search
menu
person

NEWS AND UDATES


Будьте готовы к перманентному вооруженному противоборству
Будьте готовы к перманентному вооруженному противоборству
  
Роль США как единственной сверхдержавы на планете может закончиться
  

В начале декабря Командование объединенных сил ВС США (US Joint Forces Command) обнародовало доклад, озаглавленный «Объединенная оперативная обстановка-2008: вызовы и последствия для объединенных сил будущего» (The Joint Operating Environment 2008) и отражающий основные взгляды военного руководства Соединенных Штатов на подготовку к войнам, которые могут произойти в обозримой перспективе. При этом авторы документа сразу оговариваются: их труд не претендует на «истину в последней инстанции», не может использоваться в качестве стопроцентного прогноза на развитие обстановки в последующие 25 лет и должен служить лишь отправной точкой для более детальных исследований и обсуждений конкретных проблем строительства и боевого применения объединенных сил ВС США.

«Предсказание будущих событий – весьма сложная вещь, поскольку у нас нет магического хрустального шара. Поэтому цель доклада – не предсказать некие результаты, а предложить командирам возможные пути решения потенциально опасных проблемных вопросов и заставить руководителей задуматься о будущем», – подчеркивает генерал морской пехоты Джеймс Маттис, возглавляющий Командование объединенных сил ВС США.
ХАРАКТЕР УГРОЗ АМЕРИКЕ
В документе говорится, что диапазон атак, которым могут подвергнуться вооруженные силы США и американская нация в целом, будет достаточно широк и «может колебаться от начиненных взрывчаткой «поясов смертников» до наносимых с больших расстояний «ракетных, космических или даже киберударов». Как утверждают специалисты Командования объединенных сил, «угроза массового поражения – от ядерного, биологического или химического оружия – может исходить как от «стабильных» государств, так и от «нестабильных» режимов или даже от негосударственных организаций». В равной мере каждый из этих элементов, как и любые изменения стратегической ситуации в мире, появление новых технологий, форм и способов применения противником вооруженной силы, могут оказывать влияние на использование объединенных сил ВС США по их прямому предназначению.

Особенно важно, что в докладе в качестве одной из наиболее серьезных для американской нации внешних угроз указывается на «закрытие доступа» к общемировым инфраструктуре и ресурсам. Под последними, естественно, подразумеваются природные ресурсы, имеющие важное влияние на основные отрасли промышленности США: нефть, газ, металлы и пр. При этом обращает на себя внимание следующий пассаж: «Несмотря на то что большая часть мира претерпела серьезные изменения к лучшему в интеллектуальном отношении, само понятие «конфликт» никуда не исчезло. Война являлась основным средством изменений на протяжении всей истории человечества и нет никаких причин для того, чтобы в будущем все стало иначе. Так же как и не изменятся фундаментальные основы войны, являющейся формой человеческого поведения».

Вместе с тем авторы документа приходят к неутешительному выводу: «Роль Соединенных Штатов как единственной сверхдержавы на планете может вскоре закончиться». Ибо весьма вероятно появление равного по силе или даже более мощного государственного образования. А потому не случайно в докладе специально подчеркивается, что во многом характер нынешнего столетия зависит от Китая: какой внешний курс изберет его военно-политическое руководство, таким будет и текущий век – либо очередное «кровавое столетие», либо же десятилетия мира и прогресса. В этой связи приводится совет Дэн Сяопина своим преемникам: «Умерить амбиции и спрятать когти».

С другой стороны, американские эксперты отмечают важность решения китайских партийных деятелей отдать практически полностью бразды правления армией в руки профессионалов – генералов и адмиралов: результатом этого стало эффективное и ускоренное военное строительство, правильное реформирование НОАК и создание в конечном итоге вполне боеспособной вооруженной силы, которая будет в состоянии отстаивать национальные интересы своего государства. Опасность для США – в том, что китайцы вскоре смогут лучше понимать американское общество, чем американцы – китайское (в том числе и за счет отправки из КНР на учебу за океан многих тысяч не только студентов, но и курсантов, офицеров НОАК). Это даст Пекину дополнительные «очки» в случае военного противостояния.

Интересно, что авторы доклада даже сменили тон в отношении Тайваньского вопроса: они уже отмечают, что вследствие силового захвата «мятежного острова» возможен и положительный результат – «в случае объединения Китая и Тайваня демократические идеи более стремительно распространятся на материковый Китай, а партийный контроль неизбежно ослабнет».

Но бурно развивающаяся в последние 20 лет КНР – не единственный претендент на роль великой державы общемирового, а не регионального значения. Среди других кандидатов американские эксперты выделяют также Россию и Индию, но при этом подчеркивают, что в отношении РФ – прогноз может и не сбыться, поскольку сила Москвы базируется только лишь на «нефтяной экономике», а балластом является постоянно ухудшающаяся демографическая ситуация в стране.

Попутно в докладе подчеркивается, что сегодня наиболее уязвимы перед «экспансионистской Россией» страны Европы: после Второй мировой войны они «встали на путь разоружения» и обладают на данный момент «отсутствием воли к созданию адекватных вооруженных сил». И «разбудить» их от спячки смогут лишь такие серьезные угрозы, как «агрессивная Россия, проблемы с иммигрантами или радикальный исламизм». Кстати, заставочной иллюстрацией к главе доклада, посвященной оценке ситуации в России, послужила фотография, подписанная «Русские танки в Грузии».

Но для самих США эксперты видят едва ли не основную угрозу в формировании «союза небольших богатых государств, овладевших ракетами большой дальности», что позволит им не только удержать американские войска на значительном расстоянии от своей территории, но и создать «непроницаемый пояс», блокирующий Вашингтону доступ к важным ресурсам и районам земного шара. Хотя не совсем понятно, что имели в виду аналитики: ведь под определение «небольших богатых государств» подпадают разве что страны Персидского залива – почти все друзья и союзники США.
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ
Эксперты, принимавшие участие в работе над рассматриваемым документом, единогласно пришли к выводу, что сегодня и в последующие 25 лет значительную и едва ли не наибольшую угрозу национальной безопасности США будут представлять негосударственные организации – террористические сети и транснациональные преступные сообщества. И именно эта асимметричная угроза заставляет американских военачальников все активнее искать нетрадиционные средства и способы вооруженной борьбы. Тем более что ряд организаций указанного рода активно стремится к захвату государственной власти и сращиванию со всеми государственными системами.

Особенно активно, по мнению авторов доклада, американским военным придется заниматься наведением порядка и противодействием асимметричным угрозам на Ближнем Востоке и в Центрально-Азиатском регионе. Главный враг здесь – радикальный исламизм. В документе нет конкретных рекомендаций относительно того, как и чем с этим врагом надо вести борьбу, но говорится о необходимости «быть готовыми к решительному сражению с иррегулярными силами, аналогичными тем, что действуют в последние годы в Ираке».

Интересно, что буквально за трое суток до обнародования доклада Командования объединенных сил заместитель министра обороны США Гордон Ингланд подписал директиву Пентагона, согласно которой финансирование и планирование операций иррегулярной (или асимметричной) войны отныне приравнивается по рангу к обычным военным операциям, то есть к боевым действиям против вооруженных сил какого-либо государства. К иррегулярным операциям директива относит борьбу с терроризмом, с повстанцами и партизанами, помощь в обеспечении внутренней безопасности иностранному государству, а также операции по поддержанию стабильности в различных регионах планеты.

Придется, как отмечается в исследовании Командования объединенных сил ВС США, американскому военно-политическому руководству «отказаться и от роскоши» не принимать во внимание наличие ядерной угрозы и угрозы со стороны других видов орудия массового поражения – теперь им обзаводится все большее количество стран (например, ядерный клуб официально пополнили уже Индия и Пакистан, а неофициально – еще и КНДР и Израиль). Не оставляют своих попыток завладеть таким мощным оружием и преступные, террористические и сепаратистские организации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
В целом, подчеркивают авторы доклада, американские вооруженные силы продолжают играть ведущую роль в обеспечении национальной безопасности США и останутся главным гарантом процветания страны в обозримом будущем. Однако, учитывая существенно возросшую стоимость ведения войны, сегодня равным по значимости для американских военных становится еще и умение предотвращать войну, избегая начала боевых действий любого масштаба. «Предотвращение войны станет таким же важным, как и одержание победы в войне», – подчеркивается в документе. Впрочем, сдерживание может эффективно работать только в том случае, если армия готова к войне. Только тогда потенциальный противник поймет, что лучше решить проблему другими методами.

Таким образом, на ближайшие 25 лет основными целями существования объединенных сил ВС США станут обеспечение сдерживания и предотвращение возникновения конфликтов, а также поддержание постоянной готовности к передовому развертыванию в любом районе мира. Как для демонстрации флага, так и для непосредственного проведения силовых акций.

Для реализации указанных целей Командование объединенных сил ВС США будет решать следующие задачи:

– защита территориальной целостности и безопасности Соединенных Штатов;

– обеспечение доступа к глобальной инфраструктуре и ресурсам планеты;

– сдерживание потенциальных противников;

– ведение боевых действий и одержание победы в вооруженных конфликтах в любом районе земного шара.

Причем решать эти задачи американским военным придется в условиях кардинальных изменений в таких чувствительных сферах, как технологии, стратегия и экономика. На характер и результат вооруженных конфликтов будут оказывать серьезное влияние множество факторов: демографическая ситуация в том или ином регионе планеты, нехватка или «несправедливое» распределение водных ресурсов, зависимость ряда стран от «чужих» энергоносителей и т.п. Это также самым непосредственным образом отразится на методах и способах применения американских объединенных сил. Здесь авторы доклада сочли должным подчеркнуть: сердцем любой войны по-прежнему будет вооруженное столкновение двух «группировок военнослужащих».

В исследовании особо подчеркивается, что начиная с настоящего времени и вплоть до 30-х годов текущего столетия американским войскам предстоит едва ли не в перманентном состоянии вести боевые действия – либо в виде обычного вооруженного конфликта, либо же в виде серии контртеррористических или противоповстанческих операций. В последнем случае, предупреждают авторы документа, Пентагону придется столкнуться не только с самими террористами, но и с теми, кто их спонсирует и поддерживает.

В докладе описываются следующие два наиболее вероятных сценария развития ситуации с участием объединенных сил ВС США, которые могут произойти в период до 2030 года.

Первый и наиболее разрушительный – это полномасштабная война с сильным государством, обладающим достаточно большим военным потенциалом. Причем, учитывая степень распространения сегодня ядерного оружия, такой конфликт вполне может закончиться его применением в войне. Одним из способов избежать начала такой войны может стать доктрина сдерживания вероятного противника от агрессивных действий, для чего ВС США должны обладать достаточными боевыми возможностями и поддерживаться грамотной политикой. Ведение войны является слишком разорительным для государственного бюджета и уносит слишком много жизней американских граждан. Но если война все же начнется, то вестись она должна с высоким профессионализмом и до полной победы над врагом.

Второй сценарий, в который могут быть вовлечены объединенные силы ВС США, связан с усилением различных иррегулярных сил в мире – сепаратистов, террористов и транснациональных преступных сообществ. Эксперты при этом предупреждают американское военное командование о недопустимости «откладывания на второй план» вопросов подготовки к ведению асимметричных войн на фоне осуществления подготовки к стандартным войнам, в том числе и с применением ядерного оружия.

«Нельзя повторить ошибку в этой области, допущенную национальным руководством в период после вьетнамской войны, – подчеркивается в докладе. – Американцы не должны полагаться на то, что их будущие противники будут такими же недалекими и вялыми, как Саддам Хусейн в 1993 и в 2003 годах... В Ираке и Афганистане наши оппоненты уже явно продемонстрировали способность быстро учиться на ошибках, адаптируясь как на тактическом, так и на политическом уровне».

Особую опасность, по мнению специалистов Командования объединенных сил, будут представлять такие асимметричные действия, как атаки на компьютерные сети Америки, а также на различные системы связи и коммуникаций.

По мнению авторов исследования, командный состав и штабные работники объединенных сил ВС США в процессе планирования операций в будущих вооруженных конфликтах должны учитывать два важных фактора: логистика и доступ. Ведь первая проблема, с которой столкнутся американские войска в случае начала вооруженного конфликта, это именно логистика – соединения и объединения ВС США преимущественно дислоцируются на континентальной части страны и переброска их в назначенные районы займет определенное время и силы. Особенно если учитывать, что личный состав и технику придется в большинстве случаев перебрасывать через Атлантический или Тихий океаны.

«Тирания расстояний всегда будет оказывать серьезное воздействие на войны, которые ведет Америка, тогда как объединенные силы окажутся перед необходимостью перебрасывать войска на огромные расстояния, а затем снабжать их горючим, боеприпасами, запчастями и продовольствием», – подчеркивается в документе.

Важным элементом для успешного применения объединенных сил ВС США, по мнению авторов доклада, будет являться и обеспечение доступа к глобальной инфраструктуре, под которой американские эксперты понимают морские, сухопутные и воздушные линии коммуникаций, собственно инфраструктуру, а теперь еще и космос и киберпространство. Везде «джи-ай» необходимо будет захватывать контроль. В качестве показательного примера успешного обеспечения контроля над глобальной инфраструктурой авторы исследования приводят недавние операции в Ираке: противнику так и не удалось перекрыть американским военным доступ к театру военных действий. Правда, будущие соперники могут оказаться не столь бессильными в этом вопросе.

Отсюда и второй важный фактор, который американским командирам необходимо будет учитывать в процессе планирования боевого применения объединенных сил ВС США. В частности, Пентагон может не иметь безопасного доступа к базам на ТВД, с которых войска смогли бы наносить удары по противнику и осуществлять развертывание в ходе операции. Таким образом, первой фазой военной кампании может стать захват необходимых баз в ходе воздушной или морской наступательной операции. И здесь американские войска рискуют столкнуться с весьма серьезным сопротивлением – благодаря стремительному расширению номенклатуры вооружений и военной техники, поступающей на международный рынок, даже небольшие страны сегодня могут без проблем обзавестись мощными системами оружия большой дальности. Поэтому объединенным силам следует более тщательно готовиться к противодействию таким вооружениям. «Сражение за доступ к театру военных действий может стать не только самым важным для объединенных сил, но и самым трудным эпизодом войны», – подчеркивается в докладе.

Как и следовало ожидать, лидирующая роль в вопросе обеспечения «гарантированного доступа» к необходимым районам планеты по-прежнему отводится военно-морским силам США. Но американские корабли станут и первыми целями для средств поражения большой дальности, имеющихся в распоряжении противника.
СТРАТЕГИЯ СДЕРЖИВАНИЯ И АСИММЕТРИЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
В докладе отдельное внимание уделено подготовке и проведению стратегического сдерживания в отношении противников Соединенных Штатов. Так, планирование операций по сдерживанию должно учитывать следующие особенности:

– американская стратегия сдерживания и осуществляемые в ее рамках действия должны разрабатываться и проводиться таким образом, чтобы воздействовать одновременно сразу на нескольких противников;

– возрастающая роль транснациональных негосударственных образований заставит американских военных осуществлять операции по сдерживанию с применением новых и нестандартных решений, еще не знакомых противнику;

– продолжающееся распространение оружия массового поражения приведет к тому, что Соединенные Штаты с большой долей вероятности могут сами стать объектом применения «технологии сдерживания».

Особо отмечается, что важнейшую роль в реализации стратегии сдерживания будут играть стратегические ядерные силы Америки. В свою очередь, объединенные силы ВС США должны быть готовы к ведению боевых действий в условиях применения противником ядерного или другого оружия массового поражения.

Что касается асимметричных войн, то, по мнению авторов доклада, вести их американским объединенным силам придется преимущественно с транснациональными организациями, получившими благодаря стремительному развитию коммуникаций возможность легко и быстро рекрутировать себе «бойцов», обучать их, формировать боевые ячейки и подразделения, а также поддерживать связь между всеми звеньями данной организации. И, что самое опасное, такие организации являются чрезвычайно мобильными и в высокой степени адаптивными к меняющейся стратегической или тактической обстановке.

В ходе борьбы с такой асимметричной угрозой объединенные силы в будущем столкнутся с определенного рода дилеммой. С одной стороны, как часть вооруженных сил США они должны уважать и соблюдать все международные нормы и конвенции, к которым присоединилась их страна. Но, с другой стороны, враг не будет делать то же самое и постарается использовать такую обязанность американских военных против них же самих.

Серьезную проблему для объединенных сил при ведении борьбы с иррегулярным противником будет представлять и необходимость более полного понимания американскими военными культуры, религиозных учений и традиций, истории и внутриполитической ситуации в стране пребывания. Поэтому, как указывают авторы документа, «война против иррегулярного противника в конечном итоге может быть выиграна только силами местных сил правопорядка». И здесь объединенным силам необходимо более активно оказывать помощь национальной полиции своими инструкторами и т.п.

Интересно, что основываясь на историческом опыте ВС США и армий других стран мира, авторы доклада рекомендуют Командованию объединенных сил по возможности не ввязываться в боевые действия с иррегулярными силами противника в городах и крупных населенных пунктах. Делать это надо только в крайних случаях, когда нет иной альтернативы. Но тогда, указывается в документе, командирам подразделений объединенных сил необходимо быть готовым к большим потерям среди личного состава и еще большим жертвам среди местного мирного населения. А к чему это может привести, эксперты напоминают в виде высказывания одного из американских армейских офицеров, участвовавшего в войне во Вьетнаме: «Нашим войскам пришлось разрушить населенный пункт для того, чтобы сохранить контроль над ним».

В обязанности командования объединенных сил и отдельных командиров также рекомендовано вменить более активное взаимодействие со средствами массовой информации – с целью создания положительного, более приемлемого для Пентагона имиджа самих объединенных сил и проводимых ими операций.
БУДУЩЕЕ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ
«Начальник КНШ и командующие видами ВС США периода 2030-х годов служат сегодня в войсках в званиях лейтенантов или капитанов. Все генералы 2030-х годов уже поступили к настоящему времени на военную службу. Другими словами, подготовка высшего командного состава американской армии 2030 года уже началась!» – отмечается в докладе. Отсюда делается вывод о первостепенной значимости качественного военного образования в ВС США. Без этого не будет побед в будущем.

«Способность к усвоению инноваций в мирное время и быстрой адаптации к текущей ситуации в годы войны требует от командиров и командных структур повышенной гибкости. А этого можно достичь только за счет качественной и всесторонней подготовки личного состава», – говорится в докладе. «Высшим пилотажем» должна стать способность командиров своевременно осознавать в военное время тот факт, что предвоенные наработки оказались в текущей ситуации ошибочны и предпринимать соответствующие действия по исправлению положения.

«Опыт Афганистана и Ирака показал – человеческий фактор значит для успешного ведения войны больше, чем все остальные. Технология – важна, оружие – тоже важно, но самое главное – это солдаты и офицеры», – особо подчеркивается в докладе. Учитывая это, рекомендуется не проводить кардинальное реформирование системы военного образования, а выводить его на более высокий уровень. Дабы готовить командиров нового поколения, великолепно разбирающихся не только в сугубо военных вопросах, но и в вопросах истории культуры и религии, а также образе жизни тех народов, на землях которых придется действовать объединенным силам ВС США в предстоящую четверть века.

В то же время авторы доклада громко заявили о необходимости проведения серьезных реформ в военном ведомстве Америки. По их мнению, для обеспечения эффективного функционирования вооруженных сил США в будущем необходимо как можно быстрее сегодня реформировать такие области, как закупки вооружений, военной и специальной техники, обмундирования, снаряжения и продовольствия, а также управление личным составом.

Особенно оказалась не готова военно-экономическая система страны к асимметричным войнам. Так, например, на противодействие угрозе со стороны самодельных взрывных устройств Пентагон потратил столько средств и так неэффективно, что вызвал нарекания даже у самых терпеливых конгрессменов. Счет перешел уже на миллиарды долларов. Если пересчитать эти затраты в отношении стандартного противника, то сумма будет просто астрономической и неприемлемой. В результате получается, что Китай, потратив меньше средств, чем США, получает аналогичный результат.

«Процедура закупок больше не является бюрократическим элементом – она уже оказывает влияние стратегического масштаба», – отмечается в документе.

Второе по важности влияние на будущее объединенных сил ВС США будет оказывать система управления личным составом. Она в своем нынешнем виде, если судить по докладу, предназначена для массовых армий периода холодной войны. И несмотря на то что Соединенные Штаты уже 35 лет имеют контрактную армию, многие положения «мобилизационной армии» все еще действуют, чем чрезвычайно «затрудняют жизнь» американским командирам. Авторы доклада призывают высшее военное командование США как можно скорее довести начатую давно реформу до логического конца и приступить к подготовке командных кадров нового поколения – на основе новой интеллектуализированной системы, способной удовлетворить спрос на командиров высокого профессионального уровня для объединенных сил ВС США.

Смотрите также

Источник: http://nvo.ng.ru/printed/220150
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: TheShadow (19.12.2008) | Автор: Владимир Щербаков
Просмотров: 1953 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar