search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды военно-политического руководства США на ведение вооружённой борьбы в современных условиях (2014)

Взгляды военно-политического руководства США на ведение вооружённой борьбы в современных условиях

Полковник Н. Николаев, кандидат военных наук

Взгляды американского военно-политического руководства (ВПР) на ведение вооруженной борьбы изложены в руководящих документах по применению ВС США. Ключевыми из них являются "Стратегия национальной безопасности" (утверждается президентом), "Стратегия национальной обороны" (разрабатывается министром обороны), "Национальная военная стратегия" (издается председателем комитета начальников штабов - КНШ), а также доклады министра обороны президенту и конгрессу, концепции и наставления, представляемые председателем КНШ.

В настоящее время к числу основных задач, которые могут быть возложены на американские вооруженные силы, относятся: защита государства, сдерживание противников, ведение крупномасштабных операций, иррегулярных военных действий и операций по стабилизации обстановки, а также военное сотрудничество с другими государствами.

Основными функциями ВС США, определяющими их возможности, являются: боевое применение войск (сил); управление войсками (силами); обеспечение данными об обстановке; формирование единого информационного пространства; налаживание партнерских отношений; защита войск (сил); тыловое обеспечение; поддержание боеспособности войск; финансово-хозяйственная деятельность.

Пентагоном разработаны единые концепции строительства и применения вооруженных сил, раскрывающие содержание задач и функций ВС и способы их выполнения на перспективу - до 2030 года. Кроме того, разработаны так называемые интегрирующие концепции, освещающие особенности ряда ключевых областей применения вооруженных сил, находящихся на стыках основных задач и функций вооруженных сил. К их числу относятся концепции "глобального удара", "ведения боевых действий в едином информационном пространстве", "борьбы с ОМП", "интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны", "морского базирования", "ведения боевых действий в населенных пунктах".

Взгляды ВПР страны на ведение вооруженной борьбы в будущем формируются на основе анализа ожидаемых изменений условий, средств и способов военных действий. К документам, содержащим такой анализ, относится подготовленный объединенным командованием единых сил в 2010 году доклад "Единая оперативная обстановка"1, в котором дана всесторонняя прогнозная оценка развития обстановки в мире до 2030 года.

Военно-политическое руководство США в качестве негативных отмечает следующие тенденции изменения условий вооруженной борьбы:
- усложнение ее характера, который становится "гибридным", то есть сочетающим черты, присущие "классическим" войнам между государствами и действиям повстанческих сил, партизан, сил специальных операций;
- превращение космоса и киберпространства в новые среды военного противоборства;
- разработка и реализация противниками США концепций "воспрещения доступа", нацеленных на затруднение перебросок и развертывания американских войск на передовых ТВД, а также снижение результативности операций с их участием;
- действия ВС США и их союзников на территории противника, возможно, будут осуществляться в условиях разрухи и анархии.

С учетом этих угроз и вызовов в опубликованном в 2010 году докладе министра обороны "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США"2 были определены новые требования к американским вооруженным силам. В нем, в частности, подчеркивается, что Соединенные Штаты должны обладать подавляющим превосходством в военной сфере и иметь вооруженные силы, способные решать задачи любого масштаба и характера. В то же время указывается на ряд главных препятствующих этому обстоятельств: наращивание экономической и военной мощи государств, способных бросить вызов доминированию США на международной арене, таких как Россия, Китай и Индия; усиление негосударственных субъектов международных отношений; распространение оружия массового поражения; обострение межгосударственных противоречий; рассредоточение сил и средств национальных ВС в связи с участием в затяжных вооруженных конфликтах, вследствие чего их стратегические возможности перестали служить устрашением для потенциальных противников.

В ближайшей перспективе вооруженные силы США по взглядам их военного руководства должны:
- добиться коренного перелома в свою пользу в ходе войны против международной террористической организации "Аль-Каида" и ее союзников;
- обеспечить предотвращение и сдерживание вооруженных акций, терактов и агрессии против США и их союзников;
- сохранить готовность одержать победу над "региональным агрессором", военный потенциал которого может быть таким же мощным, как у Ирана или Северной Кореи.

В 2015-2030 годах, по планам Пентагона, оперативные возможности американских вооруженных сил за счет их высвобождения и наращивания станут достаточными для разгрома любого противника, в том числе НОАК, или одновременно двух "региональных агрессоров", например Ирана и Северной Кореи.

Приоритетные направления развития и реформирования ВС США были детализированы в 2012 году в концептуальном документе Пентагона "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке"3. В нем представлен новый стратегический курс развития и применения вооруженных сил на ближайшие десять лет. Относительно ведения вооруженной борьбы в документе к ВС предъявляется новое требование - обеспечить применение войск (сил) в удаленных районах в условиях попыток противника воспретить (ограничить) доступ к ним. Отмечается, что применение ВС в будущем должно характеризоваться более тесной интеграцией всех их видов, большим участием резервных компонентов, сохранением и наращиванием достижений в проведении совместных операций в едином информационном пространстве.

