макспро" в разных конфигурациях компании "Навистар дефенс"; 44 M-ATV). Сделка с ОАЭ может стоить примерно 2,5 млрд долларов. Таким образом, результаты очень неоднозначные и запрашиваемое Эмиратами или уже поставленное им количество бронетехники остается довольно скромным по сравнению с доступным на данный момент числом БА класса МРАП.

БА класса МРАП (при действиях своих войск во втором эшелоне и резерве) представляют собой эффективное колесное транспортное средство, предназначенное для патрулирования, конвоирования, эвакуации, военно-инженерного обеспечения и перевозки личного состава. В случае засады и минной опасности машины класса МРАП, маневрируя, атакуют засаду огнем конвоя, а колонна стремится, не снижая скорости, продолжить движение.

Помимо вышеперечисленного данный класс бронемашин как нельзя лучше вписывается в концепцию стратегии проведения операции по обеспечению безопасности, включая операции по ликвидации незаконных вооруженных формирований.

В миротворческой операции БА класса МРАП также выглядят предпочтительно, в том числе и для психологического восприятия местным населением, благодаря своему неагрессивному внешнему виду, в отличие от вооружения и военной техники, предназначенных для проведения общевойсковых операций при классическом ведении боевых действий.

Для успешного ведения контрдиверсионной борьбы, армейским подразделениям, а также полицейским силам антитеррора необходимо иметь на вооружении БА класса МРАП всех категорий. Их комплектация должна включать максимально полный спектр систем обеспечения безопасности, а кроме того, АСУ тактического уровня.

Создание семейства надежных БА класса МРАП потребовалось ВС США для обеспечения транспортных перевозок в условиях боевых действий, для ведения операций по обеспечению безопасности (операции по стабилизации) и миротворческих операций.

Таким образом, БА класса МРАП хорошо подходят для перевозки личного состава и его огневой поддержки при зачистке территории после прохождения войск первого эшелона, что значительно уменьшает потери личного состава в ходе проведения таких операций, особенно при борьбе с засадами и приведении противником в действие СВУ. Они, безусловно, дополняют бронированные машины на театре военных действий, а также идеально подходят для тылового обеспечения ВС США и других стран.

Зарубежное военное обозрение. 2016, №2, С. 52-58

 

Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (22.03.2016) | Автор: Полковник С. Корчагин

Просмотров: 1547 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов