search
menu
person

NEWS AND UDATES


Командование морских перевозок ВМС США (1990)

Командование морских перевозок ВМС США

Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов, кандидат военных наук

Военно-политическое руководство США рассматривает массовые переброски через океан крупных войсковых соединений с оружием, военной техникой и запасами технических средств как необходимый и существенный элемент при ведении войны на удаленных ТВД. Для их обеспечения всегда привлекались суда гражданского торгового флота. Не изменится это положение и в обозримом будущем.

Рис. 2. Организация командования морских перевозок ВМС США (в Европейском зональном командовании имеются три отдела, место дислокации одного из них - Северо-Западная Европа. В настоящее время организация КМП находится в стадии реорганизации)

Уже в мирное время часть таких судов фрахтуется для грузовых перевозок военным ведомством, что позволяет избежать дорогостоящего строительства вспомогательных судов для ВМС, а освободившиеся финансовые средства направлять на выполнение программ постройки боевых кораблей. С началом военных действий для обеспечения возросшего грузопотока и длительных перевозок требуемый тоннаж предполагается получать путем заблаговременной мобилизации торгового флота. В локальных войнах предусматривается снимать часть судов с коммерческих маршрутов и недостающую часть тоннажа восполнять за счет фрахта судов, принадлежащих в первую очередь союзным странам, как это было, например, во время войны в Юго-Восточной Азии.

О громадных объемах океанских перевозок в ходе прошедших войн дают представление следующие цифры. За годы первой мировой войны через Атлантику было перевезено около 2 млн. военнослужащих, причем в 1918 году интенсивность перебросок войск между США и Европой достигала 200 тыс. человек в месяц. В течение второй мировой войны на американских верфях было построено 5600 судов грузоподъемностью 56 млн. т (дедвейт), это позволило обеспечить требуемый уровень перевозок через Атлантику, несмотря на значительные потери судов от атак подводных лодок гитлеровской Германии. Было перевезено более 7 млн. военнослужащих, 25 тыс. танков, 23 тыс. самолетов, 10 тыс. артиллерийских орудий, 5 тыс. бронетранспортеров и десятки миллионов тонн других военных грузов.

Опыт управления океанскими перевозками во время второй мировой войны привел к созданию в 1949 году военно-морской транспортной службы США - ВМТС (Military Sea Transport Service), которая в августе 1970-го была переименована в командование морских перевозок - КМП (Military Sealift Command). В 1946 году решением американского конгресса из ставших лишними судов был образован и передан управлению морского флота министерства торговли (в настоящее время подчинено министерству транспорта) резервный флот национальной обороны (РФНО).

Значение резервного флота национальной обороны проявилось во время войны в Корее, в ходе которой было введено в строй более 600 судов. Эти суда передавались из РФНО частным владельцам на условиях поддержания их в готовности к использованию в военных целях. Всего в Корею через Тихий и Индийский океаны судами ВМТС было доставлено 99,6 проц. всех военных грузов, включая 22,4 млн. т горюче-смазочных материалов и более 54 млн. фрахтовых (обмерных)* тонн сухих грузов, а также 86 проц. личного состава (около 5 млн. военнослужащих и нестроевого персонала).

Рис. 1. Быстроходный контейнеровоз-ролкер «Альтаир» типа «Алгол» (полезная площадь крытых помещений судна, включая ангар,- 12 185 м2, полетной палубы 3302 м2, дедвейт около 28 100 т, наибольшая скорость хода 33 уз)
Рис. 3. Танкер «Миспиллион» (всего в составе КМП числится пять таких судов, вместимость танков 23 850 м3)
Рис. 4. Транспорт снабжения плавучих баз ПЛАРБ «Вега», предназначенный для перевозки баллистических ракет, торпед и ГСМ
Рис. 5. Судно дальнего гидроакустического наблюдения типа «Сталворт»

Во время агрессии в Юго-Восточной Азии 520 судами КМП было выполнено 98 проц. всех перевозок военных грузов и до 2/3 перевозок войск. Общий объем океанских перевозок за этот период составил около 16,5 млн. т нефтепродуктов и более 85 млн. фрахтовых тонн.

Опыт океанских перевозок в ходе минувших войн позволил военному руководству США выработать систему взглядов на обеспечение использования вооруженных сил в удаленных районах мира.

Особое внимание обращается на повышение стратегической мобильности вооруженных сил. При этом два из трех ее основных компонентов (воздушные и морские перевозки, а также заблаговременное складирование военных грузов на судах-складах в различных районах мира) обеспечиваются командованием морских перевозок.

Воздушный транспорт позволяет быстро и эффективно перебрасывать личный состав и ограниченное количество материальных средств на значительные расстояния. Заблаговременное складирование средств МТО в сочетании с переброской людей по воздуху считается наиболее эффективным способом сокращения времени развертывания группировки вооруженных сил.

По своей грузоподъемности и универсальности суда значительно превосходят другие виды транспортных средств, что дает возможность осуществлять доставку морем на удаленные ТВД гораздо большего количества материальных средств, хотя и в течение более длительного времени.

По свидетельству зарубежной прессы, военное руководство США считает, что в начальный период войны в Европе потребуется перевезти через океан около 12 млн. т оружия, военной техники, средств снабжения и 16 млн. т топлива. При организации воздушных перевозок значительного количества грузов следует учитывать, что их возможности ограничиваются грузовместимостью самолетов, требуют большого расхода топлива в расчете на 1 т груза, а главное, весьма. продолжительного времени. Например, для переброски из США в Юго-Западную Азию оружия, военной техники и запасов снабжения только для одной механизированной дивизии всеми стратегическими военно-транспортными самолетами С-5 и С-141 потребуется месяц, тогда как восемь быстроходных контейнеровозов-ролкеров (рис. 1) доставили бы этот груз через Суэцкий канал за 11 сут.

Исторический опыт океанских перевозок войск и грузов, взгляды командования вооруженных сил США на их назначение в современных условиях свидетельствуют о связи потребностей вооруженных сил США с наличием достаточного судового состава, пунктов погрузки и выгрузки, верфей по строительству, ремонту и модернизации судов, а также с укомплектованностью судов подготовленными экипажами и развертыванием необходимых органов управления судоходством. Очевидно, что подготовка к использованию такой системы в военное время связана в первую очередь с деятельностью основного органа управления ею - командования морских перевозок, которому в той или иной степени подчинены эти элементы.

Личный состав КМП насчитывает 800 военнослужащих и 5700 гражданских специалистов, из них соответственно 450 и 4300 постоянно находятся на судах в море, а остальными укомплектованы береговые учреждения.
Организация командования морских перевозок (рис. 2) во многом уникальна и не имеет аналогов среди других командований ВМС США.
Операционная зона КМП охватывает все океанские и морские театры военных действий, где судами различных классов осуществляются перевозки грузов в интересах министерства обороны, а также действуют исследовательские суда. Флот КМП по количеству транспортных средств соразмерим с корабельным составом Атлантического и Тихоокеанского флотов, комплектуется главным образом гражданскими моряками и представлен судами, как зафрахтованными у частных судовладельческих компаний, так и являющимися собственностью государства.

Перед командованием морских перевозок ставятся следующие задачи:
- обеспечение морскими грузовыми перевозками всех видов вооруженных сил США как в мирное, так и в военное время; удовлетворение потребностей в комплектовании личным составом и использовании вспомогательных судов КМП для обслуживания боевых кораблей в море;
- разработка планов увеличения морских перевозок на случай чрезвычайной обстановки, развитие в мирное время мобилизационных возможностей торгового флота, соответствующих требованиям предвоенного и военного времени, включая комплектование личным составом, обеспечение ремонта судов-складов и других судов, предназначенных для «сил быстрого развертывания»;
- решение в интересах министерства обороны ряда других вопросов, в частности комплектования личным составом и использования научно-исследовательских судов (океанографических, слежения за ракетами и космическими объектами, испытаний оружия и предназначенных для выполнения различных нетранспортных функций).

Эти задачи командование морских перевозок решает в тесном взаимодействии с другими органами министерства обороны. Так, помощник министра обороны по личному составу, резерву и тыловому обеспечению занимается проблемами, касающимися стоимости и эффективности действий КМП, оценки состояния судов и организации судовой службы на судах, контролируемых КМП, проведения операций по контрактам, проектирования новых судов и модернизации существующих, возможностей мобилизации резервного флота национальной обороны и т. д.
Особое значение имеет программа повышения готовности к морским перевозкам, выполнением которой руководит КМП, однако основные направления работы, например получение дополнительного тоннажа путем заключения соглашения с их владельцами, определяются министерством обороны.

Общие требования к перевозкам вытекают из планов действий вооруженных сил, утверждаемых комитетом начальников штабов. В КНШ в свою очередь изучаются планы КМП, разрабатываемые для различных вариантов обеспечения перевозками вооруженных сил. В этих целях непрерывно координируется деятельность КМП и управлений КНШ, ответственных за планирование развертывания, разработку плановых таблиц и расписаний движения воинских частей.

Отношения КМП с главнокомандующими вооруженными силами США в зонах также концентрируются вокруг планирования перевозок. С недавнего времени стала учитываться и возросшая потребность во вспомогательных судах различного назначения, предназначенных для подвижного тылового обслуживания соединений регулярных ВМС. Штабом КМП со штабами флотов координируются сроки плановых капитальных и межпоходовых ремонтов вспомогательных судов, оцениваются возможности их эксплуатации и подготовки нанимаемых гражданских экипажей.

Другая область вопросов, требующих постоянного согласования, касается финансирования деятельности КМП. Ежегодная разработка бюджета КМП осуществляется с учетом требований к доставке грузов, ежегодно вырабатываемых и возлагаемых на командование штабами сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты через объединенное командование стратегических перебросок, а также предъявляемых другими ведомствами и учреждениями.

Федеральная морская комиссия защищает интересы потребителя, то есть ведомств, пользующихся перевозками. Обычно эта комиссия и КМП рассматривают вопросы совершенствования действующего законодательства и принятых правил в отношении перевозок, справедливость тарифных ставок, предъявляемых военным ведомствам частными судовладельческими компаниями. Официальные контакты КМП с комиссией осуществляются через адвокатские конторы. Исключение составляют отношения командующего КМП с председателем и членами комиссии, которые могут поддерживать прямые связи.

Управление морского флота министерства транспорта (по американской терминологии, морская администрация, MARAD) обеспечивает повседневные связи КМП с судостроительной промышленностью, поддержание резервного флота национальной обороны и групп судов из его состава в повышенной готовности к погрузке и выходу в море (не позднее чем через 10 сут после получения приказания). КМП готовит управлению рекомендации, касающиеся проектирования судов и установки на них оборудования, необходимого для использования судов в военных целях. Официальные лица КМП и управления работают в тесном сотрудничестве по вопросам удовлетворения требований вооруженных сил в отношении морских перевозок. Таким образом, положение торгового флота как средства усиления ВМС США во время войны находит подтверждение и в системе административных органов страны.

Командующий КМП поддерживает прямые деловые отношения с исполнительными директорами судовладельческих компаний, которые обеспечивают наращивание судового состава КМП в угрожаемый период. На регулярной основе проводятся конференции и семинары. В их ходе представители обеих сторон обсуждают вопросы планирования, стратегической мобильности, необходимого типового состава судов. Такие отношения позволяют КМП выступать в качестве прямого посредника между ВМС США и торговым судоходством, создают возможность для гарантированного и эффективного выполнения требований министерства обороны по обеспечению морскими перевозками грузов.

Аналогично организованы рабочие контакты КМП и с предприятиями судостроительной промышленности, прежде всего в части проектных спецификаций новых судов, ремонта и модернизации действующих судов, соблюдения стандартов, установленных береговой охраной. Командованием установлены связи с девятью профсоюзами моряков, плавающих на океанских судах и объединяющих моряков всех судовых специальностей. Профсоюзы заключают соглашения с КМП об условиях найма членов экипажей, включая экипажи зафрахтованных им судов, следят за тем, чтобы ставки заработной платы и правила работы соответствовали принятым в гражданском судоходстве. Единственное условие, которое КМП требует неукоснительно соблюдать, -запрет на забастовки.

Командующий КМП непосредственно подчинен начальнику штаба ВМС США и несет ответственность за решение ряда вопросов, в частности: поддержание готовности судового состава к использованию в составе передовых группировок ВМС в качестве судов обслуживания и подвижного тылового обеспечения, к проведению научно-исследовательских работ в интересах ВМС и других видов вооруженных сил, экстренным перевозкам оружия и военной техники на заокеанские ТВД; разработку мобилизационных планов, предусматривающих наращивание судового состава за счет торгового флота в угрожаемый период или с началом войны; поддержание связи с гражданской судостроительной промышленностью и органами обеспечения трудовыми ресурсами. Кроме того, он рекомендует направления подготовки и обеспечивает выполнение программ военно-морского контроля над судоходством и резерва КМП, действует как советник по морским перевозкам (и другим вопросам, связанным с задачами КМП) помощника министра ВМС, начальника штаба ВМС, председателя КНШ, главнокомандующих вооруженными силами США в зонах и начальников штабов видов вооруженных сил.

Штаб командования морских перевозок дислоцируется в Вашингтоне. Начальник штаба наряду с выполнением функций руководителя рабочего органа командующего КМП действует в качестве советника командующего, несущего ответственность за поддержание связи с руководством федеральной морской комиссии, управления морского флота, судостроительных и судовладельческих компаний, с комиссиями конгресса, имеющими отношение к морским перевозкам. Кроме того, начальник штаба является представителем командующего, координирующим и контролирующим деятельность командующих КМП в зонах, и поддерживает постоянные контакты с министерствами видов вооруженных сил США.

Начальнику штаба подчинены секретариат, восемь управлений, возглавляемых помощниками начальника штаба (административное и личного состава, готовности и организации перевозок, оперативное, инженерно-техническое, стратегической мобильности, финансовое, командно-информационных систем, контрактов), и три самостоятельных отдела (медицинский, снабжения и юрисконсульта).

Заместитель командующего КМП выполняет обязанности командующего в его отсутствие, а в обычных условиях руководит использованием судового состава: координирует и направляет деятельность подчиненных органов КМП, следит за работой штаба в части оперативной деятельности, готовности, организации управления, грузовых перевозок, обеспечения стратегической мобильности, инженерного, медицинского обеспечения и снабжения; несет непосредственную ответственность за эксплуатацию вспомогательных судов, действующих в интересах соединений ВМС, научно-исследовательских судов, сухогрузов, танкеров (рис. 3) и судов-складов; отвечает за разработку планов и программ, требующихся для развертывания и тылового обслуживания «сил быстрого развертывания» и других соединений и частей видов вооруженных сил США, за обеспечение перевозок грузов для них, за обеспечение судов всем необходимым; следит за подготовкой находящихся под контролем КМП судов резерва, а также подчиненных начальнику штаба ВМС подразделений, которые при необходимости могут быть развернуты в органы военно-морского контроля над судоходством.

На командующих КМП в зонах возложены вопросы непосредственной организации и обеспечения морских и океанских перевозок в зонах ответственности, эксплуатации судового состава и портовых сооружений. Они руководят обслуживанием сил флота и деятельностью специализированных судов, координируют и выполняют планы мобилизационного развертывания в угрожаемый период или с началом войны, организуют работу подчиненных региональных командований и отделов КМП в базах и портах зоны.

Начальники отделов КМП возглавляют деятельность КМП в соответствующих географических зонах и регионах. В дополнение к решению приведенных выше задач отделы занимаются подготовкой резервистов, вопросами связи с грузоотправителями, судоремонтными предприятиями, удовлетворяют запросы на ремонт, пополнение запасов, смену экипажей и т. п. Подотделы КМП расположены там, где отделы не имеют полномочий, но где есть необходимость постоянного присутствия органа КМП. Они выполняют функцию отделов, но в ограниченных масштабах.

Представители КМП решают вопросы, специально поставленные руководством командования или диктуемые чрезвычайной обстановкой (например, репатриацией членов экипажей, снабжением судов, распределением грузов, обеспечением средствами связи, выяснением отношений с таможней или другими органами местных властей, связью с видами вооруженных сил в ограниченном районе).

Судовой состав КМП (с учетом штатного и нештатного) в повседневных условиях насчитывает около 200 судов различного назначения. По степени готовности к использованию и решаемым задачам они могут быть подразделены на три основные группы: вспомогательные суда ВМС, специализированные суда, суда обеспечения морских перевозок в интересах вооруженных сил и суда-склады. Вспомогательные суда, находящиеся в ведении КМП, существенно дополняют суда, которые организационно сведены в эскадры сил обслуживания и другие соединения регулярных ВМС. В настоящее время в их число входят транспорт спецоружия и боеприпасов, два транспорта снабжения плавучих баз ПЛАРБ (рис. 4), три транспорта снабжения, 16 танкеров, семь океанских буксиров, 17 судов дальнего гидроакустического наблюдения (рис. 5).

Специализированные суда включают три судна слежения за ракетами и космическими объектами, четыре океанографических и девять гидрографических судов, опытовое судно испытаний навигационных систем, судно обеспечения глубоководных погружений, три кабельных. Суда обеспечения морских перевозок в интересах вооруженных сил США - 14 танкеров и несколько зафрахтованных сухогрузных транспортов - постоянно находятся на переходах через океан или под погрузкой (выгрузкой) в портах либо проходят межпоходовый ремонт. Остальные суда предусматривается содержать в резерве в высокой степени готовности к использованию в интересах «сил быстрого развертывания» и для повышения возможностей морских перевозок в чрезвычайных условиях.

В готовности к выходу в море через 4 сут после получения приказания с грузами механизированной дивизии сухопутных войск, входящей в состав «сил быстрого развертывания», содержатся восемь быстроходных контейнеровозов-ролкеров типа «Алгол», базирующихся на порты Восточного побережья США и Мексиканского залива. Кроме того, в четырехсуточной готовности к выходу в море находятся два госпитальных судна (по одному в Балтимор, штат Мэриленд, и в Окленд, Калифорния), а также два судна обеспечения авиации с контейнерами на борту для ремонта авиационной техники.

Суда-склады (13 единиц) оружия, военной техники и запасов снабжения на 30 сут боевых действий для трех экспедиционных бригад морской пехоты дислоцируются на о. Мадейра и базах Восточного побережья США (1-я эскадра для 6 эбрмп), о. Диего-Гарсия (2-я эскадра для 7 эбрмп) и о. Гуам (3-я эскадра для 1 эбрмп). Суда-склады (12 единиц) с запасами материально-технических средств, оружия и военной техники для частей сухопутных войск и ВВС, выделяемых для действий в составе «сил быстрого развертывания», базируются на передовую базу Диего-Гарсия, но могут находиться также (неполным составом) в Средиземном море и в западной части Тихого океана.

В готовности к погрузке через 5-10 сут после получения приказания содержатся 90 судов резерва КМП первой очереди (шесть крановых, 72 грузовых, два морских парома, шесть танкеров, три бензиновоза и один войсковой транспорт). Они находятся на стоянках резервного флота национальной обороны: Джеймс Ривер (штат Вирджиния) и Бомонт (Техас) - 68, Суиеун-Беи (Калифорния) - 22.

Дальнейшее повышение возможностей морских перевозок осуществляется за счет расконсервации судов резервного флота национальной обороны и мобилизации судов частных компаний торгового флота.

* Фрахтовая (обмерная) тонна используется при учете перевозок сухих грузов КМП ВМС США. она равна 40 куб. футам, или 1.12 м3. - Ред.

Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.47-53

(Окончание следует)

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (01.07.2006) | Автор: Капитан 1 ранга Ф. Гаврилов
Просмотров: 8784 | Теги: Ф. Гаврилов, КМП | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar