search
menu
person

NEWS AND UDATES


Зенитный ракетный комплекс средней дальности SLAMRAAM Сухопутных войск США
HTML clipboard

Зенитный ракетный комплекс средней дальности  SLAMRAAM Сухопутных войск США

Полковник П. Алексеев,

подполковник А. Канов

В современных условиях США и другие зарубежные страны, разрабатывая средства ПВО, необходимость борьбы с широким спектром средств воздушного нападения - от самолетов стратегической авиации, до крылатых ракет. Опыт последних вооруженных конфликтов 1990-х и 2000-х годов показывает, что наряду с постоянным развитием средств воздушного нападения расширяются их боевые возможности и появляются новые способы применения. Это обстоятельство обусловило дальнейшее совершенствование в ведущих зарубежных странах средств противовоздушной обороны, включая зенитные ракетные комплексы (ЗРК) различной дальности.

Мобильная ПУ ЗРК SLAMRAAM на шасси автомобиля «Хамви»
Мобильный пункт управления огнем ЗРК SLAMRAAM
Буксируемая PЛС AN/MPQ-64
Оборудование рабочих мест пункта управления огнем ЗРК SLAMRAAM
Пусковая установка ЗРК NASAMS
Общий вид ЗУРА1М-120
ПУ ЗРК "Усовершенствованный Хок" с ЗУР AMRAAM

Однако современные и разрабатываемые ЗРК, способные обеспечивать поражение воздушных целей в условиях применения противником различных мер противодействия, дорогостоящие. По мнению западных экспертов, один из способов повышения эффективности ЗРК и снижения стоимости предполагает использование в них УР, которые также применяются для подобных целей в авиации.

Такой вариант не является новым, так как и ранее отмечались попытки его реализации, например, при создании зенитного ракетного комплекса «Чаппарэл» с ракетой MIM-72, выполненной на базе УР AIM-9 «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух». Существует и другой пример - после прекращения поставок из США вооружения для истребителей F-14 «Томкэт» Иран использовал на этих самолетах ракеты от ЗРК «Усовершенствованный Хок» вместо УР AIM-54 «Феникс» класса «воздух - воздух».

В начале 1990-х годов фирма «Хьюз» (США) с целью увеличения объемов выпуска управляемых ракет класса «воздух - воздух» и соответствующего снижения их стоимости предложила использовать авиационные ракеты AIM-120A в перспективном ЗРК в качестве зенитных управляемых ракет (ЗУР) с дальностью действия до 20 км.

В 1992 году фирма провела первые испытания новой ЗУР в составе разрабатываемого комплекса ПВО AdSAMS (Advanced Surface-to-Air Missile System). Но проект комплекса по разным причинам не получил дальнейшего развития.

В марте 1994 года фирме «Хьюз», вошедшей в дальнейшем в состав концерна «Рейтеон», удалось заключить контракт на разработку американо-норвежского наземного ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System), в котором в качестве ЗУР использовалась ракета AIM-120А. В 1995 году было начато производство этого комплекса, который в настоящее время состоит на вооружении ВС Норвегии.

В середине 90-х годов командование сухопутных войск США все же решило рассмотреть возможность использования ракеты AIM-120 А класса «воздух - воздух» в качестве основной для глубокой модернизации комплекса «Усовершенствованный Хок» и для нового ЗРК HUMRAAM. В октябре 1995 года был проведен первый успешный пуск AIM-120 А в качестве ЗУР с пусковой установки ЗРК «Усовершенствованный Хок».
Затем начались работы по созданию легких пусковых установок, смонтированных на базе автомобиля высокой проходимости «Хамви». Первые пуски ракеты AIM-120А с такой ПУ были выполнены в августе 1997 года, а первая стрельба зенитного ракетного комплекса HUMRAAM по имитатору крылатой ракеты состоялась в июле следующего.

В те же годы требования по созданию ЗРК на основе ЗУР AIM-120A были разработаны командованием морской пехоты. Данный проект получил название CLAWS (Complementary Low Altitude Weapon System). В апреле 2001 года это командование пехоты заключило контракт с концерном «Рейтеон» на разработку ЗРК CLAWS.

Испытания, проведенные в 2003-2004 годах на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико), показали возможности комплекса при действиях в различных условиях, в том числе в ночное время, по различным мишеням.

В феврале 2004 года министерство армии США заключило контракт с фирмой «Рейтеон» на полномасштабную разработку перспективного ЗРК SLAMRAAM (Surface Launched Advanced Medium Range Air-to-Air Missile), создаваемого на базе ракеты AIM-120A. В ноябре 2005 года были проведены испытания пяти образцов пусковой установки SLAMRAAM. В июле следующего года военные эксперты критически проанализировали одноименный проект ЗРК, после чего начались его испытания. В августе 2006 года командование морской пехоты закрыло проект CLAWS.

Ожидается, что первая батарея ЗРК SLAMRAAM поступит на вооружение СВ страны в 2012 году. В перспективе этот комплекс заменит часть ЗРК ближнего действия «Авенджер».

Мобильный ЗРК SLAMRAAM предназначен для противовоздушной обороны войск и объектов от ударов средств воздушного нападения различного типа в случае сложной воздушной обстановки, применения противником средств радиоэлектронного противодействия в любых погодных условиях. Он рассчитан на поражение аэродинамических целей на дальности до 25 км, в том числе вне зоны прямой видимости, на предельно малых и малых высотах. Массогабаритные характеристики комплекса обеспечивают возможность его быстрой переброски в район боевых действий военно-транспортными самолетами типа С-130.

В состав средств зенитного ракетного комплекса входят радиолокационная станция обнаружения, пункт управления огнем, пусковые установки с зенитными управляемыми ракетами.

Расчетная вероятность поражения цели без помех одной ЗУР составляет 0,6-0,8. Комплекс способен вести боевые действия в едином информационном пространстве и получать целеуказания от радиолокационных станций обнаружения сухопутных войск США AN/MPQ-64 или от аэростатной системы обнаружения низколетящих целей JLENS (Joint Land-Attack Cruise Missile Elevated Netted Sensor).

При необходимости зенитный ракетный комплекс SLAMRAAM может взаимодействовать с ЗРК «Пэтриот» ПАК-2, -3 и перспективным ЗРК MEADS (Medium Extended Air Defense System).

PJIC AN/MPQ-64, созданная для сухопутных войск США на базе станции AN/TPQ-36A, является трехкоординатной импульсной многофункциональной станцией кругового обзора, предназначенной для обнаружения, сопровождения, измерения координат воздушных объектов и выдачи целеуказания средствам перехвата. Она работает в сантиметровом диапазоне радиоволн (на частотах 8-10 ГГц). Антенная система РЛС представляет собой плоскую фазированную антенную решетку. Обзор воздушного пространства осуществляется по дальности - до 75 км, по азимуту - в пределах 360°, путем механического вращения антенны вкруговую со скоростью 30 об./мин, а по углу места - за счет электронного сканирования луча диаграммы направленности антенны в секторе от-10до + 55°.

РЛС AN/MPQ-64 буксируется автомобилем высокой проходимости «Хамви».

Объединенный пункт управления огнем (ОПУО), смонтированный на шасси автомобиля «Хамви», позволяет осуществлять прием, обработку и отображение данных об обстановке, состоянии систем, а также передачу целеуказания на пусковые установки комплекса. Боевая работа ЗРК обеспечивается операторами, размещенными на автоматизированных рабочих местах, и высокопроизводительными цифровыми ЭВМ. ОПУО разработан в соответствии с концепцией ведения боевых действий в зоне ПВО/ПРО (Battle space), объединяющей огневые, разведывательные и управляющие средства в единую систему. В мае 2006 года фирмой «Боинг» представлен первый прототип объединенного пункта управления огнем.

Мобильная пусковая установка комплекса, смонтированная на шасси автомобиля «Хамви», предназначена для размещения, транспортировки, предварительного наведения и наклонного пуска четырех-шёсти зенитных управляемых ракет. В походном положении они располагаются горизонтально.

Для повышения живучести зенитного ракетного комплекса изучается возможность размещения ПУ на удалении до 25 км от ОПУО. Обмен информацией при этом будет организован по волоконно-оптической линии связи.

ЗУР SLAMRAAM представляет собой доработанную версию ракеты AIM-120 класса «воздух - воздух».

Одноступенчатая твердотопливная зенитная управляемая ракета SLAMRAAM выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Система наведения комбинированная (командно-инерциальная на начальном и среднем, активное радиолокационное самонаведение на конечном участке траектории полета). Боевая часть оснащена контактным взрывателем, а также неконтактным радиовзрывателем. Ракета способна поражать воздушные цели на дальности до 25 км.

Ракета AIM-120 производится компанией «Рейтеон» на предприятии в г. Тусон (штат Аризона).

По оценке зарубежных специалистов, стоимость одной ракеты AIM-120 составит около 390 тыс. долларов.

Как считают западные эксперты, в ближайшие годы зенитные ракетные комплексы по-прежнему останутся основными средствами поражения в составе объединенной системы противовоздушной/ противоракетной обороны (ПВО/ПРО) на ТВД и сохранят ведущую роль при защите войск и объектов от ударов с воздуха.

Зарубежное военное обозрение №2 2009 С.41-43

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (24.03.2009) | Автор: Полковник П. Алексеев
Просмотров: 7472 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar