search
menu
person

NEWS AND UDATES


Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооружённых сил.

Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса Вооружённых сил.

В. Кужилин

Военное руководство США рассматривает кадровую политику по формированию офицерского корпуса вооруженных сил (ВС) как важнейшую составную часть военного строительства, имеющую своей главной целью обеспечение потребностей всех видов ВС в высокопрофессиональном военно-обученном личном составе как в мирное, так и военное время. Для офицерского корпуса характерно наличие военнослужащих различных профессий, званий, национальностей и половой принадлежности, что, в свою очередь, предопределяет особенности их обучения, подготовки, прохождения службы, финансового обеспечения и т. д. Все это ставит американское военное руководство перед необходимостью разработки и совершенствования существующей кадровой политики в области формирования требуемого офицерского корпуса ВС США.
Офицерский корпус включает три категории военнослужащих: высшие (генералы и адмиралы), старшие (майор - полковник) и младшие (2-й лейтенант - капитан) офицеры. К началу 2001 года их общая численность в регулярных ВС составила 204 095 человек (высших офицеров - 879, старших - 83 155 и младших -120 061). Особенностями офицерского корпуса являются наличие женщин-военнослужащих и представителей национальных меньшинств. Всего в офицерском корпусе регулярных ВС насчитывается 30 033 женщин-военнослужащих, из них: 28 - высшие офицеры, 10 092 - старшие и 19 913 - младшие. Представители национальных меньшинств в офицерском корпусе распределяются следующим образом: афроамериканцы - 18 460 человек, испано-язычные - 8 238, азиаты и представители населения тихоокеанских островов - 6 196, американские индейцы и эскимосы - 1 178, прочие - 5 137 человек. Общая численность офицеров-представителей нацменьшинств 39 209 человек.
При разработке кадровой политики военное руководство выдвигает определенные требования к системе комплектования, подготовки и деятельности личного состава ВС, условиям прохождения службы и присвоения воинских званий, а также к материально-бытовому обеспечению. Это происходит с учетом основных законодательных актов конгресса США по ВС (Титулов 10 «Вооруженные силы» Свода законов США и 32 «Национальная оборона» Свода федеральных нормативных актов), а также Единых уставов ВС, видовых наставлений и уставов. В процессе организации и проведения кадровой политики учитываются различные факторы, к основным из которых американские специалисты относят военно-политические, социально-экономические и морально-психологические.
Военно-политические факторы. Кадровая политика военного руководства США проводится целенаправленно в соответствии с предназначением, целями и задачами ВС как военного инструмента реализации политики обеспечения национальной безопасности страны на основе военной стратегии Соединенных Штатов. В связи с этим главными военно-политическими факторами, влияющими на содержание такой политики, являются:
- Необходимость и «закономерность» политического, экономического и военного лидерства США в мире.
- Достижение в интересах американского народа комплекса долговременных «базовых целей», в том числе с возможным привлечением ВС независимо от находящейся у власти администрации: защита жизни, собственности и личной безопасности американских граждан как на
континентальной части США, так и за рубежом; сохранение национального суверенитета,
политических свобод и независимости вместе с ее ценностями, институтами и территориальной целостностью; обеспечение материального благосостояния нации и ее процветания.
- Поддержание и развитие ВС «как инструмента национальной политики США», которые, по мнению американского военного руковод¬ства, решать позволяют следующие ключевые стратегические задачи: вести военные действия и одерживать победу в двух почти одновременно ведущих крупномасштабных войнах на удаленных ТВД, в конфликтах меньшего масштаба, а также проводить операции в условиях отсутствия войны; обеспечивать военное присутствие за рубежом в мирное время; сдерживать и предотвращать применение ОМП против американских войск и их союзников по НАТО.
- Поддержание высокого уровня боеготовности ВС, обеспечивающего реализацию требований и положений национальной военной стратегии в любых условиях обстановки и в любом регионе мира.
Социально-экономические факторы. Их роль состоит в том, что оценка своего материального положения в значительной мере определяет характер отношений американцев к политической деятельности правительства страны, в том числе в сфере строительства вооруженных сил, а также влияет на степень воздействия СМИ и соответствующих организационных структур, включая военные, на отдельные категории населения и личного состава ВС при осуществлении ими воспитательно-психологических функций.
Благодаря наличию в стране прочной экономической базы ее военно-политическое руководство принимает все меры для обеспечения высокого жизненного уровня личного состава ВС. В частности, из бюджета выделяется значительный объем ассигнований министерству обороны в целом и по отдельным статьям, непосредственно касающимся материально-бытовых условий военной службы, к которым относятся содержание личного состава, его жилищное обеспечение и другие. По данным доклада министра обороны США, ежегодного представляемого президенту и конгрессу, военный бюджет на 2000 финансовый год равнялся 279,9 млрд долларов, а на содержание личного состава было выделено 73,7 млрд.
Тем не менее, согласно сведениям, полученным из официальных источников, размер денежного содержания военнослужащих (включает основной месячный оклад, а также ряд дополнительных денежных надбавок) пока остается ниже заработной платы занятых в частном секторе экономики примерно на 13 проц., а к 2002 году, по оценке американских аналитиков, этот разрыв может возрасти до 15,7 проц. В связи с этим денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2001 года было повышено в среднем на 3,7 проц. С 1 июля 2001 года намечено дополнительно увеличить денежное содержание младшего командного состава (сержантов и ворент-офицеров), имеющего выслугу более восьми лет, на 40 - 60 долларов в месяц. Кроме того, вдвое (до 245 тыс. долларов в год) возросло денежное довольствие летчиков ВМС США, прослуживших 25 и более лет.
В то же время предусматривается возможность выплаты летчикам по их требованию 125 тыс. долларов лишь за пятилетний срок несения службы. Данный шаг направлен на то, чтобы помочь пилотам сделать правильный выбор и оставить мысль уйти на «гражданку». Последнее обстоятельство вызывает серьезные проблемы не только в ВМС, но и в сухопутных войсках США и ВВС, руководство которых констатируют отток своих летчиков в гражданский воздушный флот. При этом в подавляющем большинстве случаев досрочный выход в отставку продиктован в основном финансовыми соображениями.
Национальные морально-психологические факторы. Под ними понимаются особенности психологии американского народа (нации), влияющие на формирование облика личного состава ВС.
К числу национальных особенностей населения страны американские специалисты относят: характер, склад мышления и динамику поведения как проявление национального темперамента. По их мнению, весь комплекс этих факторов создает базу, необходимую не только для формирования правильной морально-психологической ориентации личного состава ВС и его командных кадров, но и для ее поддержания и корректировки согласно требованиям политики обеспечения национальной безопасности США. Таким образом, по оценке тех же экспертов, обеспечивается основа для комплексного подхода к формированию требуемого качественного уровня личного состава ВС США, соответствующего принятым общегосударственным и чисто военным нормам. При проведении кадровой политики к офицерскому корпусу ВС США предъявляются следующие требования военно-профессионального и морально-этического (психологического) характера:
- Осуществлять военное обеспечение национальной политики независимо от политической партии, стоящей у власти, собственных взглядов и позиций военнослужащего.
- Осознавать то, что служба в ВС является честью и долгом гражданина, а военная профессия - не частным, а общественным делом. В связи с этим военнослужащий любой категории личного состава, и прежде всего при надлежащий к офицерскому корпусу, обязан поддерживать и защищать конституцию страны от внешних и внутренних угроз, сохранять ей верность, беспрекословно подчиняться приказам вышестоящих командных инстанций, вплоть до верховного главнокомандующего (президента).
- Обладать способностью и навыками руководства (управления и командования) подчиненными военнослужащими. Под этим подразумевается умение планировать и ставить задачи, этично строить отношения с подчиненными и психологически спокойно воспринимать приказы старших начальников.
- Обеспечивать высокий уровень боевой готовности, как личной, так и в составе командуемой части (подразделения). Это достигается формированием у офицерского корпуса прежде всего таких качеств, как компетентность, определяемая уровнем образования, обучения и оперативно-боевой подготовки: высокопрофессиональное исполнение служебных обязанностей, определяемых дисциплинированностью и готовностью к выполнению задач, что связывается с проявлением гибкости и быстроты мышления, умением понять и реализовать новые подходы к решению боевых задач; адаптивность: умение обеспечить слаженность и сплоченность личного состава командуемой части и адекватно реагировать на изменение обстановки или задач.
- Нести полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненного состава: высокий уровень его боевой подготовки, постоянную боевую и мобилизационную готовность, оснащение необходимыми вооружением и военной техникой в соответствии с потребностями, а также за морально-психолоическое и физическое состояние, интеллектуальное развитие.
- Руководствоваться в своей практической деятельности тремя принятыми в ВС США морально-этическими понятиями: «долг», «честь» и «страна». В соответствии с ними формируются основные требования к поведению в боевых условиях: любой военнослужащий в интересах защиты страны обязан «ставить выполнение боевой задачи выше личных желаний вплоть до самопожертвования» и «никогда не должен попадать в плен по собственной воле», а в случае пленения - оказывать сопротивление и не участвовать в действиях, наносящих ущерб его стране.
- Нести, как и любой военнослужащий, за нарушение своих обязанностей полную юридическую ответственность в соответствии с требованиями и установками Единого кодекса военной юстиции США.
Особенностью комплектования ВС США личным составом является служба в них добровольцев. Согласно решению конгресса США (закон 92-129) с июля 1973 года вооруженные силы страны перешли на добровольный принцип комплектования. До этого призыв проводился в соответствии с законом о воинской повинности, действовавшим во время Первой мировой войны, в период с 1940 по 1947 год и с 1948-го до настоящего времени. В остальные периоды истории Соединенных Штатов их ВС комплектовались добровольцами.
Основными целями перехода к вышеуказанному принципу комплектования были: повышение профессионализма военнослужащих; снижение социальной напряженности в обществе, вызванной призывом граждан в ВС; поддержание численности новобранцев на требуемом уровне путем повышения престижа военной службы; улучшение социально-бытовых и материальных условий жизни военнослужащих. Важнейшей задачей была признана также подготовка командного (офицерского) состава, который бы обладал высокими профессиональными и моральными качествами и был способен руководить подчиненными в новых условиях. Появилась система, обеспечивающая приобретение по желанию всеми военнослужащими гражданских специальностей в период прохождения службы.
Задачи комплектования вооруженных сил США личным составом, в том числе офицерским, возложены на кадровые органы МО и министерств видов ВС, которые под руководством соответствующих помощников министров по личному составу и их аппаратов определяют потребности видов вооруженных сил в кадрах и разрабатывают ежегодные планы по набору. В каждом виде непосредственно комплектованием, организацией обучения личного состава и другими кадровыми вопросами занимаются соответствующие управления штабов видов ВС, а также ряд командований: в сухопутных войсках - командование учебное и научных исследований по строительству СВ, командование набора добровольцев; в ВВС - командование обучения и подготовки кадров, командование зачисления на военную службу; в ВМС - командование личного состава. Все они укомплектованы специалистами по кадрам (военными и гражданскими), психологами, социологами и педагогами.
Во всех объединенных и основных командованиях ВС США, объединениях, соединениях, учебных заведениях и различных военных учреждениях в составе штабов имеются кадровые органы (управления и отделы). Они занимаются вопросами комплектования военнослужащими и гражданскими специалистами, переподготовки, повышения квалификации и продвижения по службе, анализируют состояние дисциплины в ВС, профессиональной подготовки и морального состояния военнослужащих, разрабатывают программы и планы набора кадров, а также разрабатывают меры по совершенствованию социальной защиты.
Офицерский корпус регулярных ВС США в настоящее время комплектуется выпускниками военных академий видов ВС (до 10 проц. ежегодного его пополнения), школ подготовки офицеров видов ВС - офицерских кандидатских школ (СВ и ВМС) и школ подготовки офицеров (ВВС), а также в значительной степени за счет офицеров резерва, окончивших курсы вневойсковой подготовки при гражданских высших учебных заведениях - курсы РОТС (ROTC - Reserve Officer Training Course - 40 проц. ежегодного пополнения офицерского корпуса). Кроме того, этот контингент пополняется за счет присвоения офицерских званий некоторым военнослужащим сержантского состава и отдельным категориям гражданских специалистов после окончания ими соответствующих курсов военной подготовки, а также путем набора офицеров, уволенных из ВС и изъявивших желание возвратиться на военную службу.
Военные академии (училища) видов ВС (сухопутных войск - в Вест-Пойнт, рис. 2, ВВС - в Колорадо-Спрингс, ВМС - в Аннаполис) - основные военные учебные заведения по подготовке кадровых офицеров. Срок обучения четыре года. Среднее количество обучающихся около 3 400 человек, ежегодный выпуск до 1 000 офицеров. Выпускники получают высшее общее образование и диплом бакалавра, военное образование и первичное воинское звание. Они направляются, как правило, на службу в свой вид ВС. Перед назначением на должность офицеры проходят курс специализации в школах (центрах) родов войск (сил) и служб по избранной специальности продолжительностью четыре - восемь недель.
Школы подготовки офицеров видов ВС готовят соответствующий состав из числа лиц, прошедших полный курс обучения в гражданском колледже. Ежегодный выпуск 2-3 тыс. офицеров. Сроки обучения в школах Подготовки офицеров сухопутных войск, ВВС, ВМС и морской пехоты (МП) 14, 12, 16 и 10 недель соответственно. Кроме того, имеются школы подготовки офицеров ВВС и сухопутных войск национальной гвардии.
На базе военных учебных заведений, в которых офицеры проходят переподготовку, в учебных центрах и школах родов войск (сил) и служб открыты различные курсы, куда направляются офицеры с выслугой 10 лет, а также командно-штабные колледжи, где учатся те, у которых она составляет от 10 до 15 лет. Количество учебных центров и школ, а также курсов подготовки, переподготовки и усовершенствования офицерских кадров непостоянно - оно определяется обстановкой и потребностями вооруженных сил в тех или иных специалистах. Срок обучения на курсах в зависимости от специальности военнослужащих составляет от нескольких недель до 1,5 лет. Продолжительность обучения в командно-штабных колледжах (армейский командно-штабной колледж, командно-штабные колледжи ВВС, ВМС, МП и штабной колледж ВС) пять - десять месяцев. Ежегодный выпуск каждого колледжа 300 - 500 офицеров, подготовленных к службе на должностях в звене «батальон - полк - бригада - дивизия» и им соответствующих.
К военным учебным заведениям, в которых офицеры (генералы, адмиралы) получают высшую военную подготовку, относятся: армейский военный колледж, военно-воздушный колледж, военно-морской колледж, а также университет национальной обороны, в который входят национальный военный колледж, военно-промышленный колледж, колледж распределения национальных ресурсов и командно-штабной колледж ВС. Эти учебные заведения готовят командный состав для звена «дивизия - корпус - объединенное командование», а также офицеров (генералов, адмиралов) для работы в центральном аппарате министерств видов ВС и МО. Срок обучения десять месяцев. Ежегодно каждый колледж выпускает до 200 человек.
Наряду с вышеуказанными в ВС США имеются ряд специализированных военных учебных заведении: военный институт иностранных языков, колледж военной разведки, школа информации и пропаганды, школа картографии и другие.
Однако в последнее время отмечается сокращение числа молодых людей, желающих поступить в высшие военные учебные заведения. Так, за последние десять лет на треть уменьшился конкурс в престижную академию ВМС - если в 1988 году на 1 тыс. вакансий первокурсников претендовали 15,73 тыс. юношей и девушек, то в 1996-м их было менее 10 тыс. Аналогичное сокращение количества подаваемых заявлений произошло в академии сухопутных войск Вест-Пойнт. В связи с этим она стала рекламировать себя на страницах журналов, академия ВВС расширила свое присутствие в Интернете, а военно-морская академия начала осваивать компьютерную систему отслеживания потенциальных рекрутов. Планируется также активно использовать традиционные способы привлечения абитуриентов. В частности, курсантам, завершающим обучение, предлагается проводить в школах агитационные беседы, академии формируют свой новый имидж - учебного заведения, которое может обеспечить хорошую карьеру не только в военной, но и в гражданской области. Подготовка офицеров резерва в США осуществляется на вышеуказанных курсах РОТС, где предусмотрены четырех- в двухлетние сроки обучения (они функционируют при многих университетах и колледжах). Курсы полностью финансируются государством, и хотя предназначены главным образом для подготовки офицеров резерва из числа студентов, тем не менее они являются основным источником пополнения вооруженных сил кадровыми офицерами, особенно в мирное время, так как примерно 40 проц. их выпускников, закончивших обучение по четырехлетней программе, становятся офицерами регулярных ВС.
Курсы РОТС организованы по видам вооруженных сил: офицеров сухопутных войск готовят курсы при 300 университетах и колледжах США, офицеров ВМС - при 65, офицеров МП - при 60. Инструкторами и преподавателями военных дисциплин на этих курсах являются главным образом офицеры и сержанты регулярных вооруженных сил, но привлекаются также офицеры и сержанты резерва. Студенты подписывают контракт, согласно которому обязуются прослужить определенный срок в резерве или регулярных ВС (если будет предложено), в ответ государство (в лице ВС) оплачивает их учебу в гражданском вузе. Успешно закончившие курсы РОТС получают только общую военную подготовку без конкретной военной специализации, однако она позволяет в дальнейшем приобрести таковую на курсах специализации в школах и военных учебных центрах.
Научные кадры в ВС США готовятся из числа офицеров, имеющих соответствующее образование и проявивших склонность к научно-исследовательской работе как в военных, так и в гражданских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях.
Научно-педагогические кадры комплектуются, как правило, из кадровых офицеров, имеющих необходимый опыт службы в войсках на командных и штабных должностях, соответствующее образование и склонность к преподавательской деятельности.
Служба офицеров регламентируется законом о прохождении службы офицерским составом от 15 сентября 1981 года. Он устанавливает процентное соотношение офицеров разных категорий в каждом виде вооруженных сил: в сухопутных войсках в звании полковник должны служить 4-5 проц., подполковник-10 -13, майор - 16 - 19; в ВВС - соответственно 4 - 5,10 - 13, 17 - 19; в ВМС -4,5 - 5,5,10 - 13 и 17,5 - 20 проц. общей численности офицерского состава данного вида ВС. Звания бригадный генерал -генерал в сухопутных войсках должно иметь 0,75 проц. всего офицерского состава СВ. Численность высших офицеров в ВС определяется конгрессом США , который ежегодно принимает по данному вопросу специальный законодательный акт. Она зависит от общей численности ВС, их структуры, боевого состава и устанавливается в среднем исходя из соотношения пять-шесть генералов и адмиралов на каждые 10 000 военнослужащих регулярных сил. При этом бригадные генералы (контр-адмиралы младшие) должны составлять 50 проц. всех высших офицеров, генерал-майоры (контр-адмиралы) - 35, генерал-лейтенанты (вице-адмиралы) и генералы (адмиралы) - 15 проц.
Продвижение по службе офицерского корпуса ВС США тесно увязано с присвоением воинских званий. При назначении офицеров на вышестоящие должности им, как правило, они получают соответствующее воинское звание. При присвоении очередного воинского звания военнослужащим ВС США учитываются наличие вакансий по конкретным военно-учетным специальностям, общий срок выслуги, продолжительность службы в предыдущем звании, образовательный и профессиональный уровень, рекомендации командования, результаты квалификационных испытаний, выводы аттестации, наличие наград, поощрений и другие факторы.
Для получения очередного воинского звания военнослужащими этой категории во всех видах ВС США установлены единые сроки военной службы: для 1-го лейтенанта - 1,5 -2 года, капитана - 3,5 - 4, майора - 10 лет, подполковника - 15 лет, полковника - 22 года. Сроки выслуги для получения очередного воинского звания военнослужащим высшего офицерского состава не определены. Очередное воинское звание военнослужащим в звании 2-й лейтенант присваивается практически автоматически, последующие (до полковника включительно) - на основе выводов отборочных комиссий с учетом вышеизложенных факторов. Воинские звания военнослужащие младшего и старшего офицерского состава по¬лучают по приказу министров видов вооруженных сил.
Присвоение генеральских (адмиральских) званий регламентируется Титулом 10 Свода законов США (ст. 36). Отбор кандидатов на присвоение высших офицерских званий осуществляют аттестационные комиссии, созываемые раз в год по видам ВС отдельно для рассмотрения кандидатов на присвоение воинских званий бригадный генерал, генерал-майор и генерал-лейтенант. Членами этих комиссий являются офицеры, имеющие воинские звания как минимум на ранг выше, чем у рассматриваемых кандидатов. Основные условия при отборе кандидатов -профессиональная компетентность и перспективность использования на генеральских (адмиральских) должностях, а также выслуга не менее 25 лет. Кроме того, офицер не может быть представлен к присвоению воинского звания бригадный генерал (контр-адмирал младший), если он раньше не служил на штабной должности. При этом срок выслуги в звании полковник (кэптен) определен в три - пять лет. Сроки выслуги в генеральских званиях до получения очередного звания не установлены. Полковники (кэптены), отобранные в качестве кандидатов на получение генеральского (адмиральского) звания, должны пройти специальные курсы высшего офицерского состава при национальном военном колледже.
Воинские звания бригадный генерал и генерал-майор присваиваются президентом, а генерал-лейтенант и генерал - президентом с последующим утверждением сенатом, генерал армии, генерал ВВС и адмирал флота - в том же порядке в военное время за особо выдающиеся заслуги.
Генеральские звания военнослужащие получают при назначении на следующие должности (на примере сухопутных войск):
- бригадный генерал - командир бригады, заместитель (помощник) командира дивизии, заместитель начальника управления, начальник отдела в объединенном комитете начальников штабов (ОКНШ), штабах армии США, объединенных командований;
- генерал-майор - командир дивизии, заместитель командира корпуса, начальник управления в штабах армии США и объединенных командований;
- генерал-лейтенант - командир корпуса, начальник штаба объединенного командования, заместитель начальника штаба армии США, начальник объединенного штаба КНШ;
- генерал - председатель КНШ или его заместитель, главнокомандующий объединенным командованием, начальник штаба армии США или его первый заместитель.
Решение аттестационной комиссии после утверждения начальником штаба вида ВС направляется министру обороны, который представляет его президенту страны.
Присвоение воинского звания бригадный генерал позволяет офицеру служить в ВС до выслуги 30 лет (отсчет выслуги лет начинается с момента присвоения первого офицерского звания) или до пяти лет в данном звании. Высшие офицеры в званиях генерал-майор, генерал-лейтенант и генерал продолжают службу до выслуги 35 лет или до пяти лет в данном звании.
В соответствии с законом до истечения 18 месяцев после присвоения воинского звания бригадный генерал президент может отменить его. Закон также позволяет досрочно уволить бригадных генералов и генерал-майоров после четырехлетнего срока службы в данном звании. Президенту, кроме того, предоставлено право продлевать высшим офицерам (кроме бригадного генерала) сроки службы сверх предусмотренных законом.
Кадровая политика военного руководства США предполагает периодическое аттестование в процессе службы всего офицерского состава ВС, причем офицеров в званиях 2-й и 1 -й лейтенант - раз в полгода, капитан и выше -раз в год. Офицеры, находящиеся на учебе, подлежат аттестации по ее окончании, если продолжительность обучения не превышает 12 месяцев, а при более длительном его сроке - на общих основаниях. Аттестацию проводит обычно непосредственный начальник при участии прямого начальника, утверждающего ее, и вышестоящего штаба, контролирующего правильность и объективность этого мероприятия.
В ВС США практикуется периодическое перемещение (как правило, каждые два - три года) офицеров в соответствии с воинским званием и служебным положением с командной на административную или преподавательскую должность, а также чередование службы в войсках с работой в штабах и центральном аппарате.
Система материально-бытового обеспечения предусматривает: денежное довольствие, обеспечение жильем, вещевое довольствие, медицинское и пенсионное обеспечение.
Основой материального стимулирования личного состава ВС США является денежное содержание. Его размер определяется категориями и сроками службы военнослужащих и включает месячный оклад, основные надбавки (жилищную и продовольственную), а также специальные и поощрительные выплаты. Ежемесячный оклад у младших офицеров 1 926 - 4 139 долларов, старших 2 737 - 7 049 и высших 479 - 11 318. Конкретная сумма в указанных
пределах обусловлена званием и сроком службы в ВС (от двух до 26 и более лет). Специальные и поощрительные надбавки вводятся за службу в районах, представляющих опасность для жизни, и на море, в частности, на подводных лодках, за летную службу, обслуживание ядерных установок и т. д. (всего их примерно до 50 различных видов). Ежегодно размеры денежного содержания, а также многие виды надбавок корректируются с учетом инфляции.
Медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется через сеть военно-медицинских учреждений (более 800) и по программе медобслуживания в гражданских медицинских учреждениях (около 30 проц. общего объема медицинских услуг).
Пенсионное обеспечение (подробнее см.: «Зарубежное военное обозрение», №11, 2000 год, с. 12 - 13) распространяется на военнослужащих, прослуживших в регулярных ВС не менее 20 лет (или не менее 10 лет в офицерских званиях), и на офицеров, получивших инвалидность. По состоянию на 1 января 2000 года, военнослужащие, имеющие офицерское звание (в зависимости от категории, звания и выслуги лет), получали следующие пенсии: младшие офицеры - 863 - 3 104 долларов, старшие - 1 589 - 5 261 и высшие - 2419-8 137. Ежегодно размеры пенсионного обеспечения приводятся в соответствие с основным окладом военнослужащих.
Необходимо подчеркнуть, что при достаточно высокой степени эффективности кадровой политики в офицерском корпусе ВС США продолжают сохраняться негативные явления, принявшие хронический характер и снижающие боеспособность и боеготовность ВС. такие, как: нехватка офицеров среднего и старшего звена в подводных силах, летчиков и штурманов в ВВС; недовольство ряда офицеров вышеуказанных звеньев существующей системой продвижения по службе и присвоения воинских званий, а также более низкими по сравнению с гражданскими специалистами денежными окладами; случаи злоупотребления служебным положением (в основном старшие и высшие офицеры); наркомания, сексуальные домогательства и другие. Согласно аналитическим данным Пентагона, в сентябре 2000 года свыше 11 проц армейских капитанов, отслуживших минимальный пятилетний срок, изъявили желание оставить военную службу. Это на 3 проц. больше аналогичного показателя 1997 года и почти вдвое превышает уровень начала 90-х годов. Ситуация осложняется еще и тем, что данная тенденция усиливается, несмотря на увеличение окладов военнослужащим, ускоренное присвоение молодым офицерам очередных званий и введение дополнительных льгот. Если в ближайшие два-три года эту тенденцию не удастся коренным образом изменить, то, как считают в министерстве обороны, вооруженные силы страны столкнутся с серьезной проблемой нехватки младших офицеров.
Тем не менее американское военное руководство считает, что проводимая кадровая политика с учетом ее совершенствования позволяет обеспечивать функционирование личного состава ВС, в том числе офицерского корпуса, как единой команды, для которой характерны надежность, профессионализм, лояльность и самопожертвование, благодаря чему она может успешно решать задачи обеспечения национальной безопасности США.

ЗВО №2 2001

Смотрите также

Источник: ЗВО №2 2001
Категория: Личный состав | Добавил: pentagonus (18.12.2007) | Автор: В. Кужилин
Просмотров: 8073 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
avatar