Совершенствование тактической разведывательной авиации США Полковник В. Кирсанов Руководство вооруженных сил США уделяет большое внимание организации разведки как важнейшему виду обеспечения боевых действий войск. При этом значительная роль принадлежит воздушной разведке, и в частности тактической воздушной разведке. Командование американских ВВС проводит постоянную работу по поддержанию высокой боеготовности частей тактической разведывательной авиации и принимает меры по наращиванию ее возможностей. В настоящей статье, на основе опубликованных в западной прессе материалов рассматриваются некоторые направления совершенствования тактической разведывательной авиации США, располагающей наибольшими возможностями и эффективностью по сравнению с аналогичными компонентами ВВС других стран Североатлантического союза. По состоянию на 1 января 1990 года в ВВС США имелось шесть тактических разведывательных авиаэскадрилий (траэ) регулярной авиации (из них две учебно-тренировочные) и пять таких же авиаэскадрилий в ВВС национальной гвардии. Четыре из шести регулярных траэ, в том числе учебно-тренировочные, входят в 67-е тактическое разведывательное авиакрыло (тракр) и дислоцируются на континентальной части США (авиабаза Бергстром, штат Техас). Еще одна включена в состав 26 тракр командования ВВС США в Европе (авиабаза Цвайбрюккен, ФРГ) и, наконец, последняя - в 18 такр командования ВВС США в Тихоокеанской зоне (авиабаза Кадена, о. Окинава, Япония). Все пять траэ ВВС национальной гвардии базируются на континентальной части США. На вооружении тактических разведывательных авиаэскадрилий состоит около 250 самолетов RF-4C (рис. 1), последние из которых поступили в части в конце 1973 года. Американские специалисты считают, что в современных условиях совершенствование средств ПВО влечет за собой снижение живучести устаревших разведывательных самолетов RF-4C и их боевых возможностей. В связи с этим командование разведывательных авиакрыльев прибегает к различным мерам, среди которых важное место отводится улучшению технических средств воздушной разведки и внедрению новых тактических приемов. В том случае, когда полет выполняется над территорией противника, предварительно тщательно разрабатывается маршрут выхода на объект разведки с учетом расположения средств его ПВО. Полет осуществляется на предельно малых высотах при полном радиомолчании с неработающими бортовыми излучающими радиоэлектронными средствами, которые включаются лишь в случае крайней необходимости. Совершенствуются тактические приемы выхода на объект разведки. В последние годы широкое распространение получил новый тактический прием. Его суть заключается в применении вместо одиночных самолетов пары разведчиков. Сегодня, по мнению летного состава разведывательных авиаэскадрилий, успеха лучше достичь при полете парой. Предпосылкой внедрения этого способа стала инициатива специалистов наземной службы одной из разведывательных авиаэскадрилий национальной гвардии, предложивших смонтировать в носовом отсеке самолета для фотоаппаратуры рельсовые направляющие нового типа, позволяющие устанавливать фотокамеру, оснащенную длиннофокусным объективом. В результате появилась возможность не только выполнять перспективное фотографирование вперед по курсу с дистанции 7-8 км, но и повысить качество полученных аэрофотоснимков. Полет пары разведчиков на фотографирование объекта выполняется на высоте, не превышающей 150 м, и на скорости порядка 800-900 км/ч (рис. 2). Однако предпринимаемые меры не могут в полной мере решить проблем, возникших при эксплуатации быстро стареющих самолетов RF-4C. В настоящее время у данного самолета недостаточно большой боевой радиус действия и невысокая маневренность, крайне необходимая при преодолении современной ПВО. Все труднее наладить бесперебойное обеспечение эксплуатационных служб запасными частями и агрегатами. Наконец, еще одной трудностью является сложность и длительность процессов влажной обработки аэроснимков. Так, для бесперебойной обработки аэрофотопленки в автономных условиях наземные службы должны иметь 22 800 л фильтрованной воды, 1500 л растворов химических реактивов и упакованный в 28 контейнеров комплект специального технического имущества. Английский журнал «Джейн'с дефенс уикли» в феврале 1990 года сообщал, что с учетом всех перечисленных факторов командование ВВС США объявило об ускорении вывода из боевого состава тактической авиации всех самолетов RF-4C. Предусматривается также провести реорганизацию тактических разведывательных авиакрыльев и сформировать смешанные разведывательные авиаэскадрильи. Для их вооружения планируется закупить около 200 новых разведчиков RF-16, созданных на базе тактических истребителей F-1G «Файтинг Фалкон» (рис. 3), а также до 250 разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) "Модель 35", разработанных американской фирмой "Теледайн Райан". Американская газета «Эр форс таймс» в связи с этим сообщала, что в каждую смешанную траэ войдут 18 самолетов RF-16 и 20 БЛА «Модель 350» (рис. 4).
Принципиальным отличием новых пилотируемых и беспилотных разведчиков должно стать их оснащение перспективной тактической оптико-электронной системой сбора, обработки и передачи разведывательной информации ATARS (Advance Tactical Air Reconnaissance System). В основу этой системы положена концепция, предусматривающая переход от использования традиционной аэрофотоаппаратуры с влажными процессами обработки пленки к оптико-электронной аппаратуре, действующей по принципу получения видеоизображения разведываемых объектов. Такие «видеоснимки» будут преобразовываться в цифровую форму, а затем с высокой скоростью передаваться на наземные приемные станции. Система ATARS должна состоять из трех основных элементов: бортовой аппаратуры, устанавливаемой на самолете или БЛА; линии передачи данных; наземных приемных станций. Оптико-электронную приемную камеру, предназначенную для работы на малых высотах в дневных условиях, или ИК станцию со строчной разверткой предусматривается разместить вместе е блоками линии передачи данных в специальном контейнере, подвешиваемом под фюзеляжем самолета-носителя. Поскольку RF-16 не будет иметь серьезных конструктивных отличий от базового тактического истребителя F-16, он сохранит способность нести авиабомбы, а также предназначенные для самообороны скорострельную пушку (в контейнере) и управляемые ракеты класса «воздух - воздух». Сторонники сохранения пилотируемых самолетов в тактической разведывательной авиации утверждают, что хорошо подготовленный летчик самолета RF-16 с высокой надежностью отыскивает на местности объекты и определяет их координаты. Самолет F-16 может использоваться для обнаружения подвижных целей, уклоняться от средств ПВО противника и при необходимости взаимодействовать с выделенными для его прикрытия истребителями. Кроме того, по сравнению с БЛА у RF-16 существенно большие боевой радиус и полезная нагрузка, меньшее время реагирования и значительно выше шансы на успешное преодоление ПВО противника. Благодаря этому он способен действовать в боевых условиях гораздо активнее, чем БЛА. Судя по сообщениям западных средств массовой информации, разведывательный БЛА «Модель 350», обладающий взлетной массой 820 кг, будет нести полезную нагрузку массой около 150 кг. Он построен по обычной самолетной схеме со стреловидным низкорасположенным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. В его конструкции широко применяются стекловолокно и различные композиционные материалы. Оснащенный турбореактивным двигателем, развивающим тягу до 440 кг, этот разведывательный БЛА сможет выполнять полет на скорости до 970 км/ч на высотах до 13 700 м. Продолжительность полета достигает 2,5 ч, что позволит использовать его для ведения разведки на глубину в пределах 700 км от линии фронта. В носовой части корпуса БЛА находится отсек для разведывательной аппаратуры, в котором в зависимости от конкретной задачи, времени суток и погодных условий разместится оптико-электронная камера или ИК станция. БЛА «Модель 350» способен стартовать как с самолета-носителя, так и с наземной пусковой установки с направляющими рельсового типа. Например, в октябре 1988 года фирма «Теледайн Райан» провела успешный экспериментальный пуск такого БЛА с самолета F-4C, летевшего над испытательным полигоном фирмы в пустыне Мохаве (штат Калифорния) на высоте 4500 м и скорости 560 км/ч. В автономном полете, продолжавшемся 22 мин, испытываемый летательный аппарат достиг скорости М = 0,75. В газете «Эр форс таймс» сообщалось, что беспилотные разведчики целесообразно использовать для разведки некритичных ко времени объектов. Им будет также отдаваться предпочтение при разведке объектов с мощной ПВО, что позволит снизить потери пилотируемых самолетов. И наконец, имея в составе разведывательных авиаэскадрилий беспилотные средства, командование может заменить ими пилотируемые средства, что будет способствовать обеспечению полноценного отдыха летного состава, испытывающего значительные перегрузки во время напряженных боевых действий. Информация, передаваемая на наземные станции с борта самолета или БЛА в цифровой форме, поступает в специализированную ЭВМ, преобразующую сигнал в видеоизображение, которое практически сразу можно использовать для постановки боевых задач средствам поражения. ЭВМ затрачивает на преобразование цифровых сигналов в видеоизображение не более 15 мин, так что суммарное время с момента обнаружения цели до выдачи видеоизображения заинтересованным органам не превышает 20 мин, в то время как при традиционном методе сбора и влажной обработки фотопленки требуется до 9 ч. Высокая скорость поступления информации в авиакрыльях тактических истребителей дает возможность через несколько минут направлять их к выявленным целям. Наземные станции, разработка которых осуществляется специалистами ВВС США, будут иметь модульную конструкцию, что позволит без труда менять их комплектацию в соответствии с потребностями различных видов вооруженных сил и родов войск. В ВВС предусматривается развертывать их на авиабазах тактических разведывательных авиаэскадрилий, причем они будут получать данные не только с борта самолета и беспилотных разведчиков, но и с разведывательных ИСЗ и от любых других источников разведывательной информации. Важнейший элемент бортовой и наземной аппаратуры - новый специализированный магнитофон, записывающий поступающие сигналы с очень высокой плотностью. При размещении его на двухместном самолете второй член экипажа может предварительно отбирать полученные данные по степени их значимости, а затем передавать на землю только наиболее важные сведения, требующие принятия безотлагательных решений. Объем памяти запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ наземной станции достигает 45х109 байт, что необходимо для приема видеоинформации с борта самолета со скоростью 35 млн. элементов, каждый из которых требует выделения 6 байт в ЗУ ЭВМ. Чтобы справиться со столь мощным потоком информации, ЭВМ должна характеризоваться высокой надежностью и безотказностью. Американские специалисты считают, что еще несколько лет тому назад не существовало путей технического решения этой проблемы. С позиции сегодняшних научно-технических достижений можно с уверенностью утверждать, что к началу следующего столетия будет развернута высоконадежная эффективная система. Подчеркивая достоинства разрабатываемой системы, одна из американских газет утверждала, что массу и объем полного комплекта наземной аппаратуры удалось значительно снизить. Так, если для переброски запасов воды, растворов химических реактивов и технического имущества наземной службы современной тактической разведывательной авиаэскадрильи требуется до десяти самолетов С-141, то для переброски нового комплекта аналогичного назначения достаточно только четырех таких самолетов. Кроме того, количество обслуживающего персонала может быть уменьшено примерно вдвое при одновременном сокращении эксплуатационных расходов на 40 проц. По мнению представителя ВВС США, серьезным недостатком разрабатываемой системы является невозможность передавать разведданные с летящего самолета (или БЛА) на наземную приемную станцию в отсутствие между ними прямой видимости. Однако если условие прямой видимости соблюдено, то передача информации будет производиться практически с такой же скоростью, как и ее запись на магнитофон. В настоящее время руководство Пентагона еще не приняло окончательного решения, определяющего сроки и объем развертывания новой разведывательной системы. Тем не менее НИОКР уже идут полным ходом. Большую заинтересованность в данных работах, помимо ВВС, проявляют сухопутные войска, ВМС и морская пехота. Известно, например, что только ВВС и ВМС США наметили совместно выделить на их продолжение по бюджету 1991 финансового года около 50 млн. долларов. Примечательно, что пока разработка новой системы не пользуется полной поддержкой среди руководства ВВС. По утверждению ее противников, значительная часть задач тактического уровня может быть решена за счет более широкого использования беспилотных средств, самолетов, оборудование которых позволяет вести разведку со своей территории, не заходя в зону поражения зенитных средств противника, а также с привлечением высотных самолетов-разведчиков стратегического авиакомандования и разведывательных ИСЗ, оснащенных оптико-электронной аппаратурой. Сторонники создания новой системы убеждены в ее острой необходимости для ВВС США и считают, что в 1992 году руководство Пентагона примет решение о начале серийного производства самолетной аппаратуры, беспилотных носителей и наземных станций. Это позволит к концу 90-х годов приступить к развертыванию разведывательных авиаэскадрилий смешанного состава и оперативному использованию самолетов RF-16 и БЛА «Модель 350». Как отмечается в американских средствах массовой информации, реализация данной программы позволит своевременно обеспечить вооруженные силы США и других стран НАТО полной и достоверной информацией о противнике. Зарубежное военное обозрение №10 1990 С.31-35 Смотрите также | |||||||||
| |||||||||
Просмотров: 4438 | |
Всего комментариев: 0 | |