Организация боевой подготовки соединений, частей и кораблей ВМС США часть 1
Организация боевой подготовки соединений, частей и кораблей ВМС СШАчасть 1Капитан 1 ранга И. Быков Возникновение новых внешнеполитических реалий и множественных вариантов развития международной обстановки потребовало от руководства США поисков нового подхода к использованию тактических и оперативных возможностей военно-морских сил, а следовательно, и организации их боевой подготовки (БП).
По мнению командования ВМС США, этот подход должен опираться на постоянную оценку тактики вероятного противника, уровня его боеготовности, планов применения сил и их фактических боевых возможностей. Организация БП флота, которая проводится непрерывно в течение года, должна максимально соответствовать складывающейся обстановке и степени возможной угрозы. Анализ угрозы со стороны вероятного противника и использование результатов ее оценки для корректировки планов боевой подготовки, а также учет специфики складывающейся политической и оперативной обстановки не являются чем-то принципиально новым. Но сама эта идея становится, по мнению американских экспертов, особенно актуальной в современных условиях, когда многовариантность угрозы требует большей гибкости и постоянного совершенствования организации боевой подготовки соединений, частей и кораблей, которая тесно увязывается с планами развертывания сил в районы проведения крупных учений или усиления передовых группировок флота в случае возникновения кризисных ситуаций в различных регионах мира. Основы организации боевой подготовки ВМС. По мере приближения назначенной командованием даты начала развертывания соединений ВМС потребность в проведении специальной БП с учетом тактики действий сил в условиях чрезвычайной обстановки и ее интенсивность, как правило, возрастают. Заранее предусмотреть и отработать все потенциальные варианты угрозы практически невозможно, поскольку это потребует значительных материально-технических и временных затрат. Поэтому для разработки подробных сценариев вероятных действий развертываемых сил в различных условиях обстановки было признано целесообразным выработать единый руководящий документ, который бы обеспечил командование и корабельные учебные группы (например, группы обучения по обслуживанию боевых систем и комплексной подготовки), методическими основами своевременной оценки оперативной обстановки в условиях складывающейся политической ситуации, определения примерной численности, состава и вероятной тактики действий сил предполагаемого противника, выработки соответствующих разведывательных данных, необходимых обучаемым для корректировки программ боевой подготовки, а также способствовал бы существенному сокращению времени и средств на их обучение за счет выбора оптимальных направлений решения задач на фоне заранее просчитанных и смоделированных вариантов развития угрозы. Таким документом стало разработанное штабами Атлантического и Тихоокеанского флотов «Наставление по боевой подготовке. Характеристика угрозы». Оно позволяет смоделировать множество ситуаций (сценариев возможных действий сил флота), в которых могут оказаться соединения флота и отдельные боевые корабли. Чтобы подчеркнуть специфику и важность этого документа, он был издан отдельно от «Наставления по тактической подготовке». Обеспечивая общий подход к характеристике возможной угрозы по широкому кругу параметров и выбор оптимального варианта тактики действий сил, это наставление является в настоящее время важным методическим документом. Всем командным инстанциям, ответственным за организацию и проведение БП, предписано неукоснительно руководствоваться им наряду с соответствующими инструкциями, разработанными в управлении военно-морской разведки.Для обеспечения постоянной готовности флота решать ставящиеся перед ним задачи командование ВМС США разработало и реализует на практике теорию цикличной боевой подготовки, учитывающую требования «Наставления по боевой подготовке. Характеристика угрозы» и предусматривающую последовательную отработку тактики действий сил в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и особенностями театра военных действий, на котором будут развертываться силы того или иного состава. Главнокомандующий объединенным командованием (ОК) в зоне или командующий специальным командованием ВС США согласно ст. 164 главы 10 Свода законов США является старшим начальником над всеми находящимися в его распоряжении силами. Эти обязанности не передаются никому. Учитывая подчиненность командных инстанций (см. рисунок), указанных в законе Голдуотера - Николса о реорганизации министерства обороны, принятом конгрессом США в 1986 году, ответственность за обучение и организацию цикличной боевой подготовки действующих сил флота возлагается на главнокомандующих Атлантическим и Тихоокеанским флотами, из состава которых выделяются эти силы. Атлантический флот выделяет силы в состав объединенных командований вооруженных сил США в зонах Атлантического океана (в настоящее время - ОК единых ВС), Европы, Центральной и Южной Америки и Центрального командования, а Тихоокеанский - в состав ОК в зоне Тихого океана и частично Центрального командования ВС США. Разработка общих планов подготовки возлагается на комитет начальников штабов (КНШ). Каждому главнокомандующему объединенными командованиями вооруженных сил (ГК ОК ВС) вменяется в обязанность разработка сводного плана подготовки и перечня главных и частных задач всех компонентов (видов) ВС в своей зоне ответственности. Основой для разработки этих перечней являются общие задачи, стоящие перед командованиями в соответствии с их структурой. Состав соединений определяется планом их стратегического использования с учетом условий союзов, договоров, региональных и межправительственных соглашений. Перечни главных и частных задач, в свою очередь, являются базой для разработки объединенных планов проведения подготовки ОК ВС в зоне, определяющими требованиями к которой и является отработка учебных мероприятий в различных условиях оперативной обстановки. Выполнение этих требований служит основным критерием последующей оценки результатов подготовки сил. Перечни главных и частных задач всех ОК сводятся в общий перечень, утверждаемый председателем КНШ. Главные и частные задачи для командований ВМС в зонах вырабатываются на их основе и включаются в план боевой подготовки. Экспедиционные силы ВМС, готовящиеся в рамках цикличной боевой подготовки к проведению операций мирного времени, в том числе по урегулированию возникающих кризисов и региональных конфликтов, являются важнейшим компонентом объединенных (коалиционных) формирований. Входящие в их состав силы флота и морской пехоты (МП) неоднократно демонстрировали свою способность решать задачи, определенные концепцией «Вперед ... с моря». Однако быстроменяющаяся военно-политическая обстановка требует, по мнению командования ВМС США, непрерывного совершенствования способов и приемов использования мобильных оперативных формирований, состоящих из компонентов ВМС, ВВС и сухопутных войск и предназначенных для немедленного реагирования на любую угрозу, в том числе при действиях в мелководных прибрежных районах. Порядок планирования цикличной тактической подготовки. Для разработки планов тактической подготовки, отражающих реальную угрозу и соответствующие ей действия сил, органы обучения и планирования БП ВМС, кроме указанного выше «Наставления по боевой подготовке. Характеристика угрозы», должны использовать документ «Оценка угрозы для обеспечения флотской тактической подготовки», разработанный разведывательным центром ВМС, а также соответствующие наставления командований однородных сил флотов. Боевая подготовка ВМС координируется тремя главными учебными программами, предназначенными для обучения: штабов; командного состава, управляющего оборонительными и обеспечивающими силами и средствами (ПЛО, ПВО, ПРО, разведки и РЭБ); собственно соединений, частей и кораблей действующих сил флота. В управлении военно-морской разведки была разработана также специальная программа, предназначенная для подготовки инструкторов и посредников всех уровней, которые должны будут в дальнейшем довести до обучаемых достоверные сведения об угрозе. В ходе реализации этой программы дважды в год в группах тактической подготовки Атлантического и Тихоокеанского флотов проводятся занятия продолжительностью четыре-пять дней, в процессе которых слушателей знакомят с новейшей информацией о странах, являющихся объектами текущих планов действий в условиях чрезвычайной обстановки, тактикой действий сил вероятного противника, а также способами оценки результатов использования сил и боевых средств. Порядок планирования БП может быть следующим: - определяются требования, предъявляемые к подготовке, наиболее высокие из которых относятся к периоду выполнения командной оценки боеготовности и уровня подготовленности сил; - выбираются наиболее вероятные средства, варианты и порядок действий сил условного противника, возможное время воздействия угрозы; - используя источники, приведенные выше, указываются условия для каждого вида ответных действий, в том числе тактические приемы, особенности и порядок использования сил; - организуется подготовка, адекватная предполагаемой угрозе с учетом реальных возможностей выделяемых сил и средств. Органы планирования, разрабатывающие программу БП, например, для авианосной многоцелевой группы (АМГ), сначала составляют планы подготовки одиночного корабля, подводной лодки и авиаэскадрильи (согласно требованиям соответствующих положений наставления по боевой подготовке), а затем разрабатывают планы БП штаба и кораблей АМГ промежуточного и повышенного уровня. Все эти планы преследуют общую цель - обеспечить готовность группы к развертыванию. При этом определяется ее степень для каждого уровня БП с отработкой задач на берегу и в море. Используя матрицу конкретной угрозы, органы планирования могут усилить или ослабить условного противника до уровня, адекватного реальным возможностям. Например, при отработке нанесения согласованных ударов с воздуха и моря по сухопутным войскам «противника» на его территории велика вероятность ответного массированного воздушного удара, в котором примет участие весь боевой состав авиации противостоящей стороны, либо отдельных воздушных налетов, выполняемых одиночными самолетами или небольшими авиационными группами. Другим примером может служить сценарий, согласно которому США наносят воздушные удары по объектам, находящимся в глубине территории страны, представляющей угрозу во время вооруженного конфликта. Аналогичным образом, используя документ «Оценка угрозы для обеспечения флотской тактической подготовки», органы планирования могут разработать уровень возможного противодействия с помощью матриц средств РЭБ, тактической авиации, ракетных и артиллерийских систем ПВО. Таким образом, исходя из заданных учебных условий можно воспроизвести территориальную ПВО условного противника. На более поздних этапах боевой подготовки, предшествующей развертыванию сил флота, органы планирования БП корректируют учебную программу путем сравнения реальной угрозы, сведения о которой можно получить по запросу из объединенного разведывательного центра и (или) флотского пункта разведывательно-информационной системы ВМС, находящегося в соответствующем районе, с той, которая была смоделирована с помощью «Наставления по тактической подготовке. Характеристика угрозы». Структура сил, участвующих в боевой подготовке, соответствует, как правило, типовому составу соединений, предназначенных для развертывания в передовые районы в мирное время с целью обозначения военного присутствия или проведения крупных учений объединенных формирований. Для удовлетворения потребностей объединенных командований вооруженных сил США в зонах Атлантический и Тихоокеанский флоты выделяют авианосные многоцелевые и боевые амфибийные группы (БАГ) с экспедиционными батальонами морской пехоты на борту десантных кораблей, а также корабельные ударные и другие оперативные группы, отдельные корабли и авиационные эскадрильи. Присутствие американских ВМС в западной части Тихого океана обеспечивается одной АМГ и одной БАГ 7-го флота с постоянным базированием кораблей в Японии. Развертывание соединений ВМС обычно планируется на совещании, проводимом оперативным управлением объединенного штаба с участием ГК ОК ВС в зонах. Состав выделяемых для этого сил определяется на совещаниях, проводимых командующими флотами. Авианосные многоцелевые и амфибийные группы направляются в основном в состав объединенных командований в зонах Европы и Тихого океана, а также Центрального командования для обеспечения военного присутствия соответственно в Средиземном море, западной части Тихого океана, Персидском заливе, Красном и Аравийском морях. Не исключена возможность направления сил каждого из флотов в зону ответственности любого объединенного командования. В рамках объединенных командований ВС США в Атлантическом и Тихом океанах ежегодно проводятся крупные маневры объединенных оперативных формирований (JTF ЕХ), а также совместные с вооруженными силами стран-союзниц учения (типа «Тимуорк», «Рим-пак» и другие), в которых, как правило, участвует по крайней мере одна АМГ. Существуют также потребности в силах для проведения других плановых мероприятий в зонах. В период «холодной войны» соединения военно-морских сил развертывались главным образом в районы возможных столкновений интересов Соединенных Штатов и СССР. Изменение политической обстановки позволило ВМС США отодвинуть эти районы на второй план и действовать более гибко и свободно, используя свою мобильность. Силы флота могут теперь выделяться и развертываться для решения специальных задач, участия в миротворческих операциях, спасения или эвакуации американских граждан с территорий иностранных государств в кризисной ситуации. Реагируя на изменение обстановки в мире, ВМС предоставляют ГК ОК возможность гибкого маневра подчиненными силами в целях обеспечения региональной стабильности в пределах всей зоны ответственности, сохраняя в то же время способность быстрого сосредоточения всех или части сил в конкретном районе в случае необходимости реагирования на возникающий локальный кризис. Сохранение присутствия на передовых рубежах с одновременным соблюдением коэффициента оперативного использования сил мирного времени сопряжено, как отмечает командование ВМС, с определенными трудностями. Необходимые по составу силы направляются в потенциально опасные районы заблаговременно, чтобы запас времени на принятие решения и ответные меры был максимальным. В то же время цикл оперативного использования сил в мирное время должен обеспечивать и поддержание достаточного резерва боеготовых сил флота на случай экстренного развертывания в любой район мира. Основную роль при решении задач завоевания и поддержания господства на море в заданном районе традиционно играют авианесущие корабли. Авианосная многоцелевая группа является главным боевым элементом оперативного флота США. Использование всех ее боевых возможностей требуется далеко не всегда. Но если необходимо присутствие авианосца, его, как считается, нельзя заменить другим кораблем, имеющим меньшие возможности. Состав АМГ диктуется поставленными задачами или вероятными угрозами. Их развертывание, так же как и других групп оперативного флота, управляется командующими флотами, с учетом задач, поставленных ГК ОК ВС в зонах. Цель командующих флотами, командиров АМГ и учебных формирований заключается в том, чтобы обеспечить должный уровень готовности развертываемых сил для решения всего комплекса задач, стоящих перед ОК в зонах. В состав авианосных многоцелевых групп обычно входят: походный штаб, авианосец, авиакрыло, несколько крейсеров, эскадренных миноносцев и фрегатов УРО (в составе эскадры), а также две атомные подводные лодки в качестве сил охранения. Графики ремонта, подготовки и развертывания всех элементов группы должны совпадать. Их боевая подготовка проводится под руководством командира АМГ. Корабли, оснащенные системой «Иджис», вертикальными пусковыми установками КР «Томахок», «Гарпун» и ЗУР дальнего действия, а также гидроакустическими комплексами AN/SQQ-89 с буксируемой антенной системой, дополняют огневую мощь АМГ, основу которой составляет палубная авиация. Таким образом, каждая группа предоставляет в распоряжение ГК ОК в зоне или командира оперативного соединения объединенных сил целый комплекс боевых возможностей, которые позволят обеспечить решение любых задач. Командир АМГ осуществляет непосредственное управление всеми кораблями группы и отвечает за выполнение ими поставленных задач, их боеспособность и боеготовность. При проведении боевой подготовки в периоды между развертываниями руководство кораблями АМГ осуществляют соответствующие командующие объединениями однородных сил флотов. В эти периоды командиры многоцелевых групп, на которых возложены функции непосредственных начальников по административной линии, отвечают перед ними за выполнение всех нормативов, оценку, контроль и состояние готовности боевых и технических средств каждого корабля в течение всего периода БП, а также за разработку и утверждение планов боевой подготовки, представление их командованию (планирующему органу), оказание помощи командирам кораблей в организации БП на кораблях, координации и выполнении задач основного курса подготовки личного состава и обеспечении готовности их боевых и технических средств. По завершении основного курса подготовки (за 180 сут до развертывания) и после подведения итогов промежуточной подготовки корабли классов крейсер, эсминец и фре¬гат переходят в оперативное подчинение командующего оперативным флотом. Боевые амфибийные группы с экспедиционным батальоном МП и подразделением ССО на борту десантных кораблей развертываются для решения задач по обеспечению высадки морских десантов и проведения специальных операций по планам ГК ОК в зонах. Номинально такая БАГ включает три десантных корабля, в том числе универсальный десантный корабль (десантный вертолетоносец), десантный вертолетный корабль-док и десантный транспорт-док. Развертывание авианосных многоцелевых и боевых амфибийных групп должно осуществляться по возможности с одновременной отработкой действий в составе объединенного соединения, как это предусмотрено планами ГК ОК в зоне. Оперативные формирования (группы, отряды) авиации и наземных сил МП предназначены для решения особых задач по планам действий в чрезвычайной обстановке и на учениях. Типовым формированием морской пехоты (в составе оперативного отряда), является экспедиционный батальон МП. В число его задач входит: проведение специальных и десантных операций (типа «рейд»), эвакуация гражданских лиц, оказание содействия местным властям и населению, усиление действующих сил, оказание гуманитарной помощи. Для ведения длительных боевых действий формируются более крупные оперативные соединения МП (экспедиционные бригады или дивизии). Военная техника и запасы МТО для них заблаговременно размещаются на судах-складах, эскадры которых базируются в передовых районах. Такие соединения могут перебрасываться в заданный район морем, по воздуху или тем и другим способом одновременно. Подготовка сил планируется с учетом цикла оперативного использования. Как правило, каждый надводный корабль, подводная лодка или авиационная эскадрилья находятся на одном из трех основных этапов этого цикла - на ремонте, в составе боеготовых сил флота или в районе развертывания. Периодически может проводиться планово-предупредительный ремонт или перезарядка реакторов (кораблей с ЯЭУ), представляющие собой четвертый этап цикла. Ремонт начинается вскоре после возвращения корабля из района развертывания. К этому времени завершается боевая подготовка по классу одиночного корабля и в составе групп в море и на берегу. Корабли и авиаэскадрильи, находящиеся на ремонте, после завершения того или иного его этапа поддерживают уровень боеготовности, определяемый командующим соответствующим объединением однородных сил. Примерно за шесть месяцев до очередного развертывания, по завершении ремонта, сертификации, оценки готовности и основной подготовки, корабли (авиаэскадрильи) переводятся в состав боеготовых сил флота. Одновременно они переходят в оперативное подчинение командующих 2-м или 3-м флотом и могут быть использованы для действий в районе Восточного (Западного) побережья США, в том числе для проведения учений. Боеготовые силы флота могут быть экстренно развернуты при возникновении регионального кризиса. Командующие оперативными флотами отвечают за обеспечение боевой подготовки подчиненных сил и повышение их боеспособности от уровня готовности к реагированию до уровня полной готовности к развертыванию. За организацию промежуточного курса и повышенной тактической подготовки отвечают командующие основными флотами, командиры учебных групп и развертывающихся частей. При этом основное внимание уделяется отработке тех задач, которые кораблям (частям) придется решать в период развертывания в состав ОК в соответствующей зоне. Завершающий этап повышенной тактической подготовки может быть проведен в период перехода в район предназначения в ходе планового учения Атлантического (Тихоокеанского) флота. Развертывание начинается в день убытия из базы приписки и заканчивается по возвращении в нее. Его продолжительность составляет 57 сут (иногда больше). В период развертывания корабли в целях поддержания постоянной готовности могут пройти малый предупредительный ремонт. Планы и задачи разнородных сил флота должны быть тщательно согласованы. Командующие компонентами объединенных соединений отвечают за уровень подготовки подчиненных сил и их готовность решать задачи, поставленные ГК ОК в зоне в любое назначенное им время. Концепция тактической подготовки. Как отмечалось выше, основной задачей тактической подготовки является достижение максимальной боеготовности и взаимозаменяемости кораблей Атлантического и Тихоокеанского флотов. Большинство кораблей и частей флота предназначены для решения комплексных боевых задач, что отражено в их боевых формулярах. Боеготовым считается корабль (часть), штатные боевые и технические средства которого поддерживаются в исправном состоянии, экипаж полностью укомплектован обученным личным составом, с должной подготовкой по обслуживанию этих средств и их боевому применению, тыловые службы готовы к обеспечению боевой деятельности корабля (части). Общими принципами тактической подготовки являются: - достижение готовности к решению задач, которые может поставить командующий вооруженными силами на театре (ГК ОК в зоне); - стандартизация целей БП для сил Атлантического и Тихоокеанского флотов; - готовность к проведению всех необходимых действий, в том числе к отработке задач совместно с частями других видов ВС, при соблюдении необходимых мер безопасности; - постоянные оценка, нацеливание, аттестация и стимулирование проявления обучающимися должной инициативы. Зарубежное военное обозрение №1, 2 2001 Другие материалы по теме
| |
| |
Просмотров: 7862 | | |
Всего комментариев: 0 | |