search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды на применение вооруженных сил США в войнах начала ХХI века

Взгляды на применение вооруженных сил США в войнах начала ХХI века

В.И. Евдаков
доктор военных наук, доцент,
член-корреспондент АВН;
полковник В.Б. Домрачеев

Изменение общего характера войн и вооруженных конфликтов начала ХХI века, возрастающая эффективность средств вооруженной борьбы, проводимые изменения структуры вооруженных сил США предопределяют изменения форм, способов и содержания их боевого применения. Обобщенно можно выделить следующие основные тенденции во взглядах на применение ВС США:
- значительное повышение напряженности и темпа ведения военных действий, что потребует более высокого, чем прежде, уровня взаимодействия всех видов ВС, нашедшего свое отражение в концепциях «объединенных сил», «экспедиционных формирований» и ряде других, основанных на широком применении автоматизированных боевых информационно-управляющих систем и ВВТ, созданных на основе последних технологических достижений;
- стремление к первоочередному достижению информационного превосходства над противником как одного из основных условий успешного ведения военных действий, что свидетельствует о повышении роли информационного обеспечения, фактически превратившегося из вида оперативного (боевого) обеспечения действий войск в важнейшую составляющую вооруженной борьбы;
- трансформация в период до 2015-2020 гг. логико-временного построения операции, выделение в ее структуре логической последовательности этапов, выстроенных по степени важности и обеспечивающих эффективное достижение целей военных действий на фоне непрекращающегося информационно-психологического воздействия на население и ВС противника;
- расширение пространственной сферы ведения военных действий: появляется возможность всеобъемлющего воздействия на противника одновременно в воздушно-космическом пространстве, на суше и на море, в информационной сфере на всю глубину его территории (оперативного построения сил) и с различных направлений; - сохранение «операции» как главной и основной формы ведения военных действий, появление новых видов операций (космических, противоракетных, информационно-психологических, радиоэлектронноогневых, роботизированных и др.); - переход от количественных критериев расчета соотношения боевых возможностей к качественным, выход на ведущее место соотношения по высокоточному оружию, оружию на новых физических принципах; - относительное снижение роли наземных сил в достижении целей военных действий и выход на первый план видов ВС, на вооружении которых имеется высокоточное оружие и оружие на новых физических принципах (военно-воздушные, военно-морские, космические силы, а также войска радиоэлектронной борьбы); - сокращение сроков выполнения боевых задач и общего времени проведения операции, связанное с высокой эффективностью оружия; - уменьшение нарядов высокоточных сил и средств поражения, необходимых для решения типовых задач, непосредственно влияющее на необходимость и масштабы применения ядерного оружия; - усиление централизации и автоматизации управления, с одной стороны, и децентрализации исполнения (предоставление нижестоящим командирам полной самостоятельности при выборе сил, средств и способов действий) – с другой; - появление новой концепции ведения военных действий в едином информационном пространстве с использованием объединенных информационно-управляющих сетей и формирования высокой сетевой архитектуры – глобальные и локальные информационные сети.

В соответствии с новой национальной военной стратегией США применение группировок американских вооруженных сил должно осуществлять-ся в соответствии со следующими принципами: - военная сила должна применяться решительно и целенаправленно, что требует заблаговременного и тщательного анализа обстановки; - вооруженные силы должны применяться комплексно в интересах максимального использования уникальных возможностей каждого вида ВС; - применение вооруженных сил США предпочтительно в составе военно-политических союзов или коалиционных группировок войск (сил); За счет создания и принятия на вооружение новых боевых и обеспечивающих систем и средств планируется существенно повысить способность ВС вести решительные боевые действия и достигать всеобъемлющего превосходства над любым противником. В то же время каждый из них должен применяться в боевой обстановке по своему предназначению и служить инструментом, усиливающим возможности человека в бою. Для достижения целей национальной военной стратегии и решения задач, определяемых военной стратегией, ВС США должны руководствоваться следующими стратегическими концепциями: стратегическая гибкость, передовое присутствие, проецирование силы и обеспечение решающего превосходства. Концепция «стратегической гибкости» нацеливает ВС США на достижение превосходства над противником в стратегической мобильности, обеспечивающей высокие темпы оперативного развертывания группировок американских войск на любом потенциальном ТВД и ведения ими боевых действий. Только в этом случае вооруженные силы могут отвечать требованиям сложной и неопределенной стратегической обстановки. Кроме того, «стратегическая гибкость» должна обеспечиваться возможностями многофункционального использования войск: с одной стороны, ВС США должны быть готовы решать широкий перечень задач, с другой – должна существовать многовариантность при планировании тех или иных операций.

Концепция «передового присутствия» требует обеспечения военного присутствия США в «жизненно важных» регионах мира. Компенсацию сокращения войск на заморских территориях планируется обеспечить за счет повышения стратегической мобильности ВС и проведения на регулярной основе совместных учений в рамках коалиций. Войска (силы) передового базирования должны быть готовы действовать как в своей зоне ответственности, так и на других ТВД. В реализации концепции «передового присутствия» ключевую роль играют пять объединенных командований, которые по американской геостратегической нарезке имеют свои зоны ответственности (в Европейской зоне, в зонах Северной Америки, Тихого океана, Центральной и Южной Америки, а также Центральной). В соответствие с распоряжением президента в разработанный КНШ «План объединенных командований», вступивший в силу с 1 октября 2002 г., были внесены изменения, расширяющие возможности вооруженных сил по обеспечению национальной безопасности с учетом новых видов угроз. Принципиальным отличием нового «Плана…» является охват географическими зонами оперативной ответственности объединенных командований ВС США всего мира, включая территорию Российской Федерации. При этом, вся полнота ответственности за решение задач в любом регионе мира возложена на соответствующих командующих в зонах. С учетом новых реалий международной обстановки и роста угроз непосредственно американской территории создано новое региональное командование – ОК ВС США в зоне Северной Америки, на которое возложена задача обороны сухопутных и морских границ страны, а также воздушно-космического пространства всего Североамериканского континента. В зону его оперативной ответственности включены: континентальная часть США, Канада, Мексика, Аляска, Куба, Виргинские острова и прилегающая к континенту 500-мильная акватория Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, а также Мексиканский залив.

Концепция «проецирования силы» заключается в способности ВС осуществлять эффективное силовое реагирование на возникающие кризисные ситуации в любой точке мира, даже если в непосредственной близости отсутствуют войска (силы) передового базирования. Реализацию ее предполагается достичь за счет повышение потенциала стратегической и тактической авиации, высокой боеготовности и мобильности сил, а также повышения стратегической мобильности ВС в целом. Концепция «обеспечения решающего превосходства» предполагает, с одной стороны, решительность в принятии решений в интересах выполнения поставленных задач, с другой – создание необходимой и достаточной группировки войск (сил) для решения поставленных задач в полном объеме. Как подчеркивается в новой национальной военной стратегии, для реализации данных концепций необходимо наличие уже в мирное время таких вооруженных сил, которые бы обладали оптимальным боевыми возможностями для выполнения поставленных перед ними задач. Стратегические концепции дополняются оперативно-стратегическими концепциями, выдвинутыми в 1996 г. в документе КНШ «Единая перспекти-ва-2010» и получившими дальнейшее развитие в пришедшем ему на смену в 2000 г. документе «Единая перспектива-2020». В этих документами была заложена концептуальная база ведения вооруженными силами США объединенных (с одновременным участием формирований двух и более видов ВС) боевых действий в будущих войнах. В них предусматривается дальнейшее совершенствование взаимодействия компонентов вооруженных сил и ускоренное внедрение новейших технологий в военное дело.

Согласно этим документам, основой кардинального повышения боевых возможностей вооруженных сил должно служить информационное превосходство, которое преобразит традиционные понятия о маневре, ударе, защите, тыловом обеспечении и позволит использовать четыре новые оперативно-стратегические концепции: «господствующий маневр», «высокоточное сражение (бой)», «всеобъемлющая защита» и «целенаправленное тыловое обеспечение». Американские стратеги считают, что реализация этих концепций будет давать их войскам «всеохватывающее господство» – подавляющее превосходство над противником на земле, в воздухе, на море, в космосе и в информационной сфере. Господствующий маневр, по взглядам американских стратегов, представляет собой способность применяемых на ТВД сил достигать позиционного превосходства над противником за счет высокой мобильности и темпов ведения боевых действий. Максимально рассредоточенные группировки разнородных сил, включающих воздушные, наземные, морские, десантные, космические компоненты, способные подавлять противостоящие силы противника, а также огневое воздействие при ведении боевых и небоевых операций позволят обеспечить превосходство над ним путем использования возможностей по информационному обеспечению, введению его в заблуждение, поражению целей и перегруппировке войск (сил).

Высокоточное сражение (бой) предполагает способность войск (сил) обнаруживать, распознавать и отслеживать объекты или цели противника, выбирать, организовывать и применять высокоточные системы поражения, достигать желаемой эффективности действий, оценивать результаты, вести бой с высокими темпами на всех этапах военных операций.

Целенаправленное тыловое обеспечение заключается в способности обеспечивать воинские формирования личным составом и материально-техническими средствами в нужное время и в необходимом объеме во всех видах операций. Выполнение этих требований возможно только при наличии информационной системы, работающей в реальном или в близком к реальному масштабе времени и обеспечивающей полную информационную осведомленность об имеющихся в наличии материально-технических средствах. Данная информационная система должна связывать операторов и личный состав подразделений тыла всех видов вооруженных сил. За счет проведения реорганизации целенаправленное тыловое обеспечение позволит эффективно вести все виды боевых действий воинскими формированиями любого масштаба. Всеобъемлющая защита подразумевает способность воинских формирований обеспечивать защиту личного состава и объектов, необходимых для выполнения боевых задач. Она достигается путем проведения активных и пассивных мероприятий, создающих многоуровневую защиту на земле, на море, в воздушном и информационном пространствах во всех видах деятельности войск (сил) с допустимой степенью риска. В действующей национальной военной стратегии США, как и в предыдущих версиях, конкретные планы строительства вооруженных сил и их отдельных компонентов подробно не раскрываются. Однако анализ имеющейся информации показывает, что акцент в развитии вооруженных сил в перспективе до 2015-2025 гг. будет усилен по следующим основным аспектам: поддержание ядерного потенциала в интересах обеспечения «всеобъемлющего сдерживания»; развитие неядерного потенциала обороны территории страны; совершенствование обычных вооруженных сил, необходимых для достижения победы в вооруженных конфликтах различного масштаба, включая наращивание возможностей быстрого использования их экспедиционного потенциала, а также осуществления международных акций полицейского и гуманитарного характера. Проанализировав руководящие документы, определяющие военную стратегию США как совокупность взглядов действующего руководства, можно выделить следующие основные требования к боевому применению вооруженных сил: - обеспечение способности ВС к быстрому реагированию на кризисные ситуации; - отдельные формирования и все вооруженные силы в целом должны обладать высокой ударной силой, огневой мощью, тактической и стратегической мобильностью, способностью ведения успешных действий на любых ТВД в конфликтах любого уровня;
- способность войск решать задачи ведения действий во всем диапазоне обстановки от крупномасштабной войны на удаленном ТВД до операций в особых условиях мирного времени;
- совершенствование взаимодействия видов ВС и родов войск (сил) при проведении совместных (объединенных) операций;
- широкое использование перспективных образцов ВВТ, созданных на основе последних достижений науки и техники. В целом военная стратегия США трансформируется в направлении перехода от сценария глобальной обычной (ядерной) войны к сценариям региональных войн с многовариантным набором потенциальных противников.

Вестник АВН №2 2008

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (08.11.2010) | Автор: В.И. Евдаков
Просмотров: 7680 | Теги: В. Евдаков, концепция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar