Взгляды военно-политического руководства США на обеспечение безопасности нефтеперерабатывающей промышленностиПодполковник И. Виияков Обеспечение безопасности ключевых (критически важных*) объектов инфраструктуры рассматривается военно-политическим руководством (ВПР) США в качестве одной из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности. Взгляды американского руководства на организацию защиты критической инфраструктуры страны находят отражение в комплексе документов, основополагающими из которых являются "Стратегия внутренней безопасности", "Национальная стратегия по физической защите критической инфраструктуры и объектов национального достояния", "Национальная стратегия по защите киберпространства" и ряд других. В "Стратегии внутренней безопасности" определены основные цели американской политики в этой области; В "Национальной стратегии по физической защите критической инфраструктуры и объектов национального достояния" определен перечень основных критических секторов экономики и ключевых ресурсов, которые более других могут быть подвержены террористическим атакам. К ним относятся объекты транспортной инфраструктуры, АЭС, ГЭС, правительственные объекты, объекты аграрно-промышленного комплекса и другие. Всего насчитывается 18 таких секторов (отраслей). Для организации защиты подобных объектов в министерстве внутренней безопасности разработан "План защиты национальной инфраструктуры", состоящий из основной части и 18 приложений, которые содержат руководящие положения по обеспечению безопасности в той или иной отрасли. В приложении по энергетическому сектору (Energy Sector-Specific Plan) особое внимание уделено защите объектов энергетики США. Основной целью документа является планирование мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий террористических атак на элементы энергетической инфраструктуры государства или при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах энергетики и проведение практических мероприятий по подготовке нации к действиям в подобных случаях. В плане представлен методический подход, основанный на оценке рисков, связанных с угрозами тому или иному объекту, его уязвимости, а также прогноз возможных последствий при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе на объектах нефтеперерабатывающей промышленности (НПП). Важное место в топливно-энергетическом комплексе страны занимает нефтяной сектор, который включает мощности по добыче и переработке нефти, являясь сложной инженерной системой, осуществляющей добычу, переработку и поставку потребителям нефти и нефтепродуктов в заданных объемах с нормированными параметрами качества. По объемам потребления нефти и нефтепродуктов Соединенные Штаты являются мировым лидером. Спрос на нефть в стране постоянно растет, причем насыщение спроса происходит не только за счет значительных объемов импортируемой нефти, но и за счет ее добычи. НПП играет большую роль в материально-техническом обеспечении вооруженных сил США. Им требуются главным образом бензин, авиационное и дизельное топливо, мазут и смазочные масла. Функции управления и регулирования нефтеперерабатывающим сектором экономики страны на федеральном уровне и уровне штатов осуществляют несколько министерств и ведомств: министерство энергетики, министерство внутренних дел, федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам, а также федеральная комиссия по управлению энергетикой. Американские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по технологиям переработки в настоящее время подразделяются на три основных типа: базирующиеся на установках каталитического крекинга и риформинга в совокупности с гидроочисткой бензиновых и среднедистиллатных фракций, ал килированием и изомеризацией; применяющие более углубленную схему переработки нефти и нефтепродуктов, где наряду с вышеназванными процессами представлены установки замедленного коксования нового поколения - помимо существующих технологических линий нефтепереработки имеются установки гидрокрекинга и производства оксигенатов. Переработка нефти осуществляется на предприятиях, расположенных в 31 штате и на заморской территории США - Виргинских о-вах. Общая фактическая мощность первичной нефтепереработки в 2011 году составила 882 млн т в год, паспортной - 945 млн т при коэффициенте загрузки перерабатывающих мощностей (КЗПМ) 0,934. Общая паспортная мощность НПЗ вторичной переработки в рассматриваемый период достигла 1 960 млн т в год, а суммарная мощность НПЗ паспортной первичной и вторичной переработки - 2 905 млн т. Таким образом, на первичную переработку приходится 32,5 % общей паспортной мощности, а на вторичную -67,5 % Первичной нефтепереработкой занимаются 138 НПЗ, фактическая мощность которых составляет от 0,1 до 28 млн т в год, паспортная - от 0,3 до 29 млн т. В абсолютном значении наиболее недогруженными являются заводы мощностью 20-25 млн т в год. В целом КЗПМ предприятий находится в пределах от 0,4 до 0,99. Вторичная нефтепереработка предусмотрена на 136 НПЗ. Их суммарная паспортная мощность по всем процессам составит от 0,1 до 76 млн т в год. Особенность системы НПП США заключается в территориальном разнесении мощностей первичной и вторичной переработки - на Аляске преобладает первичная, а в Калифорнии - вторичная. Это объясняется тем, что добываемая на Аляске нефть перед транспортировкой морским путем в Калифорнию проходит первичную переработку с отделением воды и других особенно