Разведка в сухопутных войсках США на основе анализа открытых источников информации Подполковник А. Зенин, кандидат военных наук, профессор АВН Тенденции информационного века. Разведка на основе анализа открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) не является новым видом деятельности для военной разведки США. Вместе с тем спецификой XXI века - «информационной эры» стало резкое увеличение информационного потока и возрастание роли информации, что и стало одной из причин активизации усилий американского военного руководства по повышению значимости такого рода деятельности. В сферу интересов разведки на основе анализа открытых источников информации входит добывание и анализ официальных документов, проектов уставов и наставлений, отслеживание новых научных разработок, баз данных, коммерческих и государственных интернет-сайтов, сетевых дневников и многого другого. Такая дисциплина дополняет уже существующие, но не становится от того менее важной.
Применение разведки OSINT позволяет получить ответ на многие возникающие у военно-политического руководства страны вопросы, а также сосредоточить усилия других разведорганов на выполнении более сложных и «узких» задач, не распыляя силы агентурной и других разведок на добывание того, что можно получить из открытых источников. С другой стороны, такая разведывательная дисциплина позволяет «закрывать» информационные бреши в случае неспособности других видов разведки выполнить поставленную задачу. Значимость разведки на основе анализа открытых источников информации еще более повышается в период проведения многонациональных и миротворческих операций, снимая существующие барьеры при организации обмена разведданными. Она важна и при проведении боевых операций, особенно когда США хотят скрыть свое участие в них. Кроме того, эта разведывательная дисциплина используется при получении данных об инфраструктуре интересующего театра военных действий (мосты, пути железнодорожного сообщения, энергетические системы страны, порты, склады МТО и многое другое). Значимость такой разведки отмечал еще президент Л. Джонсон, когда произносил речь на церемонии принятия присяги Ричардом М. Хелмсом в качестве директора ЦРУ (30 июня 1966 года): «Высшие достижения не являются результатом потихоньку пересказанной тайной информации, а происходят из терпеливого, ежечасного изучения печатных источников». В соответствии с законом о реформировании разведывательного сообщества (2004) и указаниями директора национальной разведки в его аппарате был создан центр по анализу информации из открытых источников (Open Source Center). Этот орган предназначен для координации действий перебору, анализу, подготовке и распределению документов с целью обеспечения необходимыми сведениями как руководства страны, так и всех заинтересованных лиц. В настоящее время в США сформирована крупная сеть центров и пунктов, ведущих разведку на основе анализа открытых источников информации и предоставляющих сведения более чем 7000 потребителям разведданных.
Оперативный уровень. Ключевыми документами, регламентирующими деятельность структур, ведущих разведку на основе анализа открытых источников информации в сухопутных войсках, являются указ президента США №12333, а также наставления сухопутных войск Army Regulation 381-10 и Army Regulation 380-13. Например, в соответствии с положениями наставления AR 380-13 сотрудникам разведки запрещается посещение митингов, демонстраций и других мероприятий для сбора сведений без специального разрешения министра СВ или его помощника. Существуют четкие правила и при сборе информации из сети Интернет. Так, сотрудникам разведывательного управления СВ при сборе информации таким способом о гражданах США разрешается использовать только компьютеры на рабочих местах, если другое не определено дополнительно. Вопросы, касающиеся степени секретности документов, разрабатываемых на основе анализа открытых источников информации, регулируются наставлением AR 380-5. В нем, в частности, отмечается, что разведывательные оценки и доклады, готовящиеся на основе компиляции открытых источников информации, полученных официальным путем, как правило, также являются несекретными. Координирующую роль в ходе организации и ведения разведки на основе анализа открытых источников информации на театре выполняют бригады (группы) военной разведки из состава командования разведки и безопасности (КРБ) СВ США. Кроме выполнения функции непосредственного контроля за мероприятиями по сбору и информационному обмену между звеньями управления на них возлагается задача создания специальных пунктов разведки тактического звена управления (при отсутствии собственных сил и средств в обеспечиваемом формировании). Одним из основных центров разведки американских сухопутных войск, который получает разведданные на основе анализа открытых источников информации, является Азиатский исследовательский институт (Asian Studies Detachment), решающий задачи в интересах Объединенного командования (ОК) ВС США в зоне Тихого океана. Это учреждение находится в подчинении 441 -го батальона 500-й бригады военной разведки КРБ СВ США и функционирует с 1947 года, то есть с момента образования американского разведывательного сообщества. Первоначально он располагался в центральной части г. Токио, в 1974 году был переведен на базу американских ВС Кэмп-Дзама, а свое нынешнее название институт получил только в 1981-м.
В задачи сотрудников института входит сбор, обработка и анализ всей доступной информации по вопросам, касающимся возможностей, дислокации и боевой готовности вооруженных сил Китая, КНДР, а также других стран. Помимо военных вопросов они занимаются мониторингом и оценкой политической, экономической и социальной ситуации в регионе. Несмотря на то что основным потребителем информации института является Объединенное командование в зоне Тихого океана, в его материалах заинтересованы: все виды вооруженных сил, другие ОК, военные ведомства разведывательного сообщества, центр разведки на основе анализа открытых источников информации директора национальной разведки, подразделения ФБР, госдепартамент, а также негосударственные «мозговые центры» (Think Tanks). Сотрудники учреждения стараются отслеживать все открытые источники информации в регионе и своевременно подготавливать аналитические справки по ключевым вопросам. Свидетельством важности разрабатываемых институтом материалов является то, что в период с 2003 по 2006 год в его адрес поступило 28 высших оценок (от руководства разведывательного управления министерства обороны, объединенного центра военной разведки (ОЦВР), национального центра аэрокосмической разведки (National Air and Space Intelligence Center - NASIC)) за информационно-аналитические разработки по широкому спектру вопросов - от исследования подземных защищенных органов и пунктов управления КНДР до изучения космической программы Китая. По данным на 1 апреля 2005 года в институте трудились 12 гражданских служащих СВ США, входящих в состав руководства, 77 граждан Японии, а также представители резерва и национальной гвардии СВ. Граждане Японии заключили контракты с американским правительством и получили должности аналитиков, переводчиков, архивариусов и административного персонала, выполняя при этом задачи по сбору, анализу и обработке информации, подготовке докладов и справок. Имеющимися силами институт обеспечивает обработку и анализ информации на бенгальском, бирманском, китайском, индонезийском, японском, кхмерском, корейском, хинди, непальском, русском, тагальском, тайском и вьетнамском языках, а также на ряде европейских. При этом необходимо отметить, что данное учреждение не является центром переводов. Наоборот, его сотрудники занимаются поиском информации, ее извлечением и подготовкой докладов на своем родном (японском) языке без перевода на английский. И только после этого сотрудники другого отдела осуществляют перевод подготовленных справок и докладов. Институт подписывается на более чем 400 международных изданий и на их основе подготавливает полноценные разведывательные и информационно-аналитические документы. Не учитывая незначительное число докладов, поступающих из аппаратов военных атташе, Азиатский институт является единственным подразделением СВ США в зоне Тихого океана, способным обрабатывать большие объемы информации из открытых источников и подготавливать на их основе аналитические документы или другие материалы. Помимо подготовки разведывательных и информационно-аналитических справок важная задача оперативного отдела института заключается в составлении ежедневных докладов об обстановке в зоне ответственности сил Объединенного командования, а также сообщений в интересах обеспечения защиты своих войск, дислоцированных в регионе. Все эти справки и доклады представлены на открытых и закрытых сайтах института. Они могут также размещаться на сайте центра разведки на основе анализа открытых источников информации директора национальной разведки, сайтах ФБР, всемирной информационной библиотеки WBIL и др. Тактический уровень. Ведение разведки на основе анализа открытых источников информации является неотъемлемой частью любой разведывательной операции СВ США. Американские аналитики отмечают, что прямо или косвенно такая информация становится базой для всех подобных операций и разрабатываемых документов, а ее доступность позволяет разведывательным службам решать широкий круг задач без привлечения специалистов агентурной разведки и применения технических средств сбора информации. Данные, полученные в ходе этого вида разведки, оказывают существенное влияние на организацию строительства вооруженных сил, обеспечение их готовности, а также на эффективное планирование боевых действий. Немаловажную роль она играет и при проведении операций, когда все усилия сосредотачиваются на сборе и анализе информации о состоянии вооруженных сил противника, их намерениях и способах действия. СВ США уже имели опыт ведения разведки на основе анализа открытых источников информации на тактическом уровне. Первые подразделения, занимающиеся таким родом деятельности, были развернуты в 3-й пехотной дивизии, действующей в Ираке, в 2005 году. Как показывает анализ изучения положений полевого устава СВ США FMI 2-22.9, разведывательные операции, проводимые на основе анализа информации из открытых источников, могут начинаться за неделю, месяц или год до момента поступления приказа на переброску и развертывание боевых формирований. Необходимо отметить, что при постановке штабом задач на ведение разведки на основе анализа такой информации в приказе не указывается, как она должна быть выполнена, оставляя решение за командиром разведывательного формирования. Например: «Не позднее 12 ч 6 июля 2006 года 513-й бригаде военной разведки развернуть пункт сбора информации на передовой базе BAYOU VERMILION для контроля теле- и радиовещания в зоне ответственности 10 АК. Главная задача - контроль активности повстанческого движения». Другой пример: «Не позднее 19 ч 3 октября 2008 года 2-й бригадной тактической группе развернуть центр обработки документов на передовой базе PATHFINDER для сбора и обработки материалов местных печатных СМИ. Главная задача - доклад о возможных или планируемых действиях против коалиционных войск в окрестностях Checkpoint».
После окончания активных боевых действий и при переходе к операциям по стабилизации в формированиях оперативно-тактического и тактического звеньев управления (армейский корпус, дивизия, бригадная тактическая группа) за счет штатных, а также приданных сил и средств могут организовываться специальные группы и секции разведки на основе анализа открытых источников информации. Базы данных. Обмен информацией между органами управления сухопутных войск, объединенных и многонациональных сил, государственными и ведомственными структурами, как правило, осуществляется по открытым каналам. В свою очередь, закрытые системы связи и передачи данных позволяют объединить аппарат директора национальной разведки, объединенные разведывательные центры ОК ВС США, разведывательные структуры СВ на театре, а также другие организации и ведомства, ведущие работу с открытыми источниками информации. Основными системами передачи данных являются сети SIPRNET и NIPRNET. Первая позволяет подключенным потребителям ставить задачи добывающим органам и запрашивать необходимую информацию, организовывать взаимодействие с аналитическими структурами, осуществлять поиск информации в базе данных HARMONY. Вторая обеспечивает потребителей возможностью доступа к всемирной информационной интернет-библиотеке (WBIL) и другим сайтам, размещенным в сети Интернет. База данных HARMONY функционирует в рамках обеспечения потребностей министерства обороны и разведывательного сообщества США. Она содержит простые и комплексные библиографические справки по всем имеющимся источникам информации (технические разработки, доктринальные и уставные документы, а также их переводы) о зарубежных странах. Особенностью базы HARMONY является простота доступа и использования, что позволяет осуществлять быстрый поиск необходимых документов, а также предоставляет возможности по организации быстрого обмена данными внутри правительственных структур США. Система обработки информации PRINCE функционирует в интересах системы центров разведки на основе анализа информации из открытых источников и обеспечивает работу вэб-приложений, занимающихся подготовкой документов (справок), их редактирование и распределение. Пользователи, имеющие доступ к таким приложениям, получают возможность направлять материалы для перевода, редактирования и распределения с любого места, где имеется доступ в сеть Интернет. Помимо перевода данная система позволяет проводить анализ документов и подготавливать аналитические справки. Кроме сети Интернет доступ к документам, содержащимся в системе PRINCE или на сайте Opensource. org, может осуществляться и по закрытым каналам через системы JWICS и SIPRNET. Всемирная информационная библиотека (World Basic Information Library -WBIL) представляет собой специальную программу разведывательного сообщества США, управление которой возложено на отдел изучения вооруженных сил иностранных государств (Foreign Military Studies Office - FMSO) командования учебного и научных исследований по строительству СВ (Training and Doctrine Command - TRADOC). Личный состав сухопутных войск и других видов ВС может осуществлять сбор информации с сайтов всемирной сети Интернет, ее систематизирование и архивирование в библиотеке WBIL. Персонал с правом доступа к базе применяет аналитический инструментарий Pathfinder для вхождения в базу WBIL через сети Intelink-SBU, SIPRNET или JWICS. Программное обеспечение системы Pathfinder позволяет проводить (в течение нескольких минут) анализ 500 тыс. документов из государственных, коммерческих и других баз данных, например национальной информационной библиотеки (National Information Library - NIL) национального управления геопространственной разведки, командной информационной библиотеки (Command Information Library - CIL) и базы данных видовой информации (Image Product Library - IPL), размещаемых совместно с перспективными системами сбора, обработки, анализа и распределения информации DCGSs, на крупных кораблях (авианосцы, ПЛАРБ, корабли управления (командные пункты)) и др. Вместе с тем наибольшую сложность в ходе разведывательной деятельности на основе анализа открытых источников информации вызывает возможность проведения противником мероприятий по дезинформации. Объясняется это тем, что в отличие от других аналогичных дисциплин OSINT-разведка не добывает информацию непосредственно через наблюдение за районом или объектом, а получает ее из вторичных источников, например от пресс-служб правительств, информационных служб, неправительственных организаций, которые могут не только преднамеренно вносить дезинформирующие элементы, но и просто предвзято подходить к освещению того или иного события. Кроме того, американские аналитики отмечают, что при работе с такими источниками важно учитывать возможную разницу между переводными документами, публикуемыми в открытых источниках, и оригиналами, предназначенными для внутреннего пользования, а также понимать цели публикации материалов и знать, кто стоит за таким источником. Таким образом, развитие компьютерных технологий, доступность Интернета за последние два десятилетия и, как следствие, увеличение информационного потока открытой информации сделало разведку на основе анализа открытых источников информации еще более необходимой и актуальной. Комбинация технологий позволяет получать сотрудникам военной разведки доступ к огромным массивам данных, необходимых для оценки ситуации, осуществлять контроль за обстановкой и удовлетворять потребности командиров различных звеньев управления в разведывательной информации. Зарубежное военное обозрение №5 2009 С.32-38 Смотрите также | ||||||||
| ||||||||
Просмотров: 15156 | | |
Всего комментариев: 0 | |