Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 10.12.2016, 09:56
Ключевые слова
электромагнитный импульс, го, Эми, М. Вильданов, Н. Башкиров

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [434]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 407
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Взгляды военно-политического руководства США на защиту гражданской инфраструктуры от воздействия ЭМИ (2015)

Взгляды военно-политического руководства США на защиту гражданской инфраструктуры от воздействия электромагнитного импульса

Генерал-майор М. Вильданов,
профессор АВН, кандидат военных наук, доцент;
капитан 1 ранга Н. Башкиров,
профессор АВН, кандидат военных наук

Военно-политическое руководство (ВПР) США уделяет особое внимание разработке и реализации мер по защите гражданской инфраструктуры от воздействия электромагнитного импульса (ЭМИ) как одного из поражающих факторов высотных ядерных взрывов, действия специальных генераторов электромагнитных полей или природных геомагнитных бурь.

Так, специальной комиссией, созданной по решению конгресса США с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, а также научно-исследовательских организаций, была проведена оценка уязвимости национальной гражданской инфраструктуры от воздействия ЭМИ*. Выводы американских экспертов свидетельствуют о высокой вероятности полного прекращения функционирования всей инфраструктуры США в результате такого воздействия.

В интересах уменьшения негативных последствий, а также оперативного восстановления национальной инфраструктуры комиссия разработала рекомендации для министерств и ведомств США, а кроме того, для частных организаций и институтов, координирующих функционирование секторов критической инфраструктуры страны.

Было, например, указано, что период "холодной войны" между СССР и США характеризовался особым вниманием к обеспечению устойчивости системы управления ядерными силами в целях гарантирования возмездия. Сейчас же необходимо принимать меры по повышению устойчивости всей системы государственного управления.

По мнению членов комиссии, в современных условиях следует гарантировать и эффективность управления процессом восстановления гражданской инфраструктуры страны после воздействия мощного ЭМИ. Экспертами было рекомендовано внести изменения и дополнения в президентские директивы о национальной безопасности (National Security Presidential Directive 51 - NSPD 51) и внутренней безопасности США (Homeland Security Presidential Directive 20 - HSPD 20) с учетом данной угрозы.

Типовая структура электроэнергетической системы США

Комиссией отмечено, что меры по усилению защищенности инфраструктуры от ЭМИ актуальны и для противостояния террористическим угрозам, кибератакам, повышения устойчивости к воздействию природных геомагнитных бурь и других стихийных бедствий. Скоординированные действия администрации США и частного сектора, по мнению комиссии, могут снизить угрозу ЭМИ и сделать последствия атаки не столь катастрофичными в государственном масштабе.

Кроме того, были сформулированы общие рекомендации для правительственных структур по повышению'уровня готовности к воздействию ЭМИ. Так, министерству внутренней безопасности США во взаимодействии с другими ведомствами требуется выработать комплекс мер по повышению защищенности от воздействия ЭМИ систем управления, используемых для реализации и координации планов действий при непредвиденных обстоятельствах, а также обеспечить устойчивую связь между государственными должностными лицами, с иностранными партнерами и ключевыми организациями.

Кроме того, каждый государственный орган должен уточнить и детализировать наиболее приоритетные пункты плана, определить конкретные действия персонала на каждом критически важном объекте на случай воздействия ЭМИ, регулярно проводить учебные тренировки и мероприятия по отработке действий по восстановлению инфраструктуры после его воздействия. Основная ответственность за подготовку инфраструктуры к защите от ЭМИ лежит на министерствах внутренней безопасности и энергетики.

Дальнейшие рекомендации касаются в первую очередь следующих секторов гражданской инфраструктуры, жизненно важных систем и служб жизнеобеспечения, таких как: электроэнергетическая система (ЭЭС); системы связи (телекоммуникаций); банковско-финансовый сектор; топливный сектор (нефтегазовая отрасль); транспортный сектор; системы продовольственного и водоснабжения; аварийно-спасательные службы экстренного реагирования; гражданские (коммерческие) космические системы.

Комиссией установлено, что электроэнергетическая система США в наибольшей степени подвержена поражению ЭМИ и при этом тесно связана с другими секторами инфраструктуры, зависящими от нее. По ее оценкам, ликвидация последствий от воздействия ЭМИ и восстановление ЭЭС займут несколько недель или месяцев, что в несколько раз превысит время работы автономных аварийных источников электропитания. В случае выхода из строя электростанций на их восстановление может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет.

С учетом того что электроснабжение является приоритетным и наиболее подверженным поражению ЭМИ, американские эксперты считают необходимым провести следующие основные мероприятия:
- выявить наиболее важные объекты ЭЭС и повысить степень их защищенности от ЭМИ;
- оценить степень возможного поражения и уязвимость системы в целом (с учетом каскадных эффектов) и внести требуемые модификации в архитектуру ЭЭС;
- обеспечить постепенную замену устаревшего оборудования новым, более устойчивым к ЭМИ; исключить использование коммерческих незащищенных компьютеров в системе управления ЭЭС;
- предусмотреть дополнительное разделение относительно независимых регионов, субрегионов, зон электроснабжения на более мелкие, со сбалансированным соотношением генерируемых мощностей и мощностей нагрузки;
- внедрить технологии, позволяющие максимально быстро устранить вызванные ЭМИ повреждения;
- разработать специальные планы по восстановлению электроснабжения на национальном и региональных уровне, предполагающие в том числе задействование подразделений национальной гвардии США, осуществив проверку этих документов с применением средств компьютерного моделирования;
- увеличить запасы и гарантировать наличие резервного оборудования для замены вышедшего из строя в результате воздействия ЭМИ, обеспечить его надежное защищенное хранение и доставку, создать и поддерживать на должном уровне базу данных запчастей и резервного оборудования;
- поддерживать в постоянной готовности специальные системы связи, не подверженные влиянию электромагнитного импульса, при помощи которых будет осуществляться управление действиями по восстановлению системы электроснабжения;
- обеспечить гарантированную устойчивость к ЭМИ автономных аварийных источников электропитания, при этом все механизмы, устройства и оборудование таких генераторов должны быть изолированы от основной электросети и заменены более устойчивыми к воздействию ЭМИ и, если возможно, иметь механические (ручные) системы управления;
- увеличить количество резервных источников электропитания;
- обеспечить специальную защиту от ЭМИ наиболее важных генераторов, поддерживающих деятельность ключевых для государства объектов;
- на электростанциях увеличить количество стартовых генераторов, способных работать на различных видах топлива;
- нарастить объемы запасов топлива, хранимых на электростанциях, для резервных источников электроэнергии;
- обеспечить подготовку и увеличить численность рабочего персонала, который будет задействован в восстановительных мероприятиях в случае повреждения системы ЭМИ;
- проводить регулярные тренировки и учения по восстановлению инфраструктуры после ЭМИ, создать два-три центра по проведению соответствующих испытаний и подготовке специалистов;
- разработать и использовать стандарты проведения испытаний системы и оборудования и др.

Комиссией произведена оценка стоимости выполнения отдельных мероприятий по повышению защищенности ЭЭС от ЭМИ:
- замена нескольких тысяч основных высоковольтных трансформаторов на более защищенные от ЭМИ - 250-500 млрд долларов;
- модернизация высоковольтных трансформаторов - 75-150 млн;
- дополнительное разделение относительно независимых регионов, субрегионов, зон электроснабжения на более мелкие ("острова") со сбалансированным соотношением генерируемых мощностей и мощностей нагрузки -100-150 млн долларов на каждый "остров". Кроме того, потребуется около 5 млн ежегодно для обеспечения их функционирования. По оценкам американских экспертов, всего целесообразно создать около 150 "островов" для ЭЭС США и Канады;
- обеспечение восстановления "островов" после воздействия ЭМИ - 12 млн долларов;
- развертывание центров моделирования, обучения и подготовки персонала -100-200 млн долларов и ежегодные расходы на их содержание - 25 млн;
- повышение защищенности системы управления автономными аварийными источниками электропитания - около 30 тыс. на каждый генератор;
- наращивание запасов топлива на объектах генерации ЭЭС - около 1 млн на каждый;
- увеличение времени автономной работы аварийных источников электропитания на объектах ЭЭС, транспортных узлах и подстанциях снабжения топливом - 2-5 млн долларов на объект.

Для повышения защищенности систем связи (телекоммуникаций) предусматривается использовать новое оборудование, что позволит обеспечить устойчивость их работы в условиях воздействия ЭМИ.

Считается важным повысить возможности телекоммуникационных служб по обеспечению функционирования объектов в течение длительного периода без использования основных источников питания. При этом должны быть заблаговременно определены наиболее важные узлы и агрегаты в системах телекоммуникаций с целью дальнейшего повышения устойчивости их работы в условиях долговременного воздействия ЭМИ.

Защита банковско-финансового сектора от воздействия ЭМИ является жизненно важной для национальной безопасности США. При этом министерства внутренней безопасности и финансов, а также банки Федерального резерва во взаимодействии с другими финансовыми учреждениями должны разработать план действий в чрезвычайной обстановке после применения ЭМИ. Для поддержания стабильной работы финансовой системы рекомендуется опираться на территориально распределенные финансовые центры и организации, часть из которых может не подвергнуться поражению ЭМИ.

Для защиты от ЭМИ топливного сектора (нефтегазовой отрасли) предусмотрена заблаговременная разработка плана поставок нефтегазовых ресурсов клиентам в случае нарушения системы взаимодействия между ними. Исключительно важным является проведение дальнейших исследований устойчивости к воздействию ЭМИ используемого в отрасли оборудования для составления экстренных планов действий и его восстановления в случае выхода из строя. Планируется на системной основе организация учебно-тренировочных мероприятий, в том числе с привлечением частных компаний топливного сектора по отработке действий в условиях воздействия ЭМИ.

Ставится задача максимального сохранения потенциала транспортного сектора инфраструктуры государства после воздействия ЭМИ. Для этого следует обеспечить:
- проведение дальнейшей, более детальной оценки уязвимости от ЭМИ всех центров управления движением и используемых систем управления, в том числе центров управления полетами авиации и центров обработки данных морских портов;
- модернизацию пунктов управления движением с целью повышения устойчивости к воздействию ЭМИ;
-развертывание дополнительных резервных систем электропитания портового, а также железнодорожного оборудования;
- разработку и внедрение планов действий персонала пунктов управления движением после воздействия ЭМИ, в частности рекомендовано повысить степень информированности работников транспорта о возможных подобных атаках, которые могут произойти, с выводом из строя электрических систем на продолжительный период и на большой территории;
- пересмотр номенклатуры и объемов резерва запчастей для ремонта оборудования управления и регулирования движения, портового оборудования в сторону увеличения.

Железнодорожные перевозки должны осуществляться и при неблагоприятных условиях, вызванных воздействием ЭМИ.

Особое внимание уделяется предотвращению образования крупных автомобильных заторов из-за возможного выхода из строя в таком случае АСУ дорожным движением.

Службы гражданской авиации должны быть готовы к обеспечению безопасного приземления всех находящихся в воздухе самолетов после воздействия ЭМИ.

Комиссией конгресса США рекомендовано службам и организациям, ответственным за продовольственную безопасность страны, провести анализ возможных рисков, вызванных ЭМИ, внести коррективы в существующие планы действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, периодически проводить проверку объемов резерва продовольствия на объектах хранения. Требуется проработать эффективные способы доставки продовольствия населению в случае нестабильной работы транспортной инфраструктуры.

Что касается подготовки объектов инфраструктуры водоснабжения государства к воздействию ЭМИ в случае выхода их из строя. Кроме того, требуется разработать четкий план действий в случае выхода систем водоснабжения из строя и по оперативному их восстановлению, а также по обеспечению населения резервными источниками воды.

Стратегия защиты от ЭМИ и обеспечения функционирования всех национальных аварийно-спасательных служб (быстрого реагирования) должна включать: проверку наиболее важного оборудования на соответствие техническим стандартам защиты от ЭМИ; оценку степени уязвимости сетей связи и всего электронного оборудования экстренных служб и разработку планов их использования и восстановления в подобных условиях; постоянное уточнение министерством внутренней безопасности, администрацией США и местными органами управления планов действий в чрезвычайных ситуациях; обеспечение бесперебойной работы специальных телефонных номеров экстренного вызова; создание специальных обучающих курсов для персонала спасательных служб по действиям в условиях ЭМИ.

Все госструктуры, которым в их деятельности необходимы системы космического базирования, особенно низкоорбитальные, должны пройти специальную государственную сертификацию на соответствие используемого оборудования требованиям безопасности при возникновении ЭМИ.

Таким образом, военно-политическое руководство США уделяет особое постоянное внимание проблеме защищенности гражданской инфраструктуры страны от воздействия ЭМИ как одного из поражающих факторов высотных ядерных взрывов, действия специальных генераторов электромагнитных полей или природных геомагнитных бурь. При этом ставится цель максимально снизить возможный ущерб и гарантировать возможность восстановления гражданской инфраструктуры США.

Выводы комиссии конгресса свидетельствуют, что в настоящее время восстановление инфраструктуры страны после разрушительного воздействия ЭМИ может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Реализация рекомендаций комиссии по повышению защищенности инфраструктуры от ЭМИ требует значительных финансовых и материальных затрат и сроков на их реализацию. Но, несмотря на то что эти меры не повысят эффективности функционирования инфраструктуры в повседневных условиях, они будут способствовать повышению надежности и безопасности инфраструктуры.

Вместе с тем следует отметить, что рекламируемая военным руководствам США дорогостоящая развертываемая система глобальной ПРО и ее региональных сегментов в качестве единственной эффективной защиты государства против ЭМИ ядерных взрывов полностью неэффективна для защиты от ЭМИ природных геомагнитных бурь и обычных генераторов ЭМИ, которые могут использоваться и в террористических целях.

* Вильданов М., Башкиров Н. Электромагнитный импульс: угроза гражданской инфраструктуре США// Журнал "Зарубежное военное обозрение". - 2015. -№ 10.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №11, С. 29-34

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (26.12.2015) | Автор: Генерал-майор М. Вильданов

Просмотров: 1803 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов