search
menu
person

NEWS AND UDATES


Задачи разведывательного обеспечения операций и боевых действий СВ США в современных войнах и конфликтах (2010)

 Задачи разведывательного обеспечения операций и боевых действий СВ США в современных войнах и конфликтах

Капитан С. Заполев

В сухопутных войсках США проводятся организационные и технические мероприятия по переводу боевых частей и формировании обеспечения на модульную организационно-штатную структуру. Одним из важных этапов такой реорганизации является создание эффективной системы разведки в перспективных формированиях1. При этом одновременно с оптимизацией структуры системы разведки и изменениями в ее техническом оснащении, а также в связи с переменами в характере и способах ведения операций и боевых действий корректируются взгляды командования на задачи разведывательного обеспечения, что сопровождается уточнением их объема и содержания.

Одним из основных руководящих документов в области разведки и организации разведывательного обеспечения любых типов военных операций, проводимых американскими вооруженными силами в XXI веке, является наставление комитета начальников штабов (КНШ) ВС США JP 2-01 «Объединенное и национальное разведывательное обеспечение военных операций» 2004 года. В нем разведывательное обеспечение операций и боевых действий вооруженных сил США рассматривается как комплекс мероприятии, осуществляемых системой разведки (разведывательными органами, силами и средствами) с целью сбора, обработки и анализа разведданных и распределения разведывательной информации для решения определенной боевой задачи соответствующим формированием вооруженных сил на конкретном театре военных действий (ТВД)2.

В наставлении JP 2-01 в качестве главных задач разведывательного обеспечения выделены:

1. Обнаружение и предупреждение. Эти задачи выполняются с целью обеспечения командиров и штабов соответствующих формирований вооруженных сил США своевременными и точными разведывательными данными о возможных или проводимых противником действиях (мероприятиях) в интересах принятия своевременных мер по снижению их эффективности. Решение данных задач позволяет органам управления в случае необходимости быстро переориентировать свои силы и средства для срыва планов противника и успешного выполнения своего замысла операции (боя).

2. Разведывательная подготовка боевых действий (РГТБД). Она представляет собой систематический процесс анализа и оценки возможных угроз, оперативной (боевой, радиоэлектронной) обстановки в определенной географической зоне. Решение этой задачи дает возможность командованию получать информацию, необходимую для быстрого реагирования на возникающие угрозы и быстрой концентрации усилий в критические моменты времени и на определенных участках (направлениях) или этапах операции (боя).

3. Проведение анализа общей обстановки и осуществление контроля та ее развитием. Командир и органы управления штабов используют данные, полученные в результате анализа обстановки, для более точного видения поля боя с целью уменьшения риска и неуверенности в ходе операции (боя). Перманентный анализ обстановки позволяет командиру и его штабу оценить боевую эффективность войск (сил) противника. С учетом данных РПБД в процессе контроля за развитием общей обстановки на поле боя производится подтверждение или переоценка наиболее вероятных способов действий (характера мероприятий), которые может предпринять противостоящая сторона.

4. Выявление и определение приоритетности целей, подготовка и осуществление целеуказания. Командир принимает решение о развертывании сил и средств огневого поражения и радиоэлектронной атаки, используя полученную информацию о наиболее важных объектах и целях, определяет способы поражения или подавления этих целей и осуществления маневра своими войсками (силами). В соответствии с требованиями уставных документов СВ США для эффективного процесса целераспределения необходима полная координация действий командира и всех офицеров его штаба.

5. Обеспечение разведывательной поддержки в ходе выполнения мероприятий по защите от воздействия (или угрожающих действий) противника. Решение этой задачи предполагает следующее: обнаружение угроз и организацию противодействия всем видам разведки противостоящей стороны; оценка возможностей своих войск (сил) и вероятных угроз со стороны противника, направленных на их снижение; идентификацию видения противником центров «тяжести» своих войск (сил) и определение возможных вариантов воздействия со стороны противника; уточнение возможных контрмер для предотвращения выхода (воздействия) противника в наиболее важные районы (на объекты) своих войск (сил). Выполнение данной задачи позволяет командиру принять решение о контрмерах, необходимых для защиты и эффективной реализации замысла операции (боя), и мероприятиях по введению противника в заблуждение относительно истинных целей, способов и мер по защите своих войск.

6. Разведывательная оценка нанесенного ущерба. Она позволяет командиру определять степень выполнения поставленных им задач и нанесенный противнику урон. Так, в наставлении JP 2-01 отмечено, что проведение данной оценки необходимо командирам для принятия решения о переходе к следующему этапу операции (боя) или о повторном поражении (подавлении) целей, а также для оценки боевых возможностей сохранившихся войск (сил) противника.

Принципы разведывательного обеспечения операций и боевых действий СВ США
Виды дисциплин для решения задач разведки в ходе проведения операций и боевых действий

Вместе с тем каждый вид вооруженных сил непосредственно решает на практике свои задачи разведывательного обеспечения. Так, видовое командование подробно анализирует результаты оперативной и боевой подготовки, полноту и качество выполнения задач в ходе боевых дежурств, а также эффективность функционирования системы разведки этого вида ВС в войнах и вооруженных конфликтах. Полученные данные накапливаются и используются в конечном счете для детализации и уточнения положений наставления JP 2-01. Собствен но, так и происходит развитие теории разведывательного обеспечения, основные моменты которой отражаются в соответствующих уставах видов ВС.

Одним из основных руководящих документов для сухопутных войск является полевой устав FM 2-0 «Разведка» 2004 года с изменениями от 11 сентября 2008-го3. В нем подробно раскрыты задачи разведывательного обеспечения операций и боевых действий СВ США. Анализ устава показывает, что американским командованием (специалистами в области военной разведки) проведен значительный комплекс работ в области «армейской» разведки, направленных на решение вопросов концептуального и организационного характера, требующих системного похода при их изложении.

При рассмотрении задач разведывательною обеспечения сухопутных войск США необходимо отметить, что они находятся между собой в тесной взаимосвязи и часто выполняются одновременно, а кроме того, согласуются с общими задачами и потребностям командующего (командира) на театре войны (ТВД).

Командование выделяет четыре основные задачи разведывательного обеспечения операций (боевых действий) американских СВ, каждая из которых включает ряд главных подзадач.

I. Обеспечение ситуационного понимания4. Эта задача направлена на предоставление командующему (командиру) своевременных и достоверных разведывательных данных, которые необходимы ему для оценки противника, понимания складывающейся обстановки и принятия правильного решения.

Обеспечение ситуационного понимания включает четыре подзадачи:
- проведение разведывательной подготовки боевых действий;
- осуществление анализа общей обстановки и контроля за ее развитием;
- оказание разведывательной поддержки в ходе обеспечения защиты от воздействия противника;
- руководство полицейскими разведывательными операциями.

Проведение разведывательной подготовки боевых действий - эго планируемая и организуемая штабом деятельность (подразумевается обязательное привлечение всех должностных лиц штаба и использование информации от всех ею элементов в сфере  своей ответственности) но определению особенностей театра войны, а также вариантов действий войск (сил), как своих, так и противника. Кроме того, РПБД представляется в виде систематического процесса анализа и представления оперативной обстановки в определенной географической зоне в интересах выполнения или готовности к появлению определенной задачи. В результате проведения такой подготовки командующий (командир) имеет возможность избирательно применять и максимально увеличивать боевой потенциал войск (сил) в критические моменты времени и в нужном месте.

Ответственность за выполнение комплекса мероприятий в области РПБД, а также за информирование командующего (командира) и должностных лиц штаба о полученных данных возложена на начальника разведывательного управления (отдела, отделения) штаба формирования сухопутных войск.

Проведение анализа общей обстановки и контроля за ее развитием - это процесс, направленный на анализ добытых сведений и представление достоверной информации о противнике и ситуации на поле поя при проведении операции (боевых действий). Эта подзадача разведывательного обеспечения включает:
-определение намерений, подтверждение или исключение возможных способов действий и оценку боеспособности формирований противника;
-распознавание объектов (целей) и предоставление данных о местоположении войск (сил) противника, а также указание источников других угроз, не связанных с ним;
- проведение оценки боеспособности сил противника.

Начальник разведывательного управления (отдела, отделения) штаба подготавливает и доводит до командования информацию о результатах анализа общей обстановки и контроля за ее развитием посредством представления соответствующих информационных документов и внесения (ввода) разведывательных данных в общую картину оперативной обстановки.

Оказание разведывательной поддержки в ходе обеспечения защиты от воздействия противника является одной из важных подзадач разведывательного обеспечения, при решении которой командующему (командиру) предоставляется разведывательная информация для выполнения им комплекса мероприятий по обеспечению зашиты войск от угрожающих действий противника5. В интересах этого добывание разведывательных сведений осуществляется путем организации и ведения непрерывного наблюдения за деятельностью, намерениями и возможностями его войск (сил). При этом наличие постоянной угрозы со стороны противника требует от органов управления разведки постоянно обновляемых и точных данных, задействование экспертов в области анализа и прогнозирования боевой (оперативной) обстановки, а также получения специализированной информации от других федеральных и ведомственных органов безопасности.

Руководство полицейскими разведывательными операциями осуществляют органы управления разведкой (силы и средства разведки сухопутных войск) при выполнении военной полицией США своих непосредственных задач, таких как охранение района, обеспечение правопорядка, интернирование, перемещение (переселение) населения, в ходе которых она осуществляет сбор (добывание) необходимой информации (разведывательных сведении).

Полицейские разведывательные операции, являющиеся функциональной задачей военной полиции, направлены на обеспечение командующего (командира) необходимыми данными в интересах формирования и понимания общей картины оперативной обстановки, повышения эффективности его работы и на достижение целей предпринимаемых им действий по защите войск.

II. Обеспечение стратегической оперативности. Данная задача направлена на обеспечение процесса планирования и подготовки штабом решений путем определения полного спектра текущих угроз, прогнозирования будущих угроз и предупреждения командующего (командира) о возможных действиях и намерения противника.

Обеспечение стратегической оперативности включает решение четырех подзадач:
- обнаружение и предупреждение;
- обеспечение готовности сил и средств разведки;
- изучение необходимых данных об иностранных государствах;
- выявление района особого интереса и определение порядка действий в нем.

В ходе осуществления обнаружения и предупреждения командующему (командиру) предоставляется разведывательная информация о возможных действиях противника и возникающей в связи с этим опасности. Начальник разведывательного управления (отдела, отделения) штаба определяет для своего Звена управления комплекс мероприятий в области обнаружения и предупреждения с целью своевременного информирования командующего (командира) об угрожающих действиях противника и последующего приведения своих войск (сил) в готовность к их отражению, а также определения характеристик и особенностей района предстоящих боевых действий. Надлежаще организованное обнаружение и предупреждение снижает исходящую от противника угрозу, связанную с неожиданным изменением направлений или способов его действий от ранее спрогнозированных.

Обеспечение готовности сил и средств разведки - это деятельность органов разведки по разработке исходных сведений о многочисленных потенциальных угрозах и данных об оперативной (боевой) обстановке в интересах обеспечения процесса планирования и подготовки штабом решений в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Решение данной подзадачи разведывательного управления подразумевает:
- предоставление добытой информации в интересах обеспечения боевой подготовки (оперативной готовности) войск (сил) к непредвиденным обстоятельствам и планирования решений (действий) на операцию (бой);
- определение и учет всех потенциальных угроз формированиям сухопутных войск в определенном регионе;
- обеспечение полного понимания оперативной (боевой) обстановки в районе проведения операций, в том числе посредством организации непрерывного обмена разведывательными сведениями и информационными документами с вышестоящим звеном управления (штабом) и разведывательными структурами объединенных сил.
Изучение необходимых данных об иностранных государствах является одной из специальных задач разведки, которая направлена на лучшее понимание культурных, социальных, политических, религиозных и моральных убеждении и взглядов, характерных для обществ зарубежных государств в интересах выполнения поставленных задач и достижения цели операции.

Выявление района особого интереса и порядок действий в нем — это выполнение задач органами разведки, сконцентрированных на определении на территории размещения войск (сил) противника районов особого интереса (внимания) - заводов по производству ВВТ и связанной с ними инфраструктуры, важных государственных учреждений, предполагаемых мест нахождения представителей правительства вероятного противника, террористических организаций и т.д. Для максимального охвата и «освоения» района особого интереса органы разведки могут привлекать как штатные силы и средства разведки, так и специалистов или группы экспертов из других вышестоящих организаций и ведомств.

III. Ведение разведки. Данная задача сил и средств военной разведки является наиболее сложным, непрерывным процессом информационно-разведывательной деятельности, в ходе которого решаются четыре подзадачи разведывательного обеспечения:
- выполнение мероприятий по согласованию действий органов и сил разведки;
- интеграция усилий различных органов управления по организации информационно-разведывательной деятельности;
- ведение несистематического наблюдения;
- ведение систематического наблюдения.

