Программа модернизации вертолётов OH-58 "Кайова Уорриор"Капитан Е. Круглов Вертолеты OH-58D(I) "Кайова Уорриор" составляют основу парка многоцелевых вертолетов сухопутных войск США. На вооружение они начали поступать в 1986 году. С целью повышения эффективности боевого применения, надежности и снижения стоимости эксплуатации этих вертолетов проводятся работы по их модернизации в рамках программы CASUP (Cockpit and Sensor Upgrade). Данная программа направлена на усовершенствование вертолетов до модификации OH-58F путем их оснащения современным БРЭО.
Основными направлениями модернизации являются: установка новой оптико-электронной системы (ОЭС) AN/AAS-53 в носовой части фюзеляжа; оборудование кабины экипажа информационно-управляющей подсистемой CDS5 (Control and Display Subsystem 5); установка системы CMWS (Common Missile Warning System), сопряженной с устройством выброса ложных тепловых целей (ЛТЦ); оснащение двигателя вертолета двухканальной цифровой системой управления FADEC; обеспечение возможности взаимодействия с БЛА; установка дополнительного радиосвязного оборудования. Наиболее значительным отличием ОН-58F от вертолетов предыдущей модификации станет установка ОЭС AN/AAS-53 в носовой части машины. Она заменит ОЭС MMS, расположенную над втулкой несущего винта вертолета OH-58D(I). Этим обусловлено изменение конструкции втулки несущего винта, а также увеличение высоты шасси на 35 см. По сравнению с тепловизионными и телевизионными системами первого поколения в ОЭС третьего поколения -AN/AAS-53. вероятность распознавания целей в инфракрасном (ИК) диапазоне увеличена на 55 %, в видимом - на 20 % В этой системе реализован комбинированный способ отображения информации ИК- и видимого диапазона для улучшения четкости изображения в условиях тумана и задымленности. В состав ОЭС AN/AAS-53 входит: ИК-система с широким углом поля зрения, работающая в диапазоне 3-5 мкм; многоспектральная ИК-система, предназначенная для обзора пространства в темное время суток; телевизионная система с усилителем яркости изображения; телевизионная система, работающая в ближнем ИК-диапазоне (8-14 мкм); двухдиапазонный лазерный дальномер-целеуказатель, использующий в том числе и безопасное для глаз лазерное излучение; лазерный маркер. В перспективе ожидается реализация возможности обработки потокового видео высокого разрешения (1920х1080 пикселей). Масса системы 73 кг. Она установлена на БЛА MQ-1C "Грей Игл". К достоинствам ОЭС AN/AAS-53 по сравнению с MMS следует отнести: меньшую стоимость эксплуатации, на 23 кг меньшую массу, увеличенную точность распознавания целей и целеуказания, а также возможность осуществления обзора в нижней полусфере и выдачи целеуказаний БЛА. Недостатками новой ОЭС являются ограничение тактических приемов применения в условиях решения боевой задачи в районах с преобладающими лесными массивами и другими ограничивающими видимость преградами, а также отсутствие демпфирующего действия, которое оказывала ОЭС, установленная над втулкой несущего винта. В этой связи для обеспечения требуемого уровня прочности фюзеляж будет усилен новыми поперечными и боковыми балками. В состав экипажа вертолета ОН-58F входит два летчика, но для управления достаточно наличие одного. Кабину экипажа планируется оснастить информационно-управляющей подсистемой CDS5, В ее состав входят три цветных многофункциональных дисплея (два многофункциональных дисплея (МФД), размером 12,7 х 17,8 см и один 15,2х20,3 см), шина обмена данными стандарта Mil-Std-1553В.
На МФД будут отображаться пилотажно-навигационная информация, информация, полученная с ОЭС AN/AAS-53, электронные карты местности, информация об обстановке на поле боя и степенях угрозы средств поражения. Архитектура информационно-управляющей подсистемы допускает подключение дополнительных устройств. С целью повышения боевой живучести на вертолете новой модификации будут установлены следующие подсистемы информационного обеспечения радиоэлектронной борьбы (РЭБ): станция предупреждения о пуске ракет AN/AAR-57CMWS; станции предупреждения о радиолокационном (APR-39A(v)4) и лазерном облучении (AN/AVR 2В). Объем памяти интегрированного управляющего устройства обработки данных IMCPU (Integrated Master Control Processing Unit) будет в 32 раза больше, чем у устройства обработки вертолета OH-58D. Возможности IMCPU позволят одновременно отображать информацию со всех подсистем информационного обеспечения РЭБ, а также поступающую с ОЭС, не расходуя при этом ресурсы основного процессора. Еще одним важным усовершенствованием будет обеспечение возможности взаимодействия с БЛА. Руководство СВ намеревается сформировать разведывательно-ударные эскадрильи, в состав которых войдут вертолеты OH-58F и БЛА RQ-7 "Шэдоу". Комплект вооружения OH-58F будет включать пулеметы МЗР калибра 12,7 мм. На этом вертолете должна быть установлена дополнительно вторая радиостанция AN/ARC-231, обеспечивающая КВ-, УКВ-, а также спутниковую связь. Радиосвязное оборудование будет интегрировано в информационно-управляющее поле кабины. Аппаратура IDM 304 позволит осуществлять обмен текстовыми сообщениями. Информационно-управляющая подсистема CDS5 посредством трех шин обмена данных стандарта Mil-Std-1553В будет соединена с ОЭС AN/AAS-53, компонентами системы жизнеобеспечения, четырьмя радиостанциями (двумя AN/ARC-231 и двумя- AN/ARC-201 УКВ-диапазона), инерциальной навигационной системой с коррекцией от приемника КРНС "Навстар" P3I EG1, системой диагностики HUMS, а также пусковыми установками. Одновременно с проведением модернизации ОН-58D(I) специалисты фирмы "Белл" занимаются разработкой перспективного вертолета OH-58F на базе OH-58F. Он будет оснащен более мощным двигателем HTS 900 фирмы "Ханиуэлл", усовершенствованной трансмиссией и несущей системой. ЛА прошел температурные испытания И испытания на максимальную высоту полета, подтвердившие, что статический потолок при температуре воздуха 35°С и нормальной боевой нагрузке превышает 1 800 м. Это одно из основных требований, предъявляемых к новому разведывательно-ударному вертолету. Вертолет будет иметь второй уровень взаимодействия с БЛА, но в перспективе планируется реализовать четвертый уровень взаимодействия (управление БЛА, его полезной нагрузкой, а также возможность избирательного приема информации).
Несмотря на выполнение программы модернизации вертолетов OH-58D(I), руководство сухопутных войск США в настоящее время занимается реализацией программы AAS (ArmedAerial Scout). В ее рамках организован конкурс, в результате которого будет выбран разведывательно-ударный вертолет, предназначенный для замены OH-58DH). Перспективная машина должна обеспечить возможность получения и передачи больших объемов информации об обстановке на поле боя, иметь увеличенную продолжительность полета, а также статический потолок не менее I 800 м при температуре воздуха 35°С без учета влияния земли с нормальной боевой нагрузкой и крейсерскую скорость полета на менее 250 км/ч. Как полагают американские специалисты, вертолет будет способен находиться в режиме висения в течение 1 ч на удалении 215 км от места базирования. Как отмечается в зарубежных военных СМИ, по состоянию на 2013 год рассматриваются следующие образцы машин: OH-58F Block 2 компании "Белл". AH-6i фирмы "Боинг", AW-119 компании "Агуста-Уэстленд", а также AAS 72Х+ концерна EADS. Не исключено участие в этой программе вертолета, разработанного по программе Х2, фирмы "Сикорский". Поступление на вооружение нового разведывательно-ударного вертолета ожидается не ранее 2024 года.
Таким образом, в результате реализации программы модернизации вертолетов OH-58D(I) повысится уровень ситуационной осведомленности их экипажей за счет установки новой ОЭС и переоборудования информационно-управляющего поля кабины. Кроме того, появится возможность взаимодействия с БЛА. Эта программа позволит повысить эффективность применения данных вертолетов в ходе современных боевых действия, но также не приведет к увеличению ресурса планера. Выполнение данных программ позволит снизить финансовые затраты на производство новых разведывательно-ударных вертолетов, выбранных по программе AAS, только в том случае, если будет принято решение о поступлении на вооружение вертолета OH-58F Block 2. Данный вертолет не будет обладать такими рекордными летно-техническими характеристиками, как Х2, но в то же время сможет решать поставленные боевые задачи с высокой эффективностью. Принятие его на вооружение будет оправдано с экономической точки зрения, а также с точки зрения удобства эксплуатации, так как переучивание летно-технического состава в значительной степени упростится. Ожидается, что новый разведывательно-ударный вертолет будет принят на вооружение не ранее 2024 года. Зарубежное военное обозрение. - 2013. - №8. - С. 70-73 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 24564 | | |
Всего комментариев: 0 | |