Лётные испытания вертолёта Белл AH-1Z "Кинг Кобра" Вертолет AH-1W "Супер Кобра" является одним из двух типов вертолетов корпуса морской пехоты США, которые должны быть модернизированы фирмой Белл Геликоптер Текстрон по программе Н-1. Программа предусматривает переоборудование 180 вертолетов AH-1W и 100 вертолетов UH-1N в варианты АН-1Z и UH-1Y соответственно. Оба вертолета будут иметь на 85% общую конструкцию и бортовое оборудование, что значительно упростит их технические обслуживание. Корпус морской пехоты США имеет достаточное для выполнения программы модернизации количество вертолетов АН-1W, в то время как вертолетов UH-1N на вооружении состоит только 96.' Для восполнения нехватки вертолетов Конгресс разрешил провести модернизацию в вариант UH-1Y семи вертолетов НН-1, модернизация машин этого типа (сходного с UH-1N) была запланирована на более поздний срок. Три вертолета НН-1 будут включены в первую партию предназначенных к модернизации машин. Стоимость переоборудования одного вертолета AH-1W в вариант AH-1Z составит примерно 11 млн. долл. и займет 13 месяцев. Первые вертолеты AH-1Z и UH-1Y достигнут оперативной готовности в 2006 финансовом году. Вертолеты AH-1Z и UH-1Y будут иметь бесшарнирный четырехлопастный несущий винт с лопастями из КМ. Несущий винт спроектирован на основе несущего винта "680", разработанного для гражданских вертолетов Белл. Впервые винт данной конструкции был установлен на вертолет AH-1W "Супер Кобра" в конце 80-х годов. Винт "680" конструктивно близок несущему винту вертолета Белл 430, но имеет более длинные лопасти. Среди других общих для вертолетов АН-1Z и UH-1Y систем: поглощающие ударные нагрузки кресла, гидравлическая и топливная системы, ГТД Дженерал Электирк T700-GE-401, новый главный редуктор, полностью цифровое приборное оборудование кабины, цифровая система целеуказания. Вертолет AH-1Z имеет максимальную взлетную массу 8 390 кг против 6710 кг у вертолета AH-1W. Доработанная "Супер Кобра" будет способна взлетать с полным запасом топлива и максимально возможным количеством вооружения в условиях жары и высокогорья. Максимальная масса вертолета AH-1Z, при которой он способен зависать без учета влияния земли, составляет 7670 кг. Внутренние протектированные топливные баки рассчитаны на размещение 1270 кг горючего, кроме того - предусмотрена подвеска дополнительных наружных топливных баков. Модернизация вертолетов первой партии запланирована на 2003 ф.г. В рассчитанной на 1500 ч программе летных испытаний намечено задействовать пять вертолетов обоих типов. Первый полет вертолет AH-1Z совершил в декабре 2000 г. на аэродроме летно-испытательного центра фирмы Белл в Арлингтоне, шт. Техас. В течение последующих четырех месяцев летчики-испытатели фирмы Белл и корпуса морской пехоты налетали на вертолете 60 ч в сумме. По словам ведущего летчика-испытателя и руководителя программы летных испытаний от корпуса морской пехоты подполковника Кейта Дэнила в ходе полетов оценивалась устойчивость и управляемость машины, выявлялось, как изменения в конструкции и системах отразились на летных характеристиках. В испытательных полетах достигнуты максимальная скорость поступательного полета 354 км/ч, 56 км/ч при полете назад и 48 км/ч при полете вбок, потолок 3050 м. Полеты проводились с тремя различными центровками вертолета. Наземные вибрационные и резонансные испытания проводились также в Арлингтоне, они заняли 184 ч. В конце марта 2001 г. вертолет на военно-транспортном самолете ВВС США С-5А был перевезен на авиабазу корпуса морской пехоты Патаксен-Ривер, где будут продолжены летные испытания. Эксплуатационные испытания планируется начать в августе 2003 г., они будут проходить на базе испытательной эскадрильи корпуса морской пехоты VX-9. Помимо летных испытаний вертолеты должны пройти вибрационные и прочностные испытания, испытания на сброс внешней нагрузки, испытания в условиях высоких и низких температур, интенсивные морские испытания, включая полеты с кораблей. На вооружении корпуса морской пехоты США состоит 194 боевых вертолета Белл AH-1W "Супер Кобра", последний из которых был поставлен в 1998 г. Вертолеты данного типа показали высокие эффективность и надежность, однако нагрузка в полете на членов экипажа признана слишком высокой. Кроме того, вертолет AH-1W имеет низкую выживаемость на поле боя из-за плохой защищенности членов экипажа, высокой инфракрасной сигнатуры и неэффективных систем пассивной самообороны. Ценные уроки применения вертолетов AH-1W были получены морской пехотой в ходе кампании в Косово, в 1999 г. четыре боевых вертолета вошли в состав Экспедиционных сил морской пехоты. Базируясь на передовой базе в Скопье, Македония, "Супер Кобры" привлекались к нанесению ударов по объектам, расположенным в населенных пунктах. При атаке подобных объектов задача правильной идентификации выходит на' первый план, однако для экипажей вертолетов она была трудновыполнимой, так как на "Супер Кобре" установлена обзорная инфракрасная система первого поколения. Один из руководителей программы модернизации боевых вертолетов АН-1 заявил: "Ключевым выводом, сделанным на основе полученных в Косово уроков, стала необходимость в более точном целеуказании, увеличении скорости полета и массы боевой нагрузки, дальности поражения целей". Ожидается, что боевые действия в урбанизированной местности будут играть определяющую роль в будущих региональных конфликтах. "Величайшим вызовом для нас является идентификация дружественных позиций, разработка и внедрение тактики, техники и способов, которые позволят экипажам правильно идентифицировать объекты с воздуха". В ударной конфигурации вертолет AH-1W имеет боевой радиус действия всего 62 км, радиус действия вертолета AH-1Z составит 200 км. Модернизированный боевой вертолет будет способен летать с большей скоростью и нести большее количество вооружения. Вертолет AH-1Z сможет патрулировать в районе цели 30 мин., при сохранении навигационного остатка топлива на 20 минут полета. Вертолет AH-1Z способен нести широкий ассортимент боевой нагрузки, в том числе: восемь ПТУР "Хеллфайр", 14 НАР калибра 2,75 дюйма, 650 снарядов к турельной 20-мм автоматической пушке и две УР воздух-воздух "Сайдуиндер". ИК обзорная система вертолета АН-1W позволяет экипажу идентифицировать цель на расстоянии нескольких километров. На вертолете AH-1Z установлена система FLIR третьего поколения, которая позволяет оператору вооружения достоверно идентифицировать цели на дистанциях, превышающих максимальную дальность пуска ПТУР "Хеллфайр". Усовершенствованная система FLIR вертолета AH-1Z является ключевым компонентом обзорно-прицельной системы TSS (Target and Sighting System). В системе FLIR использована оптика большого диаметра и "беспрецедентная стабилизация" за счет подвеса с пятью степенями свободы. В состав системы TSS также входит низкоуровневая цветная телевизионная система, электронно-оптический усилитель изображения, лазерный дальномер, предусмотрена установка лазерного целеуказателя. Система TSS полностью интегрирована в систему управления огнем вертолета AH-1Z, изображение от системы FLIR может выводиться на нашлемный дисплей. Еще одним мероприятием, направленным на повышение боевой эффективности вертолета, стала модернизация приборного оборудования кабины, которое на AH-1Z уникально для боевого вертолета. Передняя и задняя кабины по составу оборудования близки друг к другу. За счет такого решения удалось добиться большей гибкости в использовании вертолета, упростить процесс обучения, поскольку вертолетом можно управлять из любой кабины. Кресло в задней кабине рассчитано на поглощение ударной нагрузки в 20G, в передней - на несколько меньшую нагрузку. Компоновка вертолета AH-1Z "тотально отличается от компоновки AH-1W", она построена вокруг полностью цифровой системы целеуказания с учетом обеспечения круглосуточности использования боевого вертолета. Кабины оборудованы клавишами-кнопками с встроенными лампочками (совместимы с очками ночного видения) вместо переключателей, рукоятки управления общим и циклическим шагом установлены по бокам кресла. На рукоятке общего шага смонтированы защелки для рукояток управления обоими двигателями, органы управления радиооборудованием, внешним освещением, многофункциональными индикаторами кабины и вертолетным переговорным устройством. На рукоятке управления циклическим шагом размещены органы управления (выбора) вооружением, нашлемным дисплеем, системой автоматического управления полетом и системой повышения устойчивости. Специальная рукоятка, напоминающая джойстик игровой приставки Нинтендо-64, установлена перед креслом (в обеих кабинах), используется для управления системой TSS. Большие изменения коснулись центральных частей приборных досок в обеих кабинах. Вместо аналоговых приборов вертолета AH-1W, на AH-1Z установлено по два многофункциональных дисплея размерами 6x8 дюймов. Они предназначены, в первую очередь, для отображения полетной информации; навигационная информация отображается на фоне движущейся карты местности, на карту накладываются радиусы поражения располагаемого вертолетом оружия и информация о работе силовой установки. За интеграцию и комплексирование бортового оборудования вертолета АН-1Z отвечала фирма Литтон. Дисплеи и оптико-волоконные кабели шины данных поставила фирма Коллинз. Время наработки на отказ одного многофункционального дисплея составляет 5 000 ч. Средства пассивной обороны вертолета AH-1Z аналогичны комплекту, используемому на СВВП AV-8B и конвертоплане V-22, и включают устройства ALE-47СМ разброса активных ИК ловушек и дипольных отражателей (ловушки и отражатели могут отстреливаться в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах); приемник предупреждения об электромагнитном облучении APR-39А; приемник предупреждения о лазерном облучении AVR-2; устройство предупреждения о пусках ракет AAR-47 и снижающие ИК сигнатуру насадки на сопла двигателей. Средства постановки активных помех в электромагнитном и инфракрасном диапазонах на вертолете не установлены, главным образом, по соображениям скрытности. По излучению этих систем легко обнаружить вертолет. Тем не менее морская пехота предпочла бы иметь такие системы на вертолете, однако на AH-1Z отсутствуют объемы для размещения антенн систем постановки помех. Не исключено, что активными системами постановки помех будет оборудован вертолет UH-1Y. Конструкция лопастей и втулки несущего винта способны выдерживать попадания снарядов калибра 23 мм, тяги системы управления - пуль калибром менее 14,5 мм. Топливные баки вертолета AH-1Z оборудованы системой заполнения нейтральным газом. Авиация и космонавтика №9 2003 С.40-41 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3546 | | |
Всего комментариев: 0 | |