Роль учений в боевой подготовке частей и подразделений ВВС СШАПолковник А. Балин Командование ВВС США в целях поддержания высокого уровня боеготовности авиационных частей и подразделений, повышения их боевых возможностей постоянно совершенствует оперативную подготовку штабов, боевую выучку летных экипажей, профессиональное мастерство технического состава. Значительное внимание уделяется также подготовке обеспечивающих служб в интересах успешного выполнения поставленных перед авиацией задач. При этом непрерывно совершенствуются способы подготовки авиации к эффективному ее применению в военных конфликтах различных масштабов и на любых ТВД. По мнению западных военных специалистов, основой оперативной и боевой подготовки ВВС США, равно как и других стран НАТО, являются организация и проведение различных по масштабу и составу участников учений (командно-штабных - КШУ, летно-тактических - ЛТУ, специальных соревнований и инспекторских проверок). Указанные мероприятия подразделяются на следующие: чисто авиационные или объединенные (с участием нескольких видов или родов вооруженных сил США), на совместные (с участием вооруженных сил других государств), стратегические и тактические (по целям и задачам), двусторонние и односторонние (по способам отработки поставленных задач). В случае сочетания различных форм эти мероприятия носят название комплексных. Вместе с тем авиация ВВС США принимает участие в учениях, проводимых по планам КНШ, штабов различных видов американских вооруженных сил, штабов вооруженных сил других государств. Со второй половины 70-х годов заметно усилилась тенденция проведения мероприятий оперативной и боевой подготовки авиационных соединений, частей и подразделений в комплексе с частями и подразделениями боевого, тылового и материально-технического обеспечения. Они стали проводиться более целенаправленно и организованно. Штабы, летный и технический состав начали готовиться по принципу "уметь то, что нужно на войне". Во многом этим изменениям способствовали выводы, которые были сделаны американским командованием на основе анализа опыта войны во Вьетнаме, где нередко несогласованность действий наземных войск и авиации приводила к неоправданным потерям. Кроме того, анализ потерь личного состава в ходе боевых действий во Вьетнаме показал, что своеобразным "рубежом" достижения мастерства для экипажей самолетов, после которого вероятность быть сбитым резко снижалась, было десять боевых вылетов. На основании указанных выводов командование американских ВВС стало уделять большое внимание тренировкам летных экипажей в обстановке, максимально приближенной к боевой. Это достигалось путем оснащения полигонов различными техническими средствами контроля за действиями экипажей, мишенной обстановкой, системами имитации действий средств ПВО и РЗБ. Была также организована имитация противодействия авиации в воздухе с применением самолетов, обозначающих "противника" и использующих тактику действий советских ВВС и стран социалистического содружества. Все это отразилось на характере планирования, разработки и проведения учений. Они стали более целенаправленными, устойчивыми по организации, привлекаемым силам и средствам, составу участников, отрабатываемым задачам и срокам проведения. В ходе учений стали широко использоваться аэродромно-технические и обеспечивающие службы, которые одновременно отрабатывали следующие действия: ликвидация последствий нанесения условных ударов противника обычным оружием и средствами массового поражения; подготовка авиационной техники к повторным вылетам а кратчайшие сроки и в условиях дефицита запасных частей; отработка мероприятий по охране и обороне авиабаз; восстановление связи и управления действиями авиации. Такие сложные по своей организации учения стали проводиться, как правило, регулярно на специально подготовленных авиационных полигонах, оборудованных как на континентальной части США, так и во всех зонах ответственности объединенных командований американских вооруженных сил, в том числе на полигоне центра разработки способов боевого применения оружия тактических истребителей (авиабаза Неллис, штат Невада), полигоне центра боевого использования тактической авиации (авиабаза Эглин, штат Флорида), полигоне Кроу Волли на о. Лусон (Филиппины), полигоне Колд-Лейк (провинция Альберта, Канада). Здесь же проводятся соответственно известные учения "Ред флэг" и "Грин флэг", "Коуп тандер" и "Мэйпл флэг", КШУ "Блю флэг". Практически во всех странах, где базируется американская авиация, имеются меньшие по размерам и техническому оснащению наземные полигоны, которые позволяют экипажам самолетов отрабатывать свои задачи. Кроме того, имеется более десяти специальных воздушных полигонов, которые обеспечивают отработку элементов и тактики ведения воздушного боя экипажами самолетов различных типов. В интересах совершенствования боевого мастерства летных экипажей по всем аспектам деятельности (навигация, боевое применение, воздушная разведка и т. д.), практических навыков специалистов подразделений обслуживания и обеспечения, а также для уточнения нормативов эксплуатации и обслуживания авиационной техники, средств связи и наземного оборудования в рамках командований ВВС США проводятся учения-соревнования. В них принимает участие также авиация союзных и дружественных США стран. Подготовка к учениям-соревнованиям начинается на уровне авиационного подразделения. В зависимости от условий и регламента проведения этих оперативных мероприятий в каждом подразделении определяется летный экипаж или группа специалистов в той или иной области, которые участвуют в соревнованиях по данной специальности на более высоком уровне, вплоть до ежегодных учений-соревнований оперативных объединений ВВС США. В качестве примера может служить учение-соревнование "Вильгельм Телль", которое проводится раз в два года (по четным годам). В нем участвует до 12 команд от ВВС США (от ТАК, командований ВВС США в зоне Европы, в зоне Тихого океана, в зоне Аляски, ВВС национальной гвардии) и ВВС Канады. Проводится оно в учебно-испытательном центре ПВО на авиабазе Тиндал (штат Флорида). В ходе его демонстрируется мастерство экипажей по перехвату воздушных мишеней, их поражению в условиях постановки активных и пассивных помех. Также раз в два года проводится учение-соревнование экипажей тактических самолетов-разведчиков - RAM (Reconnaissance air meet). В нем принимают участие экипажи от ТАК, командования ВВС США в Европе, от ВМС США и ВВС Австралии. Кроме того, по нечетным годам проводится учение-соревнование "Гансмоук", в ходе которого на полигоне авиабазы Неллис (штат Невада) соревнуются на точность бомбометания и стрельбы из пушек экипажи самолетов F-16, А-10, F-4 и А-7 регулярных и резервных компонентов ВВС США. Ежегодно проходят учения-соревнования командования связи ("Комбат челлендж"), командования тыла ("Рединес челлендж") и других командований ВВС США. САК проводит аналогичные оперативные мероприятия для летных экипажей стратегических бомбардировщиков на точность бомбометания (учения воздушных армий серии "Шут аут"), для авиационно-технических подразделений по подвеске боеприпасов и их обслуживанию ("Джайнт сворд"), для команд ремонтно-восстановительных работ ("Уорриор челлендж"). Военно-транспортное авиационное командование проводит ряд учений-соревнований по отработке погрузки в самолеты войск и грузов, их доставке и десантированию парашютным и посадочным способами, обслуживанию авиационной техники и т. д. (например, "Эрлифт родео", "Топ дроп", "Волант лонглинк"). Командование ВВС США в Европейской зоне 2 раза в год проводит учение-соревнование на различных авиабазах на точность бомбометания, К специальным учениям относятся также учения по проверке способности авиационных подразделений вести боевые действия с применением обычных средств поражения в условиях ограниченного тылового и материально-технического обеспечения ("Коронет уорриор" - ТАК и "Булл райдер" - САК). Особое место в планах командования ВВС США занимают учения, проводимые по программе "Чекеред флэг", основной целью которой является переброска подразделений тактической авиации на заморские ТВД для отработки экипажами самолетов регулярных и резервных компонентов навыков при перелетах на большие расстояния и для ознакомления с определенным районом ведения боевых действий. Американские специалисты считают, что одни только различия в метеоусловиях на континентальной части США и в Западной Европе могут оказать существенное влияние на эффективность ведения американскими летчиками боевых действий в первые дни вооруженного конфликта в Европе (на Тихоокеанском побережье США 99 проц. суток в году - безоблачные, а в ФРГ таких дней насчитывается только 30 проц.). Перелет тактической авиации в Европу по этой программе выполняется группами от 6 до 18 самолетов, как правило, без посадки на промежуточном аэродроме Лагенс на Азорских о-вах с несколькими дозаправками в воздухе самолетами-заправщиками КС-10 или КС-135 САК ВВС США. Контроль за маршрутом полета и управление самолетами в ходе перелета осуществляются с борта самолета-ВКП ЕС-135, выполняющего полет вместе с тактическими истребителями. Обслуживающий технический персонал (до 250 человек) с необходимым наземным оборудованием перебазируется на самолетах ВТАК С-141. Обычно самолеты тактической авиации перебрасываются на авиабазы оперативного предназначения в Норвегии (учение "Коронет найт"), в ФРГ ("Коронет кастл" и "Коронет шилд"), в Дании ("Коронет тимбер"), в Италии ("Солти би", тактические разведчики), в Турции ("Коронет гаунтлет") и в других странах - участницах блока НАТО. Аналогичные переброски осуществляются по программе "Чекеред флэг" на американские авиабазы в зоне Тихого океана. Инспекторские проверки имеют целью оценить уровень готовности авиационных частей и подразделений различного предназначения к ведению боевых действий. Как правило, проверка проводится внезапно. Оценке подлежат практически все элементы деятельности авиационных частей и подразделений, начиная со сбора личного состава по тревоге и кончая выполнением боевых задач на полигонах с посадкой на условно поврежденный или зараженный аэродром. Кроме того, осуществляются инспекторские проверки авиационных баз, а ходе которых оценивается уровень боеготовности всех базирующихся там частей и подразделений обеспечения и обслуживания, при этом особое внимание уделяется организации связи с использованием резервных и вспомогательных систем управления. О количестве оперативных мероприятий, в которых участвует авиация ВВС США, и их масштабе можно судить на примере нескольких авиационных командований. ВТАК в 1989 году планировало принять участие в 81 из 90 учений, проводимых по планам КНШ, то есть больше, чем любое другое авиационное командование. В ходе этих учений предполагалось налетать 74 000 ч, что составляет почти 12 проц. годовой нормы налета командования. К основным учениям, в которых приняли участие ВТАК, относятся такие крупные учения, как "Тим спирит" (зона Тихого океана), "Рефорджер" (Европа), "Брейв шилд", "Гэллант игл" (США), "Брайт стар" (Северная Африка), "Питч блэк" (Австралия). Основной задачей командования в ходе указанных и других учений является обеспечение переброски войск и военной техники в район проведения учения и возвращение их в места постоянной дислокации, Командованием ВВС США в зоне Тихого океана 98 проц. всех учений в 1988 году было проведено по единым планам с частями и подразделениями американских сухопутных войск, ВМС и морской пехоты. Более 50 раз ВВС США в зоне Тихого океана принимали участие в войсковых учениях и КШУ. Совместно с вооруженными силами союзных и дружественных США стран в регионе в 1938 году проведено более 80 проц. учений ВВС (в 1987 году только 60 проц.). К основным авиационным учениям в этом регионе относятся такие, как "Коуп тандер" (проводится 7 раз в год на территории Филиппин), "Коуп норт" (2 раза, совместно с ВВС Японии), "Кобра голд" (совместно с ВВС Таиланда). Кроме того, проводятся учения "Сейбр спирит" (Гавайские о-ва), "Биверли морнинг" (Япония) и другие. Только в ходе крупнейшего в зоне Тихого океана учения вооруженных сил США и Южной Кореи "Тим спирит" приняло участие более 16 тыс. человек и 882 самолета ВВС США. Об активности действий авиации в этом регионе свидетельствуют следующие цифры; в 1988 году было выполнено 73 тыс. полетов с общим налетом 100 тыс. ч. Командование безопасности и РЭБ ежегодно обеспечивает проведение более 100 учений, в том числе "Глоубл шилд" (САК ВЗС), "Ред флэг", "Грин флэг", "Тим спирит", "Рефорджер" и "Ьрайт стар". В связи с некоторым сокращением ассигнований на оперативную и боевую подготовку руководство ВВС США разрабатывает новые подходы к повышению эффективности подготовки командного и летного состава авиационных частей. Было сокращено количество отдельных учений, но сроки их проведения при этом были несколько увеличены. Наглядным примером является учение "Мэйпл флэг", которое с 1988 года стало проводиться раз в год (вместо двух), а продолжительность его увеличилась до шести недель (вместо четырех). Это позволяет снизить расходы только на переброску участников учения в Канаду и обратно примерно в 2 раза. Подобные организационные изменения в разное время затронули практически все проводимые несколько раз в год учения, в том числе и "Ред флэг". Однако, по мнению командования ВВС США, сокращения не оказали отрицательного влияния на качество оперативной и боевой подготовки частей и подразделений ВВС США. Более того, это привело к более четкому и продуманному планированию и организации учений. Кроме того, постоянно совершенствуется методика создания реалистической тактической и оперативной обстановки, которая требует от экипажа самолета максимального напряжения физических и интеллектуальных сил. Меняются также и средства имитации наземных и воздушных средств ПВО в зависимости от поступления в вооруженные силы СССР новых систем оружия. Так, появление в составе советских ВВС новых истребителей МиГ-29 и Су-27 привело к замене самолетов F-5 самолетами F-16 в эскадрильях обозначения противника (так называемые эскадрильи "агрессор"). В составе ВВС США их насчитывается четыре: две на континентальной части США и по одной в Европейской зоне и в зоне Тихого океана. Как считают американские специалисты, проводимые командованием ВВС США мероприятия по оперативной и боевой подготовке позволяют обеспечить достаточно высокий уровень боеготовности и боеспособности авиационных частей и подразделений, проверку и уточнение нормативов выполнения ими боевых задач, своевременно вносить изменения в порядок их использования в зависимости от состояния авиационной техники, вооружения и взглядов на их применение, производить оценку эффективности систем оружия. Зарубежное военное обозрение №4 1990 С. Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3939 | |
Всего комментариев: 0 | |