вязких примесей. Ведущими в этой области являются Штаты Техас, Луизиана и Калифорния (Техас - 255 млн т в год по первичной переработке и 581 млн т по вторичной, Луизиана - 169 и 347 млн т, Калифорния- 103 и 268 млн т соответственно). В большинстве же других штатов нефтеперерабатывающих общие мощности предприятий не превышают 50 млн т в год по первичной переработке и 100 млн т по вторичной. Концентрация мощностей такова, что в трех ведущих штатах расположено около 56 % мощностей первичной и 61 % вторичной. Особенность территориального распределения перерабатывающих мощностей заключается в концентрации объектов НПП на юге континентальной части США в двух штатах - Техасе и Луизиане, в то время как в соседних с ними Нью-Мексико, Оклахоме, Арканзасе и Миссисипи сконцентрированы незначительные мощности. В целом необходимо отметить, что объекты НПП представляют собой один из важнейших компонентов национальной критической инфраструктуры США. В связи с этим обеспечение безопасности НПЗ является одним из ключевых моментов в рамках всего комплекса мер по обеспечению национальной безопасности государства. Согласно "Плану защиты национальной инфраструктуры" методический подход к оценке рисков по защите объектов нефтеперерабатывающей промышленности предполагает следующие этапы: При рассмотрении первых двух этапов учитываются характеристики объектов, оборудования, средств контроля, складов, перерабатывающих установок, средств водоснабжения, систем связи, информационных систем и т. д. Главными задачами при этом являются: Наиболее важным этапом является определение рисков как вероятности возникновения потери или ущерба. В общем случае он определяется как функция от последствий разрушения объекта, вероятности террористической атаки или разрушения и оценки уязвимости объекта. Главный орган в системе оценки рисков по всем секторам (отраслям) - национальный центр по оценке угроз и рисков инфраструктуры (Homeland Infrastructure Threat and Risk Analysis Center - HITRAC). Планирование политики безопасности в нефтеперерабатывающей промышленности, основанное на методике данного центра, предусматривает: Этап расстановки приоритетов основывается главным образом на использовании критерия "стоимость/ эффективность". Все объекты сектора ранжируются с точки зрения важности каждого в национальном, региональном и муниципальном масштабе. Критичность или некритичность объекта определяется исходя из того, к каким последствиям приведет выход из строя, нарушение функционирования того или иного объекта критического сектора. Наиболее серьезным ущербом являются последствия с большим числом человеческих жертв и материальными потерями. Защитные мероприятия (программы) проводятся, как правило, в трех направлениях - физическом, информационном (кибербезопасность) и организационном. При этом процесс разработки данных программ включает определение потребностей сектора с последующим поиском конкретных решений по их реализации в долгосрочной перспективе. Контроль процесса нефтепереработки и транспортировки осуществляется в центрах управления. Координация их работы является одной из первостепенных задач по обеспечению безопасности, так как эти структуры функционируют круглосуточно и имеют сложную систему мониторинга. Данные центры предназначены также для контроля за нагрузкой сети нефтепроводов, поддержанием бесперебойности функционирования данной сети, подготовкой к реагированию в чрезвычайных ситуациях и нормальным функционированием всей системы управления. К средствам контроля относятся автоматическая система диспетчерского управления и сбора данных SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition Systems), а также распределенная система связи DCS (Distributed Control System). В настоящее время для более качественного управления используются "интеллектуальные сетевые технологии" (Smart Grid Technologies). Кроме того, в центрах осуществляется оценка принятых мер по защите объекта. Если же их недостаточно, проводятся дополнительные мероприятия. Необходимо отметить, что в плане разграничены зоны ответственности за организацию защиты важных секторов инфраструктуры между федеральными органами власти, органами власти штатов, округов и частным сектором. Созданы также рабочие группы в рамках государственного и частного секторов. Полномочия соответствующих органов власти и частного сектора определяются различными соглашениями (меморандумами). Таким образам, военно-политическое руководство США последовательно реализует комплекс мероприятий, направленных на защиту объектов национальной нефтеперерабатывающей промышленности как одной из ведущих отраслей энергетического комплекса государства. Главным разработчиком и координатором этих мер является министерство внутренней безопасности совместно с министерством энергетики. Они несут основную ответственность за обеспечение безопасности топливно-энергетического комплекса страны в целом и обеспечение защиты НПЗ США в рамках критической инфраструктуры государства в частности. * Критически важный объект - это ключевой объект военной инфраструктуры или экономики государства, уничтожение (подавление) которого приведет к гарантированному снижению боевых возможностей противостоящей группировки противника и создаст угрозу жизнедеятельности государства. Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №2. - С.25-28 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3169 | | |
Всего комментариев: 0 | |