Ход реализации иностранными государствами конвенции о запрещении химического оружия Полковник М. Пирогов Проблему распространения оружия массового поражения (ОМП) называют в числе основных угроз международной безопасности. В связи с этим вопросы соблюдения государствами обязательств в рамках договоров и соглашений в области ликвидации и нераспространения ядерного, химического и биологического оружия (ЯХБО) имеют особую актуальность. Мировое общественное мнение всегда решительно осуждало разработку и применение химического оружия и предпринимало шаги по ограничению его использования. Однако достигнутые соглашения неоднократно нарушались рядом стран, что вынуждало международное сообщество вновь и вновь приступать к активному обсуждению проблемы запрещения применения боевых отравляющих веществ. В настоящее время в данной сфере действует Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО). Документ налагает запрет на применение, разработку, производство, приобретение, передачу и накопление химического оружия. Каждый участник Конвенции обязуется ликвидировать все национальные запасы ХО и объекты его производства в течение 10 лет с момента вступления ее в силу (допускается продление этого срока до пяти лет)1. Данное соглашение было открыто к подписанию 13 января 1993 года на специальной церемонии в Париже и вступило в силу 29 апреля 1997-го после сдачи на хранение депозитарию - генеральному секретарю ООН - 65-й ратификационной грамоты. На сегодняшний день участниками Конвенции являются 184 государства. От присоединения к КЗХО пока воздерживаются семь стран: Ангола, Египет, Ирак, КНДР, Ливан, Сирия и Сомали, еще пять государств - Багамские Острова, Гвинея-Бисау, Доминиканская Республика, Израиль и Мьянма - подписали, но не ратифицировали ее. За время существования данного соглашения из эксплуатации были выведены все объявленные государствами-участниками 65 объектов по производству химического оружия, в том числе 42 демонтированы, а 19 переведены на выпуск гражданской продукции.
Полностью инвентаризованы и проверены официально объявленные запасы в шести заявивших о наличии у них химического оружия странах (Албания, Индия, Ливия, Республика Корея, Россия, США), что суммарно составляет свыше 70 тыс. т ОВ, из которых около 27,8 тыс. т (35 проц.) уже уничтожено. Расснаряжено и ликвидировано свыше 2,65 млн единиц (31 проц.) химических боеприпасов и контейнеров. Объекты по уничтожению ХО функционируют в Индии, РФ и США. Еще 13 государств (основные европейские страны, а также Австралия, Канада, Китай, Япония и Соломоновы Острова) задекларировали наличие «старого химического оружия» (произведенного до 1946 года). Три государства (Китай, Италия и Панама) заявили об имеющемся на их территории «оставленном химическом оружии» других стран. Япония, кроме того, обязалась уничтожить запасы своего ХО, оставшиеся на территории Китая со времен Второй мировой войны. Контроль за выполнением государствами - участниками КЗХО своих обязательств осуществляет специально созданная и расположенная в Гааге Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая контролирует его уничтожение, вывод из эксплуатации и последующее уничтожение или конверсию объектов по его производству. Тем не менее проблема уничтожения крупнейших арсеналов отравляющих веществ по-прежнему сохраняет свою актуальность. В настоящее время основное внимание уделяется процессу уничтожения ХО Соединенными Штатами, Ливией и Японией. Ливия предоставила данные о конверсии объектов по производству ОВ, планы строительства предприятий по уничтожению ХО и график работ по его ликвидации. Согласно планам полная конверсия «Фармакологических заводов № 1 и 2 в Рабте» завершится не позднее 31 декабря 2009 года (ранее был установлен срок 29 июля 2008-го). Строительство предприятий по уничтожению ХО намечается завершить в декабре 2008 года, а в период с марта 2009-го по апрель 2010-го должна полностью закончится ликвидация ОВ. Несмотря на увеличение сроков, деятельность Ливии по выполнению требований КЗХО в целом признается удовлетворительной. Япония прилагает заметные усилия по выполнению своих международных обязательств по уничтожению своего химического оружия, в том числе оставленного на территории КНР в годы Второй мировой войны. Так, совместно с Китаем создана компания по строительству объекта по утилизации ХО в г. Хаэрбалин (Дуньхуа, провинция Гирин) для ликвидации около 700 тыс. обычных и химических японских боеприпасов, обнаруженных в регионе. Финансирование проекта осуществляется Токио. Кроме того, японские специалисты продолжают работы по поиску мест захоронения химического оружия. В частности, они проводились в районах Лианхуапао (Дуньхуа, провинция Гирин), Нинган (провинция Хейлунцзян) и Байэне (автономный округ Внутренняя Монголия). Для уничтожения небольших захоронений предполагается использовать мобильные установки, которые, в соответствии с планами руководства Японии, начнут функционировать в 2010 году. Вместе с тем существующие разногласия в подходах руководства Токио и Пекина к решению ряда технических, финансовых, экологических и юридических вопросов приводят к затягиванию процесса уничтожения ОВ и несоблюдению сроков утилизации оставшихся химических боеприпасов, определенных в меморандуме между двумя странами. США ликвидировали 55,3 проц. (15 425 т) своих запасов ХО и 100 проц. производственных мощностей по его наработке. Однако большинство стран - участниц КЗХО настороженно относятся к динамике утилизации химического оружия в Соединенных Штатах. Поводом для беспокойства стало то, что в настоящее время Вашингтон признает: вопреки международным требованиям процесс уничтожения ОВ продолжится и после установленной Конвенцией даты - 29 апреля 2012 года2. По оценке американских экспертов, при сохранении нынешних темпов утилизации ХО и финансирования ведущихся работ к 2012 году Пентагон ликвидирует лишь около 70 проц. общего объявленного объема. Конгресс уже определил реальный срок реализации данной программы - до 2017 года. При этом общий объем затрат превысит 40 млрд долларов.
В настоящее время в США работы по уничтожению отравляющих веществ ведутся на
пяти объектах: Закрыты по причине завершения работ следующие объекты: Строящиеся объекты. Две опытные установки - в Пуэбло (штат Колорадо) и Блу-Грасс (Кентукки) - находятся на заключительном этапе проектирования и проведения начальных строительных работ (подъездные пути, подготовка территории). Подлежащие утилизации на них ОВ оцениваются в 2 846 мт (соответственно 2 371 и 475), что составляет около 10 проц. всего объема заявленных американцами запасов ХО. К строительству основных производственных корпусов планируется приступить в 2008-2009 годах, но сроки ввода в строй официально до сих пор не определены. Ориентировочно процесс уничтожения ОВ на данных объектах может начаться в 2011-2012 годах, а завершить его намечается к 2017-му, и это при условии дополнительного финансирования. В худшем случае сроки начала работ могут отодвинуться до 2013-2014 годов, а окончания - до 2020-2023-го. Таким образом, на сегодняшний день нет ясности в отношении времени окончательного завершения уничтожения американского химического арсенала, что связано в основном с затягиванием строительства двух крупных заводов - в Пуэбло и Блу-Грасс. Указанное обстоятельство не только способствует расшатыванию всей системы международного контроля за данным видом ОМП, но и стимулирует незаинтересованность США в своевременном выполнении другими государствами, прежде всего Россией, взятых на себя обязательств. По-видимому, этим и объясняются значительное сокращение за последние несколько лет (вплоть до полного прекращения в текущем году) финансовой помощи, оказываемой Вашингтоном РФ в утилизации ХО, а также попытки создания искусственных процедурных препятствий, например путем оказания давления на ОЗХО по незачету уничтожения российских запасов ОВ на объекте Марадыковский. При этом военно-политическое руководство США, официально декларируя свою приверженность требованиям Конвенции, на практике создает условия, которые могут затруднять проведение международных инспекций американских объектов химической промышленности и научно-исследовательских центров, занимающихся проблемами токсикологии, прикладной химии и специальных биотехнологий. Политика «двойных стандартов» администрации США и ее попытки выработки «особых» национальных условий для выполнения положений КЗХО создают опасные прецеденты в вопросе выполнения международных соглашений, что ослабляет систему международного контроля за химическим оружием. В связи с этим растет вероятность нарушений Конвенции отдельными странами, связанных с развитием их военно-химических программ и применения ОМП, в том числе химического оружия, террористическими организациями. Наличие в мире крупных военных арсеналов ОВ, трудности в ликвидации запасов ХО, сохраняющаяся угроза его применения в террористических целях, риск диверсий на предприятиях химической промышленности в значительной степени будут оказывать негативное влияние на всю совокупность факторов международной безопасности. В связи с этим контроль над ситуацией в рассматриваемой сфере и своевременное реагирование на возникновение новых угроз сохранят свою актуальность в ближайшей и среднесрочной перспективе. 1 Пять из шести государств - обладателей запасов ХО, включая Россию и США, воспользовались этим правом и получили разрешение на продление сроков уничтожения химического оружия. 2 В 2006 году Соединенные Штаты Америки уже обращались с просьбой о продлении десятилетнего срока уничтожения их химического оружия первой категории. Конференция государств-участников предоставила США отсрочку до 29 апреля 2012 года. Зарубежное военное обозрение №11 2008 С.10-14 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4632 | |
Всего комментариев: 0 | |