В развитие указанного документа в Пентагоне подготовлен ряд новых, главным из которых является основополагающая концепция строительства и применения ВС США "Единые силы-2020"4. Она дает общее видение характера применения национальных ВС в будущем. В документе представлено развитие оперативной обстановки в перспективе до 2020 года и далее, обозначены новые направления проведения операций и характерные черты вооруженных сил будущего. В частности, в области ведения вооруженной борьбы делается акцент на обеспечение доступа объединенных сил в любой район мира и ведение ими нетрадиционных боевых действий, операций в космическом и кибернетическом пространстве, противоповстанческих операций и других.

С учетом изложенных в данном документе подходов к ведению будущих военных действий в американском министерстве обороны разработаны следующие концепции применения национальных вооруженных сил: "глобально интегрированные операции", "доступ единых сил в районы проведения операций" и "воздушно-морская операция".

Концепция "глобально интегрированной операции" (Globally Integrated Operation) находится в процессе разработки. Ее основные положения определены в ранее упомянутом документе.
По мнению его авторов, формирования американских вооруженных сил, развернутые практически по всему миру (в глобальном масштабе), должны быть способны оперативно реализовать боевые возможности как своих соединений и частей, так и партнеров по коалиции в различных операционных средах (на суше и море, в воздухе и космосе, киберпространстве) в интересах достижения превосходства над противником и нанесения ему поражения.

В концепции делается акцент на межвидовую интеграцию войск (сил), особенно сил специальных операций, придание ВС США новых возможностей благодаря ведению операций в киберпространстве, формированию единой информационно-управляющей среды, а также совершенствованию форм и способов взаимодействия с союзниками.

Практическая реализация перечисленных положений, по мнению ВПР страны, позволит Соединенным Штатам и их союзникам эффективно проводить глобально интегрированные операции, сохраняя свое преимущество над любым противником.

Концепция "доступ единых сил в районы проведения операций"5 разработана в развитие новых подходов к использованию национальных вооруженных сил, изложенных в документе "Единые силы-2020".

В ней отражены взгляды председателя КНШ на действия американских ВС в ответ на растущие возможности вероятных противников по воспрещению доступа в районы проведения операций, а также по ограничению свободы действий ВС США в них.

Рассматриваемый документ предполагает улучшение взаимодействия между разнородными формированиями ВС США на более низких уровнях, чем раньше. Кроме того, предусматривается активное использование космического и киберпространства при проведении "традиционных" операций на суше, на море и в воздухе.

Предполагается, что данный документ станет базой для создания концепций (видовых и межвидовых) применения ВС США в передовых зонах, включая концепцию "воздушно-морской операции"6. Она призвана усиливать взаимодействие войск (сил) при ведении боевых действий в воздушном, наземном, морском, космическом и киберпространстве против противника, использующего современные средства воспрещения доступа в районы проведения операций или ограничения свободы действий в них.

В документе основное внимание уделено объединению усилий ВВС и ВМС в сфере организации и планирования оперативной и боевой подготовки, технического и тылового обеспечения, обучения руководящего состава и кадровой политики, оснащения вооружением и военной техникой, направленных на достижение максимальной эффективности применения ВС США в операциях по проецированию силы.

В целом применение ВС США в первой трети XXI века, по взглядам Вашингтона, должно иметь следующие характерные черты:
- тесное взаимодействие видов ВС на всех уровнях планирования военных действий и их ведения;
- нацеленность действий на достижение конкретных результатов (военно-политических целей) при всестороннем учете возможностей и последствий;
- масштабное использование космоса и киберпространства в интересах группировок войск (сил), основанное на полном превосходстве американских вооруженных сил в этих сферах над любым противником;
- достижение взаимопонимания участниками боевых действий обстановки на ТВД за счет формирования единой информационно-управляющей среды;
- обеспечение высокой огневой мощи и точности поражения целей формирований любого уровня, а также мобильности модульных экспедиционных формирований ВС.

1 The Joint Operating Environment / JFCOM, 2010.

2 Quadrennial Defense Review Report / DOD, 2010.

3 Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for 21st Century Defense / DOD, 2012.

4 Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020 / JCS, 2012.

5 Joint Operational Access Concept / DOD, 2011.

6 Air-Sea Battle: Service Collaboration to Address Anti-Access & Area Denial Challenges / Air-Sea Battle Office, JCS, 2013.

Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №3. - С.3-7

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (16.05.2014) | Автор: Полковник Н. Николаев
Просмотров: 14653 | Теги: Н. Николаев | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar