Новые бронеавтомобили с улучшенной противоминной защитой армий ведущих стран НАТОПолковник А. Березов В ведущих странах НАТО значительное внимание уделяется разработке бронеавтомобилей для сухопутных войск (СВ) и морской пехоты. Так, в США на оснащении вооруженных сил находится более 77 тыс. единиц такой техники, основу которой составляют машины «Хамви» (от американского сокращения: uparmored HMMWV - Hight Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - бронированные многоцелевые легковые автомобили повышенной проходимости) в различных вариантах (в том числе вооружения) и модификациях. Согласно результатам проведенного американскими специалистами анализа опыта эксплуатации бронеавтомобилей «Хамви» в ходе вооруженных конфликтов последнего времени они не обладают достаточным бронированием и противоминной защитой, чтобы обеспечить защищенность перевозимого личного состава от огня стрелкового оружия, характеризующегося высокой кинетической энергией боеприпасов, в частности 7,62-мм автоматов АК-47, противотанковых средств ближнего боя и разнообразных взрывных устройств, в том числе самодельных. Проводимые в войсках мероприятия (с привлечением фирм-изготовителей) по повышению уровня защищенности путем установки различных комплектов дополнительного навесного бронирования не дали желаемых результатов. Кроме того, увеличение боевой массы машины обусловило сокращение сроков межремонтной эксплуатации трансмиссии и подвески, а также привело к повышенному износу шин и увеличенному расходу топлива. В связи с этим дальнейшее совершенствование бронеавтомобилей семейства «Хамви» признано нецелесообразным по критерию «стоимость/эффективность» и низкому модернизационному потенциалу.
На современном этапе в СВ США, Великобритании и ФРГ в рамках мероприятий по обеспечению безопасности коалиционных сил в Ираке и Афганистане ведутся работы по созданию и принятию на вооружение новых бронеавтомобилей. При этом значительное внимание уделяется перспективным конструкторским решениям по повышению уровня противоминной защиты. В частности, днище автомобиля планируется защищать усиленным по сравнению с бортами и крышей бронированием. Кроме того, предполагается под ним крепить к раме специальную отражательную плиту V-образной формы. Компоновка таких бронеавтомобилей предусматривает установку двигателя в передней части машины и размещение экипажа за передней колесной осью (механики-водители современных боевых бронированных машин располагаются, как правило, над передней осью), что позволяет уменьшить уязвимость личного состава при взрыве мины под передней балкой. Применение оригинальной амортизационной конструкции сидений также обеспечивает значительное снижение воздействия ударной волны на экипаж и десант при подрыве на мине. Бронеавтомобиль RG-31 Мк5, разработанный англо-американской фирмой «БАэ лэнд системз» совместно с южноамериканскими специалистами, предназначен для решения широкого круга боевых и специальных задач. В качестве основного вооружения на автомобиле используется 12,7-мм пулемет М2 или 40-мм гранатомет Mkl9, которые устанавливаются на крыше кабины на поворотной турели, защищенной броневыми листами. Бронирование автомобиля, включая остекление, обеспечивает противопульную (калибр до 9 мм) и противоосколочную защиту кабины, двигателя, трансмиссии, раздаточной коробки и топливного бака. Предусматривается возможность применения штатного комплекта дополнительных навесных броневых пластин. Кроме того, противоминное оборудование и уровень бронирования днища машины гарантируют защиту экипажа и десанта от подрыва на фугасном взрывном устройстве мощностью в тротиловом эквиваленте до 14 кг (в соответствии со стандартом НАТО). На машине установлены: восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель с турбо-наддувом мощностью 275 л. с, автоматическая пятиступенчатая коробка передач, независимая пружинная подвеска с гидравлическими амортизаторами, система регулирования давления в шинах и тормозная система с независимым включением дисков колес. В качестве вспомогательного оборудования используется лебедка с приводом от двигателя. Для действий в условиях жаркого климата при значительном удалении от мест постоянной дислокации автомобиль может оснащаться системами кондиционирования воздуха и охлаждения питьевой воды. Максимальная боевая загрузка составляет десять полностью экипированных пехотинцев (командир, водитель, восемь стрелков). Кроме того, предусмотрены необходимые запасы продовольствия, воды, боеприпасов и других расходных средств на 3 сут автономных действий. Семейство бронеавтомобилей RG также включает в свой состав модельный ряд машин в различных модификациях и вариантах. На
вооружение СВ США в 2007 году приняты, кроме того, бронеавтомобили «Рино» и «Кугар». (см ТТХ) Бронирование этих машин обеспечивает противопульную (калибр до 12,7 мм) и противоосколочную защиту. Отличительной особенностью данных транспортных средств является применение колес с бескамерными шинами и внутренними дополнительными ободами из композиционного материала. При пробитии или разрыве таких шин движение машины по пересеченной местности возможно на внутренних ободах со скоростью до 20 км/ч. Боевая масса техники составляет 17 и 23 т при перевозке соответственно 10 и 14 военнослужащих, а также их вооружения и табельного имущества. Подвижность машин обеспечивается благодаря наличию мощного дизельного двигателя и пятиступенчатой коробки передач. Максимальная скорость движения по шоссе достигает 90 км/ч при полной боевой загрузке. Для обеспечения маневренности групп специального назначения при действиях на открытой или слабопересеченной местности на вооружение СВ и морской пехоты США предусматривается принять бронеавтомобиль APV «Ультра». Он разработан фирмой «Дженерал дайнэмикс» и может оснащаться различным вооружением. В частности, на крыше кабины на поворотной турели могут устанавливаться 40-мм автоматический гранатомет Мк19, 12,7- или 7,62-мм пулеметы, а также ПУ противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ТОУ или «Джавелин». Машина имеет сварную несущую раму из хромо-молибденового сплава, полностью бронированную кабину и независимую подвеску всех четырех ведущих колес, снабженных гидроамортизаторами. Форсированный дизельный двигатель мощностью 170 л. с. позволяет развивать максимальную скорость по шоссе 130 км/ч при боевой массе автомобиля 3,6 т. Запас хода по топливу составляет около 500 км.
На серийном бронеавтомобиле планируется устанавливать различное оборудование, комплектность которого может изменяться в зависимости от выполняемых задач. Многоканальные средства связи обеспечат обмен цифровой (речевой и графической) информацией с другими боевыми машинами, в том числе командно-штабными тактического звена. Экипаж состоит из трех полностью экипированных пехотинцев, при этом предусмотрены места для размещения необходимых запасов на 5 сут. В Германии на вооружение подразделений сухопутных сил планируется принять бронеавтомобиль «Гризли» с модульной компоновкой, разработку которого ведет фирма «Краусс-Маффей Вегманн». В 2007 году создан опытный образец с боевой массой 25 т, который может развивать максимальную скорость по шоссе 100 км/ч и до 55 км/ч по пересеченной местности. Отделение для десанта, выполненное как отдельный бы-стросъемный броневой модуль, имеет независимые от кабины системы коллективной защиты и кондиционирования воздуха. Конструкция унифицированного колесного шасси обеспечивает установку такого модуля с вооружением и специальным оборудованием в комплектации, предусмотренной для оснащения машин боевого (например, подвижные командные пункты, станции управления беспилотными летательными аппаратами и др.), тылового (грузовые, санитарные) или технического обеспечения. При необходимости один модуль может быть заменен другим в течение часа в полевых условиях. Автомобиль оснащен: восьмицилиндровым V-образным дизельным двигателем объемом 6,5 л с турбонаддувом (расход топлива 24 л на 100 км при движении по шоссе), автоматической трансмиссией с пятью передачами переднего хода и одной - заднего, приводом на все колеса, а также независимой пружинной подвеской с гидравлическими амортизаторами. Поворотом руля через гидроусилитель управляются все шесть колес, что обеспечивает минимальный его радиус. Для повышения защищенности от противотанковых средств ближнего боя бронирование передней и боковых частей корпуса может быть усилено дополнительно плитами из металлокерамики. Сидения водителя и командира имеют бронирование снизу и крепятся на сварных дугах к крыше кабины. По заявлению разработчиков, противоминное оборудование машины обеспечивает защиту экипажа и десанта от подрыва на фугасном взрывном устройстве мощностью в тротиловом эквиваленте до 50 кг. Планами командования бундесвера предусматривается укомплектовать новые бронеавтомобили дистанционно управляемым модулем вооружения. Французская фирма «Панар» совместно с германской «Рейнметалл» на базе многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости «Унимог» с колесной формулой 4x4 разработали бронеавтомобиль «Гавиал». Планируется, что он поступит на вооружение подразделений парашютно-десантных частей и аэромобильных формирований. Корпус машины, сваренный из отдельных броневых листов различной толщины, обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков. В качестве вооружения могут применяться 7,62- и 12,7-мм пулеметы или ПУ ПТУР. На машине установлены: четырехцилиндровый дизель мощностью 180 л. с. с турбонаддувом, электронная система управления и диагностики, а также пятиступенчатая автоматическая трансмиссия, обеспечивающие в совокупности высокую подвижность бронеавтомобиля (удельная мощность 32,4 л. с/т). При движении по шоссе его максимальная скорость достигает 120 км/ч, а высокая проходимость при движении по пересеченной местности обеспечивается малым удельным давлением на грунт. Кроме того, машина приспособлена для десантирования с парашютом. В целом повышенный интерес в ведущих странах НАТО к разработке и принятию на вооружение подразделений СВ и морской пехоты бронеавтомобилей с улучшенной противоминной защитой обусловлен тем, что такая техника может эффективно применяться для огневой поддержки действий тактических мобильных групп, находящихся в отрыве от основных сил, а также для выполнения специальных, разведывательных, поисково-спасательных задач, боевого патрулирования в условиях активного применения противником противотанковых средств ближнего боя и высокой степени минной опасности. Кроме того, она может использоваться в ходе проведения миротворческих операций для боевого охранения войск, сопровождения колонн и патрулирования конфликтных зон. Зарубежное военное обозрение №1 2009 С.36-41 Смотрите также | |||||||||||||
| |||||||||||||
Просмотров: 7788 | |
Всего комментариев: 0 | |