Ударные авианосцы типа «Китти Хок» - 4 ед.
Последние и самые мощные американские АВ с обычной ГЭУ; представляют собой усовершенствованный вариант «Форрестола». Строились двумя парами и несколько отличаются друг от друга по конструкции. По сравнению с прототипом, принципиальные изменения архитектуры АВ коснулись расположения самолетоподъемников: теперь два из них располагались впереди «острова» и предназначались для подачи самолетов к носовым катапультам (кормовые лифты, соответственно, обслуживали катапульты на угловой палубе). «Остров» сместили в корму, позади него разместили мачту с антенной РЛС AN/SPS-39. Самолетоподъемники стали более мощными и сложными по конфигурации (грузоподъемность - 40 т, размеры - 21,4/25,9x15,9 м). Катапульты - 4 типа С-13 длиной по 95 м, аэрофинишеры - 5 типа Мк-7-2. Размеры ангара остались прежними. Запас авиационного топлива JP-5 вырос до 6,955 млн. л, при этом емкость цистерн авиабензина уменьшилась до 353,5 тыс. л. Вместимость погребов авиационного боезапаса - 1800 т. Впервые на АВ применили новую полностью механизированную систему подачи боеприпасов к самолетам, состоящую из горизонтального конвейера с автоматическим открыванием водонепроницаемых дверей и люков, через которые проходит система подачи. Выбор боеприпасов (в т.ч. бомб весом до 4 т) осуществляется из ЦП с помощью бортового компьютера. «Сухой» вес корпуса корабля составил 38 384 т.
ГЭУ и электростанция АВ «Китти Хок» аналогичны примененным на CVA-60-62. В ходе модернизации мощность электростанции увеличили за счет установки двух дополнительных турбогенераторов мощностью по 750 кВт. Вооружение впервые было чисто ракетным и состояло из двух расположенных в кормовой части спаренных ПУ Mk-10 ЗРК «Терьер» с запасом 40 ракет на каждый комплекс. Радиоэлектронное оборудование «Китти Хока» на момент ввода в строй: РЛС AN/SPS-8B, SPS-37A, SPS-39 и две SPG-55 для управления огнем ЗРК «Терьер». АВ CVA-66 «Америка» строился по бюджету 1961 г. и отличался рядом конструктивных усовершенствований - прежде всего, системой бронирования. Если защита первых двух кораблей была аналогична примененной на «Форрестоле», то на «Америке» применили 3 броневых палубы общей толщиной 150 мм; суммарная толщина вертикальной брони, состоявшей из нескольких разнесенных переборок, колебалась в пределах 95-135 мм. Правда, эти данные, опубликованные в открытой печати, являются неофициальными; официальные же до сих пор засекречены. Другие отличия «Америки» от предшественников заключались в установке усовершенствованных РЛС AN/SPS-30 и SPS-43A; ПУ ЗРК «Терьер» были модифицированы под использование ЗУР «Стандард». Впервые ударный АВ ВМС США был оснащен ГАС AN/SQS-23 в бульбовом обтекателе (для чего пришлось изменить расположение якорных клюзов) и ЦП ПЛО. Одну из катапульт С-13 заменили усовершенствованной С-13-1, а аэрофинишеры Мк-7-2 - на Мк-7-3. АВ
CVA-67 «Джон Ф.Кеннеди» был построен по бюджету 1963 г. и стал последним
американским удар- В начале 1980-х гг. ЗРК «Терьер» первых трех АВ типа «Китти Хок» заменили на ЗРК «Си Спэрроу» с двумя или тремя системами управления Мк-91, а аткже установили по 3 20-мм ЗАК Мк-16 «Вулкан-Фаланкс» и ПУ системы постановки радиолокационных помех RBOC. Кроме того, в 1987-1996 гг. все АВ, кроме «Америки», прошли модернизацию по программе SLEP. Стоимость постройки кораблей (в текущих ценах): CVA-63 - 265,2 млн. долл., CVA-64 - 264,5 млн., CVA-66 - 248,8 млн., CVA-67 - 277 млн. Стоимость модернизации CV-63 по программе SLEP - 717 млн. долл. «Китти Хок»
После завершения подготовки перешел вокруг м. Горн на Тихий океан (1962), в дальнейшем базировался на Сан-Диего. В 1963-1975 гг. совершил 10 дальних плаваний к берегам Индокитая, в 6 из них активно участвовал в боевых действиях с авиагруппой CVW-11 (17.10.63-20.7.64, 12.64- 6.65, 12.65-6.66, 5.11.66-.6.67, 18.11.67-28.6.68, 30.12.68-4.9.69, 6.11.70-17.7.71, 17.2-28.11.72, 23.11.73-9.7.74, 21.5-15.10.75). Переклассифицирован в CV-63 (29.4.1973). В 12.1973 пострадал от пожара в МКО (6 чел. погибло). Ремонт и модернизация в Пьюджет Саунд (8.3.76-1.4.77). В 1979 г. авиагруппа заменена на CVW-15. Нес патрульную службу у берегов Кореи (10.1979), затем перешел в Аравийское море и участвовал в неудавшейся операции по освобождению амер. заложников в Тегеране (1.1980); вернулся в Сан-Диего в 2.1980. Совершил поход в Южно-Китайское море (1981), затем прошел ремонт в Пьюджет Саунд (1.82-1.83). В 1984-1985 гг. - 2 дальних похода в Аравийское море с авиагруппой CVW-9, охрана судоходства в Персидском заливе. Кругосветное плавание, совмещенное со 106-дневным патрулированием в Индийском океане (3.1-3.7.1987). Ремонт и модернизация по программе SLEP в Филадельфии (1988-1991). Вступил в строй 29.3.1991 и с авиагруппой CVW-15 перешел вокруг м.Горн на Тихий океан, прибыл в Сан-Диего 11.12.1991. Участвовал в операции «Возрождение надежды» в Сомали (12.92-3.93), наносил удары по иракским позициям ПВО (13.1.1993). В 1994-1997 гг. совершил 2 дальних похода в Индийский океан, нес патрульную службу в Аравийском море и у побережья Кореи. Ремонт и модернизация в Пьюджет Саунд (4.97-7.98). Принял авиагруппу CVW-5 и с 11.8.1998 базировался на Йокосуку. Совершил поход в Аравийское море (2.3-25.8.1999), наносил удары по военным объектам на юге Ирака (самолеты с «Китти Хока» сделали 8800 вылетов, в т.ч. 1300 боевых, сбросили 20 т бомб). На обратном пути посетил порты Таиланда и Австралии. Оперировал в Тихом океане (22.10.99-11.4.2000), в кон. 2000 г. участвовал в совместных маневрах с ВМС Сингапура и Таиланда. В 3.2001 находился в Йокосуке, готовясь к очередному походу, намеченному на май 2001 г. «Констеллейшн»
В ходе достройки на плаву 19.12.1960 сильно пострадал от пожара (погибло 50 рабочих). В 12.1961 вторично поврежден пожаром в МКО (4 чел. погибло). После завершения подготовки перешел на Тихий океан, с 7.1962 базировался на Сан-Диего. Активно участвовал в войне во Вьетнаме, совершил 9 походов на ТВД с авиагруппами CVW-14 и CVW-15, в т.ч. 7 боевых (5.5.64-1.2.65, 7-12.65, 12.5.66- 3.12.66, 29.4.67-4.12.67, 29.5.68- 31.1.69, 11.8.69-8.5.70, 1.10.71-30.6.72, 5.1-11.10.73, 21.6-22.12.74). 1.7.1966 авиация с «Констеллейшн» и «Хэн-кок» уничтожила 3 вьетнамских ТКА. «Констеллейшн» стал лидером по числу сбитых вьетнамских самолетов: на его счету 15 побед в возд. боях, в т.ч. 9 - в 1972 г. Переклассифицирован в CV-64 (30.6.1975). Ремонт и модернизация (1975-1976). В 1977- 1980 гг. совершил 3 дальних плавания в Юго-Вост. Азию и Индийский океан, с 17.8.1980 нес патрульную службу в Персидском заливе во время Ирано-иракской войны. Ремонт и модернизация в Пьюджет Саунд (1982-1984): установлены новые катапульты, ЗРК «НАТО-Си-Спэрроу», авт. «Вулкан-Фаланкс». Поход в Аравийское море для охраны судоходства в Персидском заливе (1987). В 2.1990 ушел из Сан-Диего на восточное побережье США. Модернизация по программе SLEP в Филадельфии (1990- 4.3.1993). Вернулся на Тихий океан, снова базировался на Сан-Диего. 18.6.1999 ушел в свое 19-е дальнее плавание (с авиагруппой CVW-2), посетил Йокосуку, Пусан, Сингапур, Куала-Лумпур. С 20.8.1999 действовал в Персидском заливе, участвовал в ударах по объектам в южном Ираке (сам. совершили 1225 боевых вылетов, сброшено 44 т бомб). На обратном пути зашел в Перт (Австралия), вернулся в Сан-Диего 17.12.1999. «Америка»
После учебного 2-мес. плавания в Кариб, море с авиагруппой CVW-6 ушел на Средизем. море (11.1965). Опытная эксплуатация сам. А-7А (11.1966). 2-й поход на Средизем. море (1-9.1967); вовремя военного переворота в Греции патрулировал в Эгейском море (4.1967), с началом арабо-израильской войны перешел в вост. Средиземноморье. 8.6.1967 оказывал помощь амер. развед. судну AGTR-5 «Либерти», тяжело поврежденному в результате ошибочной атаки израильской авиации (34 чел. убито, 171 ранен). Ремонт и модернизация (10.1967-1.1968). Участвовал в боевых действиях во Вьетнаме, совершив 3 похода из Норфолка вокруг м.Горн на Тихий океан и обратно (10.4-16.12.68, 10.4-21.12.70 и 5.6.72-24.3.73). Ремонт и модернизация (1969). 4 похода на Средизем. море (1-8.74, 4-10.76, 9.77-4.78 и 3-9.79), участие в маневрах НАТО в Северном море (9-10.1974). Переклассифицирован в CV-66 (30.6.1975). Ремонты и модернизации в Норфолке (11.74- 9.75 и 11.79-9.80). Во время 6-мес. пребывания на Средизем. море (10.3- 10.9.1986) принимал участие в боевых действиях против Ливии: 24.3.1986 сам. А-6Е повредили ракетами «Гарпун» ливийский РКА «Вахид» (позже добит сам. с АВ «Саратога»), а 14- 15.4.1986 в ходе операции «Эльдорадо Каньон» наносил удары по объектам в Триполи и Бенгази. Ремонт и модернизация (1987-1988). Учебный поход в Сев. Атлантику (2-5.1989), затем - в Средиземное, Красное и Аравийское моря (5-11.1989), патрулирование у берегов Ливана и обеспечение эвакуации амер. граждан из Бейрута (8.1989). Участвовал в боевых действиях против Ирака с авиагруппой CVW-1 (28.12.90-18.4.91). По официальным данным ВМС США, во время операции «Буря в пустыне» сам. с «Америки» сделали 3008 боевых вылетов, сбросили 2000 т бомб, уничтожили 2 иракские ПУ ракет «Scud» (1.2.1991), батарею береговых ПУ ПКР, 387 танков и БТР, 1 катер. Потерь авиагруппа не понесла. После 78-дневного пребывания в море АВ зашел в Хургаду (Египет) (16- 22.3.1991). Участие в маневрах НАТО в Сев. Атлантике (7-8.1991). Поход в Персидский залив (12.91-6.92), затем ремонт в Норфолке (7-12.1992). Поход к берегам Югославии для участия в операции «Deny Flight» («Недопущение полетов»), в Красное море и к Сомали (8.93-2.94). В связи с политическим кризисом на Гаити совместно с АВ «Д. Эйзенхауэр» участвовал в операции по подготовке вторжения на остров (9.1994); в последний момент высадка взятого на борт десанта была отменена. Вновь отправлен на Средизем. море, где участвовал в боевых действиях против сербов в Боснии, а затем перешел в Персидский залив и обеспечивал контроль воздушного пространства на юге Ирака (9- 12.1995). За последний поход авиагруппа CVW-1 совершила 11500 вылетов и провела 26 000 ч в воздухе. В 9.1996 АВ исключен из боевого состава и поставлен на прикол. «Джон Ф. Кеннеди»
Вошел в состав Атлантического флота, базировался на Норфолк. Служил преимущественно на Средизем. море (в 1970-е гг. совершил 7 походов в европейские воды). Нес патрульную службу в составе 6-го флота во время кризиса в Иордании (9.1970), междоусобицы в Ливане (5.1973), арабо-израильской войны (10.1973). Переклассифицирован в CV-67 (1.2.1974). Прошел ремонт и переоборудование в Норфолке (3.74-3.75). 27.10.1975 прикрывал эвакуацию амер. граждан из Бейрута во время конфликта в Ливане. В 11.1975 столкнулся с КР «Белкнап», последний получил сильные повреждения (7 чел. погибло, 47 ранено). Ремонт и модернизация (1978-1979). В 1981 г. совершил первое плавание в Индийский океан, затем снова служил на Средиземноморье. После ремонта в Норфолке (1984-1985) сменил АВ «Америка» в роли флагмана 6-го флота (9.1986). 4.1.1989, во время 12-го похода на Средиземное море, сам. F-14A с «Дж. Ф. Кеннеди» сбили 2 ливийских истр. МиГ-23. Участвовал в операции «Буря в пустыне» с авиагруппой CVW-3 (15.8.90-28.3.91): сделал 2895 самолето-вылетов, выполнил 114 бомбардировок иракских целей. В ходе 14-й средизземноморской кампании (7.10.92-7.4.93) был приведен в боевую готовность в связи с обострением ситуации в Ираке (1.1993), а затем поддерживал войска ООН в Боснии (с 25.2.1993). Прошел ремонт и модернизацию в Филадельфии (1993-9.1995). С 13.9.1995 базировался на Мэйпорт (Флорида), совершил поход на Средизем. море (4- 10.1997). В 1999 г. - 16-е плавание на Средизем. море с авиагруппой CVW-1, затем - переход в Персидский залив и участие в бомбардировке военных объектов на юге Ирака. В 7.2000 был принимающим кораблем в Бостоне во время международной парусной регаты «Миллениум».
Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.18-21 | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6207 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |