Возможности ВВС США по осуществлению воздушных перебросок Полковник Л. Таран Министерство обороны Соединенных Штатов Америки в рамках реализации текущих и перспективных программ строительства национальных вооруженных сил придает большое значение обеспечению их стратегической мобильности. Одним из компонентов системы стратегических перебросок, способным обеспечить быструю доставку войск и военных грузов в любую точку земного шара, является авиационный - командование воздушных перебросок (КВП) ВВС США (штаб размещается на авиабазе Скотт, штат Иллинойс). На КВП возложены следующие основные задачи: организация воздушных перебросок войск и тактической авиации ВС США в любой район земного шара; выброска (высадка) воздушных десантов; дозаправка топливом в воздухе самолетов ВС США и их союзников; проведение поисково-спасательных операций; эвакуация раненых (пострадавших) из района боевых действий (кризиса). В командовании воздушных перебросок сосредоточены основные силы и средства военно-транспортной (ВТА) и заправочной авиации ВВС США. Часть транспортных авиационных формирований, выполняющих задачи осуществления стратегических перебросок, входит в состав командований ВВС в Европейской зоне и зоне Тихого океана. Всего в авиационных подразделениях регулярных сил и резервных компонентов ВВС насчитывается около 250 стратегических и 440 тактических транспортных самолетов, а также свыше 500 транспортно-заправочных самолетов. Они способны в течение суток осуществить переброску по воздуху до 8 тыс. т грузов на дальность более 5,5 тыс. км. Кроме того, для доставки в передовые зоны наиболее крупногабаритных грузов в интересах обеспечения действий частей ВВС задействуются три транспортных судна-склада ВМС США. Помимо использования ВТА для перебросок войск и грузов в Соединенных Штатах разработана и реализуется специальная программа привлечения сил и средств гражданских авиакомпаний в интересах вооруженных сил. В настоящее время в программе участвуют 24 коммерческие авиакомпании, которые входят в состав так называемого гражданского резерва воздушного флота. Принадлежащие им около 1 000 транспортных и пассажирских воздушных судов (785 из которых способны выполнять воздушные переброски на дальность не менее 6 000 км) могут привлекаться для выполнения задач по доставке личного состава, вооружения и военной техники в интересах группировок войск (сил), действующих на удаленных ТВД. Предполагаемые сроки готовности самолетов этих авиакомпаний к передаче в распоряжение ВС США составят от 24 ч до 30 сут., и общие возможности по грузоперевозкам ВВС достигнут свыше 80 млн тоннокилометров в сутки.
Возможность привлечения самолетов гражданских авиакомпаний к переброскам личного
состава и грузов позволит решить следующие задачи: Однако коммерческие авиакомпании, составляющие резерв КВП ВВС США, не способны эффективно решать все задачи по переброске нестандартных грузов и эвакуации раненых в силу конструктивных особенностей самолетного парка. Это связано прежде всего с ограниченными возможностями самолетов гражданской авиации по транспортировке тяжелой техники и вооружения, а также повышенными требованиями к используемым ими взлетно-посадочным полосам (ВПП), которые должны иметь искусственное покрытие и длину не менее 2 000 м. Тем не менее комплексное использование военных и гражданских воздушных судов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности американских вооруженных сил. Опыт деятельности ВВС страны в последние годы показывает, что ВТА задействуется преимущественно для перевозки грузов, а самолетами гражданской авиации перевозится до 70 проц. личного состава и около 25 проц. всех грузов, доставляемых авиацией в передовые зоны. Парк стратегических военно-транспортных самолетов (ВТС) ВТА включает более 90 С-5 А, В и С «Гэлакси» и свыше 150 С-17А «Глоубмастер-3». Кроме того, к выполнению задач переброски войск и грузов могут привлекаться до 40 самолетов-заправщиков КС-10А «Экстендер» в транспортном варианте, однако их возможности по перевозкам грузов значительно ниже, чем у ВТС. Стратегический военно-транспортный самолет С-5А, разработанный в 1960-х годах (50 самолетов модификаций С-5В/С приняты на вооружение в 1980-х), в настоящее время является одним из основных самолетов ВТА военно-воздушных сил США. С целью поддержания их в боеготовом состоянии реализуется комплексная программа модернизации, которая предусматривает оснащение С-5 новыми двигателями и замену бортового радиоэлектронного оборудования, а также другие конструктивные и технологические доработки. Программа рассчитана на срок до 2018 года и оценивается в 10 млрд долларов. Первый модернизированный самолет С-5М «Супер Гэлакси» поступил на вооружение национальных ВВС в конце 2008 года. Стратегический военно-транспортный самолет С-17А, принятый на вооружение ВВС США в 1993 году, обеспечил КВП более широкие возможности по доставке тяжелых (объемных) образцов вооружения и военной техники, а также материальных средств в районы их применения. Конструктивные особенности обоих типов ВТС - широкофюзеляжная схема, низкое расположение грузового пола, наличие направляющих аппарелей для самозагрузки и выгрузки - обеспечивают эффективное применение этих самолетов для перевозки ВВТ, в том числе и тяжелых негабаритных образцов. Реализация конструктивных новаций в более поздние годы позволила снизить потребную для взлета и посадки длину ВПП, что в конечном итоге обусловило большую гибкость применения С-17А, несмотря на то, что он имеет меньшую грузоподъемность чем С-5А. Основные технические и эксплуатационные характеристики самолетов ВТА и гражданских авиакомпаний (на примере Боинг 747 как наиболее распространенного типа) приведены в таблице 1. Для оценки возможностей сил и средств авиационного компонента системы стратегических перебросок, американские военные эксперты исследуют стандартный цикл переброски частей сухопутных войск и ВВТ с баз постоянной дислокации к месту назначения, а также факторы, влияющие на содержание и продолжительность отдельных его этапов. В упрощенном виде он может быть представлен в виде пяти этапов (см. рисунок). На продолжительность этапов и их содержание оказывают влияние многочисленные факторы, основными из которых являются: характер груза и его приспособленность к транспортировке, погрузочные характеристики средств перевозки, расстояние до места выгрузки, возможности транспортной инфраструктуры авиабазы.
Первый этап - прибытие на авиабазу погрузки - начинается с момента получения
приказа о перебросках и длится до момента прибытия на аэродром погрузки
подразделений и ВВТ, перебрасываемых в первую очередь. Продолжительность данного
этапа определяется: - Во-вторых, временем на подготовку самолетов к вылету. Экипажи КВП на континентальной части США находятся в готовности прибыть для погрузки в течение нескольких часов с момента получения приказа. Другие, выполняя запланированные рейсы, могут в это время находиться на передовых авиабазах. Поэтому на их возвращение и подготовку к повторному вылету может потребоваться несколько суток. Подготовка к задействованию авиации резервных компонентов ВВС и самолетов коммерческих авиакомпаний также требует большего времени. Продолжительность второго этапа - загрузка ВВТ и личного состава - зависит от уровня имеющейся на авиабазе инфраструктуры обеспечения (погрузочно-разгрузочная техника), типа перебрасываемых формирований и характеристик транспортных средств.
Например, увеличивается время на погрузку сухопутного формирования с преимущественно тяжелой техникой или бестарным грузом, которые требуют большей осторожности при размещении на платформах, а также дополнительного крепежа. Погрузка вертолетов возможна только после частичной их разборки. Помимо того, время на загрузку транспортного самолета в первую очередь определяется его типом, количеством единиц груза (контейнеры, платформы, автомобильная и бронетехника) и в меньшей степени - общей массой груза. Конструктивные особенности самолетов ВТА позволяют быстро выполнять работы по погрузке тяжелой техники и контейнерного груза. Самолеты гражданской авиации и КС-10А менее приспособлены для выполнения таких работ, например, расстояние от земли до грузовой палубы самолета КС-10А составляет 4,5 м, у С-17А - 1,6 м. Кроме того, для груза практически любого характера требуются специальные погрузочно-разгрузочные устройства. Коммерческие самолеты, спроектированные в первую очередь под пассажирские перевозки, имеют ограниченные по размеру грузовые двери и меньшую общую грузоподъемность (таблица 2).
Третий этап - перелет самолета к пункту назначения (авиабазе выгрузки). Его
продолжительность обусловлена такими факторами, как расстояние между пунктом
убытия и пунктом назначения, скорость, а также количество и длительность
промежуточных посадок. На продолжительность четвертого этапа - разгрузка самолетов- оказывают влияние те же причины, что и при погрузке. При переброске войск и техники воздушным транспортом решающее значение имеют показатели аэродромной сети в пункте назначения - длина и покрытие ВПП, емкость приемного терминала, наличие разгрузочных устройств, а также удаленность аэродрома от района предназначения перебрасываемого формирования.
Пятый этап - подготовка к боевому применению - предполагает полную оперативную готовность прибывших формирований к действиям в назначенном районе. Основные мероприятия выполняются непосредственно в районе развертывания войск. Включение этапа в настоящую схему обусловлено тем, что система стратегических перебросок оказывает значительное влияние на его продолжительность, хотя процессы подготовки и развертывания фактически не являются стадиями переброски войск на удаленные ТВД. Общее время доставки груза с континентальной части США в передовую зону определяется продолжительностью первых четырех этапов рассматриваемой схемы и составляет для самолета типа С-17А около 6 сут (длительность этапа подготовки к боевому применению принята одинаковой). В зависимости от объема перевозимого груза для переброски отдельных соединений сухопутных войск США в зону конфликта требуется, как правило, сотни рейсов самолетов ВТА (таблица 3), а время переброски будет определятся количеством привлекаемых к переброске воздушных судов. Таким образом, на общую продолжительность цикла стратегической переброски оказывают влияние многочисленные факторы, главными из которых являются: характер и степень подготовленности груза к транспортировке, состояние и возможности транспортной и погрузочно-разгрузочной инфраструктуры, технические характеристики средств авиационного и морского компонентов командования стратегических перебросок ВС США.
Сравнение возможностей авиационной и морской составляющих системы стратегических
перебросок (ССП) ВС США. Основными составляющими, характеризующими эффективность
применения компонентов ССП, являются: В целом проведенные исследования были направлены на изучение главного параметра системы - скорости доставки войск и грузов к месту назначения, то есть на определение длительности стандартного цикла стратегических перебросок.
Результаты расчетов, сделанных американскими военными специалистами, представлены на рисунке.
Анализ полученных данных позволил зарубежным экспертам сделать следующие выводы: По мере прибытия судов-складов и транспортов командования морских перевозок (КМП) доля ВТА снижается и остается постоянной на уровне 20% Доля грузопассажирского потока, доставляемого компонентами, на различных этапах переброски представлена на рисунке на стр. 48. Анализ представленных данных показывает, что в целом после первого месяца операции по переброске (перевозке) характерно примерно равномерное распределение транспортной нагрузки между основными средствами переброски, что подчеркивает сбалансированность системы в целом, взаимозаменяемость компонентов, независимость общей эффективности операции от какого-либо «основного» средства доставки, вывод которого из строя может существенно скорректировать планы. С целью максимально эффективного функционирования системы в целом использование компонентов организовано с учетом их сильных и слабых сторон. Главным оперативным элементом являются воздушные военно-транспортные перевозки, позволяющие начать доставку войск и грузов в любой район мира в течение первых 48 ч. Суда-склады и ролкеры КМП ВМС США, а также зафрахтованные гражданские транспортные суда обеспечивают развертывание основных сил сухопутных войск и морской пехоты. В целом возможности существующей системы позволяют доставить в передовые зоны до 2 млн т грузов в течение 60 сут с момента получения приказа. В целом наращивание возможностей по стратегической мобильности и реагированию на кризисные ситуации в различных регионах мира является одним из приоритетных направлений развития сил общего назначения ВС США. При реализации положений концепции «стратегическая мобильность», осуществляемой командованием американских вооруженных сил, значительное внимание уделяется военно-транспортной авиации. Зарубежное военное обозрение №1 2009 С.42-49 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7632 | |
Всего комментариев: 0 | |