search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективные боевые машины армий ведущих зарубежных государств

Перспективные боевые машины армий ведущих зарубежных государств

Полковник А. Берёзов

Командование сухопутных войск ведущих зарубежных государств значительное внимание уделяет модернизации существующих и созданию новых образцов колесной военной техники. При этом общими направлениями их развития являются повышение огневой мощи (для машин с вооружением), подвижности и живучести на поле боя, а также снижение боевой массы.
В интересах оснащения перспективных формирований сухопутных войск США ведутся активные работы по созданию семейства колесных ББМ нового поколения. К ним предъявляются следующие основные требования: высокие огневая мощь (для машин с вооружением), подвижность и защищенность, возможность транспортировки в боеготовом состоянии самолетами типа С-130 (боевая масса ББМ не должна превышать 20 т).

Рис. 1. Опытная ББМ AHED

Рис. 2. Компоновочная схема комбинированной силовой установки и электромеханической трансмиссии опытной ББМ AHED: 1 - дизель-генератор; 2 - комплект литий-ионных аккумуляторных батарей; 3 - тяговые электромоторы в ступицах колес

Рис. 3. Опытный бронеавтомобиль LSV «Шэдоу»

Рис. 4. Опытная ББМ VBCI

Рис. 5. Компоновочная схема трансмиссии опытной ББМ VBCI

Рис. 6. Опытная ББМ «Боксер» (командно-штабной вариант)

Рис. 7. Компоновочная схема ББМ «Боксер»:
1 -унифицированное шасси (транспортный модуль);
2 - броневой корпус шасси;
3 - функциональный модуль

Рис. 8. Компоновочная схема трансмиссии и ходовой части опытной ББМ «Боксер»

Рис. 9. Опытная колесная ББМ SEP-W

Эти боевые средства должны обладать малой заметностью, иметь модульную конструкцию, оснащаться современными системами управления огнем, коллективной защиты и жизнеобеспечения, а также преодолевать водные преграды без подготовки. Требование уменьшить массу ББМ планируется выполнить за счет внедрения новых технологий и конструкционных материалов при изготовлении бронированного корпуса, силовой установки и приборного оснащения машины. Выполнение всего комплекса мероприятий, по расчетам разработчиков, позволит снизить боевую массу перспективной техники до 20 т.
Достигнуть высоких показателей подвижности намечается путем создания компактной комбинированной (дизель-электрической) силовой установки, электромеханической трансмиссии с высоким КПД, подвески с активным управлением, бескамерных шин с увеличенным ресурсом, а также средств дистанционного обнаружения препятствий. Комбинированная силовая установка и электромеханическая трансмиссия позволят на 25-30 проц. увеличить полезное заброневое пространство, а также обеспечить максимальную скорость движения ББМ по шоссе 120 км/ч (по пересеченной местности 45-55 км/ч) и разгон машины с места до скорости 30 км/ч менее чем за 6 с.
Высокую защищенность и живучесть ББМ предполагается обеспечить путем применения пассивной, активной и противоминной защиты. В состав системы пассивной защиты планируется включить многослойное разнесенное бронирование модульного типа и дополнительные броневые экраны, способные противостоять кинетическому, кумулятивному поражающему воздействию современных и перспективных противотанковых боеприпасов. В частности, при изготовлении корпуса машин предусматривается применение керамических материалов с металлической (стальной) облицовкой, в 2-2,5 раза повышающих прочность основной брони из титана.
Для обеспечения противоминной защиты в дополнение к многослойному бронированию днища ББМ будут оснащены микроволновыми датчиками обнаружения и специальным устройством дистанционного уничтожения противотанковых мин. Это позволит в 2-4 раза снизить время их поиска и обнаружения, а также добиться эффективной нейтрализации.
Так, специалисты фирмы «Дженерал дайнэмикс» проводят испытания опытного образца колесной бронированной машины AHED (рис. 1), оснащенной экспериментальными комбинированной силовой установкой и электромеханической трансмиссией.
Основные усилия американских специалистов сосредоточены на отработке технологий создания редукторов и приводов, расположенных в ступицах колес, а также активной гидропневматической подвеске и техническим решениям, позволяющих уменьшить расход топлива.
На машине используется дизель MTU совместно с генератором мощностью 360 кВт. Функцию исполнительных двигателей выполняют работающие по независимой схеме электромоторы (мощность каждого ПО кВт) на постоянных магнитах германской фирмы «Магнет моторе», установленные в ступицах колес ББМ (рис. 2). Перспективная электромеханическая трансмиссия включает в свой состав накопители энергии большой емкости (литий-ионные аккумуляторные батареи), преобразующую аппаратуру и силовые электродвигатели ведущих колес. Применение таких накопителей обеспечит аккумулирование генерируемой при торможении и движении под уклон энергии для последующего питания потребителей в экстренных случаях, а также для движения с помощью электромоторов при неработающем основном двигателе (с целью обеспечения высокой скрытности).
Поворот ББМ осуществляется за счет разницы скоростей вращения колес на разных бортах. При этом команды от системы электронного управления трансмиссией передаются на электродвигатели в ступицах колес в зависимости от скорости и угла поворота машины, что позволяет ей выполнять крайне сложные маневры.
Бронеавтомобиль LSV «Шэдоу» (рис. 3) разрабатывается американской фирмой «Дженерал дайнэмикс» в интересах морской пехоты США.
Главными конструктивными особенностями машины являются комбинированная силовая установка в составе дизель-генератора и колесных электромоторов, а также система изменения клиренса с электрическим приводом.
Дизельный двигатель мощностью 136 л. с. с турбонаддувом и промежуточным охлаждением подаваемого в цилиндры воздуха приводит в действие генератор на постоянных магнитах мощностью ПО кВт. Каждое колесо снабжено встроенным электромотором мощностью 50 кВт. Так как суммарная мощность электромоторов превышает отдаваемую мощность приводного генератора, для поступления дополнительной энергии используется комплект литий-ионных аккумуляторных батарей большой емкости. Кроме того, при торможении или движении под уклон колесные электромоторы могут выступать в роли генераторов электроэнергии.
Такое техническое решение позволяет увеличить запас хода на одной заправке по шоссе до 500 км при емкости топливного бака 95 л. Кроме того, при выключенном основном двигателе машина может бесшумно передвигаться с помощью электромоторов, используя энергию полностью заряженных аккумуляторных батарей, на расстояние до 30 км, что повышает скрытность действий. На серийном LSV «Шэдоу» планируется устанавливать дистанционно управляемый 12,7-мм пулемет и другое специальное оборудование, комплектность которого может изменяться в зависимости от выполняемых задач. В частности, средства связи обеспечат обмен речевой, цифровой и графической информацией с другими боевыми и командно-штабными машинами тактического звена. Автономность действий автомобиля рассчитана не менее чем на 3 сут, для чего на нем предусмотрены места для размещения необходимого запаса боеприпасов, материальных средств и продовольствия.
Во Франции фирмы «Некстен» (бывшая «Жиат») и «Рено» по заказу генеральной делегации по вооружению министерства обороны ведут разработку перспективной ББМ модульного типа VBCI, имеющей колесную формулу 8 х 8 (рис. 4).
Компоновка этого образца является стандартной для боевых колесных машин, при которой двигатель и отделение управления расположены в передней части корпуса. За силовым отделением, которое находится справа, установлена одноместная башня, а за водителем, но перед башней, находится рабочее место командира. В остальной части корпуса размещается десантное отделение, рассчитанное на восемь полностью экипированных военнослужащих, оснащенных боевым комплексом пехотинца «Фелин». В соответствии с современными требованиями корпус машины имеет полезный внутренний объем не менее 13 м3, включая отделение водителя.
Корпус опытной ББМ цельносварной, выполнен из алюминиевого сплава. Кроме того, баллистическая защита машины может быть усилена путем установки дополнительных броневых листов, которые крепятся на болтах по периметру корпуса. По заявлению разработчиков, комбинированное бронирование в сочетании с кевларовым противоосколочным покрытием на внутренней поверхности бортов и днища позволят защитить экипаж и десант от воздействия противопехотных и некоторых типов противотанковых мин, выстрелов ручных противотанковых гранатометов, огня стрелкового оружия калибра до 14,5 мм, а также от мелких осколков артиллерийских снарядов.
Высокая подвижность машины обеспечивается шестицилиндровым дизельным двигателем водяного охлаждения с турбонаддувом «Вольво Д12», развивающим максимальную мощность 550 л. с, и трансмиссией с автоматической коробкой передач ZF 7НР 902, имеющей семь скоростей переднего хода и две - заднего (рис. 5). Нижняя часть корпуса ББМ опирается через упругие элементы независимой гидропневматической подвески каждого колеса на ведущие мосты в сборе с карданной передачей разработки фирмы «Рено». Передача крутящего момента от двигателя осуществляется через коробку отбора мощности и центральную карданную передачу к ведущим мостам, каждый из которых состоит из приводных валов колесных редукторов и дифференциала. К нему присоединены двойные (верхний и нижний) поперечные рычаги подвески.
Нижние рычаги присоединены к упругому элементу, каждый из которых состоит из телескопического гидропневматического демпфера в комбинации с пружиной. Такая подвеска обеспечивает динамический ход колес 450 мм, что позволяет ББМ двигаться со скоростью до 50 км/ч по пересеченной местности.
Колесные редукторы включают в себя пневматические дисковые тормоза и соединения для системы централизованной подкачки шин. Колеса машины оснащаются бескамерными шинами «Мишлен R22 XML» и внутренними дополнительными ободами из композиционного материала. При пробитии или разрыве таких шин движение ББМ по пересеченной местности возможно на внутренних ободах со скоростью до 20 км/ч. У водителя имеется регулируемое по высоте рулевое
колесо для управления машиной «по-походному» или «по-боевому» (с закрытым люком). Особенностью ходовой части является отключаемая от полного привода передняя пара колес для движения по шоссе, что повышает скорость машины и позволяет экономить топливо.
В Германии в рамках совместной немецко-голландской программы, направленной на создание многоцелевой модульной ББМ «Боксер», изготовлен ее опытный образец (рис. 6).
Конструктивной особенностью этой машины является применение модульной компоновки на базе унифицированного колесного бронированного шасси. По такому принципу планируется разработать различные варианты бронетранспортеров и БМ. Унификация шасси (транспортного модуля), имеющего колесную формулу 8x8, позволит сократить время и затраты на серийное производство, обеспечить взаимозаменяемость основных узлов и агрегатов, а также упростить техническое обслуживание и ремонт. Его конструкция рассчитана на установку функционального модуля с вооружением и (или) специальным оборудованием в комплектации, предусмотренной для оснащения машин боевого, тылового и технического обеспечения.
Функциональные модули планируется выполнить в виде быстросъемных броневых конструкций (рис. 7). При этом каждый из них при одинаковых габаритных и установочных размерах будет иметь специализированную внутреннюю компоновку в зависимости от назначения. Быстросъемные броневые модули крепятся к корпусу машины, что позволяет производить их быструю замену в случае повреждения и поддерживать требуемый уровень защищенности. При необходимости один может быть заменен другим менее чем за 60 мин.
Дополнительное бронирование ББМ модульного типа разнесено в передней наклонной части шасси.
В качестве основного вооружения в зависимости от предназначения на ББМ могут устанавливаться 7,62- или 12,7-мм пулеметы, а также 30-мм автоматическая пушка.
Высокая подвижность этого боевого средства обеспечивается шестицилиндровьгм дизельным двигателем водяного охлаждения с турбонаддувом MTU 6Т, развивающим максимальную мощность 710 л. с, и трансмиссией с пятиступенчатой автоматической коробкой передач ZF 4НР 800. В связи с тем, что боевая масса ББМ превышает 30 т, в конструкции независимой подвески применено по два упругих элемента (гидропневматических амортизатора) на колесный редуктор (рис. 8). Такое техническое решение позволяет более эффективно распределять динамические нагрузки на ведущих мостах и гасить колебания корпуса при движении машины по пересеченной местности. Динамический ход каждого колеса составляет 435 мм. Это позволяет ББМ развивать максимальную скорость по пересеченной местности до 40 км/ч.
Ожидается, что реализация принципа модульной конструкции ББМ «Боксер» позволит сократить затраты на формирование требуемого парка машин и существенно упростить систему специального технического обеспечения частей и подразделений бундесвера.
В Швеции в конце 2005 года шведская фирма «Лэнд системз хёглундс» изготовила и приступила к испытаниям опытных образцов ББМ - гусеничной SEP-T и колесной SEP-W (рис. 9).
Разработка программы перспективной боевой машины SEP была начата компанией «Хагтлунд» (подразделение «БАэ системз») в 1994 году с изучения потребностей ВС и разработки концепции. Предполагалось, что модульный принцип построения машины позволит использовать ее для выполнения разнообразных задач. На базе единой платформы планировалось создать до 24 типов данных машин: БТР, машина МТО, командно-штабная машина, санитарная машина, машина связи, разведывательная машина и т. д.
Особенностями этих машин являются: модульная конструкция; корпус, изготовленный из композиционных материалов и сплава титана; электромеханическая трансмиссия и ходовая часть с цельнорезиновыми гусеничными лентами или колесами с бескамерными шинами; унификация до 70 проц. основных узлов и агрегатов.
Высокую живучесть перспективных образцов планируется обеспечить за счет снижения тепловой, акустической и радиолокационной заметности, применения основной броневой защиты корпуса, способной противостоять воздействию боеприпасов калибра до 14,5 мм (на дальностях более 500 м), а также благодаря усиленной противоминной защите днища. Кроме того, внутренние топливные баки предполагается выполнить в пожаро- и взрывобезопасном варианте с пористым наполнителем. В целях повышения уровня защищенности корпуса намечено также использовать дополнительное навесное модульное бронирование.
Компоновка как колесного, так и гусеничного варианта ББМ предусматривает переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления. В средней части могут устанавливаться взаимозаменяемые модули (полезный
объем 10 м3) с различным вооружением или оборудованием. Машины оснащены экспериментальной комбинированной силовой установкой, включающей в себя два дизель-генератора, литий-ионные аккумуляторные батареи и бесступенчатую электромеханическую трансмиссию. Как показали первые испытания, это обеспечивает высокие маневренность и проходимость, в том числе по сыпучим и вязким грунтам, а также позволяет бесшумно передвигаться по местности на расстояние до 15 км.
Конструкторские решения, применяемые шведскими специалистами, во многом основываются на подходах, используемых в США при создании БМ нового поколения. К разработкам базовых машин SEP-T и SEP-W значительный интерес проявляет министерство обороны Великобритании, рассматривая эти средства в качестве возможных вариантов шасси для перспективной техники британских сухопутных войск.
Несмотря на проведенный комплекс работ, командование СВ Швеции приняло решение прекратить разработку многоцелевой модульной бронированной тактической машины SEP. Основная причина - отсутствие зарубежных партнеров, заинтересованных в совместной разработке, недостаточное финансирование МО страны на самостоятельное продолжение проекта.
В декабре 2005 года шведское правительство одобрило запрос вооруженных сил на продолжение разработки SEP. Этап создания рабочего проекта начался летом 2006 года. Однако одним из условий продолжения программы было наличие зарубежного партнера, который обеспечил бы вложение собственных средств в разработку проекта в конце 2007 - начале 2008 годов (потенциальным участником разработки считалась Великобритания).
Ввиду того, что поставленное условие выполнено не было, шведское правительство приняло решение закрыть проект, а также разработать новую программу оснащения шведских ВС бронированными машинами, произведя оценку имеющихся на рынке альтернативных образцов.
Начиная с 1994 года на разработку проекта и изготовление четырех опытных образцов было затрачено 950 млн шведских крон (140,5 млн долларов). Несмотря на отказ шведского правительства от дальнейшей разработки, «БАэ системз» может самостоятельно продолжить реализацию проекта бронемашины SEP, являющейся одно! из самых современных ББМ, и продолжить поиск заказчика.
В целом повышенный интерес к боевым колесным машинам в иностранных государствах обуславливается тем, что она может эффективно применяться входе современных вооруженных конфликтов, миротворческих операций и других мероприятий, в которых предполагается участие воинских контингентов этих стран.

Зарубежное военное обозрение №4 2008 С. 40-44



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (26.05.2008) | Автор: Полковник А. Берёзов
Просмотров: 7411 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar