search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды военных аналитиков США на применение ССО в многосферных операциях (2020)

Взгляды военных аналитиков США на применение ССО в многосферных операциях

О. Метров

Изучение, анализ и обобщение результатов применения вооруженных сил (ВС) США, в том числе их сил специальных операций (ССО), за последние несколько лет - все это легло в основу содержания вышедшей недавно концепции по многосферным операциям "Объединенное командование ССО - 2030". В данном документе изложены перспективные направления строительства и применения ССО с учетом опыта их действий в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и ряде других стран Африки, а также намечены пути повышения их эффективности при ведении боевых действий.

В соответствии с новыми подходами военного ведомства к этому вопросу командующему ССО была поставлена задача - повысить боеспособность и оснащенность специальных формирований как наиболее востребованного компонента ВС в новых условиях военно-политической обстановки.

На эти цели на 2020 финансовый год объединенному командованию (ОК) ССО выделяется 13,8 млрд долларов. К 2030 году планируется увеличить ежегодные ассигнования до 20 млрд.

По оценке министерства обороны (МО) США, специальные операции уже вышли за рамки боевого обеспечения и стали самостоятельной частью действий вооруженных сил, проводимых в том числе и на стратегическом уровне во всех сферах противоборства. При этом задачи, формы и способы их боевого применения частично передаются силам общего назначения.

В целом роль ССО в системе обеспечения военной безопасности США определяется возрастанием их значимости, что нынешнее руководство страны использует в качестве приоритета при решении международных вопросов, обострением конкурентной борьбы мировых центров силы за расширение сфер своего влияния, возможностью достижения целей политического и вооруженного противоборства путем скрытного воздействия на различные критически важные объекты вероятного противника с использованием современных средств поражения, а также совершенствованием механизмов сдерживания противоборствующей стороны и расширением спектра задач, возлагаемых на силы и средства специальных операций.

Как считают американские военные аналитики, место ССО в общей системе обосновывается следующими факторами:
- возрастающей зависимостью принятия решений военным и политическим руководством государства-противника от потенциальной возможности поражения его критически важных объектов;
- концентрацией управленческого, финансового, научно-технического, экономического потенциалов индустриально развитых стран в ограниченном числе крупных промышленных центров, их зависимостью от тех объектов инфраструктуры, которые делают экономику этих государств уязвимой воздействий противника;
- высокой зависимостью эффективности специальных действий группировок войск (сил) вероятного противника от устойчивости и оперативности их информационно-разведывательных и обеспечивающих систем;
- точным избирательным поражением объектов, в том числе с минимизацией негативных последствий для населения и окружающей среды;
- возможностью использовать силы и средства ССО в военных конфликтах любого масштаба и интенсивности, контртеррористических и миротворческих операциях;
- применением ССО как самостоятельно, так и совместно с силами общего назначения, обеспечивая при этом повышение эффективности последних.

Общая численность подразделений специальных операций постоянно возрастает. В перспективе предполагается довести ее до 100 тыс. человек. Интересы США носят глобальный характер, а ССО являются наиболее востребованным компонентом ВС. В частности, около 900 военнослужащих сухопутных войск и морской пехоты привлекаются к совместным наземным боевым действиям на территории Сирийской Арабской Республики в составе объединенного оперативного формирования ССО "Сирия".

Кроме того, оперативные формирования ССО различного состава развернуты в Ираке, Афганистане, Иордании, Колумбии, Джибути, на Филиппинах и в ряде других иностранных государств.

Актуальность разработки новой концепции обусловлена, по мнению американского военного руководства, сочетанием трех факторов:
- существующим беспрецедентным по своим темпам научно-техническим прогрессом, миниатюризацией и интеллектуализацией систем управления, разведки и огневого поражения, широким применением новых алгоритмов действий в стратегии и тактике, технологий анализа больших объемов информации, обеспечивающих высокую скорость принятия решений;
- наличием разноплановых геополитических вызовов;
- изменением характера вооруженных конфликтов, затрагивающих абсолютно все сферы противоборства.

Именно эти силы обладают рядом преимуществ по сравнению с другими войсками:
- способность обучать и оснащать вооружением формирования, оппозиционные власти из числа местного населения для ведения нетрадиционных специальных действий;
- наличие возможностей для проведения операций с применением как избирательных ударов средствами высокоточного огневого поражения (conduct precision operations), так и подрывных действий невоенными средствами для организации "цветных революций" внутри стран, где затронуты интересы США, и крупномасштабных информационных акций. При этом диапазон и технологические возможности невоенных средств значительно увеличились. В частности, они обеспечивают:
- своевременное реагирование на кризисные ситуации;
- достоверную оценку возможностей дружественно и враждебно настроенного местного населения и оказание на него соответствующего влияния;
- эффективное боевое применение межвидовых группировок войск (сил). Но ССО присущи и некоторые недостатки, которые были выявлены как в ходе повседневной деятельности, так и при выполнении боевых задач. К главным нерешенным проблемам, как отмечается в концепции, отнесены: - недостаточное количество времени, предоставляемого военнослужащим для реабилитации между командировками в передовые зоны;
- рост количества увольняющихся специалистов, вернувшихся из зон боевых действий, и как, следствие, наличие проблем с комплектованием подразделений, привлекаемых к операциям в передовых зонах;
- увеличение нагрузки на личный состав, несмотря на общий рост численности подразделений и создание в сухопутных войсках учебных бригад (военных инструкторов);
- рост количества самоубийств из-за ухудшения морально-психологического состояния личного состава;
- низкий уровень подготовки формирований ССО национальной гвардии и резерва в вопросах организации подавления террористических группировок, использующих нетрадиционные формы и способы ведения войны;
- выполнение подразделениями специального назначения (СпН) несвойственных им задач (сопровождение колонн, зачистка районов местности, обеспечение охраны командных пунктов, парков военной техники, а также поддержание правопорядка);
- несоответствие нормативно-правовой базы особенностям проведения в передовых зонах тайных специальных операций;
- отсутствие механизмов межведомственного взаимодействия в рамках постконфликтного урегулирования обстановки в кризисных районах мира, например в Сирии.

Замысел концепции заключается в нацеливании ССО к применению в сложно прогнозируемых условиях военно-политической обстановки. В документе указывается, что особое внимание должно уделяться следующим пяти основным аспектам:
1. Обеспечение глобальной маневренности (Global Deep Maneuver), что требует от ССО способности к проведению переброски необходимых сил и средств в сжатые сроки и повышению их оперативно-тактической самостоятельности для автономных действий на глубину до 500 км. Эти формирования должны обладать возможностью действовать на различных этапах глобально интегрированной кампании и в любых сферах противоборства. Одна из целей действий ССО в глобально интегрированных операциях -установление контроля над центрами активности молодежи и различных социальных групп, над национальными и религиозными движениями, над процессом формирования культурных ценностей.
2. Создание и применение универсальных отрядов специального назначения (Hyper-Enabled Teams), которые должны быть совместимы (но при этом оставаться самодостаточными) со всеми компонентами межвидовых группировок войск (сил), обладающих интегрированными возможностями по нанесению огневого поражения противнику не только на суше, но и в других операционных сферах. Эти отряды, имея сетевую структуру и оснащенные перспективными вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ), должны обеспечивать действия объединенных группировок на любых ТВД.
3. Повышение функциональности, то есть ССО должны обладать необходимой гибкостью, позволяющей оперативно переходить к выполнению задач в условиях сложной обстановки, развертывать войска в передовых зонах, своевременно применять необходимые силы и средства в конкретном месте.
4. Обеспечение способности своевременной адаптации на поле боя, то есть специальные формирования должны научиться выполнять задачи в новых условиях оперативной обстановки за счет внедрения передовых технологий, повышения квалификации личного состава, проведения военных игр и экспериментов.
5. Поддержание тесного взаимодействия во всех операционных сферах с силами общего назначения, федеральными ведомствами, союзниками и партнерами, что позволит достичь синергетического эффекта.

В концепции подчеркивается, что в перспективе противники США будут пользоваться геополитическими, социатьно-экономическими и технологическими изменениями, происходящими в мире, с целью ограничить американское влияние и воспретить доступ их ВС к определенным районам.

В частности, к регионам, где соперничество обостряется, относятся. Арктика, Южно-Китайское море и Ближний Восток. Это будет происходить во всех сферах противоборства. При чем основное внимание должно уделяться космическому и киберпространству. где противники будут намерены добиваться превосходства уже в мирное время.

В документе говорится, что с учетом прогноза развития оперативной обстановки в ближайшей перспективе силы СО будут действовать в зонах ограничения (воспрещения) доступа в районы боевых действий и в оспариваемых сферах противоборства, решая при этом следующие задачи:
- противодействие террористам и предотвращение получения ими доступа к оружию массового поражения;
- усиление специальных действий на этапе угрозы агрессии;
- вскрытие угроз, снижение рисков и создание "окон возможностей" для применения межвидовых группировок войск (сил) в ходе вооруженного конфликта.

Первая задача является традиционной для специальных формирований, пути ее решения остаются в основном прежними и не раз применялись на практике.

Усиление специальных действий на этапе угрозы агрессии достигается с помощью развертывания передовых группировок войск в разных районах мира. Применяя свои уникальные боевые возможности при проведении скрытных упреждающих операций, воинские формирования ССО способствуют расширению так называемой конкурентной среды, которая определяется как состояние между миром и войной. При этом противники используют методы принуждения для достижения стратегических целей, не прибегая к развязыванию открытого вооруженного конфликта.

В ходе выполнения таких задач ССО осуществляют обучение и оснащение вооруженных отрядов сил сопротивления страны пребывания в рамках мероприятий нетрадиционного сдерживания. Особенностью военных конфликтов последнего времени является тот факт, что военнослужащие-советники непосредственно участвуют в организации и применении сит сопротивления, а не только используются в качестве инструкторов.

Создаваемые этими силами повстанческие отряды могут совместно с другими формированиями задействоваться для вывода из строя ПУ противника, объектов ПВО и транспортных коммуникаций. Кроме этого, оказывается информационно-психологическое воздействие на местные целевые аудитории. Мирное население мобилизуется для организации забастовок, акций гражданского неповиновения, а также для сбора сведений о деятельности противника.

Третья задача решается в ходе вооруженного конфликта. Специальные формирования будут задействоваться в интересах нарушения замыслов противника по ограничению (воспрещению) доступа ВС США е районы проведения операции и организации маневров в глубине его боевых порядков и непосредственно в тылу.

Проникая в зоны воспрещения. ССО ведут в них специальные действия в течение заданного периода времени (не более 15 сут). Для развития успеха на этих территориях обязательно потребуются совместные усилия ССО, других видов ВС США, союзников и партнеров. Но данный процесс, как предполагают военные специалисты, окажется очень ресурсоемким.

Маневр в глубине боевых порядков и тылу противника является упреждающей мерой, которая будет применяться специальными подразделениями с целью воздействовать на обстановку и создать проблемные моменты для противостоящей стороны. Именно способности по оказанию влияния на условия в районах, недоступных для сил общего назначения, и будут отнесены к критически важным возможностям ССО. Это потребует проведения административных и оперативных изменений в их структуре. В концепции отмечается, что они должны основываться на необходимости обеспечения адаптивности, объединенности и гибкости сил специальных операций.

Адаптивность подразумевает внедрение высоких технологий и противодействие новым вызовам за счет использования новых подходов к применению ССО.

Объединенность заключается в возможности привлечения лучших специалистов, внедрения самых современных систем, идей и концепций, разработанных не только в министерстве обороны, но и в других федеральных ведомствах.

Гибкость обеспечивает возможности проведения упреждающих действий и быстрого реагирования на кризисы в глобальном масштабе. К 2030 году предполагается выполнение плана глобальной кампании при одновременном соблюдении требований региональной направленности подготовки частей и подразделений. Межвидовые формирования ССО, предназначенные для выполнения конкретного перечня задач, будут обладать способностью вести деятельность по нескольким функциональным направлениям. При необходимости они могут усиливаться приданными подразделениями сил общего назначения.

В документе подчеркивается, что оргштатная структура формирований должна быть более четкой и конкретной. Намечено создание новых универсальных отрядов специального назначения, которые должны получить полномочия для ведения действий во всех операционных средах.

Один из разделов концепции дает новое определение понятия "цель" применительно к когнитивной сфере противоборства, которая подразумевает общественное сознание и охватывает знание, информацию, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и другие эмпирические элементы социального мира, заключенные в социально-экономических, социально-политических и социально-культурных областях.

В современных условиях для достижения геополитических целей, по мнению руководства министерства обороны США, перед соответствующими подразделениями ССО стоит задача подрыва взглядов, ценностей мировоззрения людей и закладки ложных целей общественно-политического развития в сознание населения государств-противников.

Изменения в характере специальных мероприятий, связанные с повышением значимости различных способов дистанционного воздействия на противника, определяются следующим: применением высокотехнологичных видов оружия, расширением пространства ведения боевых действий; ростом глубины эшелонирования группировок войск; возрастанием активности оборонительных мероприятий; повышением значимости разведывательно-диверсионных действий в тылу противника; осуществлением концентрированного снабжения вместо создания рассредоточенных запасов ВВСТ и других материальных средств на территории ТВД. Все это требует усиления интеллектуализации и роботизации вооружения.

В традиционном смысле цель определяется как объект или рубеж в физических средах. Вместе с тем новые вызовы обусловливают необходимость ориентирования сил и средств на достижение целей другого типа - информационных и когнитивных. С учетом этого понятие "цель" должно быть расширено и дополнено не только объектами в когнитивной сфере (население), но и киберпространстве и радиочастотном спектре. Цели в настоящее время становятся многосферными и продолжат быть таковыми в перспективе.

Для завоевания выгодных позиций во всех сферах противоборства командование ССО будет привлекать новое поколение высококвалифицированных специалистов, объединенных в составе универсальных отрядов. Для ведения успешных специальных действий в сложных условиях обстановки руководство ССО должно иметь возможность формировать команды профессионалов, обладающих широким спектром навыков и умений.

Например, боевая задача может потребовать создания сводного подразделения, личный состав которого должен уметь эффективно применять информационные технологии в киберпространстве, использовать возможности космических средств связи и разведки, при этом он должен быть способным к скрытному проникновению в глубокий тыл противника.

Система взаимодействия (по американской терминологии "нетворкинг" - networking) универсальных отрядов СпН предусматривает организацию взаимодействия между этими отрядами, с силами общего назначения и различными ведомствами, особое внимание уделяя возможностям налаживания контактов с формированиями, имеющими схожие районы развертывания, что позволит добиться синергетического эффекта.

Традиционные программы подготовки будут дополнены курсами информационного обучения, что позволит моделировать сложные условия вероятной обстановки и повысить эффективность контактирования между различными формированиями. Одним из важных аспектов является обеспечение совместимости образовательных программ с учебным процессом различных видов ВС США и союзников. Военные игры и экспериментальная деятельность также играют важную роль в процессе строительства ССО. В связи с этим в составе ОК планируется создание экспериментального формирования, которое будет решать задачи апробации новых тактических приемов и способов ведения специальных операций, а также вопросы испытания перспективного ВВСТ.

В концепции указывается, что экспериментальная деятельность в интересах повышения осведомленности войск будет сосредоточена на следующих основных направлениях:
- совершенствование организации управления и связи на оперативном и тактическом уровне в интересах обеспечения глобальных специальных опергрупп;
- недопущение и срыв действий противника по созданию зон ограничения (воспрещения) доступа в районы проведения операций для обеспечения перебросок войск из мест их постоянной дислокации и организации их доступа в передовые зоны, а также создания там "окон возможностей" для объединенных группировок войск (сил) в ходе вооруженного конфликта;
- выполнение маневра в глубине боевых порядков противника с целью проникновения к его уязвимым местам как в мирное, так и военное время;
- получение глубоких знаний о вероятных районах операций (боевых действий) за счет использования нетрадиционных, невоенных, информационных, агентурных и других источников;
- скрытие демаскирующих признаков войск в физических средах, киберпространстве и радиочастотном спектре в условиях активного применения противником средств обнаружения.

Заключительный раздел рассматриваемого документа - "Снижение рисков". В нем указывается, что основные риски реализации настоящей концепции связаны со следующими областями: боеготовность; внезапное применение противником новых технологий; бюрократические препоны и уязвимость семей военнослужащих. Для непрерывного анализа и снижения подобных рисков ОК ССО продолжит осуществлять совместную деятельность с видами ВС США и руководством гражданских организаций.

Межвидовые группировки войск (сил) могут не располагать достаточным количеством боеготовых формирований для реагирования и разрешения кризисных ситуаций. Попытки компенсировать недостаток за счет ССО, союзников, партнеров или подконтрольных формирований (иррегулярных формирований страны пребывания) в этом случае окажутся недостаточными. С тем чтобы исключить данный риск, ВС США должны поддерживать высокий уровень боеготовности войск, уделяя внимание процессу модернизации прежде всего транспортных средств и системы снабжения на ТВД.

Снижению возможной опасности также будет способствовать оперативная совместимость ССО с другими частями и подразделениями ВС США, федеральными ведомствами, межправительственными организациями и многонациональными формированиями.

Для смягчения возможного риска внезапного внедрения противником новых технологий штабу объединенного командования необходимо уделять особое внимание обеспечению адаптивности сил специальных операций, позволяющей им обучаться и внедрять инновации в процессы организации специальных действий, поддерживать ситуационную осведомленность, занимать выгодные позиции при ведении боевых действий.

ОК ССО организовано на основе иерархической структуры со своими правилами, разделением функций и контролем над распределением бюджета. Новая стратегическая обстановка, требующая более высокой степени взаимодействия формирований при ведении боевых действий, вынуждает снизить бюрократические риски и преодолеть препятствия на пути создания универсальных отрядов специального назначения.

В заключение разработчики концепции приходят к выводу, что ССО по-прежнему будут являться неотъемлемой частью единых сил, обеспечивающих применение своей боевой мощи в ходе военных действий. Они продолжат играть лидирующую роль в борьбе с любым противником государства, а также должны предлагать нестандартные решения для достижения превосходства над ним. ССО станут ключевым компонентом в разрешении многих проблемных вопросов. Вполне вероятно, утверждают военные аналитики, что они будут первоочередным, а в некоторых случаях и единственным средством немедленного реагирования на новые вызовы.

По мнению разработчиков документа, с целью подготовки к условиям перспективной оперативной обстановки командование ССО должно произвести необходимые административные изменения, повысить эффективность специальных формирований по основным направлениям (гибкость, адаптивность, способность к взаимодействию) и обеспечить создание универсальных отрядов СпН. В их состав войдут высокопрофессиональные специалисты, умеющие налаживать контакты на местном, региональном и глобальном уровне, обладающие необходимыми полномочиями и навыками, а также оснащенные новыми ВВСТ, в том числе и для самостоятельного выполнения специальных задач против любых противников.

Таким образом, концепция "Объединенное командование - 2030" по развитию и применению сил специальных операций ВС США представляет собой систему взаимосвязанных взглядов на проблемы организации деятельности ССО в сложных условиях оперативной обстановки и совокупность основополагающих принципов, регламентирующих их подготовку и обеспечение. Она служит основой для разработки наставлений и уставов ССО и планов их строительства. Предусматривается широкомасштабное переоснащение формирований этих сил перспективными образцами ВВСТ, созданными на базе высоких технологий и способными к использованию во всех сферах противоборства, в там числе когнитивной (социокультурной) и киберпространстве. На ближайшие годы запланировано значительное повышение уровня технической и функциональной совместимости ВВСТ ССО и сил общего назначения, привлекаемых к проведению совместных операций в составе межвидовых формирований, а также качественное улучшение функционирования системы всестороннего обеспечения сил специальных операций.

Зарубежное военное обозрение. - 2020. - №8. - С. 40-48

Смотрите также
Категория: Тактика и стратегия | Добавил: pentagonus (30.12.2020)
Просмотров: 1732 | Теги: О. Метров, ССО, многосферные операции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar