Об основных итогах саммита НАТО в БухарестеПолковник В. Петров В период с 2 по 4 апреля 2008 года в Бухаресте состоялась сессия Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран - членов Североатлантического союза, ставшая одной из крупнейших за всю историю существования альянса: в заседаниях, проведенных в рамках саммита, приняли участие лидеры более 60 государств и международных организаций. Повестка дня мероприятия включала рассмотрение вопросов, связанных с дальнейшим расширением НАТО, развитием отношений со странами-партнерами, повышением военного потенциала блока, участием альянса в операциях по урегулированию кризисов, созданием системы противоракетной обороны в Европе, обеспечением энергетической и информационной безопасности, а также с поиском приемлемых для блока решений по выстраиванию отношений с Российской Федерацией. По результатам работы сессии принята декларация, в которой отражены основные решения саммита, уточнены цели и задачи деятельности альянса на ближайшую и среднесрочную перспективу, определены ключевые направления развития блока в военно-политической и военной областях. Одним из главных итогов сессии Совета НАТО стало направление официального приглашения Албании и Хорватии к началу переговоров о вступлении в блок. Процесс юридического оформления членства этих стран в организации планируется завершить до проведения следующего саммита альянса в 2009 году. Следует отметить, что при обсуждении тематики расширения НАТО между государствами-участниками развернулась острая дискуссия о целесообразности «пакетного» решения вопроса о приеме в Североатлантический союз новых членов. Несмотря на беспрецедентное давление Соединенных Штатов на своих союзников, не было достигнуто единства в определении готовности всех ранее заявленных стран-претендентов (Албания, Македония, Хорватия) интегрироваться в евроатлантические структуры. В итоге решение вопроса о членстве Македонии в НАТО было блокировано греческой стороной из-за сохраняющихся двусторонних разногласий по поводу конституционного названия македонского государства. С критикой действий Греции выступили США, Литва, Словения, Турция, Чехия и Эстония, остальные страны выразили понимание или солидарность с позицией Афин. Одновременно участники заседания высказали намерение направить приглашение Македонии присоединиться к альянсу по достижении между Афинами и Скопье взаимоприемлемого решения по проблеме названия бывшей югославской республики. По инициативе Германии и Франции было также отклонено предложение Вашингтона о подключении Грузии и Украины к Плану действий по подготовке к членству (ПДПЧ) в НАТО. В связи с этим международные обозреватели отмечают, что официально высказанное предложение США было впервые проигнорировано их европейскими партнерами. Всего против форсирования процесса евроатлантической интеграции Грузии и Украины на саммите выступили 15 стран. В то же время было признано целесообразным активизировать сотрудничество с Тбилиси и Киевом в рамках «интенсифицированного диалога» и в ходе очередной сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел (декабрь с. г.) повторно рассмотреть заявки этих стран о присоединении к ПДПЧ. Кроме того, в итоговую декларацию сессии Совета НАТО внесена формулировка о неизбежности вступления Грузии и Украины в альянс. В интересах усиления влияния Североатлантического союза на Балканах участники заседания приняли решение перевести сотрудничество с Боснией и Герцеговиной, а также с Черногорией на уровень «интенсифицированного диалога». При этом выражена готовность довести до такого же уровня отношения с Сербией при условии соответствующего обращения Белграда к руководству блока и выполнения всех требований Запада. В рамках саммита были также обсуждены направления дальнейшего развития концепции «глобального партнерства» как инструмента расширения перечня и географических рамок решаемых альянсом задач. Главы делегаций пришли к выводу о необходимости усиления антикризисной направленности действующих механизмов сотрудничества и углубления отношений с «контактными странами» (Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Япония) в интересах более активного привлечения их к операциям, проводимым НАТО в различных регионах мира. С этой целью предусматривается повышать уровень оперативной совместимости воинских формирований стран-партнеров с ОВС блока, расширять обмен разведывательной информацией, активизировать использование трастовых фондов альянса для реализации национальных планов военного строительства, наращивать подготовку кадров для ВС партнерских государств в учебных заведениях Запада. Кроме того, на саммите была продекларирована необходимость дальнейшего расширения взаимодействия со странами Закавказья, Центральноазиатского и Черноморского регионов, а также более полного использования потенциалов существующих программ («Партнерство ради мира», «Средиземноморский диалог», «Стамбульская инициатива по сотрудничеству») с целью усиления влияния НАТО в зонах стратегических интересов блока. В качестве положительных примеров развития партнерских отношений называются разработка Египтом и Израилем индивидуальных программ сотрудничества с альянсом, реализация трастовых фондов по содействию Иордании и Мавритании в ликвидации боеприпасов. Особо отмечено решение Мальты возобновить свое участие в программе ПРМ. Значительное внимание на встрече было уделено обсуждению проблем адаптации Североатлантического союза к новым угрозам. В этом контексте Постоянному совету НАТО дано поручение подготовить и представить для рассмотрения на предстоящем саммите блока в 2009 году проект декларации о безопасности альянса, в котором должны быть сформулированы новые задачи Североатлантического союза по обеспечению коллективной безопасности стран - членов организации и поддержанию стабильности в стратегически важных для блока регионах. В данном документе, в частности, предполагается согласовать подходы к вопросам расширения сферы действия ст. 5 Вашингтонского договора, регламентирующей применение НАТО силы, а также выработать рекомендации по расширению взаимодействия с другими международными организациями в сферах кризисного регулирования и постконфликтного восстановления. Кроме того, в интересах обеспечения своевременного реагирования на возникающие кризисные ситуации генеральному секретарю альянса поручено подготовить к предстоящему саммиту Североатлантического союза предложения по повышению оперативности принятия Советом НАТО согласованных решений по политическим и военным вопросам, а также по проблемам выделения странами альянса необходимых ресурсов. Участники сессии подтвердили неизменность установок «Всеобъемлющей политической директивы», принятой на Рижском саммите (2006), в отношении основных направлений повышения военных возможностей блока. В соответствии с положениями Декларации сессии Совета НАТО в Бухаресте «ОВС альянса должны быть готовы к проведению операций по коллективной обороне и реагированию на кризисы на территории стран-участников и за ее пределами, в том числе на значительном удалении и без поддержки принимающего государства». В связи с этим решено продолжить работу по формированию и подготовке необходимого для проведения операций количества боеготовых сил и средств, расширению спектра решаемых ими задач, развитию возможностей по своевременному реагированию на внезапно возникающие угрозы, совершенствованию органов управления ОВС альянса. В частности, предусматривается завершить процесс формирования сил первоочередного задействования (СПЗ), повысить боевую готовность и укомплектованность национальных и коалиционных вооруженных сил, обеспечить развитие потенциала стратегических перебросок и информационное превосходство НАТО, в том числе надежную защиту автоматизированных систем управления и связи от компьютерных атак, продолжить совершенствование системы тылового обеспечения группировок войск (сил). В рамках реформирования органов управления планируется осуществить оптимизацию командной структуры ОВС НАТО мирного времени. Одним из важнейших результатов работы саммита стало согласование основных направлений деятельности блока и стран-доноров по урегулированию кризиса в Афганистане, что нашло отражение в принятом документе «Стратегическое видение Международных сил содействия безопасности (МССБ)». В соответствии с положениями документа деятельность участников МССБ будет базироваться на принципах долго срочности и строгости выполнения принятых обязательств, поддержки возрастающей роли афганского руководства, комплексного сочетания военных и гражданских усилий по разрешению кризисной ситуации, сотрудничества с соседними государствами, особенно с Пакистаном. В качестве практических шагов предусматриваются следующие: выделение в состав МССБ дополнительных сил и средств, обеспечение гибкости их задействования, наращивание усилий по подготовке и оснащению афганской армии с перспективой доведения ее численности к 2010 году до 80 тыс. человек, создание условий для постепенной передачи ответственности за безопасность в стране национальным силовым структурам, оказание помощи местным властям в укреплении государственных институтов и борьбе с распространением наркотиков. О готовности выделить в состав МССБ дополнительные подразделения заявили Франция (700 человек) и Румыния (150). Подтвердили обязательства по увеличению своих воинских контингентов США (3 200 человек), Польша (400), Норвегия (270), Германия (250), Бельгия (140), Словакия (35). Однако при этом не удалось достичь договоренности по снятию ограничений на участие военнослужащих национальных вооруженных сил в боевых действиях. В интересах активного подключения международных организаций к процессу стабилизации ситуации в Афганистане планируется расширить взаимодействие МССБ с миссией ООН, а также с другими международными и неправительственными организациями, действующими в стране. В отношении ситуации в Косово участники заседания зафиксировали намерение сохранить в крае военное присутствие НАТО вплоть до решения задач по формированию независимого косовского государства и созданию сил безопасности края. Лидеры стран - членов альянса выразили готовность продолжить консультации с ООН и Африканским союзом по вопросу оказания им содействия в операциях, проводимых в Судане (провинция Дарфур) и Сомали, а также подтвердили свои обязательства по выполнению программы подготовки кадров для силовых структур Ирака. При этом было принято решение о расширении сферы деятельности миссии Североатлантического союза в Ираке, в частности о включении в ее функции вопросов подготовки командного состава для иракских ВВС и ВМС, а также оказания содействия в организации охраны границы, борьбе с терроризмом и проведении военной реформы. Значительное внимание в ходе заседания было уделено рассмотрению перспектив развития сотрудничества НАТО с ООН и Евросоюзом в сфере кризисного регулирования. По замыслу руководства блока, установление тесных контактов с ООН в сфере миротворчества позволяет придать легитимный характер применению Североатлантическим союзом военной силы, а расширение сотрудничества с Евросоюзом обеспечивает задействование потенциала ЕС в интересах реализации принятых альянсом решений. По результатам обсуждения тематики противоракетной обороны были одобрены планы Вашингтона по развертыванию в Европе третьего позиционного района (ТПР) глобальной ПРО и поддержана идея сопряжения противоракетных средств США со средствами перспективной европейской системы ПРО. Данное решение было принято с учетом представленного американской стороной прогноза повышения ракетной угрозы, в первую очередь со стороны Ирана. В связи с этим Постоянному совету НАТО поручено разработать варианты создания комплексной системы противоракетной обороны альянса, охватывающей территории государств-участников, не защищенных соответствующими американскими средствами. Указанные предложения планируется рассмотреть в ходе очередного саммита блока в интересах выработки и принятия соответствующего политического решения по конкретизации планов развертывания системы ПРО альянса. В ходе заседания главы государств и правительств утвердили концепцию информационной безопасности Североатлантического союза, предусматривающую сосредоточение усилий блока на защите ключевых информационных систем НАТО от несанкционированного доступа, обеспечение скорейшего внедрения современных технологий и средств информационной защиты, оказание помощи государствам - членам альянса в противодействии компьютерным атакам. При рассмотрении различных аспектов энергетической безопасности вниманию участников саммита был представлен доклад «Роль НАТО в обеспечении энергобезопасности». В соответствии с выработанными рекомендациями усилия блока в данной сфере планируется направить на поддержание стабильности в регионах, являющихся поставщиками углеводородного топлива, расширение регионального сотрудничества, защиту критической энергетической инфраструктуры и оказание помощи в ликвидации последствий нападений на ее объекты. Кроме того, главы государств и правительств поручили руководству альянса разработать к 2009 году итоговый доклад по вопросам обеспечения энергобезопасности НАТО. Одним из важных итогов саммита стало признание Североатлантическим союзом необходимости активизировать свое участие в международных усилиях по расширению контроля над вооружениями и борьбе с распространением ОМП. По инициативе Германии и Норвегии Постоянному совету НАТО было поручено провести детальный обзор политики блока в области нераспространения и выработать соответствующие предложения по ее пересмотру к встрече на уровне министров иностранных дел в декабре с. г.
Вместе с тем некоторые западные специалисты отмечают декларативный характер
подобных заявлений и действий, которые не подкрепляются стремлением стран Запада
перевести решение вопроса о нераспространении в практическую плоскость. В
частности, участники встречи не пришли к общему согласию относительно
целесообразности осуществления скоординированных шагов по укреплению режима,
прописанного в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а также по
повышению эффективности работы группы ядерных поставщиков в сфере контроля за
экспортом радиоактивных материалов. В рамках проведенного на высшем уровне заседания Совета Россия - НАТО его участники проанализировали результаты взаимодействия между РФ и Североатлантическим союзом по таким направлениям, как борьба с терроризмом, противодействие транзиту наркотиков, нераспространение ОМП и средств его доставки, достижение оперативной совместимости воинских контингентов, управление воздушным движением, поиск и спасение на море, контроль над вооружениями, гражданское чрезвычайное планирование. Важным результатом сотрудничества с РФ явилось достижение в Бухаресте договоренности по вопросу об обеспечении наземного транзита через территорию Российской Федерации невоенных грузов в Афганистан, что обусловлено необходимостью поиска руководством альянса альтернативных маршрутов доставки грузов для МССБ ввиду нестабильности обстановки в Пакистане. По оценке специалистов НАТО, данное соглашение позволит перебрасывать через российскую территорию более половины необходимых для международных сил невоенных грузов. Вместе с тем по результатам обсуждения состояния и перспектив российско-натовского сотрудничества отмечается сохранение разногласий между Москвой и Брюсселем по проблемам расширения альянса, признания независимости Косово, ратификации ДОВСЕ, создания стратегической ПРО США в Европе. В целом итоги сессии Совета НАТО на высшем уровне в Бухаресте свидетельствуют о стремлении руководства альянса активизировать процесс преобразования организации в глобальную военно-политическую структуру за счет расширения состава блока и повышения его возможностей для силового урегулирования кризисов в зонах своих жизненных интересов. Зарубежное военное обозрение №9 2008 С.3-8 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3008 | |
Всего комментариев: 0 | |