search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль США в осуществлении "цветных революций" в зарубежных странах
HTML clipboard

Роль США в осуществлении "цветных революций" в зарубежных странах

Полковник В. Кузьмин

Одним из наиболее заметных направлений внешнеполитической деятельности США в последние десятилетия становится реализация четко выверенного долгосрочного сценария последовательной трансформации бывших стран - членов Варшавского договора и постсоветских республик путем насаждения в них «демократических» ценностей и западных политических ориентиров.

С этой целью активно задействуется богатый арсенал проверенных средств, включая применение или отмену дипломатических и/или экономических санкций, оказание гуманитарной, финансово-экономической, военной и военно-технической помощи, содействие развитию так называемых независимых средств массовой информации, оказание поддержки представителям прозападной оппозиции, протекционизм при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы отдельных стран, в международных организациях, пропаганду западного образа жизни и т. д. Предполагается, что эти меры в конечном счете будут гарантировать США и НАТО вовлеченность в региональные процессы на постсоветском пространстве и позволят непосредственно влиять на их развитие.

Наступательный характер политики Белого дома в восточноевропейских странах и на пространстве бывшего СССР отчетливо проявился в серии «цветных революций» - политических и государственных переворотов, организуемых и финансируемых США и другими западными государствами в развивающихся и бывших социалистических странах, в том числе на постсоветском пространстве. Необходимо отметить, что на протяжении второй половины XX века отдельные черты ненасильственных методов свержения (смены) власти, так называемые бархатные революции, прослеживались в разных странах Восточной Европы (Польша, ГДР, Венгрия, Болгария, Чехословакия, Югославия и т. д.).

Следует заметить, что понятия «бархатная» и «цветная» революции не являются тождественными. В результа-
те анализа значительного числа публикаций в средствах массовой информации по данной проблематике можно четко обозначить различия в этих понятиях.

«Бархатная революция» - это смена власти в государстве ненасильственным путем с умеренной вовлеченностью (в основном - ограниченная финансовая и моральная поддержка оппозиции) внешних сил, в ходе которой осуществляется кардинальная смена правящих элит и общественного строя.

При свершении «цветной революции» смены общественного строя не происходит, а вертикальное движение элит носит ограниченный характер, поскольку власть переходит от одного элитного клана, занимавшего в системе власти доминирующее положение, к коалиции других сегментов элиты. В результате таких действий государственный строй претерпевает лишь частичные изменения.

При этом необходимо отметить, что в рассматриваемых «цветных революциях» ключевую роль играли США и другие западные страны, чья деятельность была направлена на консолидацию оппозиционных партий и движений, их широкомасштабное финансовое обеспечение, поиск, выдвижение и создание положительного имиджа единого кандидата от оппозиции для участия в предстоящих выборах, оказание моральной и политической поддержки оппозиции со стороны мирового сообщества, создание и финансирование молодежной организации, роль которой состоит в проведении массовых акций «ненасильственного сопротивления» существующей власти и создания видимости «народного протеста», а также на организацию параллельного подсчета голосов на выборах с целью обвинения власти в их фальсификации и подталкивании общественности к масштабным протестным действиям, что в ряде случаев (Грузия, Украина) привело к власти оппозицию.

Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах победивших «цветных революций» (Сербия, Грузия, Украина) наблюдается существенная корректировка вектора внешнеполитического курса на более прозападный. Следовательно, одно из основных отличий «цветных революций» от «бархатных» заключается в той роли, которую играет в них «внешняя сила» в лице США, обеспечивающая проведение организационной, финансовой и идеологической подготовки смены власти.

Анализ материалов зарубежных СМИ показывает, что одной из главных целей, которую Белый дом достигает в ходе осуществления «цветных революций» на постсоветском пространстве, является приведение к власти в странах СНГ проамериканских прозападных правительств.

Основные задачи, которые ставят перед собой США в результате «продвижения демократии» в ближнем зарубежье, это:
-максимальный политический, экономический и военный отрыв бывших советских республик от России и создание вокруг нее «санитарного кордона» из лояльных Западу стран;
- установление антироссийского курса в политике бывших советских республик на дальнюю перспективу;
-ослабление международных организаций, в которых Россия играет ключевую роль (СНГ, ОДКБ, Союзное Государство Белоруссии и России, ЕврАзЭС), и повышение значения региональных структур без участия РФ (ГУАМ);
- закрепление и усиление своего влияния в странах СНГ;
- провоцирование кризисных ситуаций и локальных конфликтов межнационального и межконфессионального характера, а также создание предпосылок для вмешательства с декларируемой целью «предотвращения эскалации напряженности»;
- создание и поддержание очагов напряженности в странах СНГ как необходимого условия для активного влияния на внутренние дела суверенных государств;
- интернационализация конфликтов на территории стран содружества с применением потенциала «новых демократий» из числа бывших республик соцлагеря;
- навязывание собственных взглядов на характер национального военного строительства в бывших советских республиках; стимулирование их переориентации на закупки ВВТ американского/западного производства;
- создание договорно-правовой базы для размещения на временной или постоянной основе американских баз/войск на территории стран СНГ;
-дальнейшее расширение зоны ответственности НАТО на восток;
- установление контроля за сырьевыми и энергетическими ресурсами государств СНГ и их транспортировкой.

Система подготовки и проведения «цветных революций» построена таким образом, чтобы максимально скрыть участие в этом процессе государственных структур США и их прямую заинтересованность в его конкретных результатах. В этих целях используются в основном кадровые и финансовые возможности американских неправительственных организаций (НПО). По оценкам западных аналитиков, к ним относятся: институт Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Institution-AEI), Международный фонд избирательных систем «Фридом Хаус» (Freedom House - FH) во главе с бывшим директором ЦРУ Дж. Вулси, институт «Открытое общество» и сеть фондов Дж. Сороса (Open Society Institute and Soros Foundation Network - OSI), Международный центр по ненасильственным конфликтам (International Center on Nonviolent Conflict - ICNC), Международный республиканский институт (International Republican Institute - IRI), Национальный демократический институт по международным делам (National Democratic Institute for International Affairs - NDI), Национальный фонд в поддержку демократии (National Endowment for Democracy - NED), а также другие близкие к правительству США НПО.

Особое место в «продвижении демократии» посредством «цветных революций» занимает формально независимое правительственное Агентство международного развития США (U. S. Agency for International Development - USAID), деятельность которого ориентирована на распространение демократии и консолидацию демократических режимов в мире (решение проблем, связанных с нарушением прав человека, проведением демократических выборов, развитием рыночной экономики, оказанием содействия в создании демократических институтов и т. д.).

Представительства агентства расположены в 68 странах мира. Их деятельность осуществляется в соответствии с политикой США в данном регионе и контролируется дипломатическим представителем Соединенных Штатов в той или иной стране, обычно послом.

Анализ публикаций в иностранных СМИ показывает, что главным разработчиком теории ненасильственной смены власти, лежащей в основе «цветных революций», является Джин Шарп (Gene Sharp), научный руководитель AEI, возглавляемого бывшим сотрудником разведывательного управления министерства обороны США (РУМО) полковником в отставке Робертом Хэлви (Robert Helvey).

В 1993 году Шарп опубликовал книгу «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения», ставшую учебным пособием для активистов «цветных революций». Специально разработанные методики предлагают широкий спектр ненасильственных действий: «разоблачение властей» (информационная война против действующей власти); массовая кампания по отрицанию законности власти; фактическое лишение действующей администрации возможности управлять путем «массового ненасильственного сопротивления»; активная разъяснительная работа с руководящими чиновниками различного уровня; работа по разложению армий и силовых структур; создание ситуации двоевластия; постановка силами сопротивления под свой контроль транспорта, связи, снабжения, средств массовой информации и др.

При этом реальной опорой в действиях оппозиции по активному противостоянию власти является наиболее неустойчивая в идеологическом плане часть нации - ее молодое поколение, а также недовольная действующей властью либерально настроенная часть интеллигенции.

Теоретические исследования западных идеологов «цветных революций» в значительной мере были реализованы в ходе смещения в процессе выборов Слободана Милошевича в Сербии в 2000 году (так называемая бульдозерная революция).

По мнению западных аналитиков, план свержения правительства Югославии начал осуществляться американской администрацией уже с ноября 1998 года - в форме поддержки сепаратистов в Черногории и правой оппозиции в Сербии.

24 июля, после обнародования даты проведения в Сербии федеральных и местных выборов, представители Белого дома провели встречу с лидерами сербских оппозиционных партий и рекомендовали им объединиться вокруг единого кандидата в президенты - Воислава Коштуницы (Voislav Kastunica), который, согласно опросам общественного мнения, проведенным американским социологическим агентством Perm, Schoen and Berland Associates, был способен получить достаточно голосов для победы в первом туре. В начале августа 2000 года Соединенные Штаты открыли в Будапеште специальное бюро для оказания помощи оппозиционным партиям Югославии, среди сотрудников которого было около 30 специалистов по психологической войне, участвовавших ранее в спецоперациях во время агрессии НАТО против Югославии и Ирака.

По сообщениям западных информационных агентств, США финансировали оппозиционные партии и СМИ через OSI и NED. Всего в период с 1998 по 2000 год в Сербию поступило более 94,6 млн долларов, которые распределялись между оппозиционными партиями и движениями.

В 1997 году NDI открыл отделение в Белграде и к 1999-му уже обучил более 900 активистов оппозиционных партий «предвыборной стратегии и умению привлекать широкое внимание». К подготовке переворота был привлечен также IRI. При этом NDI в основном осуществлял работу с оппозиционными партиями, а IRI - со студенческим движением «Отпор», которое сыграло решающую роль в сербской «цветной революции».

В октябре 1998 года группой студентов-активистов Белградского государственного университета, руководивших студенческими акциями в Сербии в 1991-1992 и 1996-1997 годах, было создано молодежное движение «Отпор», активистам которого FH передал 5 тыс. экземпляров книги Шарпа «От диктатуры к демократии», и уже в начале ноября 1998-го была предпринята серия уличных акций по заранее изученной тактике ненасильственных методов борьбы. Весной 2000 года Р. Хелви проводил финансируемый IRI семинар для 20 активистов из данного движения в Будапеште в отеле «Хилтон». Такие же курсы были организованы FH в г. Нови Сад (Сербия). В августе и сентябре 2000 года для активистов этой же организации проводились десятидневные сборы в американских посольствах в Болгарии и Румынии, на которых сотрудники ЦРУ и специалисты по пропаганде обучали молодых оппозиционеров политическим технологиям.

Начиная с 1999 года движению «Отпор» только по линии NED было выделено 3 млн долларов. Через NDI и IRI оно получило дополнительно 4 млн для реализации программ «От двери к двери» и «Добудь голос». Всего на подготовку «революции» различные фонды США ассигновали 40 млн долларов.

Подобное финансирование позволило организации снимать помещения для своих офисов и существенно расширить свои ряды. Если до 2000 года она действовала в нескольких крупных городах, то в феврале 2000-го в Сербии было уже 160 ее представительств.

«Отпор» начал активную кампанию по привлечению граждан к участию в выборах. Совместно с 42 неправительственными организациями, большинство из которых финансировалось из-за океана, молодежное движение инициировало и провело кампанию «Пора!» на территории всей Сербии, в которой ряд известных людей призывал граждан пойти на выборы. Пропаганда велась на высоком профессиональном уровне - этой организации помогали ведущие рекламные агентства Сербии, которые напрямую финансировались из Соединенных Штатов Америки.

После свержения Милошевича опыт движения «Отпор» стал активно распространяться в других странах.
В 2003 году технология «цветных революций» была опробована Соединенными Штатами уже в Грузии (так называемая революция роз).

Всего за 1,5 года (с начала 2002-го) силы правой и деидеологизированной оппозиции в Грузии при непосредственной поддержке США создали единую массовую организацию «Национальное движение», численность которой достигла почти 20 тыс. членов. Ее лидеры (М. Саакашвили и 3. Жвания) не только использовали опыт сербской «цветной революции», но и организовали двухдневных тренинги по политическим технологиям для более 1 500 членов своего движения. По мнению некоторых зарубежных экспертов, поездки в Сербию обоих лидеров оппозиции финансировал NDI.

В апреле 2003 года посол США в Грузии Ричард Майлс встретился с ведущим оппозиционным политиком Зурабом Жвания, после чего американский дипломат публично заявил о необходимости проведения «честных выборов». Р. Майлс, бывший посол США в Югославии, которому приписывается ведущая координирующая роль в свержении Милошевича в Сербии, известен еще и тем, что перед отъездом на дипломатическую службу в Тбилиси на слушаниях в сенате заявил, что его «главной целью является мирная и демократическая смена власти» в Грузии.

В апреле 2003 года на базе студенческого движения Тбилисского университета была создана молодежная организация «Кмара!» («Хватит!»), сыгравшая немаловажную роль в грузинской революции. Финансировалась «Кмара!» американцами, в частности OSI.

Весной-летом 2003 года около 2 тыс. активистов этой организации под руководством сербских инструкторов прошли подготовку на специальных семинарах. В июне 2003 года в городке Цхваричамиа (в 15 км от Тбилиси) в бывшем советском пионерлагере проводились трехдневные курсы обучения методам «ненасильственной борьбы» для более 1 тыс. активистов «Кмары». Финансировал подготовку OSI.

Необходимо отметить, что в США скрупулезно подсчитывали, во сколько обойдется американским налогоплательщикам та или иная акция протеста оппозиции. В частности, проект уличных акций («проведение шумных мероприятий, мобилизация активистов и населения для участия в этих скандалах») предварительно оценивался в 31 310 долларов, разрисовка городских скверов - в 3 300, печатание и распространение брошюр, постеров с лозунгами этой организации, символы, флаги, майки, кепки «Кмары», теле- и радиореклама с призывами к населению принять участие в акциях - 173 тыс. долларов и т. д.

С 1994 года в Грузии под руководством и при финансовой поддержке OSI начал действовать оппозиционный телеканал «Рустави-2», оказывавший широкую информационную поддержку грузинским оппозиционным силам. В октябре 2003 года он дважды демонстрировал фильм Питера Акермана «Свержение диктатора» («Bringing Down a Diktator») о «цветной революции» в Сербии. Автор фильма П. Акерман - руководитель ICNC, член американского Совета международных отношений. По его оценке, «ненасильственное сопротивление является ящиком с инструментами, своего рода арсеналом оружия, великолепно подходящим для ключевых регионов, где хотят утвердить свое влияние политики США».

2 ноября 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы. 21 ноября госдепартамент Соединенных Штатов официально объявил результаты выборов в этой стране сфальсифицированными.

В ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные здания, после чего президент Шеварднадзе объявил о своей отставке.

После того как успешно свершилась «революция роз» в Грузии, США приступили к активной фазе организации «цветной революции» в Украине. Уже 11 февраля 2004 года в газете «Уолл стрит джорнэл» было напечатано следующее: «Можно надеяться, что теперь наступил черед «каштанового» варианта в Киеве. Украина имеет замечательный шанс повторить грузинский успех народной демократии, но при условии, что Запад и демократическая украинская оппозиция правильно разыграют свои карты». Это было первое упоминание в прессе об «оранжевой революции». И далее, «наиболее вероятный сценарий состоит в том, что лагерь Кучмы будет пытаться запугать противников и сфальсифицировать итоги голосования. Украинская оппозиция и США должны оказать на него необходимое давление».

Уже 28 марта 2004 года в Интернете появился сайт молодежного движения «Пора!», стратегия и план которого структурированы по аналогии с упомянутыми выше успешными молодежными организациями в Сербии («Отпор») и Грузии («Кмара!»).

Главной открыто действующей американской НПО, которая занималась организацией «оранжевой революции», была FH, возглавляемая бывшим руководителем ЦРУ при администрации Клинтона Джеймсом Вулси и финансируемая Джорджем Соросом, материально поддержавшим также смену режимов в Сербии и Грузии.
С ноября 2003 года FH финансировал поездку лидеров сербского движения «Отпор» по Украине. Они посетили с лекциями, посвященными проблеме ненасильственного сопротивления, пять крупнейших украинских городов, включая Донецк и Одессу.

FH подготовил более 1 000 инструкторов по выборам, которые контролировали избирательный процесс на Украине. Сотрудник FH А. Каратницкий участвовал в организации лагерей для украинских активистов, которые начали свою работу еще в августе, где сербы из организации «Отпор» обучали украинскую молодежь ненасильственным методам сопротивления власти. Так, 1 августа 2004 года в летнем кемпинге Евпатории был организован недельный слет 320 молодых украинцев.

С февраля 2004 года в Киев совершали поездки высокопоставленные чиновники США с изложением планов «большого поворота» в американской политике в отношении Украины.

Госдепартамент США в период с 2002 по 2004 год выделил украинской оппозиции около 65 млн долларов. Средства из госбюджета Соединенных Штатов поступали на Украину также и через неправительственные структуры (IRI) - в рамках «Программы поддержки демократии», на которую госдепартамент ежегодно выделяет миллиард долларов.

В феврале 2003 года IRI профинансировал поездку В. Ющенко в Вашингтон, организовав его встречу с вице-президентом Р. Чейни, первым заместителем госсекретаря Армитиджем и конгрессменами.

Член палаты представителей конгресса США Рон Пол заявил, что предвыборная кампания Виктора Ющенко финансировалась американским правительством. По его словам, Белый дом посредством USAID предоставил миллионы долларов «Польско-американско-украинской инициативе сотрудничества» (PAUCI), которая управляется американской организацией «Фридом Хаус». Затем эти деньги поступали НПО на Украине, которые расходовали их по согласованному плану».

В день выборов 31 октября 2004 года опрос избирателей непосредственно на выходах из избирательных участков проводился американским социологическим агентством Penn, Schoen and Berland Associates, которое четыре года назад с аналогичной задачей и такими же методами действовало в Сербии. Результаты этих опросов (еще до обнародования официальных результатов) были использованы для обвинения власти в фальсификации выборов, что привело к массовым протестным действиям части населения, на фоне которых молодежной организации «Пора!» удалось ненасильственными действиями фактически парализовать деятельность государственных органов власти. Под нажимом США президент Украины Л. Кучма не применил силовые структуры для наведения порядка. В результате украинская «оранжевая» оппозиция пришла к руководству страной.

Следующий яркий пример - «тюльпановая революция» в Киргизии, которую, однако, нельзя признать «цветной». При всем типологическом сходстве с революциями «роз» и «оранжевой» она имеет и существенные отличия от «классической» схемы.

В марте 2004 года по приглашению госдепартамента США группа оппозиционных киргизских политиков посетила Вашингтон и ряд других городов, где они наблюдали за ходом проведения «праймериз» (первичных выборов) на избирательных участках и ознакомились с американской организацией выборов в штаб-квартире сенатора Джона Эдвардса, бывшего в том момент одним из претендентов на пост президента страны от демократической партии. Кроме того, в Вашингтоне состоялись прием и переговоры киргизской делегации с представителями государственного департамента. По оценкам киргизских оппозиционеров, в ходе беседы позиции обеих сторон «во многом сошлись», в том числе и в оценке современной политической ситуации в Киргизии и предстоящих президентских выборов. При этом заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Линн Паско прямо заявил: «Власть в Киргизии должна смениться».

По данным иностранных СМИ, в декабре 2004 года посол США в Киргизии Стивен Янг докладывал в Вашингтон: «Принимая во внимание подготовку плана госдепартамента на 2005-2006 годы для усиления нашего влияния в Центральной Азии, в особенности в Киргизии, мы рассматриваем эту страну как базу для продвижения процесса демократизации в Таджикистане, Казахстане и Узбекистане и уменьшения китайского и российского влияния в этом регионе. Установление демократической законной оппозиции в парламенте Киргизии является чрезвычайно важным».

С целью организации «тюльпановой революции» госдепартамент США выделил Киргизии в 2004 году 53 финансовых гранта ее неправительственным организациям «для поддержки независимых СМИ, распространения информации, обучения журналистов, обеспечения прав человека, а также для получения правового образования», и еще 1,7 млн долларов США на создание современной типографии. Печатные станки для выпуска газеты МСН, оставаясь собственностью американского правительства, были переданы в аренду «Фонду по поддержке СМИ» под руководством бывшего кандидата на пост президента Соединенных Штатов Дж. МакКейна, а затем поступили в распоряжение киргизских «революционеров». Кроме того, Белый Дом предоставлял МСН порядка 80 тыс. долларов в квартал только на юридические расходы.

В ходе подготовки к смещению А. Акаева с поста президента Киргизии FH по заданию госдепартамента США координировала работу по выпуску в данной типографии ежедневно 1,6 млн экземпляров газет на пяти языках, в том числе в интересах «оппозиционных движений» в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. Более того, после отключения электроэнергии от типографии посол в Киргизии С. Янг лично передал оппозиционерам аварийные генераторы. Один из лидеров киргизской оппозиции Э. Байсалов подтвердил получение от USAID 120 тыс. долларов США в год.

Всего в 2004-2005 годах по линии госдепартамента США этой стране было выделено более 70 млн долларов.
По утверждению западных экспертов, в отличие от Грузии и Украины, в Киргизии к моменту начала предвыборной кампании отсутствовал удовлетворяющий Белый дом единый кандидат от оппозиции. Наличие же такого кандидата чрезвычайно важно: именно на нем концентрируются все финансовые, информационные и организационные ресурсы, а появление нескольких кандидатов ведет к распылению этих ресурсов, ослабляет и разобщает противников действующего режима.

В связи с этим в среднеазиатской стране было организовано два крупных молодежных движения: «КелКел!» («Давай!») Курманбека Бакиева и его Народного движения Киргизии, а также «Бирге!» («Вместе!»), основанное студентами Бишкекского гуманитарного университета для поддержки Розы Отунбаевой.

Массовые акции после второго тура выборов практически не освещались в зарубежных СМИ, а США не оказывали оппозиции особой поддержки. Специфического давления на Аскара Акаева со стороны зарубежных политиков также не наблюдалось.

Таким образом, в начале марта 2005 года ситуация в Киргизии стала резко меняться. Сначала в южных, а потом и в других районах страны происходят следующие события: захват зданий областных администраций, перекрытие стратегических автотрасс, взятие в заложники местных губернаторов и «народное» назначение местных властей. 20-23 марта уже в киргизской столице отмечаются массовые столкновения сторонников оппозиции с сотрудниками правоохранительных структур. Катализаторами процесса были представители молодежных движений «КелКел!» и «Бирге!».

Уже 4 апреля 2005 года, после длительных переговоров с оппозицией, в Москве в посольстве Киргизии при участии членов парламента республики Аскар Акаев подписал документ о сложении с себя полномочий президента.

Как показывает анализ публикаций западных СМИ о произошедших в 2000-2005 годах успешных «цветных» революциях» (в Сербии, Грузии, Украине), все они происходили по единому сценарию и технологической схеме, изложенным ниже:
а) Подготовительный период (до начала предвыборной кампании). Это наиболее длительный этап, связанный с созданием (объединением) и активизацией внутренней оппозиции. Основная задача - сплочение оппозиционных партий и движений вокруг единого кандидата, завоевание популярности среди наиболее подверженных влиянию категорий граждан (молодежь, студенчество, интеллигенция), создание молодежной организации, призванной стать движущей силой будущей революции и представлять собой по замыслу весь «народ», привлечение на свою сторону руководства большинства национальных СМИ. На этом первоначальном этапе происходит постепенное и целенаправленное расшатывание государственной власти путем активного использования ее внутренних слабостей. В подготовительный период:
- обеспечивается объединение разрозненных, как правило оппозиционных, сил вокруг единого кандидата от оппозиции, который на данном этапе устраивает США;
- выбирается территория, где кандидат от оппозиции будет пользоваться безусловной поддержкой электората;
- создается молодежная организация и проводится подготовка ее лидеров и активистов к ненасильственным протест-ным действиям, управлению большими массами людей, а также к пассивному сопротивлению силам правопорядка во время массовых демонстраций, митингов, манифестаций;
- осуществляется явный и завуалированный подкуп руководства большинства национальных СМИ для проведения активной PR-кампании по созданию позитивного имиджа кандидата от оппозиции и планомерной жесткой критики действующего руководства государства (отсутствие демократии, нарушение прав человека, свободы слова и т. п.) и кандидата в президенты от партии власти;
- посредством привлеченных к сотрудничеству отдельных лиц из высшего командного состава силовых структур, в большинстве своем обучавшихся на Западе, обеспечивается целенаправленный и постоянный подрыв лояльности спецслужб и правоохранительных органов государства правящему режиму, так называемая нейтрализация спецслужб;
- через сеть западных, в основном американских НПО и представительств
(посольства, консульства, торгпредства, и т. д.), под предлогом оказания помощи и предоставления различных- грантов осуществляется полномасштабное финансирование всех этапов «цветной революции», оппозиционных СМИ, а также материальное обеспечение процесса подготовки лидеров и активистов оппозиции и созданной молодежной организации;
- проводится активная работа с национальными диаспорами и «колеблющимися».
б) Промежуток времени от начала предвыборной кампании до выборов. Данный этап характеризуется резким увеличением количества антиправительственных митингов и демонстраций, организуемых оппозицией, активной работой большого числа разнообразных общественных комиссий и групп контроля по выявлению злоупотреблений должностными лицами своим служебным положением, заявлениями западных политиков и аналитиков, выступающими в защиту оппозиции и оказывающих давление на действующую власть. В этот период:
-Американские и западноевропейские политики через подконтрольные СМИ заранее заявляют о том, что предстоящие выборы будут проводиться с грубыми нарушениями демократических процедур, а их результаты, в случае поражения оппозиционного кандидата в президенты, будут сфальсифицированы.
- К выборам привлекается большое число западных наблюдателей, на которых возлагается решение двух основных задач: подтверждение фактов «массовых» нарушений демократических процедур в ходе предстоящих выборов и придание легитимности разнообразным опросам на выходе с избирательных участков (exit-polls) и результатам изучения общественного мнения, которые лягут в основу обвинений в адрес власти в фальсификации выборов. В ряде случаев может применяться заблаговременное немотивированное бойкотирование выборов контролирующими структурами международных организаций (ОБСЕ, ПАСЕ и пр.) с целью оказания давления на власть, осуществления косвенной поддержки последующим протестным действиям оппозиции и создания предпосылок для признания выборов нелегитимными «международным сообществом».
- Американские и западноевропейские политики через СМИ осуществляют массированное давление на руководство и население страны, заявляя о том, что
только победа оппозиционного кандидата будет свидетельствовать о демократичности выборов, а в противном случае могут последовать различного рода политические и экономические санкции.
- В столице перед выборами на центральных площадях под руководством и непосредственном участии молодежной организации проводятся митинги в поддержку оппозиции, плавно перерастающие в бессрочные.
- В оппозиционных СМИ (в основном в Интернете) в режиме реального времени публикуются подтвержденные западными наблюдателями данные exit-polls, демонстрирующие «убедительную победу» кандидата от оппозиции.
-До официального обнародования результатов голосования оппозиция заявляет о своей победе. Если официальные предварительные итоги голосования окажутся не в пользу оппозиции, то в этом случае незамедлительно следует: «У нас украли победу!».
- Под руководством лидеров оппозиции и под прикрытием оппозиционных депутатов, пользующихся своей неприкосновенностью, происходит блокирование или ненасильственный захват правительственных зданий и государственных учреждений, что полностью или частично парализует их работу.
- Со стороны США и западноевропейских государств осуществляется широкомасштабное- давление на руководство страны с целью получения гарантий неприменения силы против оппозиции.
в) После прихода оппозиции к власти:
- происходит изменение в соотношении сил между административно-финансовыми группировками государства, выраженное в перераспределении финансовых потоков;
- осуществляется корректировка внешнеполитического курса государства на
откровенно прозападный, а также настойчивое декларирование стремления вступления в НАТО и Евросоюз;
- прослеживается курс нового руководства на максимальное дистанцирование от России во всех сферах взаимоотношений (политической, военной, экономической и т. д.).
Исходя из вышеперечисленного, можно сформулировать характерные черты «цветных революций»:
- наличие унифицированного сценария или плана с добавлением в случае необходимости национальных «деталей» и акцентов;
- завуалированная по одним направлениям и ярко выраженная по другим разноплановая поддержка оппозиции (органи Смотрите также

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (26.11.2008) | Автор: Полковник В. Кузьмин
Просмотров: 6487 | Рейтинг: 3.5/6
Всего комментариев: 0
avatar