Новые сведения о применении авиации в операции "Анаконда" Операция "Анаконда" проводилась в марте 2002 г. с целью разгрома сосредоточившихся в Шах-и-котской долине нескольких сотен боевиков организации Аль-Каида. По данным американской разведки в ущелье насчитывалось 150-200 боевиков. К операции привлекались три батальона (1200 человек) 101-й воздушно-десантной (аэромобильной) и 10-й горной дивизий армии США, подразделения американского 75-го полка рейнджеров и части сил специальных операций США, Австралии, Германии, Дании, Канады, Норвегии и Франции (несколько сот человек), а также порядка 1000 афганцев. Подготовка операции, получившей кодовое наименование "Анаконда", началась в феврале 2002 г. Намечалось высадить вертолетные десанты в восьми ключевых местах долины, перерезать все пути отхода из Шах-и-кота после чего уничтожить противника ударами с воздуха. Начало операции "Анаконда" было намечено на конец февраля, но из-за плохой погоды, день Д перенесли на 2 марта. Высадка вертолетного десанта началась перед рассветом 2 марта. Транспортные вертолеты СН-47 "Чинук" действовали с авиабазы Баграм, время полета до места десантирования 90 мин. Сразу же после высадки подразделения 101-й воздушно-десантной и 10-й горной дивизий вступили в бой. Рота "Чарли" (86 человек) 1 -го батальона 87-го полка 10-й дивизии попала в огневой мешок. Огонь из стрелкового оружия (вплоть до пулеметов калибра 14,5 мм и 82-мм минометов) велся с трех сторон; 28 человек получили ранения различной степени тяжести, об убитых не сообщалось. Окончательный разгром роты предотвратили удары стратегических бомбардировщиков В-52, "ганшипов" АС-130 и боевых вертолетов АН-64. Действиями авиации руководил находившийся в боевых порядках роты "Чарли" офицер сил специальных операций Австралии. Из-за сильного обстрела районов десантирования транспортные вертолеты не смогли доставить пополнение во втором вылете, как это предусматривалось планом. Данные разведки в отношении численности противника оказались сильно заниженными. В первый день операции "Анаконда" авиация сбросила в Шах-и-котской долине более 80 бомб, включая термобарические авиабомбы массой 907 кг. Важную роль сыграли боевые вертолеты АН-64А "Апач". После операции в Югославии эти вертолеты неоднократно подвергались критике (две машины разбились в Косово), поэтому в Афганистан было направлено всего семь вертолетов АН-64А. Пять "Апачей" из роты "Альфа" 3-го батальона 101-го авиационного полка 101-й авиационной бригады эскортировали вертолеты СН-47 с десантом. На боевые вертолеты в дневное время суток возлагались задачи непосредственной авиационной поддержки, в ночное время - действия наземных войск поддерживали "ганшипы" АС-130. Использовать "ган-шипы" в светлое время суток опасались из-за угрозы пусков ракет ПЗРК "Стрела" и "Стингер". "Апачи" барражировали вдоль долины, вертолеты наносили удары по заявкам наземных войск или по целям, которые экипажи обнаруживали самостоятельно. Боевая нагрузка вертолетов - 70-мм неуправляемые ракеты и ПТУР "Хеллфайр", многие цели обстреливались из бортовых 30-мм пушек. Действия боевых вертолетов дали время солдатам 101-й воздушно-десантной дивизии на установку 81-мм минометов. В 6 ч 45 мин рядом с "Апачем" старшего уоррент-офицера Джима Харди разорвалась выпущенная из РПГ граната. Осколки повредили обзорно-прицельную систему и пушку - вертолет стал небоеспособен. Через несколько минут повреждения получил второй вертолет АН-64А. Командир "Апача" старший уоррент-офицер Кейт Харли был ранен пулей, пробившей бронестекло фонаря кабины, также получил легкое ранение находившийся в кабине оператора вооружения командир авиационной роты капитан Билл Райан. После боя в вертолете Харли насчитали 13 пробоин от пуль калибра 12,7 мм. На приборной доске в кабине летчика загорелась аварийная сигнализация маслосистемы. Оба "Апача" вышли из боя, взяв курс на передовой пункт дозаправки и снабжения, расположенный в Пуль-и-Кандага-ре, в 80 км от Пандшера. Вертолет Харли смог пролететь всего полтора километра, прежде чем загорелись лампочки аварийной сигнализации других систем. Летчик был вынужден немедленно сажать вертолет в долине. Харди также сумел лишь отойти за пределы досягаемости огня стрелкового оружия. На "Апаче" полностью вытекло масло. Опытный пилот Джим Харди принял рискованное решение продолжить полет к Пуль-и-Канда-гару. Фирма Боинг гарантирует работу вертолетных систем без масла в течение 30 минут, полет на поврежденном АН-64А занял 26 минут. Харди был представлен к награждению Летным крестом за заслуги. Почти в одно время с "Апачами" повреждения получил вертолет UH-60 "Блэк Хок", на борту которого находился командир десанта полковник Фрэнк Вичин-ски. Граната РПГ разорвалась под фюзеляжем вертолета. Летчик совершил вынужденную посадку. В течения' дня повреждения разной степени тяжести получили четыре вертолета АН-64А, а попадания в лопасти получили все семь "Апачей". По эффективности воздействия на противника боевые вертолеты в бою 2 марта превзошли все другие типы летательных аппаратов, принимавших участие в операции. В результате было решено в максимально короткий срок перебросить в Афганистан с континентальной части США дополнительно, наряду с четырьмя транспортными "Чинуками", 16 вертолетов АН-64А. Вертолеты доставили в Афганистан уже через 37 часов после принятия решения о переброски. Необходимость сил десанта в поддержке со стороны боевых вертолетов заставила командование привлечь к операции винтокрылую авиацию корпуса морской пехоты США. Недалеко от побережья Омана крейсеровал десантный вертолетоносец "Бон Омм Ричард", имевший на борту боевые вертолеты AH-1W "Супер Кобра", тяжелые транспортные вертолеты 'СН-53Е и СВВП AV-8B (13-й экспедиционный отряд корпуса морской пехоты). Вертолеты морской пехоты (пять AH-1W и три СН-53Е) появились в Шах-и-котом утром 4 марта. В период с 4 по 26 марта вертолеты АН-1W совершили 217 боевых вылетов. С вертолетов AH-1W было выпущено 28 ПТУР 'TOY', 42 ПТУР "Хел-лфайр", 450 неуправляемых ракет калибра 70 мм и израсходовано 9300 снарядов к бортовым 20-мм пушкам. Приоритетными целями являлись позиции минометов противника. СВВП AV-8B выполнили в ходе операции "Анаконда" 148 боевых вылетов, сбросили 32 корректируемые бомбы GBU-12 с лазерным наведением и две обычные фугасные 226-кг авиабомбы Мк.82. Транспортные вертолеты СН-53Е налетали в 191 полете 257 часов, они использовались для доставки грузов десантным подразделением и обеспечивали дозаправку других вертолетов. Уже в первый день операции стали очевидны просчеты разведки, поэтому численность десанта пришлось увеличить за счет привлечения дополнительных подразделений. В Шах-и-кот вертолетами было переброшено дополнительно несколько сот солдат и офицеров. Авиационную поддержку наземных войск осуществляли самолеты А-10А, АС-130, В-1, В-52, F-l 5Е, F-16, F-14, F/A-18, AV-8B, "Рафаль", "Мираж 2000". Французские истребители-бомбардировщики "Мираж 2000" действовали с расположенной на территории Киргизии авиабазы Манас. В ночь с 3 на 4 марта к месту десантирования первой группы солдат 10-й горной дивизии (десант покинул район высадки) были направлены два вертолета МН-47 из 160-го авиационного полка специального назначения армии США. Летчики пилотировали вертолеты в очках ночного видения. На борту вертолетов находились бойцы подразделения специального назначения SEAL ВМС США. В районе высадки вертолеты попали в хорошо организованную засаду. Один "Чинук" получил сразу три попадания гранат РПГ, на вертолете вышла из строя гидросистема. Экипаж сумел отлететь на километр от места засады. Оба вертолета приземлились в долине. После осмотра повреждений было принято решение об уничтожении поврежденного МН-47. Другой вертолет забрал экипаж и десантников первого, но выяснилась пропажа одного младшего командира SEAL. "Лишний" десант был выгружен в безопасном месте, затем МН-47 направился к месту обстрела для поиска спецназовца. К спасательной операции подключили еще два вертолета МН-47 с десантом из военнослужащих 75-го полка рейнджеров армии США и подразделения сил специальных операций USAF. Эти вертолеты прибыли к месту поиска примерно в 6 ч 45 мин утра 4 марта. Противник выждал пока вертолеты приземляться, после чего по ним был открыт перекрестный огонь из всех видов стрелкового оружия, РПГ и минометов. Один МН-47 моджахеды полностью уничтожили, второй сумел взлететь. Забрать экипаж и десант уничтоженного МН-47 не представлялось возможным из-за сильного огня. Полного разгрома американцам удалось избежать только благодаря занимавшим одну из окрестных высот австралийским спецназовцам. В течение 12 часов австралийцы наводили истребители-бомбардировщики, "ганшипы" и боевые вертолеты, которые не позволяли моджахедам приблизиться к месту посадки вертолетов. Вечером удалось успешно провести эвакуацию. Потери десанта составили шесть убитых и 1 1 раненых. Анализ операции 4 марта, проведенный западными экспертами позволяет говорить об утечке информации: засада была грамотно организована - выбраны удобные позиции для пулеметов и минометов, часть моджахедов имела'очки ночного видения, благодаря которым удалось подбить один вертолет МН-47 в темное время суток. Операция "Анаконда" характеризуется дальнейшим ростом удельного расхода высокоточного оружия - до 70% от общего числа использованных боеприпасов ("Буря в пустыне" - 9%, воздушная кампания против Югославии - 29%). Авиация и космонавтика №1 2003 С.34-35 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2682 | | |
Всего комментариев: 0 | |