Состояние и перспективы развития вертолётов Армейской авиации США часть 1 (часть 2)Полковник В. Нелин В комплексе мероприятий военного руководства США по наращиванию боевых возможностей сухопутных войск значительное место отводится ускоренному развитию армейской авиации, которая за относительно короткий период своего существования превратилась из вспомогательного в одно из основных и перспективных средств вооруженной борьбы. Армейская авиация является универсальным и наиболее маневренным родом сухопутных войск США, предназначенным для выполнения широкого круга задач, в различных условиях общевойскового боя (операции), погоды и времени суток. К основным из них, по данным иностранной печати, относятся: нанесение ударов по силам и средствам противника, и прежде всего поражение его бронетанковой техники и противотанковых средств; огневая поддержка сухопутных войск; ведение воздушной разведки; повышение тактической мобильности общевойсковых соединений, частей и подразделений; обеспечение управления и связи, РЭБ, минирование, эвакуация раненых, поиск и спасение. В последнее время на армейскую авиацию начинают возлагать новые задачи - борьбу с вертолетами и низколетящими самолетами и подавление войсковых средств ПВО. Особенно эффективно ее применение при действиях на сильнопересеченной местности и недостатке времени для организации операции (общевойскового боя).
Все силы и средства армейской авиации сведены в бригады, полки, батальоны и роты. Основу вооружения подразделений и частей составляют вертолеты различных типов и модификаций (как свидетельствует зарубежная пресса, в настоящее время в армейской авиации США насчитывается более 8000 вертолетов и около 500 легких самолетов). По своему целевому предназначению вертолеты подразделяются на четыре основных класса: боевые, разведывательные, многоцелевые и транспортно-десантные. Отдельно иногда выделяются машины для выполнения специальных задач. Боевые (ударные) вертолеты, говорится в журнале "Дефенс энд дипломаси", - это вертолеты, несущие на борту разнообразное вооружение и предназначенные в первую очередь для борьбы с танками, другими бронированными машинами и оказания непосредственной (огневой) поддержки подразделениям сухопутных войск на попе боя. Кроме того, они могут использоваться для нанесения ударов по боевым порядкам войск, отдельным малоразмерным и площадным наземным объектам (целям), а также для сопровождения транспортно-десантных вертолетов и борьбы с воздушным противником. Ранее в иностранной литературе к вертолетам этого класса применялись такие термины, как "вооруженные вертолеты" и "вертолеты огневой поддержки". В европейских странах НАТО их чаще всего называют противотанковыми в соответствии с основным предназначением. В американском военном лексиконе они именуются "ударные вертолеты" (attack helicopter), или "вертолеты-штурмовики" (по аналогии с самолетами). Эти термины вполне соответствуют и кругу задач данного класса вертолетов, и их оснащению. В последнее время на страницах западных изданий можно иногда встретить применительно к вертолетам и термин "истребитель" (fighter). О создании конкретных образцов вертолетов такого типа пока не упоминается, однако, судя по многим публикациям, различные исследования и концептуальные проработки в этой области проводятся. Основу парка боевых (ударных) вертолетов армейской авиации США составляют вертолеты серии АН-1 "Хью Кобра" (рис. 1) с ПТУР "Toy" (модификации S, P, E, F - всего около 1000 машин), состоящие на вооружении с 1977 года, и АН-64А "Апач" с ПТУР "Хеллфайр" (рис. 2), поступающие в войска с 1984-го. Последних первоначально предусматривалось закупить 515 единиц. В конце 1984 года это количество было увеличено до 675 единиц с завершением поставок в 1990-м. Затем последовало решение продолжить закупки по 1994 год включительно при общем объеме 975 единиц. При обсуждении военного бюджета на 1990 финансовый год было предложено снизить объем закупок до 807 машин с выделением ассигнований на последние 66 единиц в 1991 финансовом году. Такое количество вертолетов позволит, по расчетам американских специалистов, вооружить ими (с учетом резерва) 40 противотанковых вертолетных батальонов армейской авиации США (ранее планировалось 47 батальонов). Всего по 1989 финансовый год включительно закуплено 675 вертолетов АН-64А "Апач", из которых около 500 единиц к настоящему времени уже поступило на вооружение. В некоторых публикациях зарубежной прессы, где затрагивались вопросы эффективности боевых вертолетов, сообщалось, что по опыту войсковых учений вертолет AH-1S, имея на борту восемь ПТУР "Toy" (дальность стрельбы 3750 м), может поразить за один вылет на поле боя в среднем две-три бронированные цели. Превосходящий по эффективности все современные зарубежные образцы вертолет АН-64А "Апач" (16 ПТУР "Хеллфайр" с дальностью стрельбы до 6 км) в тех же условиях способен поразить до шести танков. Разведывательные вертолеты - это, согласно современной американской трактовке, легкие вертолеты, предназначенные для ведения воздушной разведки, наблюдения за полем боя, обнаружения целей и выдачи данных целеуказания боевым вертолетам, наземным огневым средствам и общевойсковым командирам, обеспечения управления и связи. При решении армейской авиацией задач борьбы с танками и другой бронированной техникой на поле боя такие вертолеты действуют, как правило, совместно с боевыми, для чего объединяются в ударные группы. В последнее время разведывательные вертолеты начинают оснащаться управляемыми ракетами класса "воздух-воздух", что позволяет решать также задачу прикрытия указанных групп (в отдельных случаях и наземных компонентов сухопутных войск) от воздушного противника. В настоящее время на вооружении сухопутных войск США состоят 350 вертолетов ОН-6А "Кейюс" (рис. 3), предназначенных в основном для наблюдения, около 1700 разведывательно-связных вертолетов ОН-58А и С "Кайова" и до 170 вертолетов OH-58D "Кайова", оснащенных специальным разведывательным оборудованием. Последние создаются путем переоборудования из варианта ОН-58А. Первоначально, как сообщалось в иностранной печати, предусматривалось иметь 576 таких вертолетов, около 50 проц. которых должны были поступить в противотанковые вертолетные батальоны, вооружаемые вертолетами АН-64А "Апач", для обеспечения их боевых действий. Однако планируемое к закупкам общее количество OH-58D первоначально уменьшили до 477 единиц, затем до 375 (с завершением закупок последних 24 машин в 1994 финансовом году), а при обсуждении бюджета на 1990-й предложено остановиться на приобретенных к этому времени 207 машинах. Все поступившие на вооружение вертолеты OH-58D используются главным образом для ведения разведки и выдачи данных целеуказания в интересах артиллерийских средств и общевойсковых командиров. Многоцелевые (общего назначения) вертолеты предназначены для обеспечения воздушной мобильности войск, что предполагает их применение в первую очередь для высадки тактических десантов и их эвакуации, доставки войск и предметов материально-технического обеспечения на поле боя, проведения поисково-спасательных операций, эвакуации раненых. Кроме того, они могут использоваться для перевозки различных грузов в интересах тылового обеспечения войск и при их передислокации, обеспечения управления и связи, постановки минных заграждений, а также поражения наземных целей. На вооружении армейской авиации США имеется около 4500 вертолетов общего назначения, из которых до 3500 устаревших UH-1 "Ирокез" различных модификаций (рис. 4) и более 1000 новых UH-60A "Блэк Хок". Закупки последних предполагается продолжить (с учетом постоянного усовершенствования) вплоть до 2000 года, приобретя в общей сложности 2250 машин. Транспортно-десантные (транспортные) вертолеты - это средние и тяжелые машины, используемые главным образом для транспортировки средств тылового обеспечения войск при ведении боевых действий. Они предназначаются для перевозки личного состава, оружия, боеприпасов, различного оборудования и других грузов (как в кабине, так и на наружной подвеске), могут применяться для высадки десантов, эвакуации войск, проведения поисково-спасательных операций и решения других задач. Этот класс вертолетов не так многочислен, как первые три, и насчитывает более 500 машин, из которых около 70 СН-54 А и В "Скайкрейн" (рис. 5, иногда встречается название "Флаинг крейн"), а остальные СН-47 "Чинук" модификаций А, В, С и D. При этом отмечается, что 472 вертолета первых трех модификаций должны быть переоборудованы в вариант CH-47D. В настоящее время имеется около 300 таких вертолетов. Деньги на закупку последних намечается выделить в 1992 финансовом году. В особый класс выделяются вертолеты специального назначения, предназначенные для решения специфических задач с применением радиоэлектронного оборудования (SEMA - Special Electronic Mission Aircraft). К ним относятся вертолеты РЭБ типов ЕН-1Н и ЕН-60А (рис. 6, свыше 60 единиц). Ориентируясь на перспективу, министерство обороны США в последнее время выделяет значительные средства на совершенствование и дальнейшее развитие на базе новейших научно-технических достижений всех классов вертолетов сухопутных войск. Так, по данным журнала американского вертолетного общества "Вертифлайт", на эти цели по бюджету 1990 года запрашивались ассигнования в сумме 4075,5 млн. долларов, что составляет до 20 проц. бюджета министерства армии на НИОКР и закупки оружия и военной техники. Указанная сумма распределяется следующим образом (в млн. долларов): НИОКР - 702,3 (17 проц.), модернизация - 1070,4 (26), закупки - 2302,8 (57). В 1991 финансовом году расходы министерства обороны на вертолетный парк армейской авиации планируется увеличить до 4 321 млн. долларов, в том числе на НИОКР - 891,3 млн. (21 проц.), на модернизацию - 1 097,2 млн. (25), на закупки - 2 332,5 млн. (54). Выделяя значительные средства на развитие вертолетного парка, командование сухопутных войск США считает, что он должен характеризоваться достаточной численностью, иметь высокие надежность, боевую живучесть и эксплуатационные характеристики, обладать низкой обнаруживаемостью, способностью действовать в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, выполнять задачи в условиях пыле-дымовых помех и применения на поле боя средств РЭБ. Он должен также дополнять другие виды техники и вооружения общевойсковых формирований, решать задачи как в ближнем бою, так и при проведении операций с углублением в тыловые районы противника, обеспечивать обнаружение и поражение целей на больших дальностях. Именно на этих посылках базируется научно-техническая политика США в области армейской авиации. В начале 80-х годов по заданию руководства министерства армии был проведен всеобъемлющий анализ всех задач, выполняемых армейской авиацией, в результате которого были выявлены основные проблемы развития данного рода сухопутных войск, и в частности его вооружения и техники, а также определены возможные пути их решения. Базируясь на результатах указанного анализа, отталкиваясь от созданной технологической базы, учитывая имеющийся научно-технический задел, а также, как подчеркивают американские эксперты, неопределенность угрозы со стороны противника, в США разработан поэтапный (включает ближнесрочный, среднесрочный и дальносрочный периоды) план развития и совершенствования армейской авиации, проведения НИОКР, испытаний и оценок. План рассчитывается примерно на 20-летний период, регулярно пересматривается и обновляется. Предусматриваемые им НИОКР охватывают следующие основные области исследований: аэромеханика, силовые установки, конструкция, авиационная радиоэлектроника, вооружение, живучесть летательных аппаратов, комплексирование систем. В проведении исследований и разработок принимают участие как государственные научно-исследовательские организации (включая военные), так и частные фирмы. Придавая важное значение сбалансированному развитию армейской авиации в целом, командование сухопутных войск США уделяет повышенное внимание боевым и разведывательным вертолетам, что вызвано рядом объективных причин, и прежде всего все возрастающей их ролью и неисчерпанными возможностями в борьбе с бронированными целями на поле боя. Определенную приоритетность НИОКР по машинам указанных классов американские специалисты увязывают также с тем, что к ним предъявляются наиболее жесткие требования. Поэтому используемые в их конструкции перспективные технические решения, их бортовые системы и значительная часть радиоэлектронного оборудования могут послужить базой для применения на вертолетах других классов. Характерной особенностью современного развития боевых и разведывательных вертолетов сухопутных войск США, как сообщается в зарубежной печати, является качественное их обновление путем модернизации (на основе новых научно-технических достижений) и повышения боевой эффективности существующих образцов. Основными направлениями модернизации вертолетов являются оснащение их соответствующим радиоэлектронным оборудованием, обеспечивающим успешное выполнение боевых задач в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, и совершенствование штатного вооружения. НИОКР по созданию боевых и разведывательных вертолетов нового поколения ведутся по следующим направлениям: разработка более совершенных конструктивных схем и улучшение тактико-технических характеристик, повышение живучести, широкое применение перспективных конструкционных (в первую очередь композиционных) материалов, снижение вероятности обнаружения в инфракрасном, радиолокационном и оптическом диапазонах, использование современной радиоэлектронной аппаратуры, комплексирование перспективных систем целеуказания с различным бортовым оборудованием (в первую очередь с системами управления оружием), широкая автоматизация процессов целеуказания и применения оружия. В результате, по мнению западных экспертов, значительно снизятся нагрузки на экипажи и - главное - повысится эффективность применения перспективных вертолетов на поле боя. Ведется разработка новых средств целеуказания, имеющих активные и пассивные датчики с высокой разрешающей способностью и большой дальностью действия в любых погодных условиях, в том числе ночью, обеспечивающие применение оружие вне досягаемости средств ПВО и других видов вооружения сухопутных войск противника. В области вооружения вертолетов основные усилия направлены на повышение темпа ведения стрельбы, увеличение ее дальности при одновременном сокращении времени полета ракеты к цели, а также на разработку новых видов оружия, включая ПТУР, отвечающие принципу "выстрелил и забыл", гиперзвуковые ракеты и УР класса "воздух-воздух". Наряду с другими требованиями командование армии США ставит также задачу обеспечить возможность автономного стратегического развертывания вертолетов с континентальной части Соединенных Штатов на Европейский театр войны с промежуточными посадками. Зарубежное военное обозрение №2 1990 С. Смотрите также | |||||||||||||
| |||||||||||||
Просмотров: 8761 | |
Всего комментариев: 0 | |