Положение гражданских служащих в вооружённых силах иностранных государств
Полковник Ю. Дегтярёв
После окончания периода «холодной войны» наблюдается сокращение численности личного состава национальных вооруженных сил ведущих иностранных государств. Вместе с тем их участие в локальных вооруженных конфликтах, связанных с антитеррористической деятельностью (Афганистан, Ирак), а также решением задач по линии ООН (Сомали, ДРК и др.) и других операциях сопряжено с многочисленными человеческими потерями среди личного состава, что налагает свой отпечаток на престижность военной службы и создает определенные сложности с набором добровольцев в ВС. В этих условиях существенно повышается значимость и роль гражданских служащих. Замещение ими большого числа должностей, связанных преимущественно с материально-техническим и медицинским обеспечением ВС, на административных должностях, в военно-промышленном секторе МО, военных учебных заведениях и других сферах деятельности способствует решению проблемы укомплектованности боевых формирований. При этом достаточно высокий уровень социальной защиты гражданского персонала в ВС подавляющего большинства стран позволяет поддерживать их численность на требуемом уровне.
Соединенные Штаты Америки. В настоящее время на фоне трудностей с набором добровольцев в вооруженные силы достаточно стабильным выглядит положение с укомплектованностью гражданским персоналом. В структуре министерства обороны занято более 700 тыс. гражданских служащих, при общей численности ВС 2 277 тыс. человек.
В соответствии с законодательством США в учреждения военного ведомства разрешено принимать на работу, связанную с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, только граждан США.
Гражданские служащие имеют право состоять в профсоюзных организациях, однако ряд подзаконных актов министерства обороны вводит для определенных категорий гражданских специалистов ограничения на их участие в деятельности общественных и неправительственных организаций. Кроме того, существующие в системе МО различные материальные и моральные льготы для гражданских служащих не способствуют активному вступлению в профсоюзы и участию в их деятельности.
Кроме регулярных войск гражданские служащие задействуются в качестве технических специалистов и в резервных компонентах вооруженных сил. Их численность в организованном резерве составляет не более 10 проц. от общей численности всего гражданского персонала ВС.
В зависимости от характера заключаемого контракта гражданские специалисты делятся на две категории: работающие по прямому найму (граждане США и иностранные служащие, нанимаемые и оплачиваемые непосредственно министерством обороны) и косвенному найму (иностранцы, нанимаемые и оплачиваемые правительством страны, на территории которой находятся американские объекты).
По характеру выполняемой работы гражданские служащие подразделяются на две категории: работающие в непроизводственной сфере («белые воротнички») - около 70 проц. общего их числа, и в производственной («голубые воротнички») - 30 проц. К первой категории относятся руководящие кадры, научные сотрудники, инженерный состав, служащие штабов, ко второй - производственные рабочие, специалисты по техническому обслуживанию, а также по ремонту оружия и военной техники.
В отличие от добровольцев, поступающих на военную службу, гражданские лица нанимаются в вооруженные силы как специалисты, имеющие определенную квалификацию. Они работают в таких областях, как материально-техническое обеспечение, медицинское обслуживание, разведка и связь, НИОКР, административно-управленческая деятельность. Большой контингент гражданских служащих задействован в системе приобретения ВВТ. Всего гражданский персонал привлекается на работу в военной сфере более чем по 700 специальностям. Значительное число гражданских служащих являются сотрудниками аппарата высшего военного руководства вооруженных сил, центральных управлений и ведомств МО, а также министерств видов ВС.
Оплата труда гражданских служащих осуществляется из бюджета МО. Структура их заработной платы во многом схожа со структурой денежного содержания военнослужащих. В частности, денежное содержание включает должностной оклад, плату за сверхурочную работу, оплату отпуска, надбавки за выслугу лет и за квалификацию. Из бюджета министерства обороны оплачивается также обучение гражданского персонала, а также отдельно сверхурочная работа и работа в выходные, праздничные дни и в ночное время.
Должностной оклад гражданских служащих, как и других федеральных служащих, определяется согласно платежным категориям и зависит от выслуги лет. В соответствии со шкалой существует 15 платежных категорий - от GS 1 (самая низкая) до GS 15 (самая высокая). Так, минимальная зарплата служащего ВС США низшей категории составляет более 16,5 тыс. долларов в год, а максимальная для специалиста вышей категории - около 121 тыс. Секретарь-машинистка (GS-4) получает от 22 до 28,5 тыс. долларов.
Размеры окладов служащих корректируются в зависимости от индекса цен в стране и в среднем повышаются на 2-4 проц. в год (с января 2007-го базовые оклады выросли на 1,7 проц.).
Предусмотрен также комплекс дополнительных выплат и надбавок для гражданских служащих. Так, заработная плата гражданского персонала МО США, находящегося в составе объединенных командований (ОК) американских ВС в передовых зонах, складывается из базового месячного оклада и соответствующих стране пребывания надбавок «за службу за рубежом» и «за службу в районах, опасных
для жизни». При этом надбавки выплачиваются в случае, если срок пребывания служащего в передовой зоне превышает 42 сут. Гражданские служащие, принимавшие участие в обеспечении боевых действий, получают дополнительные надбавки и/или компенсации, размер которых определяется управлением кадров МО для каждой военной операции с участием вооруженных сил страны, а управления кадров штабов ОК отвечают за осуществление подобных выплат и их соответствие аналогичным надбавкам, предназначенным для военнослужащих. Кроме того, командования ОК ВС США в передовых зонах полностью отвечают за обеспечение гражданских служащих жильем, питанием, соответствующей климатическим условиям одеждой, медицинским обслуживанием, а в случае необходимости личным оружием для самообороны.
Гражданским служащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 26 сут и полностью оплачиваемый отпуск по болезни - до 13 сут в год. Помимо этого, на них распространяется ряд других льгот и привилегий: страхование жизни и здоровья, содержание детей в ведомственных дошкольных учреждениях и т. д.
В случае увольнения министерство обороны берет на себя расходы по обучению и переподготовке гражданских специалистов, оказывает им помощь в дальнейшем трудоустройстве.
В целом достаточно высокий уровень социальной защиты гражданского персонала позволяет поддерживать численность служащих на требуемом уровне. Замещение ими большого числа должностей снижает потребности ВС США в личном составе, выполняющем функции, как правило, не связанные непосредственно с решением боевых задач, и, как результат, способствует решению проблемы укомплектованности боевых формирований.
Великобритания. В вооруженные силы страны гражданских служащих нанимают по контракту для деятельности, не связанной с выполнением боевых задач.
При общей численности британских ВС более 200 тыс. человек в них в настоящее время насчитывается около ПО тыс. гражданских служащих (в промышленном секторе МО занято 15 300 человек, на административных должностях - 68 620, в структурах военных закупок- 10 940, временный технический персонал составляет 15 660 человек). На их содержание выделено около 4 млрд долларов (9,6 проц. военного бюджета страны).
Анализ реализации программ строительства вооруженных сил показывает, что численность гражданского персонала, так же как и численность военнослужащих, постоянно сокращается (1975 год - 316,7 тыс. человек, 1990-й - 172,3 тыс., 1997-й- 135,45 тыс., 2005-й 110,48 тыс.).
Отдельные положения для гражданского персонала, его права и обязанности конкретизированы для каждого вида ВС в специальных законодательных актах. Так, в сухопутных войсках действует «Приложение о гражданских служащих к Закону об армии 1955 года», в котором прописаны эти вопросы. В то же время при нахождении в соответствии с условиями контракта в составе воинских формирований этот контингент подпадает, как правило, под действие военного законодательства, если конкретный случай не оговорен отдельно для гражданских служащих.
В соответствии с британским законодательством гражданский персонал не имеет права занимать должности военнослужащих.
Уровень оплаты труда гражданского персонала министерства обороны Великобритании соответствует уровню заработной платы в других отраслях государственного сектора. Как правило, зарплата гражданских служащих уступает окладам военнослужащих, однако в центральном аппарате военного ведомства значительное количество высших должностей (министр обороны, большинство его заместителей и т. п.) занимают гражданские служащие с высокими должностными окладами.
С 1 апреля 1995 года МО Великобритании приступило к пересмотру порядка оплаты труда гражданского персонала. Оно отходит от практики присвоения должностных категорий своим сотрудникам и начинает их переаттестацию. Заработная плата гражданских служащих в этом случае будет зависеть от степени сложности выполняемых ими задач и рабочей нагрузки по каждой должности. Конкретная сумма должностного оклада оговаривается при подписании соответствующего контракта.
Гражданский персонал МО отнесен к категории государственных служащих, и на него не распространяются предусмотренные для военнослужащих льготы. Государство не несет обязательств по трудоустройству, обучению или переквалификации этого контингента служащих МО в случае сокращения занимаемых им должностей. Однако в связи с проведенным в последнее время увольнением большого количества служащих военного ведомства его руководство приняло специальную программу «Консультаций и содействия по трудоустройству» данной категории граждан. В отдельных случаях возраст их увольнения на пенсию снижен до 60 лет.
Гражданские служащие министерства обороны входят в профсоюзные организации государственных служащих Великобритании, однако им не разрешается участвовать в пикетировании, митингах, забастовках на территории военных объектов и в рабочее время. Коммерческая деятельность гражданского персонала британских ВС недопустима. Тем не менее в феврале 2007 года руководство профсоюза служащих МО провело всеобщую 24-ч забастовку гражданского персонала военного ведомства, в которой приняло участие более 10 тыс. человек.
Федеративная Республика Германия. При общей численности вооруженных сил 256 тыс. человек численность гражданского персонала достигает почти 81 тыс. При этом до 40 проц. служащих составляют женщины. Планами реформирования бундесвера предусмотрено сокращение к 2010 году числа гражданских служащих в военном ведомстве до 75 тыс. человек.
Размер основного ежемесячного оклада военных и гражданских служащих ФРГ |
Тарифный разряд |
Денежный оклад (евро) |
Военнослужащие |
Гражданские служащие |
A3 |
1536 |
Рядовой, матрос |
Служащий |
А4 |
1570 |
Ефрейтор |
Мастер, старший делопроизводитель |
А5 |
1583 |
Унтер-офицер |
Старший мастер, главный делопроизводитель |
А6 |
1621 |
Штаб-унтер-офицер |
Секретарь |
А7 |
1692 |
Фельдфебель |
Старший секретарь |
А8 |
1798 |
Хауптфельдфебель |
Главный секретарь |
А9 |
1916 |
Лейтенант |
Инспектор |
А10 |
2064 |
Старший лейтенант |
Старший инспектор |
А11 |
2379 |
Капитан |
Амтманн |
А13 |
2 880 |
Майор |
Советник |
А14 |
2 998 |
Подполковник |
Старший советник |
А16 |
4311 |
Полковник |
Директор |
В3 |
6 056 |
Полковник |
Министерский советник |
В6 |
6 820 |
Бригадный генерал |
Министриальдиригент |
В7 |
7 581 |
Генерал-майор |
Президент |
В9 |
8 457 |
Генерал-лейтенант |
Министриальдиректор |
В11 |
10815 |
|
Статссекретарь |
* Приводится с сокращениями.
Порядок задействования гражданского персонала в интересах бундесвера регламентируется единым для всех видов ВС «Основным законом военного администрирования». Законодательство ФРГ допускает привлечение гражданских лиц в случаях боевого применения бундесвера, в том числе за пределами национальной территории.
Оплата труда гражданских служащих ВС регламентируется «Федеральным законом об оплате государственных служащих». Их заработная плата складывается из основного оклада, надбавок за особые условия службы, за выслугу лет, а также из различных дополнительных выплат и пособий.
Размер основного ежемесячного оклада начисляется в зависимости от разряда тарифной сетки (см. таблицу*). При этом у гражданских лиц она жестко привязана к тарифной сетке военнослужащих и любые изменения в денежном содержании военнослужащих автоматически ведут к изменениям гражданских окладов.
Гражданские служащие, как и военнослужащие, один раз в год дополнительно получают 13-й оклад и «отпускные деньги». Кроме того, на них распространяется общее правило начисления надбавки за выслугу лет. В последнем случае увеличение размера основного оклада производится, как правило, каждые два года на 22-29-м году жизни, каждые три года до исполнения возраста 41 года и каждые
четыре года в дальнейшем до максимально установленной суммы.
На гражданский персонал МО не распространяется бесплатное медицинское обеспечение, однако предусматривается покрытие части медицинской страховочной суммы за счет военного ведомства.
Правила начисления надбавок за особые условия службы (летный и плавсостав, служба за границей, в частях специального назначения и т. п.) такие же, как и для военнослужащих.
В целом руководство министерства обороны ФРГ стремится поддерживать высокую мотивацию работы гражданского персонала. Однако общей тенденцией развития вооруженных сил является постепенное сокращение числа должностей, занимаемых гражданскими лицами. Во многом это обусловлено передачей части функций материально-технического обеспечения войск частным фирмам, на персонал которых вышеперечисленные правила не распространяются.
Франция. При общей численности вооруженных сил страны 256 тыс. человек на 1 января 2007 года в них насчитывалось 80 200 гражданских служащих (в сухопутных войсках- 25 461, ВВС - 8 535, ВМС - 8 664, военной жандармерии - 1 925, службах и учреждениях центрального подчинения и главного управления по вооружениям министерства обороны- 35 615), в том
числе рабочих военных предприятий -24 402 человека.
Порядок деятельности, права и обязанности гражданских служащих МО определены действующим законодательством страны (третья, отдельная часть Закона о статусе военнослужащих). Подбором, наймом и организацией деятельности гражданских служащих ВС, а также решением их социальных проблем занимается отдел управления гражданским персоналом управления военного и гражданского персонала, который, в свою очередь, подчинен генеральному секретариату вооруженных сил по вопросам администрации. В управлениях кадров видов ВС для выполнения аналогичных задач имеются отделы гражданского персонала.
В министерстве обороны Франции гражданские служащие разделены на четыре основные категории:
А - гражданский администратор и атташе центральной администрации;
В - секретарь административного корпуса и секретарь центральной администрации;
С - административный помощник и административный служащий центральной администрации;
D - служащий отдела, инспектор (четыре уровня: инспектор службы, инспектор центральной службы, инспектор - помощник программы, главный инспектор программы).
Кроме того, у гражданских служащих могут быть и другие звания, например:
- социальный помощник или старший социальный помощник (для медицинских сестер и работников социального обеспечения МО);
- профессиональный работник или старший профессиональный работник, агент 1-го или 2 класса, инспектор внутренней службы 1-го или 2-го класса, специальный инспектор; работники (для гражданских служащих, выполняющих обязанности охранников и вахтеров);
- специалист или старший специалист (для сотрудников центральной администрации).
Для специалистов технической и административной службы также имеются звания трех уровней. Гражданские служащие МО в соответствии с конституцией пользуются определенными социальными правами:
- правом на забастовку (Декрет 82-447 от 28.05.1982 г., Закон 87-588 от 30.07.87 г.);
- правом на свободу слова (Закон 83-634 от 30.07.83 года);
- правом организовывать профсоюзы и состоять в профсоюзах (Декрет 86-83 от 17.01.1986 г., Закон 83-634 от 30.07.83 г.);
- правом на ежегодный отпуск, отпуск по болезни, беременности, уходу за родителями, для профессионального обучения и т. п. (Закон 83-634 от 30.07.1983 г. и циркуляр 68-872 от 18.06.68 г.);
-правом на социальное страхование (Декрет 46-2971 от 31.12.1949 года);
- правом на пенсионное обеспечение (по достижении возраста 60 лет, для некоторых специальностей - 55 лет), а также на профессиональное образование и карьеру.
Заработная плата гражданских служащих МО определяется в соответствии с имеющимися у них категорией и званием, общим стажем работы и стажем работы в МО. Она составляет от 1,5 тыс. до 5 тыс. евро. Кроме того, гражданский персонал имеет право на получение различных пособий и компенсаций (например, по временной безработице, болезни, беременности и т. д.).
При равном положении в тарифной сетке денежное довольствие военнослужащего на 40-50 проц. выше, чем заработная плата служащего за счет получения надбавки за военную службу и других компенсационных выплат, предусмотренных законом только для военнослужащих (пребывание в полевых условиях, в состоянии установленной готовности к задействованию, наем жилья, компенсация затрат на переезд к новому месту службы и др.).
Израиль. В структуре ВС Израиля (общая численность 191 тыс. человек) гражданские служащие составляют около трети их общей численности. Они нанимаются в вооруженные силы как специалисты, имеющие определенную квалификацию. Они работают в таких сферах, как материально-техническое обеспечение, медицинское обслуживание, разведка, связь, НИОКР, административно-управленческая деятельность. Гражданские в ВС Израиля привлекаются на руководящие посты, должности научных сотрудников, инженерного состава, служащих штабов. В армии довольно много гражданских производственных рабочих, а также специалистов по техническому обслуживанию и ремонту ВВТ.
При наличии вакантных мест любой израильский гражданин имеет право подать заявление для устройства на работу в войсковую часть. После прохождения различных проверок и согласований, длящихся продолжительное время (до полугода, если человек раньше не имел дело с армейскими структурами), он может приступать к исполнению своих обязанностей. При этом ВС за свой счет могут отправить его на учебу для совершенствования навыков или повышения квалификации. Это связано с тем, что многие профессии в тыловых органах требуют специальных знаний (компьютерных и бухгалтерского учета, хранение продукции особого вида). В связи с этим при приеме на работу предпочтение отдается уволенным в запас военнослужащим, уже имеющим необходимые знания и навыки по занимаемой должности.
Соотношение уровня заработной платы гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих ВС Израиля, ранее занимавших эти должности, рассчитывается в каждом случае индивидуально. Большое значение имеет стаж работы по конкретной специальности. Например, военнослужащий, уволенный в запас по выслуге лет и продолжающий занимать свою должность уже в гражданском качестве, зачастую получает зарплату, превышающую причитавшееся ему ранее денежное довольствие (пенсионное обеспечение выплачивается отдельно). Это связано с тем, что после увольнения деньги начисляются ему как гражданскому специалисту с учетом имеющегося стажа.
Вновь принятый гражданский персонал получает заработную плату начиная от 17 шекелей в час (3,62 доллара США) и выше. С каждым проработанным годом она возрастает. В то же время высококвалифицированные советники, привлекаемые для решения вопросов стратегического уровня, получают до 207,05 шекелей в час (44,05 доллара США).
В целом при наличии десятилетнего стажа гражданский персонал и военнослужащие получают примерно равную сумму денег, занимая одинаковые должности. Однако военнослужащие имеют дополнительные льготы (бесплатный проезд по территории всей страны на автобусе и поезде, бесплатные звонки по мобильному телефону внутри Израиля, скидки по земельному налогу, доплата при съеме жилья).
В случае дислокации подразделений ВС Израиля в так называемых районах разви-
тия гражданскому персоналу выплачивается надбавка в размере 7 проц. должностного оклада. К этим районам относится большая часть пустыни Негев.
Республика Индия. Порядок прохождения службы гражданским персоналом в системе МО страны (общая численность ВС составляет 1 260 тыс. человек) определяется положением о государственной гражданской службе и правилами для гражданских служащих вооруженных сил (Civiliance in Defence Services Rules).
Согласно положению о государственной службе весь персонал делится на четыре группы: Группа А - административно-руководящий состав, подразделяющийся на три категории: высший руководящий, старший руководящий и руководящий состав;
Группа Б - исполнительный и контролирующий состав;
Группа С - высококвалифицированный технический состав;
Группа Д - обслуживающий и вспомогательный персонал.
Назначение на руководящие должности в министерстве обороны в зависимости от типа вакансии осуществляется распоряжением премьер-министра (секретарь МО, что соответствует первому заместителю министра обороны, начальники главных управлений) и министра обороны (начальники управлений, отделов). Рекомендации для назначений на вакансии руководящего состава дает департамент по делам гражданских служащих по согласованию со спецслужбами. При этом в Индии довольно строго соблюдается принцип старшинства при прохождении гражданской службы. Чиновник не может быть назначен на более высокий пост, минуя промежуточные ступени продвижения по службе.
На военное ведомство распространяется общепринятый в индийском управленческом аппарате порядок ротации кадров через определенный для каждой должности срок. Так, секретарь министерства обороны и начальники главных управлений заменяются через два-три года либо по достижении предельного возраста нахождения на гражданской службе (для различных категорий от 52 до 58 лет).
Прием на работу в МО гражданских служащих, относящихся к группам С и Д, осуществляет административное управление на основании рекомендаций отборочной комиссии. Объявления о наличии вакансий в военном ведомстве и подчиненных ему ведомствах для данных категорий служащих печатаются в центральных газетах.
Непосредственно в трех видах ВС в соответствии со штатным расписанием насчитывается до 15 тыс. гражданских служащих (сухопутные войска - 9 тыс., военно-морские силы - 3 тыс., военно-воздушные силы - 2 тыс., объединенные службы -1 тыс.). Из них около 10 проц. относятся к категориям А и Б, остальные - к С и Д.
Прохождение службы гражданскими лицами в штабах и частях видов ВС регламентируется указанными выше общегосударственными актами. Однако при их найме штабы и командиры пользуются большой самостоятельностью (в первую очередь, это касается категорий С и Д). На всех работающих по найму в штабах и частях ВС распространяются также правила распорядка, установленные приказами и распоряжениями соответствующих начальников и командиров.
В системе индийских вооруженных сил наибольшее число гражданских служащих (280 тыс. человек), в основном категорий С и Д, относится к департаменту оборонного производства и поставок, а также к подчиненным ему ведомствам и военным заводам. 30 тыс. гражданских лиц работают в научно-исследовательских институтах и центрах организации оборонных исследований и разработок (преимущественно, категории Б и С). 35 тыс. человек задействованы на военных фермах, в военно-строительных организациях, в системе военной торговли, в военно-медицинских и других учреждениях.
Денежное содержание гражданскому персоналу вооруженных сил определяется на основании тарифной сетки разрядов для государственных служащих (базовый оклад) плюс установленные надбавки и льготы (за продолжительность службы, за службу в системе МО, за штабную работу, климатические условия, за воинские и гражданские награды и т. д.). Дополнительные выплаты и льготы могут составлять до 50 проц. основного денежного оклада.
Япония. Руководство МО рассматривает наличие гражданского персонала в качестве важного элемента обеспечения эффективной деятельности вооруженных сил в современных условиях.
В настоящее время в японских ВС насчитывается около 22,8 тыс. гражданских служащих при общей их численности 251 тыс. человек. Министр обороны страны в соответствии с законодательными ограничениями является также сугубо гражданским лицом. Согласно установленному в силах самообороны порядку гражданские специалисты не могут замещать должности военнослужащих.
При принятии на работу гражданского сотрудника первостепенную роль играют его квалификация и опыт работы. Размеры заработной платы и порядок ее начисления для гражданских лиц в целом соответствуют уровню и нормам, принятым в вооруженных силах Японии. Основной оклад устанавливается в зависимости от тарифного разряда, категории и классности сотрудника. Для гражданского персонала определены две категории и десять тарифных разрядов.
К первой категории относятся сотрудники, выполняющие административные и обслуживающие функции, ко второй - работающие в научно-исследовательских институтах и профессорско-преподавательский состав.
В зависимости от стажа работы и квалификации сотрудника устанавливаются разряды классности специалиста (до 125-го).
Заработная плата гражданских лиц сил самообороны находится в пределах от 1 340 (соответствует окладу рядового) до 4100 долларов (окладу капитана). Для сотрудников с десятым разрядом классности зарплата составляет в среднем 5 400 долларов, что соответствует окладу полковника.
Отдельная тарифная сетка у гражданского руководства ВС (заработная плата министра обороны составляет около 11 500 долларов) и персонала центрального аппарата МО (для этих служащих определены шесть тарифных разрядов, а уровень заработной платы варьируется от 2 400 до 6 300 долларов).
Для гражданского персонала в зависимости от различных факторов прохождения службы предусмотрен ряд надбавок:
- ежемесячная процентная надбавка сотрудникам, проходящим службу в районах с холодным климатом (в зависимости от состава семьи и удаленности места) - от 140 до 1 500 долларов;
- ежемесячное транспортное компенсационное пособие при пользовании общественным транспортом для проезда к месту работы - до 500 долларов, личным транспортом - от 20 до 220 долларов;
- ежемесячное компенсационное пособие проживающим в Осакском и Токийском районах - до 12 проц. основного оклада.
Кроме того, установлены разовые надбавки (например, за участие в миротворческих операциях, деятельность в рамках международного сотрудничества в военной сфере, службу на удаленных островах (о-ва Огасавара), выполнение задач в Антарктиде, работу в выходной день и т. д.
Зарубежное военное обозрение. 2007, №12, С. 27-33
Смотрите также
|