Несмотря на "некоторые разногласия", Москва и Вашингтон намерены завершить подготовку нового соглашения по ограничению стратегических вооружений к 5 декабря, сообщил высокопоставленный чиновник Белого дома.
Официальный представитель Совета национальной безопасности Майк Хаммер на брифинге в среду не раскрыл суть появившихся расхождений в позициях сторон, однако заверил, что продолжается "активный диалог".
"Наши отношения являются конструктивными, и мы привержены идее совместной работы ради достижения прогресса", - заявил Хаммер.
По его словам, президент США Барак Обама рассчитывает, что его предстоящая встреча с российским лидером Дмитрием Медведевым в рамках саммита АТЭС в Сингапуре поможет добиться общей цели – выработки договора до конца года.
В понедельник в Женеве начался очередной раунд российско-американских переговоров по СНВ.
"Надеемся, что этот раунд станет завершающим. И к 5 декабря договор будет согласован", - сказал накануне официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко.
"Вопросы повестки дня очень серьезные и требуют самого серьезного диалога и нахождения оптимальной формулы, которая устроит обе стороны", - отметил российский дипломат.
Обоюдная заинтересованность
Он заверил, что Москва заинтересована в достижении договоренности по СНВ.
Россия, по словам Нестеренко, делает все возможное, чтобы реализовать договоренность о заключении договора до 5 декабря, когда истекает срок действия нынешнего договора об СНВ-1.
Разработать новое соглашение по стратегическому оружию решили нынешние главы США и России на своей первой встрече в Лондоне 1 апреля.
Во время московской встречи Медведева и Обамы в начале июля было подписано рамочное соглашение по сокращению СНВ: обе страны договорились почти вдвое сократить свои ядерные боезаряды.
Согласованные параметры предусматривают, что через семь лет после вступления в силу нового договора каждая из сторон должна иметь от 1500 до 1675 ядерных боеголовок на 500-1100 носителях.
В закрытом режиме
Между тем, возникновение проблем на
переговорах подтвердила и
замгоссекретаря США по контролю над
вооружениями и международной
безопасности Эллен Тошер.
"Мы очень разочарованы ответом на пакет предложений, доставленный в Москву помощником президента США по национальной безопасности Джеймсом Джонсом десять дней назад", - сказала заместитель главы Госдепа.
Однако ни она, ни представитель российского МИД не уточнили, о каких именно проблемах идет речь, сославшись на договоренность не разглашать содержание переговоров.
С критикой заявления Тошер, допустившей утечку сведений о разногласиях сторон, выступил в четверг глава МИД РОссии Сергей Лавров.
"Мы с американскими коллегами договорились действовать в рабочем режиме, не для публики. А делать эмоциональные оценки, как минимум, преждевременно", - сказал шеф российской дипломатии.
По словам Лаврова, стороны решили сделать все, чтобы завершить работу по договору к 5 декабря и "работать по-партнерски в переговорных форматах", а не через прессу.
О чем спор?
Цитируя мнения экспертов, привлеченных к процессу подготовки договора, "Коммерсант" сообщает, что одно из противоречий заключается в желании Вашингтона во что бы то ни стало сохранить жесткий контроль над российскими мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами "Тополь", с чем не согласны в Москве.
Существование этой проблемы в четверг подтвердил начальник генштаба российской армии Николай Макаров.
Комментируя журналистам американские требования контроля за комплексами "Тополь" и "Тополь-М", военачальник уточнил, что такой контроль уже ведется по договору СНВ-1.
"Есть вопросы, что контроль должен осуществляться, контроль осуществляется наличием американской делегации в городе Воткинск", - сказал начальник Генштаба. "У нас таких миссий в США нет, поэтому, естественно, эту [американскую] миссию надо убрать и 5 декабря она покинет свое место", - сформулировал Макаров российскую позицию.
Между тем, директор Института США и Канады Сергей Рогов уверен, что переговоры осложняют только технические вопросы, в которых потребуются взаимные уступки.
"Американцы хотят учитывать боеголовки "по факту", мы предлагаем отказаться от излишних процедур проверки", - написал ученый в "Независимой газете". По мнению Рогова, компромисс возможен, и соглашение будет подписано.