search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проблемы конверсии в военном секторе промышленности США

Проблемы конверсии в военном секторе промышленности США

Полковник Е. Аракелов

В условиях все большего внедрения в международную жизнь принципов нового политического мышления в последнее время в Соединенных Штатах отмечается повышенное внимание к проблемам конверсии экономики.

В официальных американских источниках конверсия определяется как "политический, экономический и технический процесс обеспечения упорядоченного перевода экономических ресурсов, используемых в настоящее время в военных целях, на альтернативные гражданские нужды". То есть вопрос стоит о преобразовании милитаризованной экономики, приспособлении ее к новым политическим и экономическим реальностям. При этом следует иметь в виду, что речь идет не о реконверсии, под которой обычно понимается возвращение на мирные рельсы той части экономики страны, которая в период подготовки к войне или в ходе ее была переведена на производство военной продукции или обеспечение других военных потребностей.

Только в 1988 году в конгрессе США рассматривались три законопроекта, полностью или частично посвященных различным аспектам конверсии экономики. Это проекты "Закона о перестройке военной экономики" (его внес конгрессмен Т. Вейсс), "Закона о диверсификации экономики" (С. Гейденсон), "Закона 1988 года о конверсии экономики" (Н. Навруле).

Поводом для такой активности высшего органа законодательной власти стала очевидная для многих его членов возможность предстоящего в ближайшие годы, по крайней мере, некоторого сокращения военных расходов Соединенных Штатов. В качестве оснований для такого поворота событий назывались две основные причины. Первая - необходимость сокращения громадного дефицита федерального бюджета, а вторая - вступление в силу Договора РСД-РМД и дальнейшее развитие советско-американского диалога. Весомость первой причины определяется прежде всего тем, что в предыдущие годы наблюдался неуклонный рост военных расходов. Что касается второй, то она важна как первый шаг в деле перехода от безудержной гонки вооружений к их сокращению. В связи с этим становится реальностью перспектива сокращения и даже прекращения производства целых классов вооружения и военной техники, а это уже затрагивает военную промышленность.

Для США характерен очень низкий удельный вес государственного сектора в выпуске военной продукции (не более 10 проц.). Военное производство в основном осуществляется многочисленными корпорациями и компаниями.

Общее количество военных подрядчиков американскими специалистами оценивается примерно в 35 тыс. фирм. Число непосредственно занятых в военном производстве страны составило в 1988 году 3250 тыс. человек*. Эта огромная даже по масштабам американской экономики цифра показывает, интересы какого количества людей затрагивает сокращение программы производства вооружений. Уже в 1983 году, то есть на начальном этапе реализации крупномасштабной программы наращивания военных закупок, предпринятой администрацией Р. Рейгана, в трех штатах (Калифорния, Коннектикут, Массачусетс) удельный вес военной продукции в стоимости продукции обрабатывающей промышленности превысил 10 проц. Зависимость от военно-промышленного производства экономики множества более мелких территориальных единиц значительно выше.

Локальные экономические депрессии, возникавшие в ряде населенных пунктов в результате сокращения или прекращения военных заказов, стали для США обычным явлением. В то же время практика показывает, что фирмы-владельцы военных предприятий не заинтересованы в принятии каких-либо мер по их переводу на выпуск гражданской продукции. В ряде случаев они предпочитают просто их закрыть или значительно сократить количество рабочей силы.

В этих условиях является очевидной насущная необходимость в разработке правительственной программы экономической конверсии, которая позволила бы заблаговременно планировать и осуществлять подготовку к конверсии военного производства на конкретных фирмах и заводах. Отсутствие такой программы рассматривается как одна из основных проблем конверсии в военном секторе промышленности США. Но проблема эта не нова. Первый проект законодательства по конверсии экономики был предложен сенатором Дж. Макговерном и его коллегами еще в 1963 году (проект "Закона о конверсии национальной экономики"). Ключевое положение законопроекта гласило, что "каждый военный контракт, в последующем заключаемый министерством обороны, должен содержать условия, обязывающие подрядчика создать комитет промышленной конверсии, на который возлагалась бы ответственность за планирование конверсии на гражданское производство в случае сокращения или прекращения действия данного контракта".

Начиная с 1963 года министерство обороны США решительно выступает против законодательных мер, предусматривающих планирование экономической конверсии. Столь же негативное отношение к этому вопросу характерно и для большинства основных военных подрядчиков. Активными сторонниками решения в национальном масштабе проблемы конверсии являются профсоюзы, участники движения за мир, прогрессивные ученые, представители религиозных и общественных организаций. Причем выступают они в поддержку конверсии по разным причинам. Одни видят в ней средство социальной защиты рабочих, занятых на военных заводах, другие считают, что устранение угрожающей зависимости огромного отряда занятых от военных заказов снимает одно из препятствий на пути к разоружению. Третьи рассматривают конверсию в первую очередь как способ привлечения дополнительных технологических, инвестиционных и трудовых ресурсов для повышения конкурентоспособности базовых отраслей промышленности США. Взгляды этих кругов отражаются в постоянно вносимых в конгресс законопроектах по конверсии.

Наиболее полно проблемы конверсии были освещены в уже упоминавшемся выше проекте "Закона о перестройке военной экономики", выдвинутом в 1987 году. Основные положения законопроекта приводятся ниже.
- Создание в аппарате президента США совета по перестройке военной экономики для обеспечения координации местных планов конверсии и федеральной помощи. Состав совета в количестве 22 членов включает десять представителей от правительства и по шесть от профсоюзов и деловых кругов.
- Обязательное предварительное уведомление совета (за год) министром обороны о планируемых изменениях в военных расходах и прекращении или сокращении заказов по военным контрактам.
- Создание на каждом военном предприятии с численностью занятых более 100 человек комитетов по разработке планов перепрофилирования производства на продукцию гражданского назначения. Задачей комитета является организация перераспределения рабочей силы на новые производства. В его составе предусматривается равное представительство от профсоюзов и администрации, а также от местных властей (в качестве наблюдателей). Любой подрядчик за отказ участвовать в таких комитетах может быть подвергнут штрафным санкциям вплоть до лишения права на получение контрактов в течение трех лет.
- Гарантирование лицам, пострадавшим от прекращения действий военного контракта, финансовой помощи. Она предусматривается как дополнение к пособию по безработице в течение двух лет. Ее размер должен составлять- 90 проц. от первых 20 тыс. долларов и 50 проц. от каждых последующих 5 тыс. долларов годового дохода.
- Формирование фонда компенсационных выплат, производимое за счет ежегодных отчислений из валового дохода фирм в размере 1,25 проц.

Хотя ни один из законопроектов о конверсии не был утвержден в конгрессе, их обсуждение в комиссиях палат продолжается. Аналогичная работа ведется на уровне законодательных органов штатов и отдельных городов. В 1987 году в штате Миннесота группа представителей профсоюзов, религиозных и общественных организаций подготовила проект "Закона об экономическом обновлении штата Миннесота". В штате Коннектикут создан комитет по разработке альтернативных видов продукции, в задачу которого входит планирование переориентации производства зависящих от военных заказов отраслей промышленности. В г. Кембридж (штат Массачусетс) местные власти сформировали специальную группу по исследованию и планированию конверсии. Цель ее состоит в изучении влияния военных заказов на экономику Кембриджа.

С экономической точки зрения процесс конверсии требует решения целого комплекса задач. Основными считаются подготовка новых рынков сбыта, реорганизация НИОКР и производственных процессов, переподготовка кадров для выпуска новых видов продукции. Эти задачи должны решаться исходя из известных специфических характеристик военных предприятий, лабораторий или других объектов, подлежащих перепрофилированию.

Планирование конверсии военных предприятий не может быть отложено до того момента, как начнется значительное сокращение военных контрактов. Длительность подготовительного периода определяется временем, необходимым на планирование переориентации использования зданий, оборудования и специалистов, и составляет, по оценкам американских ученых, не менее двух лет.
В процессе планирования предполагается учитывать не только потребности рынка сбыта, но и стабильность использования оборудования и специалистов в новых видах производства. Кроме выбора вида намечаемой к выпуску продукции, потребуется решать вопросы переоснащения производства, организации поставок сырья и полуфабрикатов, отработки технологии всех производственных процессов.
Считается, что официальное утверждение плана конверсии для военных предприятий возможно лишь после завершения подготовительного этапа, в течение которого должны быть обследованы мощности производственного оборудования, уровень подготовки всех специалистов и их соответствия требованиям гражданского сектора экономики.

Идеологами конверсии в США выступают наиболее известные специалисты в этой области - С. Мелман, Дж. Ульман, Л. Дж. Думас, Р. Деграс, Г. Адаме. В 80-х годах активизировались дискуссии по ее различным аспектам. Авторы исследований дают различные оценки масштабов вероятных проблем и конкретных путей их решения.
Некоторые из этих проблем заслуживают более подробного изложения.
Оценка стоимости централизованного планирования конверсии. По заключению С. Мелмана, в США предстоит обследовать около 35 тыс. фирм - головных подрядчиков министерства обороны. Обследование одного предприятия группа из четырех специалистов (по экономике, финансам, управлению и технике) сможет провести не менее чем за три недели: две недели на сбор данных и одна на написание отчета. Одна группа может обследовать не более 16 предприятий (исходя из 48 рабочих недель в году). Для проведения аналогичной работы на 35 тыс. предприятий потребуется около 2190 групп общей численностью не менее 8750 специалистов и дополнительно около 4000 обслуживающего и 1000 административного персонала, что составит в итоге 13750 человек. Около 2/3 специалистов относятся к числу высокооплачиваемых, поэтому в среднем на каждого необходимо денежное содержание 25 тыс. долларов в год (всего около 343,75 млн. долларов). Затраты на поездки выражаются дополнительной суммой в 148 млн. долларов. Общие ежегодные расходы могут достигнуть 491,75 млн. долларов. В целом процесс планирования конверсии производства является сложным и многолетним и вызовет значительное по объему расходование средств.

Существенные различия в деятельности фирм военного и гражданского секторов экономики. Руководители и инженерно-технические работники в военном секторе не имеют опыта работы на гражданский рынок. Деятельность в военном секторе практически исключает финансовый риск. По заключению Дж. Гэнслера (специалиста а области военной экономики), в 70-х годах только 8 проц. военных контрактов было заключено на конкурсной основе. Пентагон обеспечивает фирмам авансовые выплаты за выполняемые заказы и восполнение расходов по процентным ставкам в случае получения ими займов у частных банков.

Обследование 33 диверсифицированных крупнейших корпораций, которые поглощают 52 проц. финансовых средств Пентагона, выделяемых на военное производство, показало, что в 1985 году эти корпорации получили 22,4 проц. прибыли от военных контрактов и 10,1 проц. от гражданского сектора. При этом сравнение долей прибыли велось по видам деятельности с однотипной технологией.

Возможность потери определенных привилегий специалистами в военном секторе при резком снижении военных расходов обусловлена тем, что ученые, инженеры и рабочие, выполняющие военные заказы, как правило, получают больше, чем специалисты аналогичного профиля той же самой фирмы, выполняющие гражданские заказы. Производство продукции и предоставление услуг в военном секторе оплачиваются до того, как они выполнены. При этом их объем и прибыли гарантируются федеральным правительством.

Деятельность, связанная с НИОКР и производством по военным контрактам, не имеет прямой связи со стоимостью выпускаемой продукции. Для военных заказов в отличие от гражданских не требуется минимизации затрат (максимального их сокращения). Если бы министерство обороны не возмещало всех затрат, то для конкурирования с гражданским сектором военным предприятиям пришлось бы значительно сократить инженерный состав. Такая зависимость в меньшей степени проявляется в организациях субподрядчиков.

С увеличением доходов фирмы от военных контрактов усиливается ее зависимость от Пентагона и снижается конкурентоспособность в условиях гражданского производства. Министерство обороны решает за фирму, что производить, как регулировать капиталовложения и организовать производство по количественным и качественным параметрам, какую цену назначить за единицу продукции и куда ее направлять. Длительное выполнение работ по военным заказам подрывает возможности фирмы к конкуренции в гражданском секторе экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

В последние годы целый ряд попыток военно-промышленных фирм перейти на выпуск гражданской продукции оказался неудачным по причине ее низкого качества и высокой цены. Так, было на практике продемонстрировано, что нельзя решить все проблемы конверсии путем приспособления только производственных линий для выпуска нового вида продукции. Не последнюю роль в этом процессе играют соответствующие подготовка и опыт специалистов. Кроме того, требуются определенные ресурсы времени и средств.

Многими специалистами в дополнение или вместо разработки планов конверсии предлагается такой способ снижения зависимости военно-промышленных фирм от заказов министерства обороны, как диверсификация производства, то есть ориентация на выпуск разнообразной продукции. Следует, однако, отметить, что он больше подходит для фирмы (корпорации, компании и т. д.), имеющей много заводов, нежели для конкретного предприятия. Во всяком случае, в США основные подрядчики министерства обороны диверсифицируют производство путем приобретения или присоединения других фирм как военных, так и гражданских отраслей. При этом большинство крупных военных заводов продолжает специализироваться на выпуске военной продукции.

Очень многое в решении проблем конверсии в военном секторе промышленности США зависит от министерства обороны. Некоторые зарубежные специалисты даже полагают, что Пентагон играет все более важную роль как проводник некой индустриальной политики в экономике страны. При этом подчеркивается, что индустриальная политика, в которой главенствующую роль играет военный сектор, не может способствовать коммерческому обновлению и диверсификации экономики.

В течение последних десятилетий Соединенные Штаты ведут непрерывную гонку вооружений, которая отвлекает значительные ресурсы для производства продукции и услуг военного назначения. В военном секторе экономики занято постоянно не менее 30 проц. всех ученых и инженеров страны. За период с 1947 по 1987 год военное ведомство пользовалось ресурсами общей стоимостью порядка 7620 млрд. долларов (в ценах 1982 года). По своей величине они превосходят стоимость всех заводов, оборудования и инфраструктуры, которыми располагает экономика США.

В последние годы министерство обороны в области совершенствования своей закупочной политики предпринимает целый ряд шагов, которые могут существенно снизить остроту проблем конверсии для военных подрядчиков. Необходимо отдельно подчеркнуть меры по расширению сферы конкуренции, особенно ценовой, которая прежде при закупке крупных систем оружия практически не играла решающей роли. Это заставляет военных подрядчиков значительно больше внимания уделять вопросам сокращения издержек, повышения эффективности и экономичности военного производства, т. е. приближает их к тем условиям, в которых постоянно работают фирмы-производители продукции для коммерческого рынка.

На середину 80-х годов в распоряжении Пентагона имелось материальных средств (исключая стоимость земельных участков) на сумму около 500 млрд. долларов. Для сравнения, на этот же период основной капитал всей обрабатывающей промышленности страны оценивался министерством торговли в 1 трлн. долларов. Военные расходы США в постоянных ценах 1982 года за период 1946-1989 годы превысили 8 трлн. долларов.

Вышеизложенные данные в определенной степени стимулируют представителей конгресса к поиску мер ограничений ресурсов, направляемых на военные цели. Одним из основных путей решения данной проблемы считается сокращение военного производства и его перепрофилирование на гражданские цели. В настоящее время концепция осуществления конверсии находится на стадии разработки и до сих пор практически не затронула военного производства в Соединенных Штатах.

* В целом, по расчетам директора программы неправительственной Национальной комиссии по экономической конверсии и разоружению Дж. Фельдмана, военный бюджет является источником средств к существованию для 26 млн. американцев, то есть более чем для 10 проц. населения страны.

Зарубежное военное обозрение №1 1990

Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (27.06.2008) | Автор: Полковник Е. Аракелов
Просмотров: 3342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar