Военно-морские силы США - курс в XXI век
Военно-морские силы США - курс в XXI век (Основные направления развития подводных сил) Капитан 1 ранга В. Константинов
По мере совершенствования военно-морской техники и вооружений, появления и внедрения новейших технологий круг задач, возлагаемых на подводные лодки (ПЛ), последовательно расширяется. Во многом это предопределяется и возрастающим значением таких присущих им качеств, как скрытность действий, автономность, мобильность. По мнению американских специалистов, на протяжении двух-трех десятилетий нового века подводные лодки будут способны выполнять следующие задачи.
- Участие в завоевании господства в заданном морском районе. Выполнение этой задачи предполагает создание условий для развертывания корабельных группировок и лишение противника возможности беспрепятственно использовать свои силы в этом районе. - Высокоточное поражение. Заблаговременный выход подводных лодок на рубеж применения оружия и поражение (с получением приказа) командных пунктов и других важных объектов высокоточными ракетами. - Скрытая высадка разведывательно-диверсионных подразделений, в том числе с помощью подводных аппаратов. - Огневая поддержка. Подводные лодки должны быть способны наносить удары различным оружием (торпеды, крылатые и оперативно-тактические ракеты) для оказания поддержки силам на берегу и в море. - Ведение разведки. ПЛ должны обладать возможностями для длительного сбора разведывательных сведений в интересах как корабельной группировки, так и высшего военного руководства. - Противолодочные действия. Эта задача предполагает ведение борьбы с ПЛ противника прежде всего в целях защиты морских перевозок в открытом океане и прибрежных районах, а также слежение за ракетными лодками в мирное время и готовность уничтожить их с получением приказа. - Противокорабельные действия. Помимо традиционных боевых средств поражения кораблей и торговых судов подводные лодки должны нести оружие, предназначенное для борьбы с быстроходными малоразмерными катерами, принимать участие в блокадных действиях, обнаруживать и перехватывать суда, нарушающие соглашения по контролю за вооружениями или участвующие в наркобизнесе. - Стратегическое сдерживание. Атомные ракетные подводные лодки, считающиеся наиболее живучим компонентом стратегических сил, несут более половины стратегических ядерных боезарядов. Постоянное совершенствование БРПЛ призвано гарантировать сохранение эффективности этих кораблей в предстоящие десятилетия. - Противоракетная и противовоздушная оборона. Считается, что в недалеком будущем подводные лодки могут стать одним из компонентов систем национальной ПРО и ПРО на театре военных действий. При развертывании вблизи побережья противника они будут в состоянии перехватывать баллистические и оперативно-тактические ракеты на активном участке траектории. Кроме того, в перспективе лодки предполагается вооружить зенитными ракетами для самообороны и обороны района от вертолетов и самолетов. - Минные и противоминные действия. Скрытая постановка лодками минных заграждений призвана затруднить противнику использование прибрежных вод и существенно ограничить развертывание его кораблей. Выявление лодками минных полей противника будет способствовать успеху десантной операции. Успешность выполнения перечисленных выше задач напрямую связывается с результатами технологических исследований и разработок, выполняемых по нескольким направлениям. Наиболее важными из них признаны работы по обеспечению скрытности действий, развитию активных и пассивных методов снижения шумности, созданию комбинированного покрытия корпуса, ограничению отражающей способности лодок, их радиолокационной, визуальной и инфракрасной заметности, разработке способов электрoмагнитного управления турбулентностью пограничного слоя и малошумных систем пуска оружия. Другое направление исследовании относится к архитектуре подводных лодок. Так, анализируются преимущества двухкорпусной конструкции, изыскиваются новые конструкционные материалы, включая неметаллические, изучаются новые формы ограждения выдвижных устройств и кормовой оконечности. Ряд специалистов считает, что настало время отказаться от установки на лодках торпедных аппаратов, калибр и габариты которых ограничивают возможности по разработке нового поколения подводного оружия. Совершенствование радиоэлектронного вооружения предполагает разработку встраиваемых в корпус антенн, что позволило бы отказаться от громоздкой носовой сферической антенны гидроакустического комплекса, а также применение выставляемых (забортных) средств обнаружения, новых средств, обеспечивающих надежную связь с командованием и всеми элементами корабельных группировок, объединенных и коалиционных формирований. На перспективных лодках будет установлена новая разведывательная аппаратура. Новейшие технологии могут способствовать увеличению полезной нагрузки подводных лодок, расширению их наступательных и оборонительных возможностей, оснащению не только торпедами, минами и ракетами, но и противоракетами, противоспутниковым оружием или ракетами-носителями для вывода на орбиту ИСЗ. Кроме того, должны быть повышены возможности по транспортировке и высадке подразделений сил специальных операций и средств их доставки. Исследования в области энергетики направлены на снижение массогабаритных характеристик энергетических установок при сохранении достигнутой мощности и внедрение системы электродвижения. Наконец, еще одно направление технологических разработок предусматривает создание и оснащение подводных лодок автономными подводными и беспилотными летательными аппаратами (АПА и БЛА соответственно), которые позволят расширить зону освещения обстановки, а в более отдаленной перспективе могут стать и носителями оружия. Результаты всех этих перспективных исследований и разработок уже используются при проектировании строящихся и модернизации существующих подводных лодок. Атомные ракетные подводные лодки. На долю этого наиболее живучего компонента американской стратегической ядерной триады приходится 35 проц. финансовых средств, выделяемых на стратегические наступательные силы (СНС), 54 проц. всех ядерных зарядов и только 1,5 проц. личного состава ВМС. Начиная с 1960 года ПЛАРБ совершили свыше 3 500 выходов на боевое патрулирование. В настоящее время СНС морского базирования представлены 18 ПЛАРБ типа "Огайо", введенными в строй в период с 1981 по 1997 год. Десять их них, вооруженных баллистическими ракетами (БР) "Трайдент-2", базируются на Восточном побережье США (ВМБ Кингс-Бей, шт. Джорджия) и восемь с БРПЛ "Трайдент-1 " - на Западном (ВМБ Бангор, штат Вашингтон). БР "Трайдент-1" с дальностью стрельбы до 8 000 км оснащены разделяющейся головной частью (РГЧ) Mk4 с восемью боеголовками мощностью по 100 кт. Ракета "Трайдент-2" более поздней разработки несет РГЧ Мк5 с боеголовками мощностью 300 - 475 кт и обладает большей стартовой и забрасываемой массой, повышенными точностью и дальностью стрельбы. В связи с этим реализуется программа перевооружения четырех ПЛАРБ (SSBN-730 - 733) на ракеты "Трайдент-2". Заказ на производство 24 шахтных пусковых установок (ШПУ) для первой из этих лодок ("Аляска") был выдан корпорации "Нортроп - Грумман" в 1998 году. В мае 2000 года ПЛАРБ "Аляска" была поставлена на судоверфь "Пьюджет-Саунд" для переоборудования (в течение 18 месяцев) ракетного отсека. В следующем году аналогичные работы начнутся на ПЛАРБ "Невада", а затем - на "Генри Джексон" и "Алабама". Как сообщалось в зарубежной прессе, американские ВМС располагают 372 ракетами "Трайдент-2" и их закупки продолжаются. Еще несколько лет промышленность будет поставлять флоту ежегодно по 12 БР этого типа. Недавно проведенное обследование технического состояния ракетных лодок выявило возможность продления срока их службы с 30 до 42 лет. Таким образом, самый "старый" из 14 ракетоносцев, вооруженных БР "Трайдент-2", останется в строю до 20-х годов нового столетия. В связи с этим разрабатываются программы модернизации гидроакустических комплексов и связной аппаратуры, создания перспективных систем, обеспечивающих скрытность и безопасность действий ПЛАРБ. Так, началось уже оснащение лодок новой автоматизированной системой гидроакустического противодействия WLY-1, предназначенной для обнаружения торпед и пуска ловушек. С учетом положений Договоров СНВ-1 и СНВ-2, ограничивающих суммарное число пусковых установок и определяющих поэтапное сокращение количества боеголовок на БР подводных лодок до уровня 1 750 единиц, принято решение о выводе из состава СНС в 2003 - 2004 годах первых четырех ПЛАРБ типа "Огайо" (бортовые номера 726 - 729). Поскольку эти лодки могут эксплуатироваться еще более двух десятилетий, командование ВМС выдвинуло проект, предусматривающий их переоборудование в подводные "корабли-арсеналы", способные нести значительное количество крылатых ракет и использоваться в качестве мобильных баз для относительно крупных подразделений сил специальных операций (ССО). Диаметр ШПУ для БР "Трайдент" превышает 2 м, поэтому в переоборудованной шахте могут быть размещены семь КР "Томахок". Рассматриваются несколько возможных вариантов такого переоборудования. Согласно одному из них для размещения КР намечается использовать 22 ракетные шахты (в этом варианте подводная лодка будет нести 154 КР "Томахок"), а две шахты - для размещения оружия и снаряжения разведывательно-диверсионных групп (РДГ). Повышенная скрытность высадки РДГ достигается использованием специализированных подводных средств доставки (ПСД). В варианте ПЛА-носителя двух перспективных ПСД типа ASDS две шахты переоборудуются в шлюзовые камеры, еще две - в хранилища, а в остальных 20 размещаются 140 крылатых ракет. Считается также возможным переоборудовать эти лодки в носители двух палубных контейнеров DDS, что сократит боекомплект КР до 126. Такие ПЛА смогут принимать на борт подразделения ССО численностью 66 человек на длительный период и до 102 человек на короткие сроки. С технической точки зрения, как считают американские специалисты, реализация этого проекта особых трудностей не представляет, однако из-за проблем договорного и финансового характера принятие решения по нему откладывается. По оценкам экспертов, стоимость переоборудования четырех ПЛАРБ может составить 2 - 2,4 млрд долларов, но если работы провести с соблюдением положений Договора СНВ-1, требующих вырезки ракетного отсека или удаления всех ШПУ, она возрастет до 3,7-4,4 млрд. При сохранении ШПУ для размещения крылатых ракет переоборудованные подводные лодки формально могут по-прежнему считаться носителями стратегического оружия. За ними будут числиться так называемые "фантомные" (засчитываемые, но реально не установленные) боеголовки. В связи с этим определенные надежды возлагаются на переговорный процесс, в ходе которого американская сторона намерена добиться либо пересмотра Договора СНВ-1, либо включения в Договор СНВ-3 пункта о том, что ПЛАРБ, прошедшие перевооружение на крылатые ракеты, не должны учитываться при определении предельного уровня стратегических вооружений. Многоцелевые атомные подводные лодки. На начало 2000 года в строю находились 56 атомных подводных лодок (ПЛА). Это количество командование флота считает предельно необходимым, поскольку до 20 ПЛА в любое время должны находиться в море, включая 10- 12 в составе передовых группировок. Установленный ранее уровень сокращения состава подводных сил до 50 ПЛА по прошествии нескольких лет признан неприемлемым, так как он определялся исходя из финансовых возможностей и не учитывались все оперативные потребности. В недавно выполненном по заданию комитета начальников штабов исследовании содержатся рекомендации поддерживать количество ПЛА на уровне 55 - 68 до 2015 года и 62 - 76 единиц - до 2025-го. Возможные пути достижения этих уровней командование ВМС видит в осуществлении перезарядки ядерных реакторов четырех ПЛА типа "Лос-Анджелес", ранее намечавшихся к выводу из состава флота, переоборудовании четырех ПЛАРБ типа "Огайо" и создании на их основе уникального подкласса ударных ПЛА, продлении срока службы лодок типа "Лос-Анджелес" до 33 лет, увеличении темпов строительства ПЛА типа "Вирджиния". Предложение повысить интенсивность эксплуатации лодок благодаря назначению двух экипажей на один корабль вместо наращивания количественного состава подводных сил поддержки не получило. Как выразился один из адмиралов-подводников, в этом случае "выигрыш - пенни, проигрыш - фунт" из-за того, что ускоренный износ энергетической установки на несколько лет сократит срок службы лодок и потребности в дополнительных ПЛА в перспективе еще более обострятся.
В настоящее время на верфях фирм "Электрик боут" и "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг" ведется строительство первых двух атомных подводных лодок типа "Вирджиния". Кораблестроительной программой на 2001 -2005 годы предусмотрено финансирование постройки последующих ПЛА (с темпом по одной ежегодно), а начиная с 2006 года командование ВМС рассчитывает строить по две ПЛА в год. При этом суммарные расходы на строительство всей серии ПЛА (30 единиц) могут составить 67 млрд долларов. ПЛА "Вирджиния" спроектирована для выполнения широкого спектра задач в ходе локальных войн и региональных конфликтов с учетом особенностей действий в прибрежных районах. В то же время она сохранит возможности выполнения традиционных боевых задач в океанских зонах и по своим характеристикам, согласно требованиям на разработку, должна превосходить новейшие подводные лодки любого потенциального противника. В состав вооружения ПЛА входят расположенная вне прочного корпуса установка вертикального пуска на 12 крылатых ракет "Томахок" и четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 26 торпед Mk48, часть из которых может заменяться противокорабельными ракетами "Гарпун", минами "Кэптор" или КР "Томахок", в том числе с ядерными боевыми частями. Для транспортировки и высадки подразделений сил специальных операций ПЛА оборудуется шлюзовой камерой, вмещающей девять человек, и устройствами, позволяющими на период выполнения задачи устанавливать на верхней палубе контейнер DDS, состоящий из барокамеры, переходного отсека и ангара, или перспективное подводное средство доставки боевых пловцов ASDS (СмПЛ "сухого" типа). Конструкция торпедного отсека позволяет в короткие сроки подготовить ПЛА к выполнению специализированных задач. За счет демонтажа части стеллажей, на которых хранится боезапас, в отсеке могут быть размещены 40 боевых пловцов, а при ведении минной разведки вместо шести - семи торпед в нем устанавливаются два подводных аппарата системы LMRS и аппаратура управления ими. Активная зона ядерного реактора S9G, которым оснащаются ПЛА этого типа, рассчитана на эксплуатацию в течение всего планируемого срока службы корабля, то есть на 33 года. Благодаря реализации новых компьютерных технологий и открытой архитектуры возможности новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) по обработке сигналов и данных будут в десятки раз превышать соответствующие параметры существующих АСБУ американских подводных лодок. Широкое применение внешних источников информации, включая беспилотные летательные и подводные аппараты, а также выставляемые гидроакустические излучатели, в сочетании с перспективными средствами связи, по замыслу разработчиков, позволят ПЛА этого типа эффективно действовать как автономно, так и в составе разнородных группировок ВМС и объединенных формирований ВС. По условиям контракта подрядчики обязаны предусмотреть вероятность по модернизации ПЛА для последовательного повышения боевых возможностей в процессе строительства очередных корпусов. В этих целях предполагается расширение боекомплекта благодаря разработке и принятию на вооружение укороченных вдвое торпед, лодочного варианта оперативно-тактической ракеты НТАКМС или управляемой ракеты "Стандарт" в ударном варианте, самотранспортирующейся мины, выставляющей два заряда в различных точках, 152-мм быстроходной противоторпеды, новых средств гидроакустического противодействия, а также управляемой по оптоволоконной линии связи ракеты для борьбы с катерами и малоскоростными воздушными целями. Кроме того, планируется оснастить лодки аппаратурой управления БЛА, запускаемых с наземных или корабельных установок, а со временем и непосредственно с борта ПЛА. В 1997 и 1998 годах в состав ВМС США были введены многоцелевая атомная подводная лодка "Сивулф" (рис. 4) и однотипная с ней "Коннектикут" (подводное водоизмещение 9 150 т, длина 107,6 м, ширина 12,9 м, вооружение - восемь торпедных аппаратов, 50 КР "Томахок", ПКР "Гарпун" и торпед Mk48). Третья и последняя в этой серии ПЛА "Джимми Картер" находится в стадии строительства на верфи компании "Электрик боут". В декабре 1999 года командование ВМС заключило с этой компанией контракт стоимостью 887 млн долларов, предусматривающий внесение существенных изменений в проект этой лодки. В частности, между носовым и реакторным отсеками должна быть установлена дополнительная секция двухкорпусной конструкции, названная "осиной талией": прочный корпус этой секции будет иметь уменьшенный диаметр, что позволит увеличить объем межкорпусного пространства, а легкий корпус - совпадать с обводами ПЛА. Помещения прочного корпуса предполагается использовать, в частности, для оборудования спальных мест на 50 боевых пловцов, а межкорпусное пространство предназначается для размещения ракетного, торпедного, минного оружия, подводных аппаратов различного назначения и разведывательной аппаратуры. Для пуска оружия и подводных аппаратов секция оборудуется крупноразмерными верхним и нижним люками. В связи с большим объемом работ ввод в строй этой подводной лодки перенесен с 2001 на 2004 год. Решение о завершении строительства ПЛА "Джимми Картер" по измененному проекту увязывается с развертыванием в США работ по определению конфигурации атомных подводных лодок следующего поколения, которые войдут в состав флота после 2020 года, то есть по завершении программы строительства серии ПЛА типа "Вирджиния". Предварительные выводы и рекомендации на основании уже проведенных в данном направлении исследований сводятся к тому, что для повышения боевой эффективности перспективных ПЛА потребуется расширить носимый ими боекомплект по номенклатуре и количеству, преодолев ограничения, налагаемые конструктивными особенностями существующих торпедных аппаратов, и создав новые системы хранения и пуска. Одним из возможных путей решения этой технической задачи может стать отказ от традиционной для американского подводного кораблестроения ориентации на однокорпусную конструкцию подводных лодок, частичный или полный отказ от торпедных аппаратов и переход к размещению оружия вне прочного корпуса. Передача флоту ПЛА "Джимми Картер" в середине 2004 года послужит, по мнению американских специалистов, сигналом для разработки и проведения испытаний нового поколения подводных аппаратов, имитаторов ПЛ, выставляемых автономных гидроакустических излучателей длительного действия, мин, торпед и ракет, которые не будут ограничены калибром, габаритами и цилиндрической формой ТА. Оружие может оснащаться нераскрывающимися крылом, рулями или другими органами управления, выходящими за габариты корпуса торпеды или ракеты. Возможность сбрасывания оружия с держателей (подобно бомбометанию с самолета) повысит скрытность его применения. Кроме того, эту ПЛА предполагается использовать для выполнения таких специфических задач, как установка регистрирующей аппаратуры на подводные кабели связи, подъем с морского дна затонувших объектов, а также для испытаний перспективных средств доставки боевых пловцов, системы управления действиями подразделений ССО. од выполнения программы строительства новых многоцелевых подводных лодок свидетельствует о том, что в течение первых двух десятилетий XXI века в составе американских подводных сил общего назначения будут по-прежнему преобладать ПЛА типа "Лос-Анджелес". В связи с этим командование ВМС осуществляет ряд мер, направленных на повышение их боевых возможностей в соответствии с новыми концепциями применения сил флота. В частности, в одной из реализуемых в настоящее время программ предусматривается проведение модернизации системы управления оружием Mk2 с учетом поступления на вооружение ПЛА усовершенствованных образцов ракетного и торпедного оружия. Кроме того, разработана и испытана новая подсистема управления стрельбой крылатых ракет (ATWCS - Advanced Tomahawk Weapon Control System), позволяющая сократить время реакции и повысить универсальность и эффективность боевого применения КР. Благодаря сопряжению этой подсистемы с береговым и плавучим центрами планирования ракетных ударов сокращается время, необходимое на обновление полетных заданий КР. В 1998 году опытные образцы подсистемы были установлены на двух ПЛА типа "Лос-Анджелес", а с 1999-го начинается поставка на лодки ее серийных образцов. На ПЛА "Гринвилл" выполнены работы по ее переоборудованию в носитель подводного средства доставки подразделений специального назначения типа ASDS (Advanced Swimmer Delivery System). В ближайшие годы аналогичной модернизации подвергнутся еще пять ПЛА. Одна из подводных лодок типа "Лос-Анджелес" используется для проведения испытаний и опытной эксплуатации прототипа системы минной разведки на базе подводных аппаратов. Серийные образцы этой системы поступят на вооружение в 2004 году. С 1998 года осуществляется программа A-RCI (Acoustic-Rapid COTS Insertion), целью которой является оснащение американских подводных лодок гидроакустическим комплексом с повышенной чувствительностью приемного тракта и производительностью вычислительных средств, применением открытой архитектуры, широким использованием в комплексе программно-аппаратных средств гражданского назначения. Участие ПЛА в действиях объединенных оперативных формирований ВС США потребовало внесения существенных изменений в организацию радиосвязи и режима использования РТС, оснащения ПЛА радиоаппаратурой, обеспечивающей двусторонний обмен информацией в объеме, который ранее был доступен только надводным кораблям. С учетом новых требований в период с 1999 по 2005 год на ПЛА типа "Лос-Анджелес" планируется выполнить работы по автоматизации радиорубки, оснащению буйковой антенной для обеспечения двусторонней связи в диапазоне метровых и дециметровых волн между береговым узлом связи и ПЛА при ее скорости хода б уз и глубине погружения до 90 м, а также фазированной антенной типа HDR (High Data Rate), устанавливаемой на выдвижном устройстве, и терминалами спутниковых систем связи, обеспечивающими прием информации в миллиметровом диапазоне. Ракетные и многоцелевые атомные подводные лодки ВМС США оснащены универсальными торпедными аппаратами, которые позволяют вести стрельбу торпедами, крылатыми и противокорабельными ракетами, запускать имитаторы подводных лодок и ставить мины. С поступлением на вооружение ПЛА системы минной разведки LMRS они будут использоваться также для выпуска и приема специальных подводных аппаратов. В современных ТА применяется принудительный метод пуска оружия с помощью пневмогидравлической системы стрельбы. По принятой в американском подводном кораблестроении схеме торпедные аппараты размещаются в первом отсеке побортно в два яруса на расстоянии нескольких метров от носовой оконечности и под углом к диаметральной плоскости. Тем самым носовая оконечность освобождается для установки крупной сферической антенны гидроакустического комплекса. Почти все американские подводные лодки имеют на вооружении четыре 533-мм ТА. Только на трех ПЛА типа "Сивулф" установлены восемь 660-мм ТА Mk69. В разрабатываемых для ПЛА типа "Вирджиния" торпедных аппаратах используются технологические решения по обеспечению их ударостойкости и обесшумливания процесса стрельбы, примененные на ПЛА "Сивулф", а пневмогидравлическая система Мк20 создается на основе и с учетом опыта эксплуатации аналогичных по принципу действия систем Мк19 и Мк21. Вместе с тем в течение ряда лет параллельно ведется разработка так называемой эластомерной системы стрельбы EES (Elastomeric Ejection System). По мнению специалистов, оснащение ею перспективных ПЛА позволит не только добиться дальнейшего уменьшения шумоизлучения при пуске оружия, но и снизить стоимость комплекса торпедного оружия на 5 - 8 млн долларов в расчете на один корпус. В качестве основного рабочего механизма в данной системе выступает диск, изготовленный из эластомерного материала, который обладает способностью испытывать значительные упругие деформации. Диск служит для временного накопления энергии за счет упругой деформации под влиянием нагрузки. После прекращения ее действия он отдает накопленную энергию и восстанавливает свою первоначальную форму. Начиная с 1994 года разработку системы ведут специалисты научно-исследовательского центра подводных систем вооружения (г. Ньюпорт) и кораблестроительной фирмы "Электрик боут". В течение нескольких лет работы были направлены на подбор состава композиции (каучук, наполнители, пластификаторы), удовлетворяющего требованиям по прочности при растяжении, твердости, износостойкости, а также на создание подмасштабных образцов и проведение их испытаний. Современный этап работ характеризуется созданием полноразмерного образца эластомерного диска, имеющего диаметр 2,1м, массу 1 360 кг, толщину в центральной части 30 см. При полной нагрузке диск растягивается и накапливает энергию, позволяющую при снятии нагрузки развить мощность до 2 400 л. с. В ходе испытаний на усталость от напряжений его прототип выдержал свыше 6 400 циклов полного растяжения при установленном нормативе 2 200 циклов. Демонстрационные испытания полномасштабной модели EES запланированы на осень 2000 года. По их результатам может быть принято решение об оснащении этой системой строящихся ПЛА типа "Вирджиния". В случае положительного решения производство компонентов ESS начнется в 2003 году с тем, чтобы установить ее на четвертой ПЛА в серии и испытать в море в 2006-м. Современная концепция боевого применения ВМС США, известная под названием "Действия с моря", к одной из основных задач, решаемых подводными лодками при действиях в прибрежных районах в мирное и военное время, относит высадку на побережье и последующую эвакуацию подразделений сил специальных операций. Считается, что высадку небольшой разведывательно-диверсионной группы (РДГ) может выполнить любая ПЛА, но максимальная эффективность и скрытность действий достигается в том случае, когда подводная лодка оборудована специальными транспортировочными средствами, к числу которых, в частности, относятся упоминавшиеся выше палубные контейнеры DDS (Dry Deck Shelter). Такой контейнер (масса 30т, длина 11,6м, ширина и высота по 2,75 м) состоит из трех отсеков, выполнен из стали HY-80 и рассчитан на рабочую глубину погружения подводной лодки. Для придания ему обтекаемой формы отсеки закрыты стекловолоконным обтекателем. Носовой сферический отсек используется в качестве барокамеры, а средний (переходной) служит для прохода личного состава из помещений ПЛА в концевые отсеки контейнера. Кормовой отсек, называемый ангаром или док-камерой, предназначен для размещения подводного средства доставки SDV (Swimmer Delivery Vehicle) или до 20 человек и четырех надувных лодок CRRC, хранящихся в сложенном состоянии. Каждый из отсеков герметизируется индивидуально (в них может создаваться давление, соответствующее забортному на глубине 45 м). Контейнер DDS устанавливается на фундаменты, наваренные на верхнюю палубу ПЛА таким образом, чтобы люк его переходного отсека совпадал с кормовым выходным люком подводной лодки, образуя стыковочный узел. Кроме того, при переоборудовании в носитель контейнера ПЛА оснащается дополнительными кабельными вводами, вдувным и вытяжным трубопроводами системы вентиляции, арматурой и трубопроводами осушительной системы. В 80-х годах американские ВМС получили шесть таких контейнеров. В эти же годы были дооборудованы и использовались в качестве носителей подводные лодки "Джон Маршалл" и "Сэм Хьюстон" (бывшие ПЛАРБ типа "Этен Аллен"), "Арчерфиш", "Кавелла", "Л. Мендел Риверс", "Силверсайд", "Танни", "Уильям X. Бейтс" (все типа "Стерджен"), "Джеймс К. Полк" и "Камехамеха" (бывшие ПЛАРБ типа "Лафайет"), Лодки типа "Стерджен" несли по одному контейнеру, а бывшие ПЛАРБ - по два. Ввиду истечения сроков службы большая часть этих лодок выведена из состава флота. Оставшиеся в составе ВМС США две ПЛА - "Мендел Риверс" и "Камехамеха", подлежат списанию в течение 2001 года. Для восстановления возможностей подводных сил по обеспечению действий ССО командование ВМС приняло решение о переоборудовании в носители палубных контейнеров пяти ПЛА типа "Лос-Анджелес". Первая из них - "Даллас" - после завершения работ в начале 2000 года успешно провела ходовые испытания, имея на борту подразделение ССО численностью 35 человек. Во время испытаний была осуществлена высадка на побережье и последующая эвакуация четырех РДГ с использованием подводного средства доставки (ПСД) и надувных лодок. В 1999 - 2000 годах профинансированы работы по переоборудованию ПЛА "Буффало", "Ла Холья", "Лос-Анджелес" и "Филадельфия". На ближайшую перспективу в качестве носителей таких аппаратов рассматриваются также ПЛА "Джимми Картер" (третья в серии "Сивулф"), несколько единиц в серии строящихся ПЛА типа "Вирджиния", а также подлежащие выводу из боевого состава четыре ПЛАРБ типа "Огайо". Палубные контейнеры предназначены для временной установки (в период выполнения боевой задачи или проведения учений) на переоборудованную подводную лодку-носитель как в базах континентальной части США, так и в передовых пунктах базирования, куда они могут доставляться самолетами С5А, автомобильным и морским транспортом. Для этого каждому контейнеру придается транспортная платформа. Применяемое из палубных контейнеров ПСД относится к аппаратам "мокрого" типа, в которых экипаж и пассажиры находятся в заполняемых водой отсеках и подвержены воздействию низких температур, что является основным недостатком этих средств, так как гипотермия может наступить после нескольких часов пребывания человека в воде даже при температуре 21°С. К концу 90-х годов все ПСД этого типа, состоящие на вооружении двух отрядов специальных транспортировочных средств командования ССО, прошли модернизацию с целью продления срока службы, увеличения вместимости, дальности действия и скорости хода, а также замены оборудования. В результате выполненных работ ПСД Мк8 мод. 1 (рис. 2) длиной 6,5 м вмещает восемь человек, два из которых находятся в носовом отсеке, выполняя функции рулевого и штурмана, а остальные члены РДГ - в кормовом отсеке. Корпус ПСД выполнен из композиционных материалов. Электродвигатель работает от серебряно-цинковой аккумуляторной батареи и обеспечивает дальность действия 36 миль при скорости хода 6 уз. На практике продолжительность использования ПСД под водой ограничивается 3 - 4 ч из-за опасности переохлаждения экипажа. Для доставки на берег относительно крупных подразделений ССО используются надувные лодки CRRC (Combat Rubber Raiding Craft) с подвесными моторами, которые в сложенном виде хранятся в ангаре (при необходимости - дополнительные - в надстройке подводной лодки или в хранилище, оборудованном в бывшей ракетной шахте). Подготовка CRRC к использованию с помощью корабельной системы сжатого воздуха занимает не более 2 мин. Лодка при этом может находиться в надводном или позиционном положении. Этот способ доставки разведчиков-диверсантов является менее скрытным, чем первый, но считается более предпочтительным, когда нужно высадить на берег в короткие сроки подразделение ССО численностью несколько десятков человек. В лодке (ее масса 120 кг, длина 4,7м, ширина 1,9м, осадка 0,6 м) размещаются девять человек - рулевой и восемь боевых пловцов в полном снаряжении. При оснащении подвесным мотором мощностью 55 л. с. она развивает скорость хода до 18 уз при дальности плавания 65 миль. С целью повышения эффективности действий подразделений ССО осуществляется программа создания подводных средств доставки "сухого" типа ASDS (Advanced SEAL Delivery System), обладающих повышенной автономностью, более комфортными условиями для личного состава и обеспечивающих определенный уровень его защищенности от воздействия оружия. В отличие от ПСД Мк8, которое может рассматриваться как транспортный подводный аппарат, при разработке и строительстве ASDS применены элементы конструкции сверхмалых подводных лодок (СмПЛ). В частности, новое ПСД (длина 19,8 м, ширина 2,4 м, водоизмещение 55 т) имеет двухкорпусную конструкцию. С учетом повышенных требований к ударостойкости его прочный корпус цилиндрической формы выполнен из стали и имеет два отсека, разделенных шлюзовой камерой. В носовом отсеке расположен компьютеризированный пост управления движением с четырьмя дисплеями, обслуживаемый двумя офицерами. Кормовой отсек вмещает восемь боевых пловцов и их снаряжение. Шлюзовая камера оборудована верхним и нижним люками, обеспечивающими вход (выход) боевых пловцов. Средство доставки устанавливается на верхней палубе дооборудованной ПЛА таким образом, чтобы нижний люк шлюзовой камеры совпадал с выходным люком подводной лодки. В интересах повышения живучести ПСД балластные цистерны установлены внутри прочного корпуса. В соответствии с заданием корпус должен выдерживать не только давление воды, но и ударные нагрузки, возникающие в результате взрывов мин, глубинных бомб и другого оружия. Легкий корпус, выполненный из композиционных материалов, на большей части длины имеет прямоугольную в сечении форму с обтекаемыми носовой и кормовой оконечностями. Для уменьшения акустической заметности на него нанесено шумопоглощающее покрытие. Массогабаритные характеристики ПСД позволяют осуществлять его экстренную переброску в удаленные районы транспортными самолетами С-5 и С-17. На ПСД типа ASDS установлены гребной электродвигатель мощностью 55 л. с. и четыре выдвижные подруливающие устройства, расположенные побортно в носу и корме и предназначенные для улучшения маневренности и управляемости на малой скорости хода. В качестве источника энергии выбрана серебряно-цинковая аккумуляторная батарея, элементы которой размещены в 14 титановых цилиндрах диаметром 0,64 и длиной 1,6 м. Возможно оснащение ПСД литиевой батареей, если сравнительные испытания покажут ее преимущества. Энергетическая установка обеспечивает дальность плавания 125 миль при скорости хода 8 уз. Средство доставки оснащено ГАС обнаружения препятствий, гидролокаторами бокового обзора, инерциальной навигационной системой, приемником КРНС NAVSTAR, а также двумя заваливающимися мачтами производства британской фирмы "Маркони", (приводятся в вертикальное положение гидравлическими подъемниками), которые несут оптоэлектронную аппаратуру и связные антенны. Со времени выдачи заказа (в 1994 году) на проектирование и строительство головного образца профамма ASDS претерпела ряд существенных изменений в отношении стоимости, сроков реализации и типов носителей. Так, если первоначально расходы на создание головного образца оценивались в 13 8 млн долларов, то в результате переработки проекта, смены субподрядчиков и по другим причинам его фактическая стоимость возросла до 230 млн долларов, а ввод в строй перенесен с 1997 на конец 2000 года. С октября 1999 по май 2000 года в районе Восточного побережья США была проведена серия испытаний этого ПСД. В июне 2000 года самолетом С-5А он был переброшен в ВМБ Пёрл-Харбор для проведения завершающего этапа испытаний. Финансирование дальнейшего строительства (с темпом одно ПСД в два года) начнется в 2002 году. В связи с этим принято решение ограничиться выполненным переоборудованием одной из лодок типа "Лос-Анджелес" ("Гринвилл"), которая уже используется как носитель головного образца, а носителями следующих ПСД будут новые ПЛА типа "Вирджиния", соответствующим образом оборудуемые непосредственно в ходе постройки. В случае принятия решения о переоборудовании четырех ПЛАРБ типа "Огайо" в ПЛА с крылатыми ракетами они также могут стать носител Смотрите также | |
| |
Просмотров: 4626 | |
Всего комментариев: 0 | |