В рамках выполнения мероприятий по согласованию действий органов и сил разведки начальник разведывательного управления (отдела, отделения) штаба согласовывает планы взаимодействия с начальником управления (отдела, отделения) по оперативным вопросам и боевой подготовке в ходе реализации всего комплекса решаемых разведкой задач, учитывая при этом все силы и средства, которые имеются в распоряжении командующею (командира), силы и средства соседних формирований (частей), а также частей и соединений вышестоящего звена управления. Кроме того, он решает вопросы, связанные с организацией взаимодействия и доступа к полученным данным в интересах удовлетворения первоочередных потребностей командующего (командира) в разведывательной информации, потребностей в сведениях о своих войсках и других потребностей такого рода.

Интеграция усилий различных органов управления по организации информационно-разведывательной деятельности. Начальник управления (отдела, отделения) но оперативным вопросам и боевой подготовке совместно с начальником разведывательного управления (отдела, отделения) и другими должностными лицами штаба планирует постановку задач и осуществляет руководство имеющимися в его распоряжении силами и средствами разведки в интересах удовлетворения потребностей командира в важной информации (первоочередных потребностей в необходимых данных и информации о своих войсках).

По окончании этого процесса составляется план разведки, содержащий перечень всех задач, которые ставятся добывающим органам на основании возможностей имеющихся в распоряжении сил и средств разведки и временных требований.

План разведки обычно подготавливают как приложение по разведке к боевому приказу. Он объединяет все силы и средства, которым начальник управления (отдела, отделения) по оперативным вопросам и боевой подготовке штаба может ставить задачи или обращаться с запросом, а также определяет принципы координации (согласования) их действий в интересах полного охвата районов интересов.

При разработке плана разведки штаб в полном составе анализирует каждую информационную потребность в интересах определения наилучшего способа ее удовлетворения. В него включаются пункты, связанные с порядком получения приказов от вышестоящего штаба, а также заявок на предоставление разведывательной информации подчиненными и соседними формированиями.

Опираясь на план разведки, командующий (командир) использует различные возможности сил и средств разведки для улучшения ситуационного понимания и представления общей картины оперативной обстановки.
Ведение несистематического наблюдения - это задача, решаемая путем временного или периодического визуального (в том числе с применением технических средств) наблюдения и обнаружения в интересах получения информации о деятельности, силах и средствах вероятного или потенциального противника, а также данных, связанных с метеорологическим», гидрографическими либо географическими характеристиками района боевых действий (операции).

Ведение несистематического наблюдения условно подразделяют на разведку в полосе действий формирования, разведку района, разведку в ходе выполнения боевых задач, разведку маршрута и патрулирование.

Ведение систематического наблюдения организуется в интересах непрерывного наблюдения за воздушно-космическим пространством, земной и водной поверхностью, подземной и подводной сферой (областью), населенными пунктами, людьми и физическими предметами с использованием визуальных, акустических, электронных, фотографических и других средств. По словам руководства американских ВС, решение этой задачи должно обеспечивать непрерывный контроль интересующих объектов в течение 24 ч семь дней в неделю.

IV. Осуществление разведывательною обеспечения операций и боевых действий, основанных на достижении планируемых результатов. Такая задача обеспечивает командующего (командира) разведданными в интересах оказания на войска (силы) противника необходимого (требуемого) воздействия с применением летального и нелетального оружия, в том числе и в ходе ведения информационной войны. Она включает три подзадачи:
- разведывательное обеспечение целеуказания;
- разведывательное обеспечение информационных операций;
- разведывательное обеспечение оценки результатов боевых действий.

Разведывательное обеспечение целеуказания подразумевает, что разведывательное управление (отдел, отделение) штаба предоставляет командующему (командиру) своевременные, достоверные, точные и полные разведданные о войсках (силах) противника в интересах обеспечения осуществляемого им целеуказания по объектам (целям) противостоящей стороны с применением летального и нелетального оружия (системам и средствам летального и нелетального воздействия). В ходе решения данной подзадачи органы разведки определяют возможности войск (сил) противника, задействуемых им в операциях (боевых действиях), и условия их ограничивающие.

Разведывательное обеспечение информационных операций является важной подзадачей разведки, а сами информационные операции6 (ИО) неотъемлемой составляющей проводимых вооруженными силами США операциях и боевых действиях в XXI веке. Ее выполнение предполагает разведывательное обеспечение наступательных и оборонительных задач ИО, а также мероприятий, связанных с проведением ИО.

Разведывательное обеспечение оценки результатов боевых действий. При решении данной задачи органы разведки определяют, были ли подвержены воздействию цели (объекты) и с каким эффектом. Хотя оценка - это главным образом сфера деятельности (ответственности) разведывательного управления (отдела, отделения) штаба, при ее проведении органы разведки опираются на оценочные данные управления (отдела, отделения) по оперативным вопросам и боевой подготовке, а также органов огневой поддержки.

В общем плане оценка результатов боевых действий представляет собой определение эффективности применения войск (сил) в ходе операций. Оценив результаты нанесенного ущерба, органы разведки могут определить эффективность средств поражения и дать рекомендации по повторному воздействию.

Таким образом, организация разведывательного обеспечения операций (боевых действий) сухопутных войск США подразумевает решение широкого перечня задач, которые направлены на удовлетворение различных потребностей командования в ходе осуществления им планирования, подготовки, организации и проведения операции (боевых действий). Кроме того, анализ руководящих документов показывает, что командование американских сухопутных войск при решении задач разведывательного обеспечения в первую очередь рассчитывает на возможности своих боевых и обеспечивающих формирований.

При комплексном рассмотрении задач разведывательного обеспечения усилия органов управления, сил и средств разведки формирований СВ США представляются как деятельность по добыванию (сбору), обработке данных, документальному производству разведывательной информации, а также по их доведению до командующего (командира), должностных лиц штаба и других потребителей. При этом в полевом уставе FM 2-0 отмечается, что успех выполнения вышеперечисленных задач не зависит исключительно от органов разведки, а определяется вкладом всех должностных лиц, прилагаемыми усилиями боевых и обеспечивающих формирований на театре войны по вскрытию и уточнению оперативной (боевой) обстановки и тем, как были использованы ими полученные разведывательные данные для достижения цели и задач операции.

Таким образом, в сухопутных войсках США продолжаются мероприятия по обеспечению перехода на модульную организационно-штатную структуру. При этом военное руководство в качестве основных задач разведки для перспективных частей и подразделений определяет следующие: обеспечение ситуационного понимания обстановки на поле боя; обеспечение стратегической оперативности; непрерывное ведение разведки (информационно-разведывательной деятельности) в любых условиях обстановки; осуществление разведывательного обеспечения операций (боевых действии), основанных на достижении планируемых результатов.

1 См. Зарубежное военное обозрение. - 2008. № 10. - С. 32-36: № 11. - С. 33-38.

2. Joint Publication 2-01. Joint and National Intelligence Support to Military Operations. // Joint Chiefs of Staff. 7 October 2004. pp - Chapter I. The Role of Intelligence in Military Operations.

FM 2-0. Intelligence // Headquarters Department of the Army / May 2004. Change No. 1.11 September 2008.

4 Ситуационное понимание - это способность командующего (командира) правильно реагировать и осмыслять, постигать содержимое, смысл, значение, обстоятельства, условия и т. д. любого изменения в оперативной (боевой) обстановке

5 Под обеспечением защиты от воздействия противника понимаются предпринимаемые органами управления действия (решения) и осуществляемая войсками (силами) деятельность по предотвращению или ослаблению влияния (воздействия) противника на личный состав, объекты инфраструктуры, информационные ресурсы своих войск (сил) в интересах сохранения живучести и нормальною функционирования вооруженных сил в целом. (FM 3-0. Operations./ Headquarters. Department of the Army. Washington, DC, 27 February 2008. P. 4-7.)

6. Информационные операции представляют собой деятельность (действия) войск (сил) по оказанию воздействия на информацию и информационные системы противника н влияния на осуществляемые им процессы подготовки и принятия решения, планирования и ведения операций, а также по одновременной защите собственной информации и информационных систем.

Зарубежное военное обозрение. - 2010. № 2. - С. 35-42

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (13.03.2011) | Автор: Капитан С. Заполев
Просмотров: 9942 | Теги: sigint, модульные формирования, разведка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar