Разработка АСУ и информационных технологий в ВМС США
Капитан 1 ранга И. Быков
Одна из программ, разработанная в рамках новой военной доктрины США, предусматривает создание глобальной информационно-управляющей структуры для вооруженных сил (ВС) США. Она обеспечит автоматизированное управление всеми силами и средствами по единым планам подготовки и проведения коалиционных операций различного масштаба в любом регионе мира, а также позволит вести боевые действия с совмещением этапов ведения разведки, выработки решения и нанесения ударов при сведении к минимуму влияния человеческого фактора на поле боя. Суть идеи заключается в более эффективном доведении информации до непосредственных участников боевых действий. Еще в 1993 году комитет по науке МО США провел исследование основных положений концепции по созданию глобальной информационно-управляющей структуры, на основе которых был сделан вывод о ее недостаточной эффективности и необходимости более тесной интеграции с другими программами. Для реализации данного предложения была создана служба CISA (Pentagon's С4 Integrated Support Activity), основной задачей которой стала координация работ, проводимых в указанном направлении во всех видах ВС США. Результатом воплощения этой программы в жизнь стала глобальная система оперативного управления (ГСОУ) ВС США (Global Command and Control System, GCCS). Одна из ее составных частей - подсистема ВМС США GCCS-M (Global Command and Control System-Maritime), - в свою очередь, была создана по программе "Коперник". Характер субсидирования этих разработок показывает, насколько важную роль отводит Пентагон данному вопросу В частности, в 1999 и 2000 годах ВМС США выделили соответственно 608 и 712 млн долларов только на дальнейшую разработку информационной инфраструктуры системы С4!, обеспечивающей полномасштабное взаимодействие кораблей ВМС США. Как же сейчас идут работы по реализации этих программ? Глобальные системы оперативного управления ВС США GCCS и ВМС США GCCS-M. В настоящее время в стратегическом звене управления ВС США продолжаются работы по замене системы ВС США WWMCCS (World-wide Military Command and Control System) новой - GCCS, которая обеспечит: - предупреждение о внезапном нападении; - контроль за ходом приведения в высшие степени боевой готовности и отмобилизованном ВС; - планирование действий ВС в обычных и кризисных условиях; - определение вариантов использования сил; - организацию различных видов оперативного и боевого обеспечения; - предоставление доступа к разнообразной информации. Наряду с аналогичными системами ВВС и сухопутных войск подсистема GCCS-M обеспечивает: - совместимость с более чем 100 существующими информационно-боевыми системами коалиционных ВМС, включая перспективную автоматизированную систему управления (АСУ) силами и средствами ПВО/ПРО оперативного соединения кораблей ВМС США СЕС (Cooperative Engagement Capability); - решение задач сбора, обработки, хранения, отображения и обновления в реальном масштабе времени данных о местонахождении своих сил, сил противника и нейтральных государств на ТВД; - выработку рекомендаций по планированию и ведению боевых действий для командиров различных уровней (от оперативного соединения флота и ниже). В своих планах командования ВС и ВМС США постоянно делают акцент на модернизации существующих, а также на разработке и внедрении новых информационных систем, которые намечается использовать при проведении сухопутных и морских операций в XXI веке. Автоматизированная система боевого управления ACDS (Advanced Combat Direction System) предназначена для замены устаревшей боевой информационно-управляющей системы (БИУС) NTDS, установленной на надводных кораблях (НК) основных классов (за исключением КР УРО типа "Тикондерога" и ЭМ УРО типа "Орли Бёрк", оборудованных системой "Иджис"). АСБУ ACDS обладает рядом преимуществ по сравнению с устаревшей БИУС: - оснащена более совершенной системой опознавания "свой - чужой"; - позволяет классифицировать цели большим числом способов; - может одновременно сопровождать в 8 раз больше целей по сравнению с существующими АСБУ, а дальность сопровождения увеличена в 4 раза; - обеспечивает управление оружием корабля в автоматическом и полуавтоматическом режимах; - обладает более широкими возможностями автоматического управления средствами РЭБ кораблей в составе соединения с минимальным временем реакции на наиболее угрожаемом направлении; - позволяет управлять системами оружия в масштабе соединения с возможностью уточнения данных каждым командиром корабля; - обладает большими радиусом обнаружения воздушных целей и возможностями по сопровождению целей. АСБУ ACDS обеспечивает: полную совместимость с корабельными АСБУ других типов ВМС США и НАТО; интегрирование данных от средств обнаружения и систем управления оружием своего корабля с данными об обстановке на ТВД, поступающими от кораблей соединения, частей других видов ВС США и их союзников, а также обмен информацией по каналам связи систем передачи данных "Линк-4, -11, -14 и -16"; возможность включения в локальную вычислительную сеть; перехват низколетящих воздушных целей и выдачу целеу-казаний истребителям-перехватчикам. Кроме того, в системе предусмотрена возможность изменения программного обеспечения применения оружия. Установка АСБУ ACDS проводится в два этапа. На первом этапе в промежуточном варианте АСБУ - ACDS Block 0 - устаревшее компьютерное оборудование и программное обеспечение предполагается заменить современным, а на втором - комплект системы ACDS Block 0 - комплектом Block 1 с более совершенным программным обеспечением и модернизированным вариантом аппаратуры объединенной системы связи и распределения данных JTIDS. АСУ цифровыми сетями ADNS (Automated Digital Network System) представляет собой автоматизированную систему цифровой связи, предназначенную для своевременного приема и передачи данных пользователю. Она разработана на основе использования аппаратного и программного обеспечения двойного назначения - протокола IP (Internet Protocol) и технологии ISDN (Integrated Services Digital Network). Протокол IP, применяемый на межсетевом уровне, позволяет оконечным устройствам (терминалам) взаимодействовать между собой через одну или несколько сетей и обеспечивает независимость процесса передачи информации. Технология ISDN обеспечивает пользователю доступ к информационным ресурсам в цифровых сетях, а также дает ему возможность передавать и получать речевые сообщения, цифровые и видеоданные в реальном масштабе времени.' Она получила широкое распространение в мире в качестве признанного стандарта, так как обладает следующими преимуществами: простота использования, высокое быстродействие, удобный интерфейс и эффективные средства управления, характерные для цифровых сетей. Система ADNS включает: интегрированную систему сетевого управления; систему маршрутизации и коммутации информации потребителю; протоколы, обеспечивающие потребителю доступ к требуемой информации. Она будет работать в режиме, имеющем самый высокий гриф секретности. Распределение информации по уровням секретности (от "несекретного" до "совершенно секретного") будет осуществляться с помощью сетевой системы шифрования NES (Network Encryption System), которая затем будет заменена новым программным продуктом EIP (Embedded INFOSEC Product). Система спутниковой связи "Челендж Афина" предназначена для высокоскоростной передачи данных (1,544 Мбит/с) военного назначения и рассчитана на использование коммерческих спутников, чтобы не загружать и без того перегруженные спутниковые системы связи МО США. Она обеспечивает потребителю доступ к информации, полученной от спутников видовой разведки, к базам данных разведывательных служб Соединенных Штатов и другим компьютеризированным базам данных. Система осуществляет передачу данных тактическим истребителям, информации о перенацеливании КРМБ "Томахок", позволяет передавать данные как секретного, так и несекретного характера, полученные по каналам Интернет, а также обслуживает глобальную сеть информационных систем МО DISN. Командование ВМС США устанавливает терминалы спутниковой системы "Челендж Афина" в первую очередь на штабных кораблях, авианосцах и универсальных десантных кораблях, однако в дальнейшем аналогичными терминалами планируется оснастить все надводные корабли. Не исключено, что данная спутниковая система будет задействована при реализации программы MARITECH, целью которой является полная компьютеризация всех сфер деятельности ВМС - от систем глобального автоматического контроля за местонахождением и состоянием всех кораблей ВМС США с помощью спутников связи до организации внутрикорабельной компьютерной связи между членами экипажа. Высокоскоростная линия связи CHBDL-ST (Common High Band Data Link-Shipboard) предназначена для высокоскоростного обмена фото- и видеоданными в звене "корабль - самолет ДРЛО" или "корабль - самолет-разведчик". CHBDL-ST сопряжена с РЛС AN/ULP-20 и системой обработки видовой информации, которая была разработана для национальных ВС. Кроме того, она связана с усовершенствованной системой ведения воздушной разведки, установленной на самолетах ES-3A и U-2. АСУ ПВО/ПРО, разработанная для оперативных соединений ВМС США и получившая название СЕС (Cooperative Engagement Capability), предназначена прежде всего для перехвата малозаметных высокоскоростных и низколетящих ПКР. Малое подлетное время ПКР и способность совершать противозенитный маневр вынуждают использовать в процессе обнаружения, сопровождения и перехвата ракет средства ПВО других кораблей и самолетов оперативных соединений. Обязательным условием взаимодействия пространственно-разнесенных средств ПВО/ПРО является наличие работающей в реальном масштабе времени автоматизированной системы обмена и обработки данных о воздушной обстановке в районе боевых действий, способной рассчитывать оптимальный вариант совместного перехвата целей и согласованно управлять корабельными ЗРК и другими средствами ПВО/ПРО. АСУ СЕС включает корабельные и авиационные комплекты аппаратуры обработки и обмена данных, сопряженные со средствами обнаружения, сопровождения и управления оружием кораблей. Благодаря наличию этих комплектов дальность обнаружения низколетящих целей увеличивается в 2 раза, что повышает эффективность средств ПВО. Использование данной системы позволяет кораблям уничтожать ПКР на расстояниях, превышающих радиус действия корабельных РЛС. Зарубежные специалисты отмечают, что СЕС обеспечивает оперативному соединению полное превосходство в воздухе. Для обмена между кораблями в реальном масштабе времени большими массивами данных существующей в ВМС США пропускной способности линий передачи данных недостаточно. Поэтому информацию о воздушной обстановке потребителям, не имеющим АСУ СЕС, предполагается выдавать с помощью аппаратуры, сопряженной с системой распределения данных JTIDS. Эффективность работы АСУ СЕС зависит от возможностей аппаратного и программного обеспечения, обслуживающего средства обнаружения, сопровождения и управления оружием. Поэтому в 1997 году ВМС США и корпорация "Конкаррэнт компьютер" подписали контракт, предусматривающий установку на КР УРО типа "Тикондерога" пяти программных комплексов (ПК) Power MAXION, функционирующих в реальном масштабе времени, и разработку соответствующего программного обеспечения. В дальнейшем планируется установить такие ПК на всех КР УРО типа "Тикондерога" и ЭМ УРО типа "Орли Бёрк". Корабельными комплектами АСУ СЕС намечается оснастить все авианосцы, КР УРО типа "Тикондерога", ЭМ УРО типа "Орли Бёрк", ЭМ УРО типа "Кидд", ЭМ типа "Спрюенс", УДК типов "Уосп" и "Та-рава", ДВКД типа "Сан-Антонио". Авиационный комплект АСУ СЕС, разработанный на базе корабельного, представляет собой его облегченный вариант, включающий средства обработки СЕР (Cooperative Engagement Processor) и распределения данных DDS (Data Distribution System). Комплекты устанавливаются на самолетах ДРЛО Е-2С "Хокай-2000" ВМС США. Все данные, получаемые непосредственно с помощью бортовой аппаратуры самого самолета, а также поступающие с других воздушных (Е-3 AWACS) и морских носителей, оснащенных АСУ СЕС, обрабатываются в реальном масштабе времени. Качество решения разведывательных задач самолетом Е-2С "Хокай-2000" повышается за счет внедрения методов сличения информации всех видов разведки на борту самолета. АСУ СЕС будет полностью совместима с БИУС ACDS Block 1, которая сейчас находится на стадии разработки и испытания. В настоящее время программа СЕС, первоначально разрабатываемая для поражения ПКР и КРМБ, рассматривается как морской компонент региональной системы ПРО. Глобальная служба спутникового вешания GBS (Global Broadcasting Service) позволяет осуществлять непрерывную высокоскоростную одностороннюю передачу данных (информации) потребителю в целях оказания поддержки в ходе повседневной боевой деятельности, спецдеятельности и при проведении учений. Кроме того, она обеспечивает передачу данных о текущей тактической обстановке и целеуказаний для систем оружия. Служба GBS включает космический элемент, наземные станции контроля и управления, а также приемную аппаратуру потребителей. Объединенная служба спутникового вещания IBS (Integrated Broadcast Service) npeдоставляет командирам и начальникам тактического звена ВМС США данные об обнаружении и сопровождении целей противника, а также передает данные целеуказания на корабли, находящиеся в зоне ведения боевых действий. Технически служба представлена сетью приемопередающих станций, которые обеспечивают пользователей данными о цели в полном объеме. Затем они поступают на терминал JTT (Joint Tactical Terminal) потребителя, который дешифрует, обрабатывает, форматирует и распределяет эту информацию. Служба IBS объединяет в единую сеть, работающую в УКВ-диапазоне, следующие системы: - передачи данных TDDS (TRAP Data Dissemination System); - высокоскоростного обмена разведывательными данными TR1XS (Tactical Reconnaissance Intelligence Exchange System): - высокоскоростного обмена тактическими данными TACIXS-B (Tactical Data Information Exchange - В); - передачи тактической информации TIBS (Tactical Information Broadcast Service). Однако служба IBS может осуществлять передачу данных также через другие системы связи, работающие в СВЧ-, КВЧ- и УКВ-диапазонах. Объединенная командно-информационная система ВМС JMCIS (Joint Maritime Command Information System) предоставляет командирам оперативных соединений, командующим береговыми службами ВМС США и командирам тактического звена информацию о дислокации сил, как своих, так и противника. Эта АСУ является связующим звеном между глобальной системой управления вооруженными силами GCCS и командирами различных уровней. Внедрение данной информационной системы позволяет военно-морскому командованию более оперативно и качественно осуществлять разработку и проведение операций тактического уровня. Установка оборудования системы с программным обеспечением версии 2.2 началась в 1998 году на штабных кораблях 6-го и 7-го оперативных флотов ВМС США ("Ла Саль" и "Блю Ридж" соответственно) и НК, входящих в состав авианосно-ударных или амфибийно-десантных групп. В качестве основной операционной системы используется Windows NT 4.0 (5.0), а офисного программного обеспечения - MS Office 97, MS Exchange и MS Outlook. Сети передачи данных должны обеспечить скорости не менее 100 Мбит/с. Намечено также корпоративное использование программного обеспечения сетей MCIS, NSIPS, TAMPS и GCSS путем обеспечения доступа к их ресурсам. Внедрение средств управления и связи системы JMCIS позволяет использовать инфраструктуру автоматизированной системы передачи сообщений DMS (Defense Message System). JMCIS включает три взаимосвязанных компонента: корабельный -JMCIS-Afloat (ранее назывался NTCS-A), береговой - JMCIS-Ashore и стационарный/ мобильный - JMClS-Tactical/Mobile (JMCIS-T/M). Корабельные терминалы JMCIS-Afloat установлены на всех штабных кораблях, авианосцах, а также на КР УРО типа "Тикондерога", ЭМ УРО типа "Орли Бёрк", ДКУ типов "Уосп" и "Тарава". Планируется разместить терминалы JMCIS-Afloat на ДВКД типа "Сан-Антонио". Береговые терминалы JMCIS установлены во всех командных центрах флотов, которые развернуты при штабах главнокомандующих Тихоокеанским (ВМБ Перл-Харбор) и Атлантическим (ГВМБ Норфолк) флотами, а также при штабе главнокомандующего ВМС США в Европейской зоне (г. Лондон). В состав компонента JMCIS-T/M входят мобильные элементы: оперативные центры управления МОСС (Mobile Operations Control Centers), посты управления MICFAC (Mobile Integrated Command Facilities), береговые терминалы MAST (Mobile Ashore Support Terminal) и стационарные - центры обеспечения TSC (Tactical Support Centers). МОСС и TSC занимаются информационным обеспечением самолетов БПА. Дальнейшее развитие системы JMCIS будет происходить в соответствии со стандартами, определенными для общей операционной среды. После установки аппаратных средств системы JMCIS на объекты ВМС США планируется дальнейшее совершенствование систем связи, программного и математического обеспечения. По завершении доработок и модернизации JMCIS постепенно преобразуется в новую глобальную систему оперативного управления военно-морскими силами GCCS-M. Система обработки данных видовой разведки JSIPS (Joint Service Imagery Processing System) предназначена для приема и обработки данных оптоэлектронной разведки, полученных от самолетов-разведчиков. JSIPS-N является вариантом системы обработки видовой информации JSIPS, которая была создана для ВМС. Она включает высокопроизводительный компьютер, сопряженный с корабельными или береговыми РЛС, который автоматически обрабатывает информацию видовой разведки и вносит изменения в морские и топографические карты. Данная система устанавливается на всех авианосцах, штабных кораблях, ДКУ типов "Уосп" и "Тарава", ДВКД типа LPD-17. Кроме того, военно-морское^ командование планирует развернуть сети береговых пунктов JSIPS-Ashore по обработке видовой информации в интересах оперативных групп МП. Система распределения данных JTIDS (Joint Tactical Information Distribution System) и цифровая система передачи данных "Линк-16" поступили на вооружение ВМС США и других стран НАТО в 1995 году. JTIDS предназначена для помехозащищенной высокоскоростной передачи речи и больших массивов информации, в том числе секретного характера. Терминалы системы устанавливаются на всех самолетах, НК, ПЛА ВМС США, а также на НК и ПЛ других стран блока. Линии связи системы "Линк-16" рассматриваются как общий канал связи при проведении совместных операций с флотами союзников. Кроме аппаратуры JTIDS "Линк-16", корабли ВМС Великобритании планируется оснастить спутниковой системой передачи данных STDL (Satellite Tactical Datalink). использующей канал связи системы "Линк-16". Система STDL обеспечивает связь между рассредоточенными оперативными соединениями или отдельными кораблями с помощью спутниковых систем "Скайнет" и DSCS, работающих в СВЧ-диапа-зоне. Она может использоваться для передачи сообщений вместо каналов связи "Линк-16" УКВ-диапазона и линий связи КВ-диапазона. Начиная с 2001 года Великобритания планирует установить эту систему на все авианосцы и эсминцы типа 42, с 2002-го - на фрегаты типа 23 и с 2004-го - на ФР нового поколения CNGF (Common New Generation Frigate). Компания "Рокуэлл - Коллинз" получила контракт на поставку компактных облегченных терминалов системы JTIDS для самолетов ВМС Великобритании "Си Харриер". МО Великобритании рассматривает вопрос об их установке на самолеты-заправщики VC-10 и "Тристар". Однако, по мнению военных аналитиков, в дальнейшем авиационные комплекты JTIDS будут заменены менее дорогостоящими и более компактными терминалами системы распределения данных MIDS-LVT. Усовершенствованная цифровая система передачи данных (СПД) "Линк-11" и программа ее модернизации. Канал связи "Линк-11" используется для сбора информации, отслеживания оперативно-тактической обстановки и координации деятельности надводных, подводных и авиационных сил. "Линк-11" осуществляет передачу данных в УКВ- и КВ-диапазо-нах в радиусе до 300 морских миль. Вместе с тем "Линк-11" обладает рядом недостатков: уязвима для радиоэлектронного перехвата и РЭП, имеет низкую скорость передачи информации (75 бит/с) и невысокую скорость обновления данных (интервал между посылками составляет 10с.). Этот канал может использоваться для передачи командных сообщений, однако он уже не удовлетворяет требованиям ВМС стран НАТО. Чтобы улучшить параметры этой цифровой линии связи (повысить помехоустойчивость и пропускную способность), командование ВМС США разработало программу ее модернизации, получившую название LEIP (Link Eleven Improvement Programm). Канал связи "Линк-11" будет общим для всех кораблей ВМС США и других стран НАТО, не оснащенных системой JTIDS. Программой LEIP предусматривается: модернизация системы универсального преобразования форматов MULTS (Mobile Universal Link Translator System), а также создание унифицированного комплекса корабельной аппаратуры CSDTS (Common Shipboard Data Terminal Set). Система MULTS преобразует формат данных канала связи "Линк-11" в формат линии связи НАТО "Линк-11", используемый при прямой линейной проводной связи в объединенной системе ПВО НАТО "Нейдж". При передаче данных об угрозе воздушного нападения, деятельности подводных сил противника с линии связи НАТО "Линк-11" в канал связи "Линк-11" преобразование формата данных производится в обратном порядке. В 1997 году были внесены изменения в программное обеспечение системы MULTS, которые позволяют совмещать ее с линиями передачи данных стран, не входящих в этот блок. По мнению американских экспертов, линия связи "Линк-11" будет функционировать в составе ВМС США и флотов НАТО до 2015 года. К тому времени данный канал полностью заменит новый - "Линк-22". ' Для улучшения характеристик канала передачи данных "Линк-11" его терминалы были преобразованы в единый унифицированный комплекс корабельной аппаратуры CSDTS, который имеет новое программное обеспечение, однотональный модем и многочастотную линию передачи данных "Линк-1 I". Программа NILE (NATO Improved Link Eleven) является совместной разработкой США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, целями которой были улучшение помехозащищенности линии связи "Линк-11" и увеличение пропускной способности канала. В ходе модернизации канал связи NILE был переименован в "Линк-22". Он имеет большую пропускную способность, чем "Линк-11". но меньшую, чем "Линк-16". Ввести в эксплуатацию канал "Линк-22" намечается в 2003 году, Командование ВМС Великобритании планирует установить данную линию связи к 2007 году. Она рассматривается как основной канал для обмена информацией в звене "корабль - корабль", ведения ПЛО и борьбы с надводными кораблями. Над разработкой канала "Линк-22" работает группа иностранных компаний, возглавляемых американской фирмой "Лод-жикон", которая отвечает за устойчивость канала "Линк-22" к внешним помехам и за создание программного обеспечения. Итальянская фирма "Датамат" и английская "Дэйта сайенс" совместно работают над созданием пульта управления сетевой системы, а французская "Стерия медите-ранни" занимается вопросами конфигурации системы и отвечает за гарантию качества программного обеспечения. Для того чтобы справиться с проблемами, возникающими при переходе от существующих линий связи к системам нового поколения, и добиться максимальной гибкости управления, в ВМС НАТО начали внедряться системы буферной передачи данных. Спутниковая система Mini-DAMA (Miniature Demand Assigned Multiple Access) повысит эффективность использования одного и того же спутникового канала для самолета и ПЛА с помощью методов множественного доступа с частотно-временным уплотнением. Эти методы уже освоены кораблями ВМС США, которые оснащены мультиплексором TD-1271 DAMA. В настоящий момент Mini-DAMA находится в стадии разработки. Терминал многофункциональной системы распределения данных MIDS-LVT (Multifunctional Information Distribution - Low Volume Terminal) выполняет те же задачи, что и терминал системы JTIDS, однако имеет ряд преимуществ. Авиационный терминал LVT имеет меньшие габариты и массу по сравнению с аналогичным устройством системы JTIDS. Командования ВМС и МП США планируют установить терминалы LVT на самолетах F/A-18 "Хорнет" и ударных ПЛА, а к 2005 году - на ракетном вооружении и беспилотных летательных аппаратах. Дальнейшая модернизация системы MIDS направлена на увеличение скорости приема и передачи данных видовой разведки за счет использования технологии сжатия изображения и звука. Программа модернизации и дальнейшего развития системы наблюдения OSIS (Ocean Surveillance Information System), предназначенной для сбора, обработки,хранения,распределения и передачи данных о местонахождении и перемещении своих сил, сил противника, союзников и нейтральных стран на сухопутных и морских ТВД. Этими данными система OSIS обеспечивает главнокомандующего ОВС НАТО, главнокомандующих флотами ВМС США, командиров оперативных соединений и отдельных надводных кораблей. В ходе модернизации OSIS будет оснащена многоуровневой системой защиты, предотвращающей незаконный доступ в ее базу данных, и автоматизированной системой обновления последней. Специалисты ВМС США разработали программу EOD, предусматривающую дальнейшее развитие системы OSIS с целью достижения ее совместимости с информационной системой JMCIS. Это означает, что OSIS сможет использовать компьютеры серии ТАС-Х и программное обеспечение системы JMCIS без изменения собственной архитектуры. Флотские информационные центры FOSIC и пункты FOSIF, входящие в систему OSIS, развернуты на континентальной части США, Гавайских о-вах, атакже за рубежом, в частности в Австралии, Испании и Великобритании. Система зашиты информации "Радиант Меркьюри", являющаяся многоуровневой, обеспечивает автоматическую селекцию и засекречивание данных с грифом "Совершенно секретно" и выше. Она может транслитерировать (передавать буквами другого алфавита) сообщения или передавать их в другом формате. По мнению американских специалистов, система "Радиант Меркьюри" позволит ускорить обмен информации в рамках вооруженных сил. Подсистема обмена данными разведывательного характера TACINTEL-2 (Tactical Intelligence Information Exchange Subsystem, Phase II) предназначена для автоматического приема и передачи данных контрразведки, а также разведывательной информации с особым режимом хранения. Примером одной из 100 АСБУ, с которыми производится сопряжение в рамках глобальной системы оперативного управления ВМС США GCCS-M, является автоматизированная информационная система боевого управления (АИСБУ) ВМС Франции AIDCOMER (Aide au Commandement a la Mer). АИСБУ AIDCOMER представляет собой корабельный компонент АСУ ВМС Франции SYCOM, которая установлена на АВМА "Шарль де Голль" и предназначена для информационного обеспечения командира корабля при принятии решения. Связь между береговым и корабельным компонентами осуществляется по каналам национальной спутниковой системы связи "Сиракуз-2". В АИСБУ заложена обширная база данных о возможных угрожающих ситуациях. AIDCOMER сопряжена с БИУС "Зенит-8", атакже с автоматизированной информационной системой ВВС ELISA, являющейся частью национальной системы боевого управления ВВС Франции SCCODA. В дальнейшем планируется организовать сопряжение системы SCCODA с единой АСУ ОВВС и ПВО НАТО в Европе ACCS. Таким образом, даже поверхностный анализ разработок Пентагона по программе создания глобальной информационно-управляющей структуры показывает, что им придается огромное значение. Настойчивость этих усилий при сохранении их планомерности и методичности позволит к 2003 - 2007 годам закончить работы. Следует ожидать, что автоматизация управления всеми силами и средствами значительно повысит эффективность подготовки и проведения коалиционных операций различного масштаба в любом регионе мира. Согласованность действий сил по единым планам в реальном масштабе времени значительно усилит их организованное применение и ослабит возможность эффективного противодействия со стороны вероятного противника.
Зарубежное военное обозрение №11 2000
Другие материалы по теме
Смотрите также
|