search
menu
person

NEWS AND UDATES


«Хищник» выходит на охоту ч1

«Хищник» выходит на охоту ч1 (ч2)

В. Беляев

3 ноября 2002 г... Где-то в горной местности в 160 км восточнее йеменской столицы Сана. По извилистой дороге движется микроавтобус с десятком пассажиров, среди которых один из видных деятелей террористической организации «Аль-Каида» Али Кайед аль-Харети, один из приближенных к террористу №1 Усаме бен-Ладену, еще пять высших функционеров «Аль-Каиды» и охрана. Сам аль-Харети подозревался в организации взрыва американского эсминца «Коул» в порту Адена в октябре 2000 г., в результате чего погибли 14 моряков.

По этой дороге террористы ездили часто, знали ее досконально и поэтому никакого беспокойства не ощущали. Внезапно тишину окружающей местности разорвали два мощных взрыва: микроавтобус и находившиеся в нем пассажиры были уничтожены. Исполнителем «приговора» стал оперативно-тактический разведывательный БПЛА RQ-1 «Предейтор», доставивший к цели управляемые ракеты класса воздух - поверхность «Хеллфайр».

Организовало эту акцию ЦРУ,.агенты которого смогли выявить график перемещения лидеров террористов. «Предейтор» взлетел с авиабазы, расположенной в Джибути и со скоростью 200 км/ч направился в заданный район. Там он начал патрулировать со скоростью около 130 км/ч на высоте 3000 м, тщательно обозревая окрестности. Операторы на наземном командном пункте внимательно вглядывались в экраны дисплеев, стараясь не пропустить нужную цель. Установленная на борту «Предейтора» телекамера позволяла с большим разрешением (до 0,4 м) следить за подозрительными объектами. И когда в поле зрения появился долгожданный микроавтобус, была подана команда на его уничтожение. «Предейтор» тихо подкрался к цели (недаром в переводе с английского это слово означает «хищник») и в нужный момент два «Хеллфайера» молнией сорвались с подкрыльных пилонов. Через несколько секунд все было кончено.

Выполнив эту миссию, «Предейтор» доказал возможность использования БПЛА в качестве носителей высокоточного оружия, способного поражать особо важные точечные цели.

В последние годы название «Предейтор» не сходит со страниц газет и журналов. Сейчас этот «беспилотник» является наиболее известным в своем классе, где не имеет конкурентов. И он заслуживает подробного рассказа о себе.

Вернемся в начало 1990-х годов. Война в Персидском заливе, вызванная нападением Ирака на Кувейт, выявила серьезные недостатки в организации воздушной разведки в интересах войск США и их союзников. В частности, не удавалось вовремя определить расположение стартовых позиций иракских тактических баллистических ракет «Скад» и ряда других важных объектов. Для обнаружения и длительного наблюдения за такими целями требовались специальные беспилотные аппараты, способные длительное время совершать полеты на большой высоте и передавать необходимую информацию в реальном масштабе времени.

Следует сказать, что к разработке подобных БПЛА американцы приступили еще в середине 1980-х годов, когда фирма «Лидинг Системз» по заданию ВВС и ЦРУ разработала проект беспилотного аппарата, предназначенного для выполнения секретных операций. Непосредственно финансирование работ осуществляло DARPA (Управление по перспективным исследованиям при министерстве обороны США). В 1984 г. «Лидинг Системз» представила проект БПЛА, получившего название «Амбер». Первоначально он рассматривался в качестве замены пилотируемого разведчика Локхид U-2/TR-1, однако затем от этой идеи отказались. В результате командование ВВС отказалось принять дальнейшее участие в создании БПЛА, и вся ответственность была возложена на армию, ВМС и корпус морской пехоты.

На первом этапе работ все сведения о проекте БПЛА были засекречены. Но когда во второй половине 1980-х годов руководство разработкой перешло в руки только ВМС, то начался постепенный процесс снятия завесы секретности. В то время в конгрессе США рассматривался перспективный план развития беспилотных летательных аппаратов на период до 2000 г. В этом плане предусматривалась разработка четырех типов БПЛА:
легкий БПЛА (с обычным взлетом или вертикально взлетающий) для ведения ближней разведки в интересах небольшого воинского подразделения, способный транспортироваться на автомобиле высокой проходимости на колесном шасси (HMMWV);
разведывательный БПЛА взлетной массой 200-300 кг для ведения разведки на расстоянии до 150-200 км;
скоростной БПЛА с дальностью полета в несколько сот километров, способный применяться также в качестве воздушной мишени (программа JSCAMP5);
оперативно-тактический БПЛА с большой продолжительностью полета, способный летать на средних и больших высотах и выполнять задания по видовой и электронной разведке, использоваться в качестве связного ретранслятора и т.д.

В этот перспективный план был включен и «Амбер», в конструкции которого фирма «Лидинг Системз» решила применить наиболее перспективные технологии в области аэродинамики и силовых установок. Впервые на публике «Амбер» (пока только в виде рисунка) появился в 1987 г., а в 1988 г. на авиационной выставке в Сан-Диего (шт. Калифорния) был впервые показан его макет. Стало ясно, что это аппарат с высокорасположенным прямым крылом большого удлинения, перевернутым V-образным оперением и одним ПД, приводящим толкающий воздушный винт. В качестве силовой установки могли использоваться двигатели КН-800 мощностью 65 л.с. и КН-800Т с турбокомпрессором. На высоте 3000 м двигатель КН-800Т мог развивать мощность до 150 л.с. Оба двигателя имели жидкостное охлаждение. Предлагались также более мощные дизельные двигатели KH-1200D и KH-1200TD. «Амбер» имел трехопорное колесное шасси. Все опоры в полете поджимались к нижней поверхности фюзеляжа. При необходимости при разбеге могли использоваться твердотопливные ускорители.

Программа разработки БПЛА «Амбер» состояла из трех этапов. Первый этап предусматривал проведение демонстрационных летных испытаний, второй - испытания аппарата с полным комплексом целевой нагрузки и, наконец, третий - войсковые испытания.

Первый полет «Амбера» состоялся в 1988 г. Отдельные полеты выполнялись в рамках секретной программы «Скайдансер» («Небесный танцор»), которая осуществлялась Агентством национальной безопасности. Результаты летных испытаний почти все засекречены. Известно только, что в одном из полетов «Амбер» находился в воздухе 38 ч 27 мин. Если не секретность, то его вполне могли тогда зарегистрировать в качестве мирового рекорда.

Для летных и войсковых испытаний было изготовлено 13 «беспилотников». Они совершили более 140 полетов и налетали свыше 600 ч.

Фирмой «Лидинг Системз» было разработано семейство БПЛА «Амбер», отличавшихся размерами, взлетной массой и летными характеристиками. Исходный «Амбер» I имел длину 4,5 м и крыло размахом 9 м. Диаметр фюзеляжа равнялся 0,51 м. Максимальная взлетная масса аппарата составляла 390 кг, а масса пустого - 220 кг.
Если «Амбер» I рассматривался как средневысотный «беспилотник», то его вариант «Амбер» II уже предназначался для полетов на больших высотах. Каких-либо подробностей об этом БПЛА американцы до сих пор не публикуют. Известно только, что масса его целевой нагрузки равна 127 кг, а применяться он должен был в условиях Европы.

Для ведения разведки на небольших расстояниях (несколько сотен километров) проектировался «Амбер» III. Для высотных длительных полетов исследовался проект «Амбер» IV. Он должен был иметь крыло размахом 19 м, взлетную массу более 1000 кг и нести целевую нагрузку массой до 500 кг. Последний вариант - «Стеле Амбер» -отличался от предыдущих применением технологий «стеле» с целью снижения радиолокационной заметности. В его конструкции также планировалось использовать средства уменьшения акустической заметности. Еще одной особенностью БПЛА «Амбер» являлось то, что его крыло имело узлы для подвески двух ПТУР «Хеллфайр» или управляемых ракет класса воздух - воздух «Стингер».

На основе компоновки, выбранной для БПЛА «Амбер», фирма «Лидинг Системз» успела до своего банкротства разработать несколько «беспилотников». Для NASA и министерства энергетики был создан аппарат «Альтус». Он участвовал в программе ERAST, предусматривавшей исследования состояния атмосферы и испытания различных датчиков. Сначала на «Альту-се» использовался австрийский двигатель Ротакс 914, а затем его заменили высотным поршневым двигателем, разработанным по секретной программе «Тил Рейн».

Для обучения операторов, занимавшихся управлением беспилотными летательными аппаратами, был создан БПЛА GNAT 400ВТ. Было построено 13 аппаратов, из которых пять поступили в учебно-тренировочный центр по подготовке операторов в Эль-Мираж (шт. Калифорния), где также находилась испытательная база. До начала 2001 г. (других сведений нет) эти БПЛА совершили свыше 1150 взлетов и посадок. Аппарат GNAT 400ВТ имел максимальную скорость полета 185 км/ч и мог нести целевую нагрузку не более 20 кг.

В 1988 г. «Лидинг Системз» по контракту с DARPA на основе БПЛА «Амбер» I спроектировала более совершенный аппарат GNAT 750 (программа «Тиер I»). Новая машина отличалась упрощенной конструкцией, была дешевле и могла поставляться на экспорт, так как на ней не использовались некоторые секретные системы, применявшиеся на «Амберах». В связи с тем, что в 1990 г. фирма обанкротилась, дальнейшие работы по ее проектам, в частности по доводке GNAT 750, стала вести фирма «Дженерал Атомикс Аэронотикал Системз Инкор-поретед» (GA-ASI).

Сделаем небольшое отступление, и скажем несколько слов о разработчике. В 1955 г. в составе корпорации «Дженерал Дайнэмикс» было образовано отделение «Дженерал Атомикс», перед которым была поставлена задача разработки ядерных реакторов и всего, что с ними связано. Позднее отделение преобразовалось в самостоятельную фирму, на которой сейчас работает более 1900 чел. Со временем деятельность «Дженерал Атомикс» расширялась и в поле ее зрения оказались многие так называемые «высокие технологии». В 1987 г. в структуре фирмы появилось авиационное отделение, специально созданное для разработки БПЛА для вооруженных сил США, NASA и министерства энергетики. В 1993 г. отделение было преобразовано в дочернюю фирму GA-ASI. Штаб-квартира фирмы GA-ASI располагается в Сан-Диего на юге Калифорнии, производственный комплекс находится в Аделанто, а в Эль-Мираж и Грей Батте (расположенных в пустыне Мохаве к востоку от Лос-Анджелеса) находятся летно-испытательные центры, имеющие взлетные полосы длиной 1500 м, а также вся необходимая инфраструктура.

А теперь продолжим рассказ о «беспилотнике» GNAT 750. Он имеет низкорасположенное крыло большого удлинения и размахом 10,7 м, Л-образное оперение и убирающееся колесное трехопорное шасси. Крыло имело два узла для подвески специальных нагрузок (включая вооружение) массой 68 кг. С целью снижения ЭПР внешняя поверхность фюзеляжа имела ряд конструктивных особенностей. Силовая установка аппарата состояла из одного ПД Ротакс 582 мощностью 65 л.с, приводящего толкающий воздушный винт.

Под носовой частью фюзеляжа установлен на вращающейся опоре шаровидный контейнер-обтекатель, внутри которого размещается гиростабилизированная платформа с тепловой системой FLIR и телекамеры, способные работать при нормальном дневном освещении и в условиях слабой освещенности, а также средства радиационно-биологической разведки. Масса целевой нагрузки равна 63 кг. Взлетная масса аппарата равна 510 кг. БПЛА GNAT 750 способен летать непрерывно в течение 40 ч в зоне, удаленной от места старта на расстояние 2800 км.

Серийное производство аппаратов GNAT 750 началось в октябре 1989 г. Летом 1993 г. Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США выдал запрос на срочную разработку разведывательного БПЛА для выполнения заданий в воздушном пространстве Боснии и Сербии в рамках миротворческих сил ООН. Но так как создание нового аппарата требовало времени и средств, то было принято решение о применении для этих целей БПЛА GNAT 750. Однако ситуация вскоре изменилась, так как контроль над программой GNAT 750 перешел к ЦРУ, в результате чего все сведения о ней были засекречены. После доработки нескольких аппаратов они были использованы для разведывательных полетов над Боснией. Базировались они в Албании. Два БПЛА из-за неисправности бортовых систем были подорваны в полете.

В один из июльских дней 1992 г. аппарат GNAT 750 вылетел из испытательного центра фирмы GA-ASI в Эль-Мираже и вернулся обратно через 40 с лишним часов. В марте 1997 г. состоялся еще один длительный полет, во время которого управление аппаратом передавалось как бы по эстафете от одного контрольного пункта к другому. В ноябре 1997 г. GNAT 750 принял участие в многодневных маневрах ВМС США, причем впервые его управление осуществлялось с борта десантного вертолетоносца «Тарава».

В 1998-1999 гг. фирма GA-ASI занималась усовершенствованием БПЛА GNAT 750. Предполагалось усилить конструкцию крыла для размещения под ним на подвесках спецнагрузок массой 113 кг, разместить на борту малогабаритную РЛС с синтезированной апертурой (SAR), установить высотный двигатель с турбокомпрессором и жидкостную противообледенительную систему. В дальнейшем планировалось использовать дизельный двигатель.

В результате проведенных мероприятий появился GNAT 750-45 «Лофти Вью», оснащенный РЛС SAR с разрешением 0,3 м; антенна имеет азимут 150° и угол возвышения 40°. Аппарат также оборудован тремя оптоэлектронными и тепловыми датчиками и широкополосной антенной спутниковой связи. Масса целевой нагрузки возросла почти до 230 кг.

На основе аппарата GNAT 750 был создан усовершенствованный БПЛА I-GNAT, отличавшийся увеличенными размахом крыла (12,86 м) и взлетной массой 703 кг. На этих аппаратах могли устанавливаться более мощные двигатели Ротакс 912 мощностью 80 л.с. или Ротакс 914 мощностью 105 л.с. Масса целевой нагрузки равнялась 91 кг. Для взлета аппарату требовалась полоса длиной 360 м. В полете на высоте 9100 м I-GNAT развивал скорость до 295 км/ч; скорость в режиме патрулирования составляла 85 км/ч.

Время нахождения в заданном районе на расстоянии 2000 км достигало 12 ч. Вообще I-GNAT предназначался для полетов продолжительностью до 40 ч. В одном из полетов аппарат продержался в воздухе 38 ч, причем после посадки запаса топлива хватило бы еще на 10 ч полета.

Еще одной особенностью БПЛА I-GNAT является наличие четырех подкрыльных и одного подфюзеляжного узла для внешних подвесок. Масса целевой нагрузки, которая может размещаться на этих узлах, составляет почти 160 кг. Если принять во внимание целевую нагрузку, то в итоге аппарат мог принимать на борт около 250 кг различных грузов, т. е. в четыре раза больше, чем GNAT-750.

Существовал еще специальный БПЛА GNAT-XP, сведения о котором до сих пор засекречены.

«Беспилотники» GNAT-750 и I-GNAT были построены ограниченной серией. В США армия, ЦРУ, министерство окружающей среды и другие государственные организации приобрели более 10 аппаратов GNAT-750. Еще шесть таких же БПЛА закупила Турция. Аппаратов I-GNAT было поставлено 12, причем переданы они были двум анонимным покупателям. БПЛА GNAT-750 активно использовались американцами на Ближнем Востоке и Балканах, а также рядом организаций для экологического мониторинга. По имеющимся данным, к апрелю 1999 г. они выполнили почти 600 полетов и налетали свыше 2600 ч.

После окончания войны в Персидском заливе Управление воздушной разведки министерства обороны США выработало требования к оперативно-тактическому БПЛА, способному на средней высоте (6000-7000 м) совершать длительные полеты. Эти требования известны под названием «Тиер II». В январе 1994 г. фирма GA-ASI получила контракт в размере 31,7 млн. долл. на срок 30 месяцев. По этому контракту фирма была обязана разработать и построить 10 БПЛА, а также три наземных командных пункта.

1. ПВД 2. Передняя видеокамера 3. Антенна локатора бокового обзора 4. Система инерциальной и спутниковой навигации 5. Шар с системами наблюдения 6. Носовая убираемая стойка шасси 7. Антенна спутниковой связи 8. Носовой обтекатель 9. Системы видеозаписи 10. Носовой отсек  электронного оборудования 11. Подфюзеляжная антенна радиокомпаса 12. Передний топливный бак 13. Основные убираемые стойки шасси 14. Главный лонжерон 15. Задний топливный бак 16. Отсек со спасательным парашютом 17. Бак с противообледенительной жидкостью 18. Ниша основных стоек шасси 19. Задний отсек электроники 20. Воздухозаборник 21. Бортовой огонь 22. Двигатель Ротакс 914 23. Двухлопастный винт изменяемого шага 24. Цельноповоротное оперение 25. Подфюзеляжный киль 26. Закрылки 27. Элерон 28. Навигационный огонь 29. Трубка Пито 30. "Шарик" AN/AAS-52 31. Ракета "воздух-земля" AGM-114 "Хеллфайр"

Результатом деятельности фирмы стал «Предейтор». Впервые его опытный образец AV1 поднялся в воздух 3 июля 1994 г. В октябре того же года три «беспилотника» (AV1-AV3) и один командный пункт были переданы заказчику. Ускорить разработку БПЛА позволило то, что фирма-разработчик использовала богатый опыт создания предыдущих «беспилотников». Надо сказать, что тогда на фирме никто и не подозревал, что через несколько лет именно «Предейтор» принесет ей всемирную известность. Недаром в Пентагоне считают, что этот «беспилотник» позволил вооруженным силам США шагнуть в XXI век - век информационных технологий.
Конструкция «Предейтора» достаточно простая. Она изготовлена из композиционных материалов на основе волокон углерода и «кевлара». Аппарат имеет низкорасположенное крыло большого удлинения (размах 14,85 м, площадь 11,45 м2), перевернутое V-образное оперение (имеюшее цельно-поворотные поверхности), убирающееся трехопорное колесное шасси (опоры поджимаются к фюзеляжу и укладываются в незакрывающиеся ниши), один четырехтактный двигатель австрийской фирмы «Ротакс», приводивший двухлопастный толкающий воздушный винт диаметром 1,5 м. Длина аппарата 8,13 м, а высота при стоянке на земле.-2,21 м. Имелся отсек для аварийного парашюта, а также небольшой бак с противообледенительной жидкостью.


Первые БПЛА RQ-1K «Предейтор» оснащались двигателями Ротакс 912UL мощностью 80 л.с. В дальнейшем появилась модификация RQ-1L с двигателями Ротакс 914UL мощностью 113 л.с, оснащенными турбокомпрессорами. БПЛА могут летать на высоте до 7900 м и находиться в воздухе почти 40 ч.

«Предейтор» достаточно транспортабелен. Для его перевозки разработан контейнер, внутри которого помещается в разобранном виде один аппарат. Разбирается «беспилотник» на следующие части: фюзеляж, консоли крыла, поверхности оперения, опоры шасси, двигатель и воздушный винт, целевая нагрузка.

В состав целевой нагрузки входят оптико-электронные и тепловые датчики, средства связи и передачи данных. Комплекс датчиков «Уэскам Версатрон 14TS» размещается в шаровидном обтекателе, установленном на турельной подвеске под передней частью фюзеляжа. Этот комплекс разработан фирмой «L-3 Коммьюникейшнз». Тепловизор обеспечивает разрешение около 2 м. Дальность обнаружения превышает 90 км.

Используемые на «Предейторе» РЛС с синтезированной апертурой AN/APY-8 и AN/ZPQ-1 TESAR (Tactical Endurance Synthetic Aperture Radar) позволяют обеспечить разрешение до 0,3 м. Дальность действия станции около 150 км. Обе РЛС не входят в штатное оборудование и устанавливаются по мере необходимости. В их разработке приняли участие фирмы GA-ASI, «Нортроп Грумман» и «Сандиа Нэйшнл Лаборотриз». Устанавливаются станции в отсеке в нижней части передней секции фюзеляжа. Станция AN/APY-8 имеет четыре основных режима работы: картографирование местности для точной привязки координат, два режима синтезирования апертуры и режим слежения за движущимися целями. РЛС AN/ZPQ-1 более простая и работает в двух режимах. Под характерным «горбом» в передней части фюзеляжа находится «тарелка» спутниковой антенны канала передачи данных в диапазоне Кu (этим обеспечивается загоризонтная связь).

RQ-1L в контейнере для перевозки
Турель с системами наблюдения EO/IR
Пункт управления БПЛА
Внутри пункта управления

Для визуального управления служит цветная телекамера, располагающаяся непосредственно в «носу» аппарата. В состав комплекса авионики входят автопилот, система автоматического самолетовождения (FMS) и инерциально-спутниковая навигационная система Литтон LN-100G и комплект оборудования GP5. «Предейтор» также оснащен системой опознавания Ханиуэлл AN/APX-100(V).

Максимальная взлетная масса «Предейтора» составляет 1020 кг, а масса целевой нагрузки - 204 кг. Максимальная дальность полета 5500 км. Кроме разведки аппарат может использоваться для радиоэлектронной борьбы и в качестве ретранслятора связи. За один вылет контролируется территория площадью 34220 км2.

Следует сказать, что очень часто имела место путаница в обозначении «беспилотников». Встречающийся в литературе индекс RQ-1A не относится непосредственно к «Предейтору», как к летательному аппарату, а обозначает весь авиационный беспилотный комплекс. Выше уже говорилось, что в состав этого комплекса входят различные наземные средства. Поэтому внесем некоторую ясность. Сам беспилотный аппарат имеет обозначение RQ-1L (индекс RQ-1 К был присвоен только опытным и демонстрационным предсерийным аппаратам; всего их было 26). В составе одного комплекса четыре БПЛА. Наземная станция управления обозначается RQ-1P. Она размещается в трехосном фургоне длиной 9,2 м и шириной 2,4 м, внутри которого находятся рабочие места «экипажа» (пилота-оператора, оператора целевой нагрузки и оператора РЛС) и система кондиционирования.

Пилот управляет полетом аппарата с помощью двух рукояток (джойстиков). Когда БПЛА совершает полет в пределах прямой радиовидимости (до 280 км), то применяется канал связи, работающий в диапазоне С. Когда «Предейтор» удаляется на большее расстояние, то вступает в действие канал связи с участием связного спутника, находящегося на геосинхронной орбите. Команды сначала идут на спутник, а с него поступают на борт БПЛА. «Предейтор» может выполнять задание и в автономном режиме, по заранее заложенной программе. Но в этом случае он совершает полет по прямой и ведет наблюдение по так называемой «пролетной» траектории. Хотя имеется возможность перепрограммирования задания в полете.

Индекс RQ-1U присвоен всему остальному наземному оборудованию, в состав которого входят два генератора мощностью по 35 кВт, прицеп с ВСУ, система заправки и слива топлива, лебедка, никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, комплект инструментов для ремонта и обслуживания, терминал спутниковой связи и передачи данных Рейтеон AN/TSQ-1 90(V) «Троян» SPIRIT II. Весь этот комплекс обслуживают 55 чел.

Еще большую путаницу часто вызывает обозначение RQ-1B, так как его связывают с модификацией «Предейтора», оснащенного ТВД. На самом деле, это не так. Индекс RQ-1B относится к усовершенствованному беспилотному комплексу, в состав которого входят БПЛА RQ-1L (или его ударно-разведывательный вариант MQ-1L), новый наземный пункт управления RQ-1Q и спутниковая линия связи PPSL (Predator Primary Satellite Link), имеющая индекс RQ-1W. Серийный выпуск комплекса RQ-1B начался в конце 2000 г. - начале 2001 г. Этот комплекс еще известен как «Блок 1».

Продолжение следует

Авиация и космонавтика №1 2005 С.12-21

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (06.01.2009) | Автор: В. Беляев
Просмотров: 5374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar