Взгляды военных аналитиков США на применение ССО в многосферных операцияхО. Метров Изучение, анализ и обобщение результатов применения вооруженных сил (ВС) США, в том числе их сил специальных операций (ССО), за последние несколько лет - все это легло в основу содержания вышедшей недавно концепции по многосферным операциям "Объединенное командование ССО - 2030". В данном документе изложены перспективные направления строительства и применения ССО с учетом опыта их действий в Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии и ряде других стран Африки, а также намечены пути повышения их эффективности при ведении боевых действий. В соответствии с новыми подходами военного ведомства к этому вопросу командующему ССО была поставлена задача - повысить боеспособность и оснащенность специальных формирований как наиболее востребованного компонента ВС в новых условиях военно-политической обстановки. На эти цели на 2020 финансовый год объединенному командованию (ОК) ССО выделяется 13,8 млрд долларов. К 2030 году планируется увеличить ежегодные ассигнования до 20 млрд. По оценке министерства обороны (МО) США, специальные операции уже вышли за рамки боевого обеспечения и стали самостоятельной частью действий вооруженных сил, проводимых в том числе и на стратегическом уровне во всех сферах противоборства. При этом задачи, формы и способы их боевого применения частично передаются силам общего назначения. В целом роль ССО в системе обеспечения военной безопасности США определяется возрастанием их значимости, что нынешнее руководство страны использует в качестве приоритета при решении международных вопросов, обострением конкурентной борьбы мировых центров силы за расширение сфер своего влияния, возможностью достижения целей политического и вооруженного противоборства путем скрытного воздействия на различные критически важные объекты вероятного противника с использованием современных средств поражения, а также совершенствованием механизмов сдерживания противоборствующей стороны и расширением спектра задач, возлагаемых на силы и средства специальных операций. Как считают американские военные аналитики, место ССО в общей системе обосновывается следующими факторами: Общая численность подразделений специальных операций постоянно возрастает. В перспективе предполагается довести ее до 100 тыс. человек. Интересы США носят глобальный характер, а ССО являются наиболее востребованным компонентом ВС. В частности, около 900 военнослужащих сухопутных войск и морской пехоты привлекаются к совместным наземным боевым действиям на территории Сирийской Арабской Республики в составе объединенного оперативного формирования ССО "Сирия". Кроме того, оперативные формирования ССО различного состава развернуты в Ираке, Афганистане, Иордании, Колумбии, Джибути, на Филиппинах и в ряде других иностранных государств. Актуальность разработки новой концепции обусловлена, по мнению американского военного руководства, сочетанием трех факторов: Именно эти силы обладают рядом преимуществ по сравнению с другими войсками: Замысел концепции заключается в нацеливании ССО к применению в сложно прогнозируемых условиях военно-политической обстановки. В документе указывается, что особое внимание должно уделяться следующим пяти основным аспектам: В концепции подчеркивается, что в перспективе противники США будут пользоваться геополитическими, социатьно-экономическими и технологическими изменениями, происходящими в мире, с целью ограничить американское влияние и воспретить доступ их ВС к определенным районам. В частности, к регионам, где соперничество обостряется, относятся. Арктика, Южно-Китайское море и Ближний Восток. Это будет происходить во всех сферах противоборства. При чем основное внимание должно уделяться космическому и киберпространству. где противники будут намерены добиваться превосходства уже в мирное время. В документе говорится, что с учетом прогноза развития оперативной обстановки в ближайшей перспективе силы СО будут действовать в зонах ограничения (воспрещения) доступа в районы боевых действий и в оспариваемых сферах противоборства, решая при этом следующие задачи: Первая задача является традиционной для специальных формирований, пути ее решения остаются в основном прежними и не раз применялись на практике. Усиление специальных действий на этапе угрозы агрессии достигается с помощью развертывания передовых группировок войск в разных районах мира. Применяя свои уникальные боевые возможности при проведении скрытных упреждающих операций, воинские формирования ССО способствуют расширению так называемой конкурентной среды, которая определяется как состояние между миром и войной. При этом противники используют методы принуждения для достижения стратегических целей, не прибегая к развязыванию открытого вооруженного конфликта. В ходе выполнения таких задач ССО осуществляют обучение и оснащение вооруженных отрядов сил сопротивления страны пребывания в рамках мероприятий нетрадиционного сдерживания. Особенностью военных конфликтов последнего времени является тот факт, что военнослужащие-советники непосредственно участвуют в организации и применении сит сопротивления, а не только используются в качестве инструкторов. Создаваемые этими силами повстанческие отряды могут совместно с другими формированиями задействоваться для вывода из строя ПУ противника, объектов ПВО и транспортных коммуникаций. Кроме этого, оказывается информационно-психологическое воздействие на местные целевые аудитории. Мирное население мобилизуется для организации забастовок, акций гражданского неповиновения, а также для сбора сведений о деятельности противника. Третья задача решается в ходе вооруженного конфликта. Специальные формирования будут задействоваться в интересах нарушения замыслов противника по ограничению (воспрещению) доступа ВС США е районы проведения операции и организации маневров в глубине его боевых порядков и непосредственно в тылу. Проникая в зоны воспрещения. ССО ведут в них специальные действия в течение заданного периода времени (не более 15 сут). Для развития успеха на этих территориях обязательно потребуются совместные усилия ССО, других видов ВС США, союзников и партнеров. Но данный процесс, как предполагают военные специалисты, окажется очень ресурсоемким. Маневр в глубине боевых порядков и тылу противника является упреждающей мерой, которая будет применяться специальными подразделениями с целью воздействовать на обстановку и создать проблемные моменты для противостоящей стороны. Именно способности по оказанию влияния на условия в районах, недоступных для сил общего назначения, и будут отнесены к критически важным возможностям ССО. Это потребует проведения административных и оперативных изменений в их структуре. В концепции отмечается, что они должны основываться на необходимости обеспечения адаптивности, объединенности и гибкости сил специальных операций. Адаптивность подразумевает внедрение высоких технологий и противодействие новым вызовам за счет использования новых подходов к применению ССО. Объединенность заключается в возможности привлечения лучших специалистов, внедрения самых современных систем, идей и концепций, разработанных не только в министерстве обороны, но и в других федеральных ведомствах. Гибкость обеспечивает возможности проведения упреждающих действий и быстрого реагирования на кризисы в глобальном масштабе. К 2030 году предполагается выполнение плана глобальной кампании при одновременном соблюдении требований региональной направленности подготовки частей и подразделений. Межвидовые формирования ССО, предназначенные для выполнения конкретного перечня задач, будут обладать способностью вести деятельность по нескольким функциональным направлениям. При необходимости они могут усиливаться приданными подразделениями сил общего назначения. В документе подчеркивается, что оргштатная структура формирований должна быть более четкой и конкретной. Намечено создание новых универсальных отрядов специального назначения, которые должны получить полномочия для ведения действий во всех операционных средах. Один из разделов концепции дает новое определение понятия "цель" применительно к когнитивной сфере противоборства, которая подразумевает общественное сознание и охватывает знание, информацию, потребности, мотивы, ценностные ориентации, установки, интересы и другие эмпирические элементы социального мира, заключенные в социально-экономических, социально-политических и социально-культурных областях. В современных условиях для достижения геополитических целей, по мнению руководства министерства обороны США, перед соответствующими подразделениями ССО стоит задача подрыва взглядов, ценностей мировоззрения людей и закладки ложных целей общественно-политического развития в сознание населения государств-противников. Изменения в характере специальных мероприятий, связанные с повышением значимости различных способов дистанционного воздействия на противника, определяются следующим: применением высокотехнологичных видов оружия, расширением пространства ведения боевых действий; ростом глубины эшелонирования группировок войск; возрастанием активности оборонительных мероприятий; повышением значимости разведывательно-диверсионных действий в тылу противника; осуществлением концентрированного снабжения вместо создания рассредоточенных запасов ВВСТ и других материальных средств на территории ТВД. Все это требует усиления интеллектуализации и роботизации вооружения. В традиционном смысле цель определяется как объект или рубеж в физических средах. Вместе с тем новые вызовы обусловливают необходимость ориентирования сил и средств на достижение целей другого типа - информационных и когнитивных. С учетом этого понятие "цель" должно быть расширено и дополнено не только объектами в когнитивной сфере (население), но и киберпространстве и радиочастотном спектре. Цели в настоящее время становятся многосферными и продолжат быть таковыми в перспективе. Для завоевания выгодных позиций во всех сферах противоборства командование ССО будет привлекать новое поколение высококвалифицированных специалистов, объединенных в составе универсальных отрядов. Для ведения успешных специальных действий в сложных условиях обстановки руководство ССО должно иметь возможность формировать команды профессионалов, обладающих широким спектром навыков и умений. Например, боевая задача может потребовать создания сводного подразделения, личный состав которого должен уметь эффективно применять информационные технологии в киберпространстве, использовать возможности космических средств связи и разведки, при этом он должен быть способным к скрытному проникновению в глубокий тыл противника. Система взаимодействия (по американской терминологии "нетворкинг" - networking) универсальных отрядов СпН предусматривает организацию взаимодействия между этими отрядами, с силами общего назначения и различными ведомствами, особое внимание уделяя возможностям налаживания контактов с формированиями, имеющими схожие районы развертывания, что позволит добиться синергетического эффекта. Традиционные программы подготовки будут дополнены курсами информационного обучения, что позволит моделировать сложные условия вероятной обстановки и повысить эффективность контактирования между различными формированиями. Одним из важных аспектов является обеспечение совместимости образовательных программ с учебным процессом различных видов ВС США и союзников. Военные игры и экспериментальная деятельность также играют важную роль в процессе строительства ССО. В связи с этим в составе ОК планируется создание экспериментального формирования, которое будет решать задачи апробации новых тактических приемов и способов ведения специальных операций, а также вопросы испытания перспективного ВВСТ. В концепции указывается, что экспериментальная деятельность в интересах повышения осведомленности войск будет сосредоточена на следующих основных направлениях: Заключительный раздел рассматриваемого документа - "Снижение рисков". В нем указывается, что основные риски реализации настоящей концепции связаны со следующими областями: боеготовность; внезапное применение противником новых технологий; бюрократические препоны и уязвимость семей военнослужащих. Для непрерывного анализа и снижения подобных рисков ОК ССО продолжит осуществлять совместную деятельность с видами ВС США и руководством гражданских организаций. Межвидовые группировки войск (сил) могут не располагать достаточным количеством боеготовых формирований для реагирования и разрешения кризисных ситуаций. Попытки компенсировать недостаток за счет ССО, союзников, партнеров или подконтрольных формирований (иррегулярных формирований страны пребывания) в этом случае окажутся недостаточными. С тем чтобы исключить данный риск, ВС США должны поддерживать высокий уровень боеготовности войск, уделяя внимание процессу модернизации прежде всего транспортных средств и системы снабжения на ТВД. Снижению возможной опасности также будет способствовать оперативная совместимость ССО с другими частями и подразделениями ВС США, федеральными ведомствами, межправительственными организациями и многонациональными формированиями. Для смягчения возможного риска внезапного внедрения противником новых технологий штабу объединенного командования необходимо уделять особое внимание обеспечению адаптивности сил специальных операций, позволяющей им обучаться и внедрять инновации в процессы организации специальных действий, поддерживать ситуационную осведомленность, занимать выгодные позиции при ведении боевых действий. ОК ССО организовано на основе иерархической структуры со своими правилами, разделением функций и контролем над распределением бюджета. Новая стратегическая обстановка, требующая более высокой степени взаимодействия формирований при ведении боевых действий, вынуждает снизить бюрократические риски и преодолеть препятствия на пути создания универсальных отрядов специального назначения. В заключение разработчики концепции приходят к выводу, что ССО по-прежнему будут являться неотъемлемой частью единых сил, обеспечивающих применение своей боевой мощи в ходе военных действий. Они продолжат играть лидирующую роль в борьбе с любым противником государства, а также должны предлагать нестандартные решения для достижения превосходства над ним. ССО станут ключевым компонентом в разрешении многих проблемных вопросов. Вполне вероятно, утверждают военные аналитики, что они будут первоочередным, а в некоторых случаях и единственным средством немедленного реагирования на новые вызовы. По мнению разработчиков документа, с целью подготовки к условиям перспективной оперативной обстановки командование ССО должно произвести необходимые административные изменения, повысить эффективность специальных формирований по основным направлениям (гибкость, адаптивность, способность к взаимодействию) и обеспечить создание универсальных отрядов СпН. В их состав войдут высокопрофессиональные специалисты, умеющие налаживать контакты на местном, региональном и глобальном уровне, обладающие необходимыми полномочиями и навыками, а также оснащенные новыми ВВСТ, в том числе и для самостоятельного выполнения специальных задач против любых противников. Таким образом, концепция "Объединенное командование - 2030" по развитию и применению сил специальных операций ВС США представляет собой систему взаимосвязанных взглядов на проблемы организации деятельности ССО в сложных условиях оперативной обстановки и совокупность основополагающих принципов, регламентирующих их подготовку и обеспечение. Она служит основой для разработки наставлений и уставов ССО и планов их строительства. Предусматривается широкомасштабное переоснащение формирований этих сил перспективными образцами ВВСТ, созданными на базе высоких технологий и способными к использованию во всех сферах противоборства, в там числе когнитивной (социокультурной) и киберпространстве. На ближайшие годы запланировано значительное повышение уровня технической и функциональной совместимости ВВСТ ССО и сил общего назначения, привлекаемых к проведению совместных операций в составе межвидовых формирований, а также качественное улучшение функционирования системы всестороннего обеспечения сил специальных операций. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 1732 | | |
Всего комментариев: 0 | |