Арктика как важный геостратегический регион столкновения национальных интересов ведущих зарубежных странПолковник А. Баранник, кандидат технических наук; капитан 3 ранга И. Вознюк, кандидат военных наук В первой части* статьи речь шла о причинах повышенного внимания и столкновения национальных интересов приполярных государств в Арктическом регионе. Подробно были рассмотрены взгляды и деятельность ВПР США в плане завоевания доминирующих позиций, а также освещены особенности внешней политики Канады по отстаиванию своих прав на эти перспективные северные территории. Норвегия. С геополитической точки зрения страна является одним из главных участников международных отношений в Арктическом регионе. Связано это прежде всего с тем, что Норвегия - член НАТО и выступает по этой причине своего рода проводником интересов стран Западной Европы и США в Арктике. Как следствие, текущая внешняя политика Норвегии в регионе характеризуется непримиримостью в отношении вырабатываемых другими прибрежными арктическими государствами механизмов формирования обстановки в этом районе и возможных вариантов использования недр и акватории Арктики. На протяжении последнего десятилетия норвежское военно-политическое руководство разрабатывает соответствующие концептуальные программы защиты национальных интересов в регионе с обязательной привязкой их к интересам коллективной безопасности в рамках НАТО. Примечательно, что эта страна одна из первых ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву в 1996 году, а в 2006-м подала заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа с требованием расширения границ своей экономической зоны в трех районах Арктики - в Северном Ледовитом океане, Баренцевом и Норвежском морях. 1 декабря 2006 года руководством страны была принята так называемая стратегия развития северных регионов. В качестве главной цели в ней заявлено обеспечение устойчивого роста и развития этих регионов путем укрепления международного сотрудничества в области использования природных ресурсов, управления окружающей средой и проведения научных исследований.
При этом основными задачами, определенными в рамках данной стратегии, являются
следующие: При этом, несмотря на вполне мирный характер декларируемых задач, Норвегия посредством реализации выбранной стратегии намерена извлечь максимум экономических и военно-политических преимуществ. По оценкам норвежских военных специалистов, внешнеполитические предпосылки для формирования данной стратегии заключались в том, что к северным регионам проявляют все большее внимание другие страны. Это объясняется следующими факторами: развитие энергетики в мире и наличие огромных природных ресурсов, экологические проблемы, глобальные климатические изменения. Значительное влияние на формирование стратегии оказало и развитие экономики в России, вызванное в том числе и развитием нефтегазового сектора и отраслей, связанных с использованием других ресурсов. Для реализации вышеотмеченных задач руководство Норвегии планирует предпринять ряд мер, направленных на развитие международных связей с соседями по региону, а также промышленности в северной части страны, укрепление экономического сотрудничества с Россией, поддержку науки и образования, совершенствование национальных вооруженных сил. Последняя проблема занимает центральное место в стратегии. Норвежское ВПР подчеркивает, что военное обеспечение является ядром стратегии и развитие ВС необходимо для достижения целей, особенно при выполнении задач по обеспечению контроля за использованием природных ресурсов. В перспективе Норвегия готовится стать арктической супердержавой, присоединив к себе морские пространства от береговой линии до Северного полюса, многократно превышающие ее нынешнюю территорию. С этой целью здесь проводится широкий комплекс подготовительных работ, включающих повышение военного потенциала, улучшение социально-экономических условий на севере страны, расширение международных экономических связей в области разведки, добычи и освоения углеводородов, а также научно-исследовательское обоснование принадлежности Норвегии спорных арктических территорий. По взглядам высшего военного руководства Норвегии, развитие высокомобильных, ориентированных на действия в условиях арктической зимы военно-морских сил позволит стране обеспечить противостояние новым угрозам в Арктике, в том числе в рамках партнерских отношений в НАТО. В сущности, ВМС рассматриваются как главный инструмент военно-силового давления, на который, в случае возникновения конфликтных ситуаций в регионе, будет опираться действующее правительство. Для этого норвежское ВПР приняло дорогостоящую программу укрепления ВМС, включающую поступление на вооружение новых боевых кораблей ледового класса и профессиональную подготовку личного состава этого вида ВС в военных учебных заведениях и базах США. Другим важным компонентом противодействия внешним угрозам в регионе, по замыслу правительства Норвегии, является усиление социально-экономической составляющей жизнедеятельности населения на севере страны. Уже сейчас оно расширяет специальную дотационную базу для этого региона с целью привлечения к работе в северных районах норвежского населения, а также расширения там производственных и промышленных мощностей. Большое значение власти страны придают развитию международной кооперации в области разведки, добычи и освоения природных ресурсов в Арктике, которая рассматривается в качестве одного из основных инструментов противодействия попыткам монополизации этой области со стороны крупных соседних государств. Характеризуя взаимоотношения Норвегии и России относительно вопроса о разделе Арктики, следует отметить, что вот уже 75 лет оба государства не могут договориться о морской границе между Шпицбергеном и Новой Землей, что мешает заключить всеобъемлющий договор по Баренцеву морю. В 1977 году Осло ввел 200-мильную охранную зону вокруг о. Шпицберген, объявив ее своей исключительной экономической зоной, или, как ее назвали сами норвежцы, «рыбоохранной». В качестве основания для таких действий названа возможность, «оговоренная в договоре 1920 года по Шпицбергену», принимать или провозглашать меры, позволяющие обеспечить сохранение и восстановление флоры и фауны архипелага и прилегающих вод. Договор 1920 года подписали более 40 государств, в том числе и СССР в 1935-м, согласно чему остров оказался под норвежской юрисдикцией. Россия и большинство стран, подписавших Договор 1920 года, не признают данные ограничения как ущемляющие их экономические интересы. Одностороннее решение Норвегии признали только Финляндия и Канада, которые не ведут рыбный промысел близ архипелага. В результате довольно скоро Осло пришлось смягчить суровые меры, так как советские траулеры ответили тем, что вполне сознательно выловили значительное количество молоди трески в пределах своей экономической зоны, снизив тем самым количество нерестящихся рыб в территориальных водах Норвегии. На сегодняшний день в районе Шпицбергена между Норвегией и Россией регулярно возникают скандалы, связанные с тем, что российские рыбаки продолжают в районе вылов рыбы, а норвежская береговая охрана пытается всячески воспрепятствовать этой деятельности, проводя массовые досмотры и аресты российских судов. Для разрешения подобных угрозообразующих ситуаций военно-политическое руководство Норвегии прилагает большие усилия к научно-исследовательскому обоснованию принадлежности своей стране спорных территорий и развернуло комплекс геолого-разведывательных работ в Арктическом регионе, а в федеральном бюджете значительно увеличены ассигнования на проведение здесь экспедиций. По состоянию на 2008 год на долю Норвегии приходится 6 проц. объема средств, выделяемых в мире на полярные исследования, и по этому показателю она занимает пятое место, опережая, в частности, Россию. Как и США, Норвегию не устраивает делимитация границ арктического шельфа по «секторному» варианту. ВПР этой страны считает справедливым раздел по срединной линии, когда граница раздела проходит на равном удалении от береговых линий государств. При таком разделе в районе Баренцева моря образуется «свободная» акватория размером 175 тыс. км2, потенциально содержащая большие газовые месторождения (близ н. п. Штокман). Эту территорию и пытается присоединить к себе Осло, зарезервировав национальное право на дальнейшее ее расширение на более позднем этапе. Дания. Копенгаген в настоящее время предпринимает активные действия по закреплению за собой арктических территорий. Ратифицировав в 2004 году Конвенцию ООН по морскому праву, эта страна сразу же на основании ст. 76 указанного документа заявила в Комиссию ООН по границам шельфа свои права на установление юрисдикции в пяти шельфовых районах, находящихся за пределами 200-мильных экономических зон Гренландии и Фарерских о-вов. Из них наиболее важным в плане прогнозируемых запасов углеводородного сырья и наиболее спорным в международно-правовом отношении является хребет Ломоносова (как возможное продолжение шельфа Гренландии). Таким образом, Дания приняла на себя обязательство в течение десяти лет представить научные доказательства ее территориальных претензий, которые должны включать геодезические, батиметрические, геофизические и геологические данные. Для получения этих доказательств ее высшее политическое руководство поручило национальной геологической службе разработать ряд проектов с обоснованием в них не только научно-исследовательских, но и нормативно-правовых, социально-экономических и других положений. К настоящему времени, несмотря на членство в Евросоюзе и НАТО, Дания остается единственной страной, чьи отношения с претендентами на Северный полюс можно назвать сбалансированными. Подтверждением этого служит также предложение датского руководства России, Канаде, США и Норвегии о созыве международной конференции арктических государств с целью выработки общих принципов делимитации арктических границ. Подтекстом этого предложения является тот факт, что в случае «стихийного» (в том числе силового) раздела арктических территорий Дания, по сути, потеряет больше всех остальных участников такого передела. Как следствие, текущую внешнюю политику страны в отношении Арктики отличает сдержанность и конструктивность при рассмотрении и принятии решений по любым спорным вопросам, как в области определения границ, так и касающихся экономического, экологического, научно-технического и военного международного сотрудничества. Одновременно, как показывает анализ основных принципов датской внешней политики, ВПР страны оставляет за собой право выбора «главного» партнера при разрешении «арктических» споров. При этом ключевым фактором станет поддержка Дании в решении внутриполитической проблемы самоопределения ее северных территорий - о. Гренландия и Фарерских о-вов. По прогнозам западных экспертов, государство, которое сделает это, сможет рассчитывать на содействие со стороны Дании в вопросе разграничения арктических территорий. Это в равной степени понимают как США, так и Канада, а также страны Европейского союза. Таким образом, на сегодняшний день Дания придерживается политики нейтралитета по отношению к различным позициям соседних по региону стран, а потому выступает наиболее лояльным участником «арктического спора». На национальные интересы в Арктике в целом влияют как внешне-, так и внутриполитические факторы формирования обстановки, заставляющие руководство страны проявлять гибкость и вариативность в решении территориальных вопросов.
С одной стороны, датское королевство является членом НАТО и Евросоюза, а потому
представляет интересы европейского сообщества, с другой - оно старается
сохранить независимую внешнеполитическую линию в Арктике, рассчитывая на
приобретение новых источников пополнения федерального бюджета. Такая позиция, по
мнению датских экспертов, важна также и для того, чтобы страна не оказалась
втянутой в противостояние главных центров силы в регионе - более крупных
государств, которые станут основными участниками борьбы за Арктику. Таким образом, датское ВПР прикладывает все усилия с целью недопущения эскалации кризисных ситуаций в регионе, акцентируя внимание на действиях дипломатического и научно-исследовательского характера. Для этого, в частности, в стране выделяются более значительные бюджетные средства на проведение экспедиций в районы Северного Ледовитого океана, расширяется участие датских специалистов в международных научно-исследовательских программах и экономических проектах. Основой обеспечения национальных интересов в регионе, по взглядам военно-политического руководства Дании, является собственная целостность государства. И в этом смысле принципиально важным внутриполитическим вопросом в королевстве остается возможность суверенитета датских островных территорий - Гренландии и Фарерских о-вов. Данная проблема значительно обострилась в последние десятилетия, когда на островах резко активизировались национальные движения, выступающие за независимость от Дании. Особенно сильны такие настроения на о. Гренландия. Повышенный интерес всего международного сообщества к этой «безлюдной» ледяной территории вызывает наличие разведанных запасов нефти, которые в том числе подтолкнули к активным действиям и местное население - эскимосов.
Другой важной причиной сохранения целостности датского королевства, по оценкам
ученых Дании, является недоказанное пока предположение, что хребет Ломоносова
может оказаться продолжением континентального шельфа Гренландии. В связи с этим
датское ВПР рассматривает и собственный вариант будущего раздела границ
арктического шельфа. С целью обоснования принадлежности спорных территорий Осло организовал в 2008 году собственную широкомасштабную экспедицию в Арктику, однако ее результаты, по предварительным оценкам, разочаровали организаторов. В сентябре руководитель проекта К. Маркуссен заявил, что датским полярникам не удалось собрать сведения, указывающие на прямую принадлежность стране Северного полюса. Вместе с тем тот факт, что Дания достаточно быстро отказалась от своих претензий, может иметь под собой веское основание. Причиной этого является все тот же «камень преткновения» датской внутренней политики - независимость о. Гренландия. Не последнюю роль в этом играют и США, рассматривающие независимость этого острова как ключ к своей собственной арктической экспансии. Однако без получения парламентом Гренландии права самостоятельно разрабатывать близлежащие ресурсы континентального шельфа, она не представляет для США стратегического интереса. Исходя из этого, стремясь удержать Гренландию в своей орбите, Дания приостановила исследования в районе хребта Ломоносова. Тем не менее, как показывает практика, полностью устраняться от арктического раздела территорий Дания не собирается. Помимо вопроса о правах на хребет Ломоносова у страны хватает нерешенных споров и по другим территориям. В частности, рассмотренное выше противостояние Дании и Канады за о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход, остается нерешенным также и территориальный спор между Данией и Великобританией, которая все активнее включается в «арктическую гонку». Объектом спора выступает скала Рокалл в Норвежском море и прилегающая к ней акватория. Если Дании до 2014 года удастся доказать свои права на этот остров, на который к тому же претендует и Исландия, страна получит богатую углеводородами территорию радиусом более 370 км. Таким образом, как явствует из вышеизложенного, взгляды военно-политического руководства приарктических государств на обеспечение защиты своих национальных интересов в Арктике различны. В связи с этим существуют противоположные векторы и инструменты их обеспечения и разные подходы к этому вопросу, проявляющиеся во внешней политике этих стран в регионе. Главным ориентиром в решении проблемы разграничения арктического шельфа является планируемая государством выгода от возможного приобретения уже разведанных и/или предполагаемых природных ресурсов. Концепция освоения арктических ресурсов у каждой страны также своя и определяется их нынешним военно-политическим и социально-экономическим положением в мире. Внешняя политика государств Евросоюза в отношении Арктики отражает прежде всего их экономические интересы. Такие страны, как Великобритания, Франция, Германия, Польша, Финляндия и Швеция, не имеют возможности участвовать в прямом территориальном разделе Арктики, но намерены активно включиться в процесс освоения природных ресурсов региона. Данная позиция всесторонне поддерживается и крупными европейскими компаниями, занятыми в сфере добычи и переработки углеводородов и имеющими свои мощности и инфраструктуру на севере Европы. Можно ожидать, что совместное государственное и частное лоббирование интересов со стороны Европы будет носить агрессивный характер и опираться как на официальные (дипломатические, экономические) механизмы, так и на неофициальные (экологические, международные общественные) институты влияния на обстановку в Арктике. Приоритетным партнером в освоении арктических богатств европейские страны будут рассматривать то государство, которое получит наиболее обширные территории, и соответственно, будет иметь самые прочные геополитические и экономические позиции в регионе. Из ведущих азиатских стран особую заинтересованность к Арктике проявляет Китай, испытывающий острую нехватку энергетических ресурсов. Руководство КНР также предпринимает действия по изучению возможных ресурсных месторождений Арктики. В 2008 году на Шпицбергене была открыта китайская исследовательская станция, а в северные моря неоднократно с исследовательскими задачами направлялся ледокол «Снежный дракон», работающий обычно в Антарктике. Однако в отличие от европейских стран Китай не намерен усугублять обстановку в регионе своими притязаниями и рассматривает происходящие там события исключительно в призме собственных национальных интересов. По оценкам китайских экспертов, КНР в плане экономической деятельности будет удобно сотрудничать с любым государством Арктического региона, независимо от того, как в конечном итоге будет проведен раздел территорий. Таким образом, проведенный анализ дает представление об основных направлениях внешней политики зарубежных стран в Арктике, показывает их намерения и позволяет вскрыть инструменты обеспечения национальных интересов в этом регионе. Применение этих инструментов будет тесно увязываться государствами с реализацией международного законодательства в спорных арктических территориях, и в частности касательно присоединения каждой из рассмотренных стран к Международной конвенции ООН о признании морского законодательства 1982 года. Так, Норвегия подписала этот документ в декабре 2006 года, Канада - в ноябре 2003-го, Дания - в ноябре 2004-го. США его вообще не ратифицировали, игнорируя нормы международного права, но активно пользуются своим неподтвержденным правом на 200-мильную зону. В результате в мае 2009 года Комиссия ООН по границам континентальных шельфов приступит к рассмотрению заявок этих государств и определит внешние рубежи той части арктического дна, на которую может претендовать каждая страна, ратифицировавшая конвенцию. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1. - С. 3-11. Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.23-24 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 10592 | |
Всего комментариев: 0 | |