search
menu
person

NEWS AND UDATES


Взгляды военного руководства США на применение Сухопутных войск
HTML clipboard

Взгляды военного руководства США на применение Сухопутных войск

Полковник С. Кучумов

Сухопутные войска, как вид американских вооруженных сил, предназначены для обеспечения реализации военно-политических целей США во взаимодействии с национальными военно-воздушными и военно-морскими силами или самостоятельно.

Составляя основу наземных компонентов объединенных оперативных формирований, СВ должны быть готовы к выполнению следующих основных задач:
-осуществление стратегических перебросок войск, создание и развертывание наземных группировок в любом регионе мира в целях предотвращения возникновения вооруженного конфликта или его разрешения на начальном этапе развития;
- проведение оборонительных и наступательных операций во взаимодействии с другими видами ВС США и их союзников с целью решительного разгрома противника;
- проведение послевоенных операций для достижения стабильности в регионе (операции по стабилизации обстановки).
Для успешного решения задач при участии (проведении) в военных действиях сухопутные войска должны соответствовать следующим требованиям:
- поддерживать достаточный уровень боевой и мобилизационной готовности, обеспечивающий их способность быстро, а в отдельных случаях немедленно реагировать на кризисные ситуации;
- обладать высокой ударной силой, огневой мощью, стратегической и тактической мобильностью;
- иметь уровень оперативной и боевой подготовки, обеспечивающий эффективное решение задач, которые могут быть им поставлены в ходе участия в военных действиях;
- обладать оперативной и технической совместимостью с другими видами вооруженных сил.

При решении возложенных на них задач сухопутные войска используют различные формы и способы применения штатных сил и средств, которые совершенствуются по мере развития военного искусства.
До 70-х годов XX века СВ США фактически не имели доктринального документа, определяющего основы их применения.

Оценив действия американских сухопутных войск в войне во Вьетнаме как малоэффективные, командование данного вида ВС было вынуждено пересмотреть направленность оперативной и боевой подготовки формирований и в ходе ее сделать акцент на возможном участии не в глобальной войне, а в конфликтах ограниченного масштаба. При этом стало очевидным, что без всестороннего анализа опыта прошедших войн и военных конфликтов, без создания теоретической базы в виде концепций и доктринальных документов по вопросам строительства и применения сухопутных войск, увязанной с аналогичными изысканиями в других видах американских вооруженных сил, обеспечить качественную подготовку войск невозможно.

В результате проведенных командованием сухопутных войск мероприятий в середине 70-х годов был разработан полевой устав FM 100-5 «Операции (боевые действия)», впервые на доктринальной основе определивший формы их применения. В 1982 году данный документ закрепил положения поистине революционной для того времени концепции применения СВ - «Воздушно-наземная операция». Впервые за долгую историю развития военно-теоретической мысли в США оперативное искусство было признано в качестве полноправной составной части военного искусства, что и нашло отражение в новой редакции полевого устава FM 100-5. В течение последующих лет он дорабатывался и переиздавался, оставаясь фактически концептуальным документом по вопросам применения СВ.

Наступательная операция
Цели:
- нарушение боевого порядка (оперативного построения), окружение и уничтожение войск (сил) противника;
- захват ключевых объектов (участков местности); - лишение противника всех видов ресурсов;
- добывание разведывательных сведений; - введение противника в заблуждение;
- обеспечение благоприятных условий для проведения операции по стабилизации обстановки
Решаемые задачи:
- сближение с противником;
- проведение атаки;
- развитие успеха;
- преследование противника
Оборонительная операция
Цели:
- сдерживание или срыв наступления противника;
- выигрыш времени;
- сохранение своих сил и средств;
- удержание своих ключевых объектов (участков местности);
- защита населения и особо важных объектов инфраструктуры;
- добывание разведывательных сведений
Решаемые задачи:
- ведение мобильной обороны;
- ведение позиционной обороны;
- осуществление отхода
Операция по стабилизации обстановки
Цели:
-обеспечение безопасности обстановки в зоне конфликта;
- обеспечение контроля территории;
- обеспечение поддержки правительства страны пребывания населением;
- создание условий для деятельности межведомственных структур и жизнедеятельности населения страны пребывания
Решаемые задачи:
- обеспечение безопасности населения;
- обеспечение деятельности органов государственного управления;
- восстановление системы обеспечения основных нужд населения;
- оказание поддержки гражданским властям;
- содействие восстановлению экономики и объектов инфраструктуры страны пребывания
Операция по поддержке гражданских структур
Цели:
- спасение жизни людей;
- восстановление системы обеспечения основных нужд населения;
- восстановление и обеспечение правопорядка;
- защита основных объектов инфраструктуры и частной собственности;
- восстановление деятельности местных органов власти и оказание им поддержки;
- создание условий для деятельности межведомственных структур
Решаемые задачи:
-оказание помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов;
- оказание помощи по обеспечению правопорядка;
- оказание других видов помощи
Рис. 1. Характеристика видов военных действий сухопутных войск США
Рис. 2. Виды комбинированных действий формирований СВ США в различных условиях военно-политической обстановки

В 1999 году начался процесс коренного реформирования сухопутных войск США, в ходе которого был принят ряд документов, определяющих их применение.

В феврале 2008 года был издан обновленный (после 2001 года) Полевой устав FM 3-0 (измененная нумерация FM 100-5). В нем изложены современные взгляды американского военного руководства на применение сухопутных войск, согласно которым для достижения победы над противником формирования данного вида ВС должны быть способны проводить не только оборонительные и наступательные операции (боевые действия), но и операции по стабилизации обстановки и поддержке гражданских структур. В боевом уставе раскрыто содержание и приведена характеристика военных действий (основные цели и решаемые задачи, рис. 1).

Наступательная операция предполагает уничтожение живой силы, а также захват территории, объектов и ресурсов противника. Ее проведение вынуждает противника к активным действиям, при этом он проявляет как сильные, так и слабые свои стороны. Успешные наступательные действия негативно влияют на моральное состояние противника. Их эффективность во многом зависит от наличия точных сведений о противостоящей стороне, характера местности и погодных условий. В ходе наступательной операции решаются следующие основные задачи: сближение с противником, проведение атаки, развитие успеха и преследование противника.

Оборонительная операция осуществляется в целях отражения агрессии, а также для выигрыша времени, сохранения своих сил и средств и создания условий для проведения наступательной операции или операции по стабилизации обстановки. При этом противнику должен наноситься максимальный урон. Основными задачами, решаемыми в ходе такой операции, являются: ведение мобильной и позиционной обороны, а также осуществление отхода.

Операция по стабилизации обстановки предполагает проведение вне территории США комплекса мероприятий во взаимодействии с органами власти страны пребывания. В ходе ее решаются следующие основные задачи: обеспечение безопасности населения; оказание поддержки и обеспечение деятельности органов государственного управления; восстановление системы обеспечения основных нужд населения; содействие восстановлению экономики и объектов инфраструктуры страны пребывания.

Операция по поддержке гражданских структур проводится на территории США в целях спасения жизни людей, восстановления системы обеспечения основных нужд населения, обеспечения защиты основных объектов инфраструктуры и частной собственности, восстановления деятельности местных органов власти и оказания им всесторонней поддержки. Основными задачами, решаемыми в ходе операции данного вида, являются: оказание помощи местным органам власти при ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов и других кризисных ситуаций.

Согласно положениям нового устава в современных условиях в ходе участия в объединенных операциях формирования сухопутных войск должны быть готовы к ведению комбинированных действий - наступательных, оборонительных и по стабилизации обстановки (по поддержке гражданских структур), одновременно. При этом очередность, масштаб и интенсивность таких действий в каждой конкретной операции будут зависеть от сложившейся обстановки (рис. 2).

Уставом внесены некоторые изменения также в организацию управления войсками при подготовке и в ходе операции (боевых действий). В частности, на ее начальном этапе командиры (начальники) должны доводить до подчиненных только их задачу и конечную цель, а не определять способы решения (достижения). По мнению американских военных специалистов, это позволяет подчиненным проявлять разумную инициативу, что очень важно в ходе боя, особенно когда сложившаяся обстановка требует от них принятия немедленного решения.
Положения Полевого устава FM 3-0, являющегося основным среди доктри-нальных документов по применению сухопутных войск, более детально раскрываются в ряде других уставов и наставлений данного вида вооруженных сил.

В них акцентировано внимание на объединенном характере операций в современных условиях, а также на особой роли организации и проведения мероприятий по постконфликтному урегулированию обстановки, основными целями которых являются:
- обеспечение безопасности мирного населения;
- воссоздание местных правоохранительных структур;
- восстановление системы обеспечения жизненно важных потребностей населения;
- оказание помощи и всесторонней поддержки новому (проамериканскому) правительству, а также содействие в восстановлении основных объектов экономики и инфраструктуры страны пребывания.

В частности, в уставе FM 3-07 «Операции по стабилизации обстановки» уточнена трактовка ряда таких понятий, как «нестабильное государство», «временная военная администрация», «трансформация конфликта», «разоружение, демобилизация и реинтеграция местного населения». При этом обращает на себя внимание расплывчатое толкование понятия «нестабильное государство». Согласно документу таковым может считаться «государство, в котором слабость его местных органов власти может угрожать дееспособности центрального правительства». Иными словами, любое государство, испытывающее кризис политической и административной системы государственной власти, может быть классифицировано американцами как «нестабильное» и требующее проведения на его территории операции по стабилизации обстановки.

Кроме того, в последние годы командованием учебным и научных исследований по строительству сухопутных войск США издана серия документов, раскрывающих взгляды американского военного руководства на их применение в 2015-2024 годах с учетом нового облика СВ, который те приобретут после завершения коренной реорганизации.

Американские военные аналитики считают, что сухопутные войска нового типа смогут проводить операции в любых условиях обстановки и с использованием как обычного вооружения, так и оружия массового 'поражения. Они будут ориентированы на решение задач по обеспечению национальной безопасности США. Помимо возможности нанесения упреждающих ударов формирования американских сухопутных войск будут готовы к быстрым и решительным действиям в любом регионе мира, участвовать в длительных крупномасштабных кампаниях, а также в операциях по стабилизации обстановки в постконфликтный период и по поддержке гражданских структур США.

Кроме того, соединения, части и подразделения сухопутных войск будут обучены и соответствующим образом технически оснащены для возможного проведения самостоятельных боевых действий, а также для участия в объединенных, многонациональных (коалиционных) операциях различного вида. Способность к непрерывному взаимодействию в составе разнородных (разновидовых) группировок войск (сил) станет отличительной особенностью формирований данного вида ВС нового типа. Основные тактические соединения СВ - бригады смогут самостоятельно действовать без дополнительной подготовки в течение нескольких суток после прибытия в район оперативного предназначения. Их главной задачей в этом случае будет предотвращение перерастания конфликтной ситуации в крупномасштабную войну. При ведении вооруженными силами США последней соединения нового типа будут участвовать в операциях различного вида в составе объединенных оперативных формирований или группировок многонациональных сил и добиваться реализации американских национальных интересов разными способами, вплоть до решительного разгрома противника.

Зарубежное военное обозрение №1 2009 С.32-35

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (03.03.2009) | Автор: Полковник С. Кучумов
Просмотров: 5162 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 Sasha_r_2001 • 22:54, 23.03.2009
biggrin biggrin
avatar