search
menu
person

NEWS AND UDATES


Авиационные системы минирования
HTML clipboard

Авиационные системы минирования

Полковник С. Перов

Одним из перспективных видов оружия военно-воздушных сил считаются авиационные системы минирования. Впервые в боевых условиях они применялись авиацией ВВС и ВМС США в ходе агрессии во Вьетнаме, получив положительную оценку военных специалистов. Эти средства разрабатываются практически всеми ведущими странами Североатлантического союза, причем в ходе создания новых систем учитывается опыт американцев, недостатки первых их образцов, особенно мин, рассчитанных на дистанционную установку.

Такая активная разработка авиационных систем минирования обусловлена следующими основными причинами:

- принятием в армиях стран-участниц НАТО концепции "воздушно-наземная операция (сражение)" и концепции "борьбы со вторыми эшелонами (резервами)", предусматривающих нанесение мощных внезапных ударов по противнику, совершение быстрых маневров, перегруппировку и воздействие на всю глубину боевых порядков и оперативного построения (до 200-300 км) противника, что потребует установки в предельно сжатые сроки минных заграждений, в первую очередь противотанковых, для прикрытия своих флангов, а также задержки движения высокомобильных частей противника, ведущих наступление, выполняющих маневр или отход;

- значительными успехами в таких отраслях военной промышленности, как электроника и химия, созданием и внедрением новых материалов и технологий, позволившими разработать принципиально новые инженерные боеприпасы - мины, характеризующиеся высокой механической прочностью, эффективностью действия при малых массогабаритных показателях;

- разработкой универсальных бомбовых кассет, приспособленных для транспортировки и сброса (отстрела) малогабаритных авиационных боеприпасов различного предназначения, в числе которых противотанковые, противотранспортные и противопехотные мины.

В результате проведенных работ к настоящему времени авиационные системы минирования находятся на вооружении ВВС США, ФРГ, Великобритании. Этим новым средством располагают также части сухопутных войск США, Италии и Испании, имеющие вертолетные системы минирования. В ближайшие годы, как полагают зарубежные военные специалисты, следует ожидать дальнейшего расширения масштабов и географии применения авиационных систем минирования за счет разработки в других странах собственных средств или закупки их за рубежом. Они считают, что авиационные системы минирования найдут применение при установке заграждений в ходе решения следующих основных задач:

- задержание наступающего противника путем установки мин непосредственно перед его боевыми порядками или прямо на них, что замедлит продвижение противника, создав тем самым благоприятные условия для его поражения артиллерией и авиацией, или заставит его искать обходные пути движения;

- воспрепятствование вводу в бой вторых эшелонов и резервов противника за счет минирования маршрутов его передвижения и районов сосредоточения;

- воспрещение противнику использовать важные районы и участки местности, для чего планируется осуществлять минирование малой плотности мест, где наиболее вероятно сосредоточение его сил, размещение командных пунктов, узлов связи, тыловых объектов;

- минирование аэродромов противника для нарушения нормальной работы его авиации, что рассматривается как элемент задачи завоевания господства в воздухе.

Как подчеркивается в западной прессе, минирование авиацией целесообразно проводить одновременно с нанесением по наземным целям ударов другими видами авиационного оружия, что должно затруднить противнику быстрый выход из зоны поражения и усложнить проведение восстановительных работ. По мнению военных специалистов, минирование с воздуха будет особенно эффективным при нанесении ударов по танковым и механизированным колоннам и аэродромам. С этой целью предусматривается использовать самолеты, несущие кассетное оружие различного снаряжения, или комбинированное снаряжение универсальных кассет.

В США на вооружении частей ВВС состоит авиационная система минирования CBU-89/B "Гатор", включающая сбрасываемую невращающуюся в полете авиационную бомбовую кассету многоцелевого назначения SUU-64/B, снаряженную 72 противотанковыми (BLU-91/B) и 22 противопехотными (BLU-92/B) минами. В комплекте кассеты имеются головной взрыватель FZU-39/B и программирующее устройство K.MU-466/B, посредством которого задаются время раскрытия кассеты, электрическое питание мин, а также срок их самоликвидации после падения на землю и взведения.

Противотанковая мина BLU-91/B (см. таблицу) - противоднищевая, имеющая заряд направленного действия, способный на удалении полуметра пробить 70-мм броню, и неконтактный магнитный взрыватель, срабатывающий в момент прохождения над взведенной миной бронированной цели. Противопехотная мина BLU-92/B осколочная, с контактным электронным взрывателем. При падении на землю из ее корпуса разбрасываются в стороны четыре тонкие нейлоновые нити длиной по 12 м, даже легкое касание одной из которых вызывает взрыв и поражение живой силы осколками в радиусе до 12 м. Общая масса кассеты SUU-64/B, относящейся к боеприпасам калибра 1000 фунтов, 320 кг, ее длина 2430 мм, диаметр 390 мм. Размеры минируемой площади одной кассетой зависят от высоты ее раскрытия, в среднем они составляют 200 X 300 м. Штатные самолеты ВВС США способны нести следующее количество кассет: F-4 - 22, F-15E - 19, F-111 - 16, А-10 - 16, А-7 - 32, F-16X1 - 10, В-52 (на наружных подвесках) - 24. В иностранной военной прессе сообщалось, что минирование может осуществляться с высот от 60 до 12000 м на скоростях полета 370-1300 км/ч в горизонтальном полете, при пикировании (до 60°) и кабрировании (до 30°). Интервалы сброса кассет (всего их 12) задаются автоматически в диапазоне от 0,63 до 4,1 с.

Сброшенная кассета на заданной высоте по команде головного взрывателя раскрывается с помощью удлиненных кумулятивных зарядов, освободившиеся мины, рассеиваясь встречным потоком воздуха, падают на землю и после отработки механизма замедления взведения переводятся в боевое положение.

Авиация ВМС США имеет на вооружении другой вариант системы минирования "Гатор" - CBU-78/B, выполненный на базе кассетной установки SUU-58/B. Она снаряжается 45 противотанковыми минами BLU-91/B и 15 противопехотными BLU-92/B. Это средство применяется главным образом для установки минных заграждений в ходе проведения морских десантных операций, когда возникает необходимость воспретить или задержать подход вторых эшелонов либо резервов противника к плацдарму, прикрыть фланги высадившегося на побережье десанта или сдержать быстрый отход частей и подразделений противника, обороняющего побережье. Носителями систем минирования "Гатор" в военно-морских силах могут быть как палубные самолеты, так и машины, действующие с побережья. Меньший калибр кассет, применяемых авиацией

ВМС, позволяет брать большее их количество за один вылет, чем в ВВС.

Поступление системы минирования "Гатор" в войска началось в 1986 году. Всего (с учетом требований ВМС) промышленность планировала получить заказ на производство свыше 10 тыс. ее комплектов. Одновременно с оснащением ВВС и авиации ВМС существующими средствами дистанционного минирования в США ведутся работы по созданию более совершенных средств минирования. К настоящему времени наиболее перспективными из них американские военные специалисты считают следующие.

Авиационная система минирования CBU-92/B. Она должна будет применяться самолетами тактической авиации. В ее составе упоминавшаяся выше универсальная кассетная установка SUU-64/B, снаряжаемая девятью противотанковыми противокрышевыми минами BLU-101/B ERAM. Кассетная установка оснащена дистанционным взрывателем FZU-39/B, допускающим сброс кассет с больших высот.

Мина BLU-101/B - автоматически действующий боеприпас, представляющий собой миниатюрную пусковую установку с двумя боевыми элементами типа "Скит" и откидывающимися при установке мины четырьмя опорами. Верхняя часть ПУ полноповоротная, оснащена сейсмоакустическим датчиком с тремя выдвигающимися антеннами. Система приводится в действие следующим образом. Сброшенная кассета с помощью дистанционного взрывателя на заданной высоте раскрывается, освободившиеся мины разделяются встречным потоком воздуха, и каждая из них опускается на парашюте, который при приземлении боеприпаса автоматически отсоединяется. При ударе мины о землю срабатывает механизм стабилизации, и она занимает на опоре требуемое положение.

После отработки механизма замедления взведения включаются в работу сейсмические датчики. Обнаруженная движущаяся цель распознается с помощью микропроцессора, затем определяются ее курс и дальность, после чего происходит наводка пусковой установки на цель. В требуемый момент производится отстрел в сторону цели боевого элемента, который, стабилизируясь на траектории вращением, сканирует находящуюся под ним местность. Обнаружение цели осуществляется посредством имеющегося у боевого элемента ИК датчика, а поражение - ударным ядром, действующим против наиболее слабо защищенной части боевой бронированной машины - крыши (рис. 3).

Поражение боевым элементом танка-мишени во время испытаний
Кассетная бомба DAACM

Компоненты кассетной бомбы ISCB с контрольно-измерительными приборами и программирующей аппаратурой

Минирование с помощью самолета "Торнадо". Внизу показаны кассета MW-1 "Штробо" и мины: противотанковая MIFF (слева) и противотранспортнаэя MUSPA
Схема применения мины MUSPA: 1 - отстрел из кассеты; 2 - раскрытие парашюта; 3 - снижение; 4 - приземление и стабилизация; 5 - взведение; 6 - срабатывание

Минирование такой системой, как полагают американские специалисты, можно производить с различных высот - от 60 до 12000 м при скоростях от минимальных до сверхзвуковых. Высказывались соображения, что такое средство целесообразно использовать в первую очередь для устройства заграждений вдоль линий коммуникаций, где ожидается передвижение танковых и механизированных частей противника. Считается также возможным ставить подобные мины одновременно с нанесением ударов по аэродромам противника бетонобойными боеприпасами, что должно затруднить ему применение средств механизации для быстрого восстановления ВПП и рулежных дорожек.

Согласно планам командования ВВС отработка новой системы минирования должна завершиться в 1992 году.

Применение кассетных установок JP233 (внизу противотранспортная мина НВ876)

Разрабатываемые средства установки мин: "Апаш"/CWS (вверху слева), SWAARM (справа) и "Скайшарк" (внизу)

Кассетная бомба DAACM предназначается для нанесения ударов по аэродромам противника. Она представляет собой ту же кассетную установку SUU-64/B, снаряженную восемью бетонобойными бомбами CBU-106/B и 24 противотранспортными минами НВ876 английской разработки. Бомбы применяются для разрушения ВПП аэродромов противника, а мины (их описание приводится ниже) - для вывода из строя инженерных и транспортных машин, используемых при ремонте разрушенной полосы. Кассетная установка может быть оснащена дистанционным или временным головным взрывателем, подающим в заданный момент команду на раскрытие корпуса установки. Применяемые в этом боеприпасе мины подверглись модернизации, вследствие чего изменен принцип отстрела их из кассетной установки: в данном случае мины не отстреливаются вниз, как в английском образце, а разбрасываются в радиальном направлении с помощью пневматических баллонов, заполняемых газом в момент раскрытия кассеты.

Программа создания кассетной бомбы DAACM начала осуществляться в 1984 году, а в 1987-м приступили к ее полномасштабной разработке, завершение которой запланировано на 1992 год. ВВС намечали закупить более 20 тыс. боеприпасов данного типа. Однако последние исследования, проведенные специалистами министерства обороны США, показали, что новое средство не будет достаточно эффективным, поскольку к настоящему времени примерно половина аэродромов стран Варшавского Договора имеет покрытие ВПП из отдельных железобетонных плит, а ремонтировать их путем быстрой замены поврежденных элементов значительно легче, чем ВПП из монолитного бетона. В связи с этим западные эксперты выступили с предложением о необходимости усовершенствования бетонобойных элементов бомбы.

Кассетные бомбы типа ISCB разработаны американской фирмой ISC в инициативном порядке и проданы армиям 17 стран. Существуют пять вариантов боеприпасов, выполненных в единой стандартной для ВВС США кассетной установке Мк20 "Рокай" и различающихся типом снаряжения. Так, в ISCB-1 в качестве снаряжения используются малокалиберные бомбы, именуемые фирмой-разработчицей минами, которые имеют взрыватель замедленного действия с различными сроками срабатывания (максимальный срок 24 ч) и программируются перед вылетом. Всего в кассетной установке содержится 160 боевых мин, а также 65 инертных, внешне не отличающихся от боевых. По мнению разработчиков, наличие в установленном заграждении инертных боеприпасов должно затруднить противнику выполнение работ по разминированию. Площадь, минируемая одной кассетой, з зависимости от режима полета носителя может быть 2230-4650 м2. Другой вариант снаряжения - ISCB-5 будет содержать 48 противотанковых мин, находящихся в разработке.

Американские военные специалисты считают целесообразным использовать в качестве носителей для проведения минирования кассетные бомбы, имеющие двигатель, а также крылатые ракеты авиационного базирования. По их мнению, данные средства позволят устанавливать заграждения на территории, надежно прикрываемой ПВО противника, без захода самолетов в зону ее поражения.

В качестве примера они приводят управляемую бомбу AGM-130B, боевая часть которой представляет собой бомбовую кассетную установку калибра 2000 фунтов, снаряжаемую 15 бетонобойными бомбами BLU-106/B и 75 модернизированными английскими противотранспортными минами НВ876. Предполагалось, что такой боеприпас можно будет оснастить твердотопливным двигателем и головкой самонаведения. Напряженность военного бюджета не позволила американцам завершить разработку этого средства, и в 1988 году она была приостановлена.

ВВС ФРГ имеют на вооружении авиационную систему минирования, выполненную на базе многоцелевой кассетной установки MW-1 "Штробо", которая рассчитана на снаряжение малокалиберными боеприпасами различного назначения, в том числе минами. Последние могут применяться не только самостоятельно, но и совместно с другими боеприпасами.

Кассетная установка MW-1 "Штробо" (рис. 6) состоит из четырех секций - носовой, двух средних и хвостовой. Каждая представляет собой пакет трубчатых направляющих, располагающихся горизонтально, в которых находятся боеприпасы и пиропатроны для их отстрела. Мощность пиропатронов различная, благодаря чему дальность отстрела боеприпасов, ведущегося с обоих бортов кассеты, неодинакова (максимальная - 250 м).

Принятая в 1983 году на вооружение система содержит мины двух типов - противотанковую и противотранспортную. Противотанковая мина MIFF является противоднищевой. Она имеет заряд направленного действия с двумя полусферическими выемками, направленными в противоположные стороны, и электронный неконтактный взрыватель с магнитным датчиком, располагающимся в средней части мины. У взрывателя две ступени предохранения - механическая, с плунжером, выдвигающимся из корпуса мины после ее отстрела из направляющей, и электронная, посредством которой мина после падения на землю переводится в боевое положение. В состав взрывателя входит электрический конденсатор, заряжающийся при нахождении мины в кассетной установке по команде бортовой ЭВМ. На боковой стенке цилиндрического корпуса мины устроены пружинящие лапки, плотно прижатые к корпусу при нахождении ее в направляющей. При ударе мины о землю лапки раскрываются, в результате чего боеприпас занимает горизонтальное положение, то есть одна из полусферических выемок заряда будет обращена кверху. Срабатывание мины произойдет при прохождении над ней бронированной машины. При отсутствии цели мина по истечении заданного срока самоликвидируется. Находящийся в боевом положении боеприпас сработает при попытке снять его с места установки.

Противотранспортная мина MUSPA осколочная, способна поражать небронированные цели на дальностях в несколько десятков метров. Она имеет неконтактный электронный взрыватель с акустическим датчиком и таким же, как у предыдущего образца, электрическим конденсатором. MUSPA оснащена также двумя ступенями предохранения, срабатывающими последовательно, и пружинящими лапками для стабилизации на земле. Эта мина рассчитана на срабатывание под воздействием движущихся целей определенного типа, в первую очередь рулящих, взлетающих или садящихся самолетов (рис. 7) и вертолетов (в момент нахождения их на земле). По истечении заданного срока взведенная мина самоликвидируется. Срок самоликвидации мин одной заправки различный, что, по мнению разработчиков, должно затруднить противнику разминирование.

Масса снаряженной кассетной установки MW-1 "Штробо" достигает 4600 кг, ее размеры 5900х1200х840 мм, в 112 направляющих калибра 132 мм могут содержаться 784 противотанковые мины или до 668 противотранспортных. Основным носителем установки является самолет "Торнадо". Минирование ведется, как правило, с предельно малых высот при скорости полета до 1100 км/ч. В этих условиях минируемая площадь составляет 2500х500 м.

Считается, что наиболее целесообразно проводить минирование одновременно с нанесением по противнику ударов другими видами авиационного оружия с использованием этой кассетной установки, для чего ее предполагается снаряжать боеприпасами различных типов. В настоящее время к числу основных западные специалисты относят два варианта снаряжения: противотанковый и противоаэродромный.

Противотанковый предназначается для нанесения ударов по танковым и механизированным подразделениям противника, движущимся в походных или боевых порядках. Он включает противотанковые кумулятивные бомбы КВ44 и противотанковые мины MIFF: первые служат для непосредственного поражения целей, вторые затрудняют им маневр, выход из зоны поражения и создают благоприятные условия для поражения противника другими видами оружия.

Противоаэродромный вариант служит для нанесения ударов по аэродромам и авиабазам противника. В его составе бето-нобойные бомбы STABO, осколочные бомбы MUSA (упрощенный вариант боеприпаса MUSPA с взрывателем мгновенного действия) и противотранспортные мины MUSPA. STABO предназначены для разрушения ВПП аэродрома, осколочными бомбами поражается живая сила и выводятся из строя небронированные машины противника, а установленные мины затрудняют проведение восстановительных работ и действия авиации.

К 1990 году для ВВС ФРГ планировалось закупить около 500 кассетных установок MW-1 "Штробо" с набором различных боеприпасов (в первую очередь с учетом приведенных выше двух вариантов снаряжения), а к 1997-му - еще 650 комплектов. Одновременно военные специалисты ФРГ развернули работы по созданию для этой кассетной установки ряда других боеприпасов принципиально нового класса, среди которых главное место отводится действующим автоматически (самонаводящимся бомбам и минам). К последним, в частности, относится противотанковая противобортовая мина "Лассо", которую предполагается ставить также другими средствами механизации и вручную. Этот самонаводящийся боеприпас после падения на землю стабилизируется и занимает боевое положение. После обнаружения и распознавания цели на нее наводится заряд направленного действия; срабатывание мины произойдет, когда цель окажется в зоне досягаемости (в радиусе 50 м).

На вооружении ВВС Великобритании находится авиационная система минирования, выполненная на базе кассетной установки JP233, которая снаряжается малокалиберными бетонобойными бомбами и противотранспортными минами НВ876. Кассетная установка состоит из двух секций - головной, содержащей 215 мин, и хвостовой с 30 бомбами. Основное предназначение системы - нанесение ударов по аэродромам противника с одновременным их минированием. Конструкцией предусматривается раздельное использование секций кассетной установки, в зависимости от применяемого самолета-носителя и выполняемой задачи. Так, возможно применение обеих секций, соединенных в одно целое (самолет "Торнадо" может нести две такие кассеты под фюзеляжем, рис. 8, F-111 - две секции на подкрыльевом пилоне, самолеты F-16 и "Ягуар" - по одной секции под крылом).

Боеприпасы обоих типов находятся в направляющих (для мин их 90). Они расположены под углом 15-35° к продольной оси кассеты и содержат одну-три мины и пиропатрон для их отстрела. Мина НВ876 комбинированная, имеет заряд направленного действия с полусферической выемкой, обращенной вверх, и толстостенный корпус с множеством небольших полусферических выемок на его наружной боковой поверхности. При взрыве мины из этого корпуса образуется плоский пучок примерно из 100 ударных ядер, разлетающихся в радиальном направлении и поражающих небронированные цели и живую силу в радиусе несколько десятков метров. Ударным ядром, направленным вверх, выводится из строя техника (в том числе бронированная), которая будет использоваться противником для восстановления разрушений после взрыва бетонобойных бомб.

Мина НВ876 оснащена электронным взрывателем, вызывающим срабатывание взведенного боеприпаса при изменении его положения. Несработавшая мина самоликвидируется, причем программируемые сроки самоликвидации одной заправки различные, что должно затруднить их обезвреживание противником. Мина оснащена крестообразным парашютом, уменьшающим силу ее удара о землю, и пружинящими лапками для стабилизации в месте ее падения. Общая масса снаряженной кассеты JP233 составляет 2355 кг, а ее головной (минной) секции - 1085 кг, размеры соответственно 6550х1140х600 и 2470х1140х560 мм. Первая партия кассетного оружия JP233 была заказана ВВС Великобритании в 1982 году.

По мнению английских военных специалистов, мина НВ876 является наиболее эффективной, что способствовало расширению масштабов ее применения - этот боеприпас предполагается использовать в проходящей испытания авиационной системе минирования HADES. Она рассчитана на размещение 49 таких мин в несколько модернизированной кассетной бомбе BL755. Бомба имеет временной взрыватель, по команде которого у сброшенного боеприпаса тонкостенный корпус разрушается и освободившиеся мины опускаются на парашютах (после приземления парашют автоматически отсоединяется). При взрыве осколками мины стальной лист пробивается на удалении 20 м, а алюминиевый - 50 м. Минами одной бомбы, сброшенной с предельно малой высоты, перекрывается участок местности размером 85х35 м.

Как отмечают многие западные военные специалисты НАТО, существенным недостатком всех приведенных выше авиационных систем минирования является необходимость нахождения самолета-носителя над местностью, подлежащей минированию, где возможно поражение его средствами ПВО противника (особенно в случае установки заграждений непосредственно на боевые порядки противника, районы его сосредоточения или важные стационарные объекты, прикрываемые зенитными средствами). Поэтому в последние годы в ведущих странах блока сделан акцент на разработке сбрасываемых планирующих кассетных бомб и бомб с собственным двигателем. Такие системы оружия способны достигать целей на дальностях в десятки и сотни километров от места их сброса с самолета-носителя, что позволяет последнему не входить в зону ПВО противника. В ряде случаев указанные средства будут иметь приборы самонаведения, что обеспечит большую точность достижения ими заданного района минирования (цели). В этом случае предполагается иметь набор малокалиберных боеприпасов различного назначения, в состав которого непременно должны включаться мины, в первую очередь противотанковые и противотранспортные. Часть их составят образцы, разработанные ранее и уже имеющиеся на вооружении, а часть будет создана в ближайшие годы. Характерным для последних, как подчеркивается в иностранной военной печати, должны стать автоматизация действий по обнаружению, распознаванию и наведению на движущиеся бронированные цели, а также их поражение на значительных удалениях в наиболее уязвимую часть - крышу или борт.

Страны НАТО объединяют усилия по созданию этого вида оружия для ускорения и удешевления НИОКР. Работы ведутся в рамках единых тактико-технических требований. К ним, в частности, относятся разработки по проекту MSOW, в которых принимают участие США, ФРГ, Великобритания, Италия и Испания (для ВВС этих стран требуется около 30000 подобных средств). Предполагается иметь три варианта кассетного снаряжения такого оружия: для ударов по аэродромам и аэродромным сооружениям с дальностей 30-50 км, по подвижным групповым бронированным целям (15-30 км) и важным тыловым объектам (185-600 км).

В Великобритании также создается планирующая кассетная бомба SWAARM, снаряжаемая противотанковыми самонаводящимися боеприпасами и минами. ФРГ совместно с Францией длительное время занимаются проблемой кассетных планирующих бомб типа "Апаш"/CWS (с двигателем и без него), служащих для доставки новых боеприпасов, включая противотанковые мины "Лассо" и другие. Итальянские ВВС проявляют интерес к разрабатываемой военной промышленностью страны кассетной бомбе "Скайшарк", снаряжаемой наряду с противотанковыми малокалиберными бомбами и минами. Вариант бомбы без двигателя (создаваемый в первую очередь) будет иметь дальность планирования 6- 12 км. Носителем этого оружия (масса 745 кг) станет самолет "Торнадо" или АМХ.

Основные характеристики мин авиационных систем минирования
Наименование
(страна-изготовитель)
Масса, кг:
общая/ ВВ
Размеры, мм: Тип взрывателя Эффективность
действия
Противотанковые
BLU-91/B (США)1,7/0,6 (145x145) 60Электронный неконтактный Пробивает 70-мм броню
BLU-101/B (США)30/- 400200 То же Радиус поражения 150 м
MIFF (ФРГ)3,4/0,9 13280 То же Пробивает 70-мм броню поражает в радиусе 50 м
Противотранспортные
MUSPA (ФРГ)4,5/- 132115 То же На 20 м пробивает стальной лист, на 50 м - алюминиевый
НВ876 (Великобритания) 265/0,8100 150Электронный контактный -
Противопехотные
BLU-92/B (США)1,7 (145x145) 60То же Поражает в радиусе 12 м

Зарубежное военное обозрение №1 1990 С.

Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (14.10.2008) | Автор: Полковник С. Перов
Просмотров: 7694 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar