О перспективах использования кораблей прибрежной зоны в интересах сил специальных операций ВМС США
Капитан 1 ранга В. Чертанов
Основу оперативно-тактического применения американского флота в прибрежных водах и непосредственно на подступах к территории вероятного противника составляют, наряду с десантными, противоминными и противолодочными, действия ССО (SOF) ВС США, и в первую очередь, их морского компонента - командования специальных операций (КСО) ВМС (NSWC - Naval Special Warfare Command). Традиционно эти силы в составе разведывательно-диверсионных групп (РДГ) и отрядов (SEAL Teams) с катерами специального назначения (СпН) и специальными транспортировочными средствами (СпТС) доставляются в район проведения операций на десантных кораблях, специально оборудованных подводных лодках или самолетами военно-транспортной авиации.
В перспективе командование ВМС - при организации ПМО и ПЛО, а также защиты от возможных атак террористов намерено широко использовать в мелководных районах корабли прибрежной зоны (LCS -Littoral Combat Ship). Перспективной кораблестроительной программой, разработанной штабом ВМС, предусматривается (до 2018 года) строительство 55 кораблей этого нового для американского флота класса. В настоящее время два головных образца LCS находятся на заключительных этапах строительства и должны быть переданы флоту уже в этом году, третий корабль заложен в конце 2006-го.
Корабли прибрежной зоны проектировались многоцелевыми - применение модульных технологий позволяет изменять их предназначение (путем оборудования корпусов сменными конструктивными модульными элементами). Однако изначально в проект не был заложен вариант использования LCS непосредственно в интересах сил специальных операций.
В начале 2006 года заместитель министра обороны страны Гордон Инглэнд поставил комитету начальников штабов (КНШ) именно такую задачу - провести исследования и обосновать варианты интеграции ССО с новыми кораблями этого класса.
С учетом достоинств и особенно недостатков традиционных способов доставки ССО в район проведения операций идея расширения функциональных возможностей кораблей проекта LCS до обеспечения действий разведывательно-диверсионных групп КСО ВМС представлялась специалистам флота вполне реальной и рациональной. Так, привлечение в этих целях, например, крупных надводных кораблей, в том числе десантных, не всегда целесообразно, применение подводных лодок специального назначения обеспечивает скрытность подготовки к операции, но зачастую ограничено глубинами прибрежных вод, а транспортной авиации - наличием доступных аэродромов.
Можно только предполагать, что планируются, или уже выполнены какие-то доработки проекта LCS в этом направлении, но подразделения ССО ВМС готовятся приступить к отработке действий с кораблей прибрежной зоны уже летом 2007 года. В январе текущего года в американской военной периодике появилось сообщение о том, что командование ВМС приостановило (сроком на три месяца) работы по строительству третьего корабля этого класса (LCS-3) на судоверфи «Боллинджер» (Локпорт, штат Луизиана) компании «Локхид-Мартин», к которым она приступила в соответствии с контрактом от 26 июня 2006-го (на 197,6 млн долларов). Официально было объявлено, что это вызвано пересмотром сметы расходов на производство работ, якобы уже превышающих ранее обусловленные затраты на строительство (собственно так же, как и первого корабля- LCS-1 «Фридом», фактически построенного к настоящему времени).
Вместе с тем эксперты командования специальных операций ВМС своевременно указывали на необходимость учета и внесения в срочном порядке ряда коррективов в конструкцию корабля LCS, обусловленных спецификой задач, выполнение которых он должен будет обеспечивать в интересах ССО.
Прежде всего, для обеспечения водолазных операций корабль надлежит оборудовать декомпрессионной камерой и вероятно также шлюзовой - для выхода под воду боевых пловцов, в том числе с подводными средствами доставки (ПСД). К тому же СпТС (SDV - SEAL Delivery Vehicle), которые кораблю, несомненно, придется транспортировать, требуют особых условий для их технического обслуживания на борту, в частности надежного вентилирования ангаров с целью удаления токсичных р1зов, выделяемых при перезарядке аккумуляторных батарей - основных их движителей. Кроме того, выход SDV из шлюзовой камеры и обратный его прием на борт осуществляются с применением специальных роботизированных крановых систем, установка которых на корабле должна быть предусмотрена.
Необходимо соблюдение определенных предосторожностей и при обращении с кислородными баллонами, которые являются элементом снаряжения боевых пловцов-аквалангистов. Они огнеопасны при хранении на корабле и требуют наличия особых переходных вентилей (понижающих внутреннее давление). Члены экипажа должны быть проинструктированы на предмет соблюдения соответствующей техники безопасности.
Обеспечение транспортировки и действий катеров специального назначения. Не все боевые патрульные катера (ПКА) из состава дивизионов катеров специального назначения (SBT - Special Boat Team), обеспечивающие непосредственную доставку РДГ к месту выполнения задач, можно транспортировать кораблем LCS. Большие по размерениям ПКА типа Мк V («Пегас») явно не могут пройти в доковую камеру, их можно будет обслуживать только на стоянке у борта, так же как и несколько меньшие по размеру речные катера СпН (SOCR - Special Operation Craft Riverine). Резиновые рейдовые катера (SRRC) и надувные лодки (RHIB) могут транспортироваться на борту корабля и спускаться на воду с кормовой рампы. Но и здесь существует проблема - при спуске SRRC, когда кормовой транец входит в воду, нос катера поднимается выше, чем позволяет рампа, к тому же при возвращении его, например, с ранеными на борту возникают трудности с их выгрузкой и перемещением катера внутри корабля.
Кроме того, необходимо обеспечить надлежащую безопасность при спуске на воду и возвращении катеров СпН со спецбоеприпасами и вооружением на борту, а также при их хранении (складировании) на корабле. Нормальное содержание и обслуживание специальной техники и оружия требует наличия отдельных помещений на борту.
Следовало бы, по мнению специалистов КСО, предусмотреть возможность привлечения кораблей LCS к обеспечению речных катеров СпН (например, SOCR) при их действиях в устье рек - речные операции вновь возрождаются в ВМС США (со времен войны во Вьетнаме) и могут проводиться с участием ССО в Латинской Америке, в Африке, на Среднем Востоке.
Использование вертолетов СпН и беспилотных летательных аппаратов (ЕЛА). Корабли прибрежной зоны способны принимать на борт два вертолета типа НН-60. Использование вертолетов СпН с LCS предусматривается планом проведения объединенных воздушных операций, разработанным в рамках командования авиационных систем ВМС. Ожидается также массированное применение в глобальной войне с террором БЛА (UAV) преимущественно с разведывательными целями, в том числе в прибрежных водах.
Корабли LCS должны быть готовы обеспечивать их запуск, наведение и возвращение (или подъем на борт после приводнения).
Средства связи. Силы специальных операций ВМС США используют свои собственные специфические каналы боевого управления и связи (С2). Возможность подключения спецаппаратуры к корабельной сети, коммутации с корабельными системами там, где это возможно, а кроме того, места установки антенных устройств и т. п. необходимо предусмотреть заранее. Важно также обеспечить сопряжение с объединенной системой управления и связи, так как ССО ВМС обычно координируют свои действия с коллегами из других видов ВС и стран-союзников. Можно ожидать, что подразделения спецназа союзников будут при каких-то условиях действовать с борта LCS, и это следует принять во внимание. Сбор, обработку и рассылку разведывательной информации, добываемой средствами РЭР ССО, тоже надо организовать и обеспечить в корабельных условиях.
Кроме разведывательного обеспечения планами использования кораблей LCS в интересах ССО должно быть охвачено медицинское обслуживание: прием раненых, эвакуированных с поля боя, обустройство мобильных операционных, которыми располагают подразделения спецназа, снабжение их кислородом, бинтами, медикаментами и т. п.
Все эти обеспечивающие элементы надлежит придать кораблям прибрежной зоны, чтобы они стали полностью готовыми для оказания действенной поддержки силам специальных операций, соответствуя всем их операционным потребностям. И конструктивные изменения необходимо, как считают американские специалисты, внести в проект до того, как первый LCS («Фридом») будет передан флоту в ВМБ Сан-Диего.
Американский флот уже имеет опыт эффективного использования боевых кораблей (а именно подводных сил) в интересах ССО. Оборудование подводных лодок новых типов сухими доковыми камерами (DDS), обеспечение возможностей транспортировки сверхмалых подводных лодок (СмПЛ) типа ASDS, размещение боевых пловцов с их вооружением и снаряжением - все эти проблемы были решены своевременно и вполне профессионально. Соответствующее привлечение кораблей LCS должно, по оценкам экспертов ССО, существенно повысить возможности командования специальных операций ВМС при действиях в прибрежных водах на удаленных ТВД не только против международного терроризма, но и в любых военных конфликтах будущего.
Зарубежное военное обозрение №8 2003 с. 59-65
Смотрите также
|