Перспективные зарубежные боевые беспилотные аппараты
Старший лейтенант А. Кириллов
В США, Франции, Швеции и ряде других западных стран проводится комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее повышение эффективности применения ударных летательных аппаратов и авиационного вооружения, снижение потерь авиационной техники и личного состава, а также расхода сил и средств на ее обслуживание. Одним из направлений работ является создание боевых беспилотных летательных аппаратов (БЛА), и в первую очередь специализированных многоразового использования, основным предназначением которых будет обнаружение, идентификация и поражение критичных наземных стационарных и мобильных целей, огневое подавление средств системы ПВО противника, а в отдаленной перспективе - и борьба с воздушными целями. Аппараты должны характеризоваться низкой замет--ностью в оптическом и радиолокационном диапазонах, по боевому радиусу действия быть сравнимыми с современными тактическими истребителями при вдвое-втрое меньших массогабаритных характеристиках, отличаться повышенной маневренностью, высокой прочностью планера. К основным требованиям относятся также сравнительно невысокая стоимость производства, простота технического обслуживания и эксплуатации. В категорию боевых зарубежные эксперты включают и традиционные ударные и разведывательно-ударные БЛА максимальной взлетной массой до 200 кг. В рамках НИОКР по созданию специализированных боевых беспилотных аппаратов ВВС США проводят демонстрационные испытания вооруженного варианта разведывательного БЛА RQ-1А «Предатор» и разрабатывают экспериментальный боевой аппарат Х-45, а ВМС — боевой БЛА палубного базирования, получивший обозначение UCAV-N. Испытания вооруженного варианта разведывательного аппарата RQ-1A «Предатор» начались в январе 2001 года. Их целью является обоснование конструктивно-схемных решений по размещению основных элементов системы управления оружием, оценка летно-технических характеристик БЛА с вооружением и отработка основных способов его боевого применения. При этом на аппарате планируется разместить управляемые ракеты и авиационные бомбы, а также другие боеприпасы на подкрыльевых пилонах. В ходе испытаний уже проведены пуски противотанковых ракет «Хеллфайр» с полуактивным лазерным наведением по цели типа танк с высот 800 -10 500 м. В дальнейшем намечено оценить возможность применения управляемого вооружения других типов, в том числе перспективных малогабаритных авиационных бомб 1-250 SSB и авиационных боеприпасов LOCAAS с активным лазерным наведением, а также управляемых ракет AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» в широком диапазоне высот и скоростей полета с целеуказанием как от собственного бортового оборудования, так и других БЛА или боевых самолетов и вертолетов. При этом RQ-1A используется как экспериментальная платформа, а в качестве базового варианта, возможно, будет применяться разрабатываемый и проходящий с февраля 2001 года летные испытания аппарат модификации В. По оценкам разработчиков, он имеет улучшенные тактико-технические характеристики благодаря установке турбовинтового двигателя ТРЕ331-10Т или турбореактивного двухконтурного FJ44 вместо штатного поршневого, усовершенствованию аэродинамической схемы (применено Y-образное оперение, увеличены размах крыла и длина фюзеляжа) и модернизированному бортовому оборудованию. В зарубежных СМИ отмечается, что поступление на вооружение боевых БЛА «Предатор» возможно в 2004 году. Стоимость одного аппарата составит 3,5 млн долларов. Разработка экспериментального боевого БЛА Х-45 ведет фирма «Боинг» совместно с управлением перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) и ВВС США. В настоящее время в рамках второго этапа программы они приступили к летным испытаниям демонстрационных образцов аппарата, кроме того, изготовлены прототип контейнера для их долговременного хранения, а также наземная станция управления. Аппарат Х-45 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и оснащен трехопорным убирающимся в полете шасси с носовым колесом (используются модернизированные стойки шасси истребителя F-5). В конструкции планера применены композиционные материалы (КМ) на основе углерода. По заявлению разработчиков, массовая доля КМ в демонстрационных образцах достигает около 45 проц., а в серийных будет доведена до 90 проц. Операции по отклонению управляющих аэродинамических поверхностей и створок бомбового люка, уборка-выпуск шасси, работа тормозной и ряда других систем обеспечивается электрическими приводами. В состав силовой установки входит двух-контурный турбореактивный двигатель F124 (максимальная тяга 28 кН), оборудованный системой управления вектором тяги по углу рыскания. На серийных образцах планируется использовать более мощный двигатель, полностью отвечающий заданным тактико-техническим требованиям и обеспечивающий высокую околозвуковую скорость полета. Основное бортовое радиоэлектронное оборудование будет представлено радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой, активным лазерным локационным комплексом, ИК-станцией переднего обзора, видеокамерами, аппаратурой радиоэлектронной разведки, связи, навигации и опознавания, системой управления оружием. В состав применяемого вооружения боевого БЛА Х-45 планируется включить управляемые авиационные бомбы серии JDAM различного калибра и малогабаритные 1-250, управляемые ракеты «Хеллфайр» с полуактивной лазерной или активной радиолокационной ГСН, управляемые боеприпасы LOCAAS, противорадиолокационные ракеты и другие средства поражения, а также автономные цели ADM-160 и контейнеры с аппаратурой РЭБ. В зависимости от выполняемой задачи вооружение и подвесные топливные баки могут размещаться как во внутренних отсеках, так и на подкрыльевых узлах. В целях повышения дальности полета при самостоятельном перебазировании или увеличения боевого радиуса действия серийные аппараты предполагается оснастить также системой дозаправки топливом в воздухе. Для контроля полета Х-45 предусматривается применять станции управления наземного, воздушного и корабельного базирования. При передаче команд и приеме информации планируется задействовать спутниковые системы связи, БЛА или самолеты-ретрансляторы. Аппарат будет применяться в полуавтоматическом и автономном режимах с использованием инерциальной навигационной системы с коррекцией по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR. Кроме того, в случае частичной либо полной потери связи с БЛА возможно продолжение автономного полета по заранее определенному маршруту в режиме ожидания команд или переход на программное уничтожение заданных целей и возращение на аэродром базирования. Для хранения и транспортировки боевых БЛА Х-45 разработан специальный контейнер (срок хранения аппарата без регламентных работ до десяти лет) со встроенной контрольно-проверочной аппаратурой и системой планирования полетного задания, позволяющей вводить программу полета непосредственно во время переброски аппаратов самолетами ВТА. Считается, что военно-транспортный самолет С-17А сможет обеспечивать переброску до шести контейнеров, наземной станции управления и необходимого оборудования. Американские специалисты отмечают, что создать основные элементы боевого БЛА удалось в весьма короткие сроки благодаря использованию новейших систем, автоматического проектирования и опыта, накопленного в ходе создания самолетов, выполненных по технологии «стелт», и экспериментального аппарата бескилевой схемы Х-36. По расчетам разработчиков, стоимость каждого из них при серийном производстве составит от 8 до 10 млн долларов, а эксплуатационные расходы не превысят 20 проц. общих затрат, связанных с эксплуатацией тактического истребителя F-16CJ. Согласно установленному графику демонстрационные летные испытания двух образцов боевых БЛА Х-45 будут проводиться в 2002 - 2005 годах. В этот период планируется отработать следующие задачи: навигация по промежуточным пунктам маршрута, автоматический поиск излучающей цели с передачей ее радиолокационного и оптического изображений на станцию управления, заход в заданный район и выход из него с имитацией атаки или реальным применением ракетно-бомбового вооружения, проверка эффективности функционирования основных элементов системы взаимодействия и перераспределения целей между аппаратами в воздухе. Ожидается, что полномасштабная разработка боевых БЛА будет проводиться в период с 2005 по 2009 год, серийное производство начнется в 2009-м, а поступление на вооружение не ранее 2010- го. По первоначальной оценке, потребность ВВС составит около 200 аппаратов данного типа. Под руководством министерства ВМС США фирмы «Боинг» и «Нортроп - Грумман» на конкурсной основе осуществляют разработку прототипа боевого БЛА корабельного базирования UCAV-N. При этом компания «Боинг» намерена использовать технологический задел, полученный при создании и испытании Х-45. В проекте боевого БЛА фирмы «Нортроп - Грумман» (масса пустого аппарата 1 740 кг, взлетная 3 290 кг, топлива 720 кг, высота полета 10 000 м, длина 8,5 м, размах крыла 8,4 м, высота 1,74 м), получившего обозначение Х-47А «Пегас», предлагаются две основные схемы обеспечения взлета и посадки аппарата на палубу - с помощью ракетных ускорителей либо подъемных вентиляторов, располагаемых в плоскостях. В состав вооружения (общая масса до 500 кг) могут входить управляемые бомбы, кассеты и ракеты, размещаемые в двух внутрифюзеляжных отсеках. В силовой установке используется двигатель JT15D (тяга 7,2 кН) фирмы «Пратт энд Уитни». По заявлению разработчиков, летные испытания БЛА фирмы «Нортроп - Грумман» планировалось начать в конце 2001 года. По мнению американских экспертов, в ходе разработки предстоит решить ряд важных проблем, связанных с автоматическим распознаванием целей и выдачей команд на применение оружия, передачей больших объемов информации на пункты управления в реальном масштабе времени, своевременной реакцией системы управления аппарата на изменение оперативной обстановки, перепрограммированием полетного задания и его распределением между БЛА, находящимися в воздухе, управлением ими во время групповой атаки цели, обеспечением безопасного взлета и посадки аппаратов в автоматическом режиме при любых погодных условиях. Кроме того, фирмой «Нортроп - Грумман» в инициативном порядке создан многоцелевой разведывательно-ударный БЛА «Феррет», который может использоваться в подразделениях ВВС, ВМС и морской пехоты, сухопутных войск для ведения разведки, наблюдения, выдачи целеуказаний и нанесения ударов по таким наземным целям, как пусковые установки (ПУ) ракет класса «земля - земля», ЗРК, радиолокационные станции систем ПВО. Аппарат, выполненный по нормальной аэродинамической схеме, представляющий собой высокоплан с крестообразным оперением, оснащенный турбореактивным двигателем TJ-50. В качестве боевой части (БЧ) может быть использован осколочно-фугасный или кумулятивный заряд. Пуск БЛА может производиться с наземной или корабельной ПУ, из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок с помощью стартового ускорителя, а также без него - из отсеков вооружения тактических истребителей F-117A, F-22A, стратегического бомбардировщика В-2А и вертолета RAH-66 «Команч». Полет аппарата будет проходить в автономном режиме или по командам оператора, который получает данные о параметрах полета и видеоизображение в ИК или видимом диапазоне с борта БЛА в реальном масштабе времени. По оценке американских специалистов, вывод аппарата на цель может происходить в полуавтоматическом режиме по предварительному целеуказанию оператора-наводчика с использованием оптического координатора и системы датчиков (радиолокационных, акустических и других). При выполнении разведывательных задач посадка аппарата осуществляете^ в заданном районе с помощью парашютного устройства. Летные испытания БЛА «Феррет», в ходе которых отрабатываются пуски аппарата с самолета и его управление со станций различного базирования, в том числе с подводных лодок типа «Лос-Анджелес», начались в 1996 году. Предполагается, что БЛА будет принят на вооружение после 2003 года. По заказу командования морской пехоты США и руководства министерства обороны Израиля американская фирма «Рэйтеон» совместно с израильской IAI разработали ударный БЛА одноразового применения CUTLASS (Combat UAV Target Locate and Strike System). По своей конструкции он практически идентичен израильской противорадиолокационной ракете «Гарпи-3», состоящей на вооружении сухопутных войск Израиля. Основной конструктивной особенностью ударного аппарата в отличие от «Гарпи» (на которой применяется пассивная радиолокационная ГСН) является наличие тепловизи-онной системы наведения (такой же, как на УР AIM-9X «Сайдвиндер») со встроенным режимом автоматического распознавания целей. При боевом применении аппарата CUTLASS его пуск может производиться из ПУ наземного или морского базирования. Предусматривается также его использование с вертолетов. Вывод БЛА в район цели осуществляется посредством навигации по опорным точкам с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. После входа аппарата в заданный район его тепловизионная система активизируется, а сам БЛА переводится в режим последовательного поиска цели. Если цель обнаружена и идентифицирована, информация о ней передается посредством коротковолновой линии связи на наземную станцию управления для повторного подтверждения оператором результата поиска и выдачи им команды на поражение. При нарушении связи с аппаратом такое решение может быть принято автоматически. В соответствии с соглашением, заключенным между военными ведомствами США и Израиля, аппарат CUTLASS в настоящее время принят на вооружение второй стороной. Изучается вопрос о его принятии на вооружение в США. Французской фирмой «Дассо авиасьон» с 2000 года проводятся исследования в целях создания экспериментального БЛА AVE, предназначенного для отработки конструктивно-схемных решений при строительстве боевых беспилотных аппаратов. Специалистами фирмы создан прототип БЛА, выполненный по аэродинамической схеме «бесхвостка», с дополнительно установленным неподвижным двухкилевым вертикальным оперением (используется для стабилизации и размещения антенн аппаратуры связи дециметрового диапазона длин волн), которое предполагается демонтировать при отработке реального аппарата. С целью снижения заметности корпус БЛА выполнен из КМ, а воздухозаборники расположены в верхней части фюзеляжа. Для обеспечения взлета и посадки применено трехопорное убирающееся шасси. Полет БЛА проходит в полуавтоматическом режиме с использованием инерциальной навигационной системы с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR. В случае потери контроля над аппаратом происходит автоматический набор максимальной высоты, полет до заданного района и посадка с помощью парашюта. Согласно концепции применения боевых аппаратов AVE в качестве станции боевого управления и наведения намечается использовать учебно-боевой тактический истребитель «Рафаль» В. В ходе полета оператор будет выдавать указания разведывательным БЛА на доразведку целей, а затем наводить по этим уточненным данным боевые аппараты для нанесения ударов. Передачу информации планируется осуществлять через самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3F «Сентри» и спутниковые каналы связи. Предполагается, что при нанесении ударов по наземным целям боевые БЛА будут действовать впереди боевых порядков пилотируемых самолетов на расстоянии до 200 км. При этом состав ударной группы боевых БЛА будет формироваться с учетом конкретной оперативно-тактической обстановки и выявленного расположения наземных средств ПВО. В настоящее время продолжаются начатые в середине 2000 года летные испытания прототипов БЛА AVE. Их целью является оценка летно-технических характеристик аппарата, в частности управляемости на различных режимах полета и величины эффективной поверхности рассеивания, параметров работы силовой установки. По результатам испытаний планируется принять решение о начале разработки полноразмерного боевого БЛА уже в 2002 году. Кроме того, французские фирмы ALCORE и САС в инициативном порядке разрабатывают разведывательно-ударные БЛА «Футура» и К100А соответственно. Аппараты К100А и «Футура» выполнены по нормальной аэродинамической схеме и схеме «бесхвостка» соответственно. Оба могут оснащаться БЧ различных типов (осколочно-фугасной или кумулятивной). В состав силовой установки БЛА «Футура» включен турбореактивный двигатель, а К100А - поршневой, с толкающим винтом. Управление аппаратами осуществляется в автономном или полуавтоматических режиме с использованием станций управления наземного или воздушного базирования. Германская фирма «Атлас электроник» ведет полномасштабную разработку разведывательно-ударного БЛА «Тайфун», предназначенного для поиска и поражения бронетанковой техники, артиллерии на огневых позициях, командных пунктов, штабов и других важных наземных целей в интересах сухопутных войск. Аппарат планируется выполнить по элевонной аэродинамической схеме с толкающим двухлопастным винтом (его плоскости выполнены из твердых сортов дерева), широко применив при этом композиционные материалы. Он оснащен складывающимся крылом, которое выполнено по схеме «чайка» и имеет комбинированную в плане форму (корневая часть консоли треугольная, концевая — прямоугольная, с механизацией), а также вертикальным оперением в виде симметричного киля с рулями направления. Перевод крыла в рабочее положение после пуска обеспечивают специальные пневматические устройства. Силовая установка включает двухцилиндровый двухтактный поршневой двигатель. В качестве БЧ применяется кумулятивно-осколочный заряд. После получения боевого приказа и подготовки полетных заданий операторы станции управления вводят их в систему накопления данных каждого пускового блока через волоконно-оптическую линию связи, где они распределяются между аппаратами. Пуск аппаратов производится с помощью ракетных твердотопливных ускорителей. Управление полетом осуществляется автономно либо в полуавтоматическом режиме с использованием инерциальной системы управления с коррекцией по контуру рельефа местности и данным КРНС NAVSTAR. Для обнаружения и идентификации мобильных и стационарных наземных целей на дальности до 4 000 м предлагается применять радиолокационную станцию (масса 14 кг) с синтезированием апертуры и режимом доплеровского обужения луча. В типовой состав армейской батареи аппаратов «Тайфун» (432 единицы) предполагается включить шесть беспилотных систем (по восемь пусковых блоков контейнерного типа с девятью БЛА в каждом). Пусковые блоки могут размещаться на 10-т грузовых автомобилях (два в каждом). Станция управления с тремя операторами размещается на отдельном 10-т грузовике. Отмечается, что для переброски одной беспилотной системы будет достаточно одного военно-транспортного самолета С. 160 «Трансалл» или вертолета СН-53Е «Супер Стэльен». Согласно планам летные испытания разведывательно-ударного БЛА «Тайфун» должны начаться в 2003 году, а принятие его на вооружение можно ожидать в 2006-м. Общие потребности сухопутных войск оцениваются в 1 500 аппаратов. В Швеции с 1999 года проводятся НИОКР по созданию боевого беспилотного аппарата llHARC (Swedish Highly Advanced Research Configuration). В настоящее время выполняются комплексные испытания его планера в аэродинамической трубе, в ходе которых, в частности, планируется оценить аэродинамические характеристики боевого БЛА на различных режимах полета, в том числе и с открытыми створками бомбоотсеков. По заявлению разработчиков, в отличие от американских боевых БЛА в технических требованиях к аппарату SHARC (максимальная взлетная масса 5 000 кг, дальность полета 10 000 км, длина 10 м, размах крыла 8 м) не акцентируется внимание на его сверхманевренности и устойчивости к большим перегрузкам, что позволит сэкономить значительную часть средств, выделенных на программу. По оценке зарубежных экспертов, принятие на вооружение боевых БЛА SHARC возможно не ранее 2010 года. Западноевропейский консорциум EADS, объединяющий фирмы Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии и Испании, планирует приступить к разработке европейского боевого БЛА UCAV . Согласно проекту он должен иметь следующие характеристики: масса пустого аппарата 4 500 кг, взлетная 8 200 кг, длина 12 м, размах крыла 9 м. В состав его вооружения предполагается включить современное и перспективное высокоточное оружие, включая гиперзвуковые ракеты, массой до 1 200 кг. Принятие аппарата на вооружение ожидается в 2015 году.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ БЛА
Наименование |
RQ-1A |
«Предатор-В» |
«Феррет» |
CUTLASS |
AVE |
«Футура» |
К100А |
«Тайфун» |
SHARC |
E-UCAV |
Масса, кг: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пустого |
545 |
1 300 |
|
|
35 |
20 |
23 |
|
|
4 500 |
максимальная ПН (БЧ) |
200 |
450 |
до 20 |
(16) |
|
15 |
5 |
50 (20) |
|
|
максимальная топлива |
300 |
1600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
максимальная взлетная |
1 100 |
3 200 |
70 |
125 |
60 |
70 |
Около 50 |
160 |
5 000 |
8 200 |
Скорость полета, км/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
максимальная (число М) |
240 |
400 |
460 |
|
(0,5) |
360 |
234 |
270 |
|
|
крейсерская |
200 |
370 |
|
185 |
|
300 |
120 |
220 |
|
|
Максимальная тяга двигателя, кН |
|
|
0,22 |
|
|
|
|
(32 кВт) |
|
|
Практический потолок, м |
7 600 |
14 000 (ТРЕ331-10Т) 20 000 (FJ44) |
6100 |
4 600 |
|
До 1 000 |
2 000 |
4 000 |
|
|
Продолжительность полета, ч |
Более 24 |
До 32(ТРЕ331-10Т), 12 (FJ44) |
2,5 |
|
0,3 |
1,1 |
0,5 |
4 |
|
|
Радиус (дальность) действия, км |
До 4 000 |
До 6 000 |
(До 600) |
(300) |
90 |
50 (100) |
10 (20) |
(250) |
(10 000) |
|
Геометрические размеры, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
длина |
8,23 |
14 |
1,9 |
2,30 |
2,4 |
2,0 |
1,5 |
2,08 |
12 |
|
диаметр корпуса (высота) |
|
|
0,23 |
(0,36) |
|
|
|
(1,10) |
|
|
размах крыла |
14,84 |
19,5 — 25,6 |
1,8 |
1,83 |
2,4 |
2,0 |
2,6 |
2,26 |
8 |
12 |
Зарубежное военное обозрение №3 2002 с. 35-40
Другие материалы по теме
Смотрите также
|