search
menu
person

NEWS AND UDATES


Анализ боевого применения авиации США в ходе операции «Решительная сила» (2001)

Анализ боевого применения авиации США в ходе операции «Решительная сила»
(По взглядам зарубежных экспертов)

Полковник А. Алексеев

Несмотря на то что действия американских вооруженных сил (ВС) в ходе проведения операции по нанесению ударов по территории Югославии характеризуются со стороны военно-политического руководства США в целом положительно, военное ведомство страны уделило большое внимание изучению опыта, полученного в ходе данного конфликта, отмечая при этом ряд негативных моментов. По мнению западных СМИ, ВС США и НАТО якобы удалось достичь поставленных целей в ходе ведения боевых действий, интенсивно используя при этом воздушные средства нападения. Однако следует отметить, что итоги операции являются не настолько впечатляющими, как того можно было бы ожидать, учитывая состав привлекавшихся сил и интенсивность, с которой велись военные действия, как о том заявляла американская администрация и отмечалось в западных СМИ. Как показывает анализ результатов исследований, проведенных по планам руководства министерства обороны США, программы перспективного развития вооруженных сил страны, направлены в первую очередь на укрепление мирового лидерства этого государства в военной области.
В ходе данных исследований особое внимание уделялось функционированию системы управления силами и средствами группировки ВС, эффективности средств нанесения высокоточных ударов по наземным целям, радиоэлектронного противодействия и радиотехнической разведки, а также систем контроля воздушного пространства и разведки наземных целей. Одной из характерных черт этой операции, получившей наимнование «Решительная сила», по мнению западных экспертов являлось устойчивое управление деятельностью группировки ВС США и других стран НАТО, благодаря использованию различных систем управления, что позволило в течение 78 дней выполнить в различных, в том числе сложных, погодных условиях около 38 000 самолетовылетов боевой и вспомогательной авиации и применить более 23 000 авиабомб и ракет. В действительности же созданная структура системы управления данной группировкой не обеспечивала ее надежную работу в сложившейся обстановке на Балканах, когда большое количество боевых самолетов различной принадлежности должно было действовать одновременно и круглосуточно на весьма ограниченной территории театра военных действий. Кроме того, громоздкость этой системы и ее неспособность гибко реагировать на быстрые изменения обстановки приводили к нарушению устойчивости управления. На эффективность управления также отрицательно повлияли не только технические факторы, заключавшиеся в отсутствии возможностей для сопряжения отдельных систем боевого управления, но и недостатки в организации. Одним из основных негативных моментов в этом плане является принятая в НАТО сложная система ограничений, касающихся порядка применения различных видов оружия, а также вооруженных сил в целом в конфликтах различного характера и интенсивности.
С целью проведения качественного анализа действий своих ВС в ходе данного конфликта руководство министерства обороны США ввело в действие специальные документы, регламентирующие деятельность должностных лиц по изучению результатов боевого применения средств поражения для нанесения авиационных ударов по объектам и целям. В них отмечается, что наибольшую ценность материалы исследований могут представлять при решении проблем реорганизации американского военного ведомства, и, прежде всего ВВС, подготовки войск и их оснащения в соответствии с требованиями по обеспечению национальных интересов США на ближайшую и отдаленную перспективу.
Исследования итогов операции и обобщение ее результатов проводились по ряду направлений. В частности, была проанализирована эффективность боевого применения авиации стран НАТО в ходе операции, на которую, по мнению западных экспертов, отрицательное влияние оказал ряд моментов организационного и оперативно-технического характера. Одним из негативных моментов, снизившим эффективность боевого применения авиационной группировки вооруженных сил альянса, стала недостаточная организация взаимодействия, причем не только между подразделениями военных ведомств стран НАТО, но и среди компонентов различных видов вооруженных сил США. Так, руководство американских ВС было вынуждено отказаться от попытки создать сложную помеховую обстановку в зоне боевого применения, поскольку это могло затруднить управление войсками (силами) и взаимодействие между союзниками.
В ходе операции в результате технической несовместимости систем связи и управления оружием как в ВС различных стран, так и между видами вооруженных сил одной страны приходилось действовать по принципу «взаимодействия по зонам». Решение конкретных боевых задач, как правило, поручалось контингенту одной страны, а в отдельных случаях - отдельному виду (например, ударная авиация ВВС и ВМС США применялась раздельно). В итоге это привело к общему снижению эффективности наносимых ударов, что особенно сказалось на результативности выполнения боевых заданий, в частности в ходе самостоятельного поиска и уничтожения формирований вооруженных сил СРЮ.
Военное руководство авиационной группировки ВС США и НАТО не всегда располагало полной информацией^ потерях в силах и средствах ВВС и ПВО противника. Это привело к тому, что коалиционным силам пришлось многократно повторять авиационные и ракетные удары по предполагаемым районам расположения позиций радиотехнических войск и активных средств ПВО, а также по аэродромам и участкам автострад, приспособленным для базирования боевой авиации ВВС СРЮ.
В ходе операции отмечалась также слабая подготовленность экипажей к действиям в сложных метеоусловиях и в условиях горного рельефа местности, что в 30 проц. боевых вылетов не позволило выполнить поставленные задачи, особенно по поражению малоразмерных подвижных целей. Кроме того, возраставшие физические и психологические нагрузки отрицательно повлияли на эффективность действий экипажей боевых самолетов, а также на состояние аварийности, уровень которой возрос по сравнению с предыдущим годом на 25 проц. Военные специалисты объясняют это интенсивным задействованием личного состава и техники в ходе боевых действий при проведении воздушной операции против Югославии и, как следствие, несоблюдением установленных сроков регламентных работ и технического обслуживания авиатехники, а также высокой нагрузкой на летный состав.
Как отмечают западные эксперты, опыт ведения войны с помощью исключительно воздушных средств командование ВВС США намерено учесть при составлении планов и программ подготовки частей и подразделений, прежде всего из состава авиационных экспедиционных сил. Оно полагает, что следует уделять больше внимания подготовке экипажей боевых самолетов в условиях перехода на принципы применения экспедиционных формирований. Кроме того, указывается на необходимость повышения натренированности экипажей при выполнении полетных заданий ночью, а также уровня взаимодействия американских авиационных подразделений и их союзников, для чего планируется более активно использовать различные совместные учения, в частности серии «Флэг».
К числу основных причин недостаточной эффективности учебно-боевых мероприятий зарубежные эксперты относят высокую стоимость средств, затрачиваемых на их реализацию. Экономия средств в ряде случаев приводит к существенному упрощению имитируемой боевой обстановки, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на уровне подготовки подразделений, привлекаемых к проведению учений. Поэтому признается необходимым соблюдение баланса стоимости затрачиваемых средств и эффективности мероприятий, направленных на подготовку войск и сил.
Эффективность операции «Решительная сила», по мнению зарубежных СМИ, во многом определялась оперативностью решения вопросов мобильности привлекаемых сил и средств. При этом важная роль отводилась обеспечению дозаправки самолетов в воздухе, а также переброске большого числа грузов и личного состава по воздуху с континентальной части США в Европу. В частности, при подготовке к операции против Югославии (1998 - 1999 годы) и в ходе боевых действий (1999) экипажи самолетов военно-транспортной авиации выполнили около 12 000 вылетов (было перевезено порядка 56 000 военнослужащих и около 99 000 т различного имущества). При этом самолеты-заправщики за 7 000 вылетов передали на другие самолеты около 162 000 т топлива, причем КС-135 и КС-10 потребовалось выполнить более 700 полетов для дозаправки в воздухе самолетов тактической авиации, перебрасывающихся с континентальной части США на передовые авиабазы в Европе.
Вместе с тем, число привлекаемых в ходе операции самолетов-заправщиков увеличивалось вместе с ростом интенсивности ведения боевых действий. Так, с марта по июнь 1999 года количество таких машин, увеличилось с 55 (базировались на пяти аэродромах) до 175 (на 12). В операции принимали участие около 300 экипажей. Командование американских ВВС столкнулось с трудностями, обусловленными недостаточным количеством аэродромов в районе Балканского п-ова, с которых самолеты-заправщики могли выполнять полетные задания. Некоторые из них вынуждены были действовать с авиабаз, расположенных на территориях Германии и Великобритании. При этом им требовалось до 3 ч полета для достижения района заправки самолетов тактической авиации. Кроме того, в ходе боевых действий против Югославии вскрылся ряд проблем технического характера, связанных с тем, что самолеты-заправщики, разработанные во времена «холодной войны», по своим ТТД не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к ним в связи с переходом американских ВВС на экспедиционные принципы применения сил и средств. В частности, по мнению американских аналитиков, при проведении воздушных операций с применением авиацией обычных вооружений машины данного класса должны иметь возможность дольше находиться в зоне заправки. В соответствии с имеющимися планами американские специалисты предполагают разработать требования к ТТХ и конструкции самолета-заправщика следующего поколения.
Развертывание подразделений вооруженных сил США в Европе в период подготовки и проведения операции происходило установленным порядком, который отрабатывается в ходе многочисленных учений НАТО. Благодаря использованию возможности дозаправки топливом в полете, не было зафиксировано серьезных переносов или отмены полетных заданий. Вместе с тем, все они находились на пределе возможностей командования воздушных перебросок. Анализ деятельности привлеченной к операции заправочной авиации показал, что в настоящее время отмечается несоответствие реально имеющихся возможностей данного рода авиации объему возлагаемых на нее задач по обеспечению участия ВС Соединенных Штатов в двух крупномасштабных войнах на удаленных ТВД, ведущихся почти одновременно. Основными недостатками являются нехватка летных экипажей при интенсивном использовании заправочной авиации и низкий уровень технической готовности самолетов-заправщиков. Опыт войны против Югославии показал, что при интенсивном и длительном использовании авиации в ходе операций на один самолет необходимо 1,8 экипажа. Именно такое наращивание личного состава пришлось осуществлять в экстренном порядке в ходе проведения операции на Балканах.
Перспективными планами ВВС США, направленными на повышение мобильности подразделений американских вооруженных сил, предусматривается создание самолета-заправщика нового поколения. Однако, как отмечают западные СМИ, в связи с боль¬шими затратами на модернизацию существующего парка машин этого класса данная программа находится на начальном этапе. В частности, самолеты-заправщики КС-135, оснащенные более совершенным приборным оборудованием и новыми силовыми установками, предполагается сохранить в боевом составе до 2035 года. Кроме того, уже в настоящее время в США ведутся работы по программе, получившей наименование «Пэйсер Крэг», согласно которой планируется замена на этих машинах устаревших навигационных систем и радиолокационного оборудования.
По оценке западных экспертов, большой интерес представляет изучение опыта применения самолетов-заправщиков для обеспечения боевых вылетов стратегических бомбардировщиков В-2А , выполнявших полеты продолжительностью 33 ч с авиабазы Уайтмэн (штат Миссури). В ходе боевых действий против Югославии бомбардировщики данного типа совершили 45 вылетов, сбросив при этом 656 УАБ JDAM (Joint Direct Attack Munitions), наводимых с помощью коррекции от КРНС NAVSTAR на заранее определенные цели, и более 454 т обычных боеприпасов. Как отмечают западные СМИ, в ближайшие годы руководство американского военного ведомства намерено предпринять шаги, направленные на создание передовых авиабаз, на которых предполагается создать инфраструктуру для наземного обслуживания машин В-2А, что позволило бы повысить эффективность их боевого применения и снизить потребности в самолетах-заправщиках. В настоящее время командование ВВС США изучает пути реализации планов передового базирования стратегических бомбардировщиков этого типа, эксплуатация которых требует большого количества специального оборудования и сооружений, без которых невозможно выполнение работ по восстановлению покрытий, придающих самолетам низкий уровень радиолокационной заметности.
Определенное затруднение в решении задачи транспортного обеспечения в ходе перебросок сил и средств на Балканы вызвал вопрос доставки крупногабаритных грузов и оборудования, необходимого для обеспечения развертывания на Европейском континенте группы из 24 ударных вертолетов АН-64А «Апач» сухопутных войск США. Для ее решения привлекались 12 стратегических транспортных самолетов С-17А «Глоубма-стер-3», которые перевезли большое количество оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации вертолетов. Сложность решения вопроса состояла в том, что транспортные самолеты только этого типа оказались способными транспортировать крупногабаритные грузы и совершать посадку на аэродроме Тирана (Албания).
Управление и контроль за воздушной переброской личного состава и техники с территории США в Европу осуществлялись из оперативного центра американских ВВС, развернутого на авиабазе Рамштейн (Германия). Западные эксперты отмечают большую заслугу этого центра в обеспечении выполнения экипажами военно-транспортных самолетов полетных заданий в ходе операции НАТО по нанесению ударов по территории Югославии. На основании полученного опыта применения этих машин руководство военного ведомства США пришло к выводу о том, что временная передача стратегических транспортных самолетов в распоряжение командования, отвечающего за выполнение операции на отдельном ТВД, позволяет повысить эффективность их использования при решении срочных задач воздушной переброски сил и средств в ходе локального вооруженного конфликта.
Как отмечают западные эксперты, самолеты С-17А выполнили примерно половину всех транспортных перевозок, потребовавшихся для обеспечения подразделений вооруженных сил США в ходе операции «Решительная сила». Вместе с тем американские ВВС столкнулись с острой нехваткой машин этого типа. Сложность проблемы состоит в том, что, несмотря на острую необходимость в самолетах данного типа, министерству обороны пришлось отказаться от предложения фирмы «Боинг» закупить (после завершения поставок в ВВС 120 С-17А) дополнительную партию из 60 военно-транспортных самолетов такого типа, сославшись на их высокую стоимость.
Применение стратегических военно-транспортных самолетов других типов оказалось менее эффективным. В частности, западные СМИ отмечают более низкий уровень боевой готовности парка самолетов С-5, чем ожидался американскими военными специалистами перед началом операции. Чтобы повысить надежность машин этого типа, военное ведомство вынуждено принимать меры по ускорению процессов
реализации как перспективных, так и текущих планов их модернизации. В частности, в настоящее время ведутся работы по оборудованию 126 таких самолетов двухконтурными двигателями TF39 (мощность по 182 кН) и установке нового приборного оборудования в кабинах экипажей. На основании результатов применения машин этого типа в ходе подготовки и проведения операции против Югославии командование американских ВВС предполагает, что можно будет ограничиться усовершенствованием только 50 машин С-5В, а на оставшуюся сумму закупить дополнительное количество военно-транспортных самолетов С-17А. В ходе операции «Решительная сила» командование США провело проверку в боевых условиях новых систем тылового обеспечения войск. В частности, организации, снабжающие отдельные подразделения по базовому принципу, были объединены в единые региональные центры снабжения, взаимодействующие со всеми основными командованиями. Впервые такой принцип тылового обеспечения опробовался при проведении операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» в 1990 - 1991 годах.
Операция «Решительная сила» стала испытанием реорганизованной системы обеспечения войск со времен войны в зоне Персидского залива. Американскому военному ведомству удалось организовать тыловое обеспечение сотен самолетов на значительном удалении от мест базирования. В частности, 24 тактических истребителя F-117A, постоянно дислоцирующиеся на авиабазе Холломэн (штат Нью-Мексико) и отличающиеся высокой сложностью эксплуатации, 11 недель базировались на авиабазе Шпангдалем (Германия). Каждое подразделение дислоцировалось с мобильным комплектом оборудования и запасных частей (антенны, различное авиационные приборы, бортовые ЭВМ, другие наиболее важные узлы бортовой аппаратуры, а также наземное оборудование, необходимое для эксплуатации самолетов), рассчитанным на месяц автономного ведения боевых действий.
По мере расходования имеющихся запасных частей заявки на их пополнение направлялись с помощью средств спутниковой связи в единые региональные центры снабжения и заносились в компьютерную базу данных. ВВС США использовали большое количество контейнеров для транспортировки малогабаритных запасных частей. А для перевозки взрывоопасных и ядовитых расходных материалов, а также крупногабаритных грузов применялись военные транспортные самолеты или специальные автомобили. Как отмечают западные СМИ, при такой системе тылового обеспечения для выполнения заявок требовалось до 4 сут. В ходе операции возникла проблема нехватки комплектующих частей для авиатехники. При этом, предусматривалась возможность восстановления боеготовности самолетов за счет других неисправных машин в рамках одного подразделения, что на некоторое время позволяло снизить остроту данного вопроса. Однако проблема обеспечения своевременной доставки запасных частей вновь возникала по мере того, как исчерпывались возможности разборки самолетов-доноров. Как полагают американские военные аналитики, опыт применения мобильных комплектов запасных частей для восстановления боеготовности летательных аппаратов должен быть использован при практической отработке концепции тылового обеспечения авиационных экспедиционных сил ВВС США.
Из самолетов, входивших в состав группировки тактической авиации ВВС США, наиболее широко применялись тактические истребители F-16 (рис. 6) и F-15, которые в ходе конфликта привлекались для нанесения ударов по наземным целям, и в частности для решения задач подавления системы ПВО Югославии. Так, в западной прессе приводятся данные об использовании около 100 истребителей F-16 модификаций С и D Block 40 и 50 ВВС США, применивших свыше 4 000 средств поражения. Среди недостатков, существенно уменьшавших эффективность этих машин, отмечается низкий уровень их оснащенности аппаратурой ночного видения, контейнерными прицельно-навигационными системами повышенной точности, а также неустойчивая работа бортовой аппаратуры системы опознавания «свой - чужой». Боевые действия подтвердили необходимость оборудования тактических истребителей более совершенными ЭВМ, цветными дисплеями, нашлемными системами визирования и отображения информации, обеспечивающими автоматическое наведение УР с ИК ГСН, а также аппаратурой системы передачи данных «Линк-16», повышающей уровень информированности экипажей об окружающей боевой обстановке.
Как в ходе операции «Решительная сила», так и ранее, в середине 90-х годов (в рамках операции в Боснии) были зафиксированы несколько случаев поражения штурмовиков А-10А «Тандерболт-2» управляемыми ракетами с ИК ГСН. Поэтому американское военное ведомство было вынуждено провести дополнительные испытания автоматов выброса инфракрасных ловушек (ИКЛ) и дипольных отражателей. Данная система действовала в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями. Однако параметры ее работы определялись и программировались наземными специалистами и часто не соответствовали реально существовавшим угрозам. Поэтому на основании полученного опыта американское руководство приняло решение об оснащении к 2005 году всех штурмовиков А-10 автоматическими системами выброса ИКЛ и дипольных отражателей.
Как отмечают западные СМИ, военное ведомство США израсходовало свыше 3,5 млрд долларов на устранение недостатков, выявленных в ходе операции «Решительная сила» (2 млрд долларов были выделены конгрессом в бюджете 2000 года). 431 млн был направлен на усовершенствование 624 крылатых ракет морского базирования BGM-109 «Томахок», 306 млн - на закупку 11 000 блоков управления и наведения, разработанных по программе JDAM для оснащения неуправляемых авиабомб, и 178 млн -на переоборудование 322 ядерных КР воздушного базирования AGM-86B ALCM в ва¬риант AGM-86C CALCM с обычной боевой частью. Предусмотрены финансовые средства также для пополнения запасов У Р AGM-84 SLAM-ER и AGM-65 «Мейверик» класса «воздух - земля», противорадиолокационных УР AGM-88 HARM, а также управляемых и неуправляемых бомб различных типов.
Кроме того, командование ВВС США в настоящее время реализует комплекс мероприятий по обеспечению возможности передового базирования стратегических бомбардировщиков. В частности, в рамках этих мероприятий производится накопление крылатых ракет воздушного базирования AGM-86C CALCM на складах, расположенных на авиабазе Андерсен (о. Гуам). Как отмечают западные СМИ, впервые запасы данных средств поражения создаются на значительном удалении от континентальной части Соединенных Штатов. Место дислокации этих складов выбрано с учетом выгодного стратегического положения острова, расположенного ближе к основным районам возможного ведения боевых действий ВС США. Предполагается, что в ходе предстоящих вооруженных конфликтов американские бомбардировщики будут выполнять первое боевое полетное задание с аэродромов постоянного базирования с промежуточной посадкой на о. Гуам, где намечается осуществлять их дозаправку и оснащение необходимым боекомплектом.
В 2000 финансовом году предусмотрены также ассигнования в размере 158 млн долларов на модернизацию палубных самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», предназначенных для обеспечения групповой защиты самолетов ударной авиации, и на заказ фирме «Рэйтеон» 7 600 буксируемых ловушек ALE-50 для оснащения самолетов различных типов. Сейчас военные специалисты на основе анализа результатов применения самолетов РЭБ в ходе операции «Решительная сила» разрабатывают тактико-технические требования к машине, которую планируется создать к 2010 году с целью замены ЕА-6В.
Министерство обороны США выделило также 37 млн долларов на постройку новых БЛА-разведчиков RQ-1A «Предатор» вместо сбитых югославскими средствами ПВО. В отличие от прежних модификаций новые БЛА предполагается оборудовать лазерным дальномером, что, по мнению специалистов, позволит повысить их ТТХ. Кроме того, 390 млн долларов предусмотрено на проведение работ первого этапа развертывания системы ведения воздушной разведки, оснащенной стратегическими БЛА - разведчика-ми RQ-4A «Глоубал Хок».
По мнению американских экспертов, беспилотные летательные аппараты подтвердили свою эффективность в ходе нанесения ударов по территории Югославии, однако их бортовое оборудование нуждается в серьезном усовершенствовании. Кроме того, требуется провести отработку новых тактических приемов применения БЛА, управления ими, а также повысить интенсивность их использования в соответствии с единым замыслом операции в целом.
Обнаружение и сопровождение подвижных наземных целей в сложных погодных условиях являлось серьезной проблемой для американских летчиков. Исследовательская лаборатория ВВС США совместно с управлением перспективных разработок министерства обороны (DARPA) приступила к исследованиям возможности использования низкочастотных РЛС для обнаружения с достаточно высокой точностью и разрешающей способностью наземных целей сквозь листву деревьев. Ближайшей целью специалистов, занимающихся данным проектом, является создание объединенной системы, состоящей из такой станции (получила обозначение FOPEN - Foliage Penetration) и аппаратуры РЭБ. При этом в качестве платформы предполагается использовать разведывательные БЛА. Пентагон также ведет разработку вариантов усовершенствования бортового радиолокационного оборудования боевых самолетов с целью повысить их возможности по выявлению реальных целей на фоне различного рода ловушек.
Действия сил боевого поиска и спасения экипажей в ходе конфликта были признаны успешными (ими были спасены два летчика истребителей, сбитых силами системы ПВО Югославии). Вместе с тем американцы полагают, что следует повысить уровень подготовки летного состава к таким ситуациям, для чего предполагается систематически привлекать летчиков для проведения объединенных тренировок совместно с различными подразделениями, включая формирования сил специальных операций.
На основании анализа действий своих войск американские военные специалисты пришли к выводу о том, что результаты, достигнутые вооруженными силами США и НАТО в ходе операции по нанесению ударов по территории Югославии, свидетельствуют об изменении характера современных локальных войн, которые теперь руководство альянса планирует вести в основном экспедиционными силами с широким применением аэрокосмических средств. Они полагают, что в целях обеспечения соответствия ВВС новым требованиям следует провести существенные изменения в системе управления силами и средствами, организационной структуре этого вида вооруженных сил, а также добиться значительного повышения уровня технической оснащенности и натренированности его подразделений.

"Зарубежное военное обозрение" 2001 №1

Смотрите также
Категория: Югославия (Косово) 1999 | Добавил: pentagonus (23.01.2003) | Автор: Полковник А. Алексеев
Просмотров: 5917 | Теги: А. Алексеев, Решительная сила, Югославия | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar