search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевая подготовка Сухопутных войск США
HTML clipboard

Боевая подготовка Сухопутных войск США
(Формы обучения личного состава)

Полковник Ю. Трошев

Учитывая качественные изменения, происходящие в военном деле, командование сухопутных войск США постоянно уделяет пристальное внимание вопросам обучения войск и совершенствованию методики учебно-боевой подготовки. С этой целью периодически проводятся специальные исследовательские работы по определению сроков обучения и оптимизации учебного процесса, способам его интенсификации.

В настоящее время в сухопутных войсках США практически прекращена практика проведения малоэффективных занятий с отработкой на них действий, не характерных для современного боя. Методика подготовки личного состава подразделений и частей, предусматривая различные формы обучения, строится с учетом современных взглядов на строительство и боевое применение войск, как своих, так и противника. При этом основное внимание обращается на практическую деятельность, то есть полевую выучку и боевое слаживание частей и подразделений.

Для подготовки отдельных военнослужащих, а также личного состава частей и подразделений в сухопутных войсках США используется широкий комплекс форм обучения, предусматривающий теоретические и практические занятия, а также различного рода тренировки.

Теоретические занятия (как правило, в форме урока) проводятся с целью доведения до обучаемых информации и формирования ясного представления об обстановке и тех приемах (способах действий), которые им предстоит выполнять. Этим занятиям в общей системе подготовки личного состава отводится сравнительно немного времени. Практическая направленность - их отличительная черта.

Практические занятия имеют целью выработку навыков и умений на основе знаний, а также слаживание частей и подразделений. В их число входят занятия на макете местности (миниатюр-полигоне с использованием учебно-тренировочных средств и компьютерной техники), тактико-строевые и тактические занятия (практические на местности), а также войсковые тактические учения и стрельбы.

Тактико-строевые занятия бывают самостоятельными и совместными, односторонними и двусторонними (по типу спортивных игр). Тактические занятия делятся на комплексные, специальные и проверочные.

Многообразны тактические учения, которые считаются главной формой коллективной подготовки. В сухопутных войсках США они различаются масштабом, числом обучающихся сторон, способами выполнения огневых задач и назначением. По масштабу делятся на тактические учения отделений, взводов, рот, батальонов, бригад и дивизий. По числу обучающихся сторон бывают односторонними, двусторонними или односторонними с действующим противником. Учения последнего типа представляют собой такие, на которых обучающаяся сторона решает учебно-боевые задачи в соответствии с организацией и тактикой своих войск, а действия другой стороны обозначают специально обученные части или подразделения на основе аналогичных показателей противника, используя его оружие, военную технику и форму одежды. Проведение подобного рода учений осуществляется по все расширяющейся программе "Opposing Forces". Так, на учении "Ирвин-2", проведенном в 1977 году в штате Калифорния, противник обозначался 163-м отдельным батальоном военной разведки. В 1981 году его действия имитировали два батальона военной разведки, мотопехотный и танковый батальоны. С 1984 года за противника уже действует специально созданный для этих целей так называемый мотострелковый полк, а в ВВС в качестве его выступают четыре учебно-тренировочные эскадрильи (по 18 F-5E, имеющих сходные тактико-технические характеристики с самолетами МиГ-21), а также отдельные подразделения, оснащенные РЛС советского производства.

Тактические учения могут проводиться без стрельб, с боевой стрельбой и с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения.

По назначению тактические учения бывают самостоятельными, совместными, комплексными, проверочными, показательными и опытными.

В соответствии с методическими рекомендациями тактические (практические) занятия и учения предусматривается планировать и проводить с таким расчетом, чтобы обеспечивалось нарастание трудностей для обучаемых и их готовность к более сложным действиям. То есть прежде чем допустить подразделения к участию в учении крупного масштаба, с ними необходимо провести несколько самостоятельных учений. Последние организуются командирами с подчиненными подразделениями и частями без средств усиления с целью подготовки их к действиям в определенном виде боя самостоятельно. Эти учения являются первой ступенью боевого слаживания и отработки тактических задач.

Совместные учения (по видам боя) проводятся с подразделениями и частями уже со средствами усиления в составе ротных и батальонных тактических групп. На них большая часть времени отводится на отработку согласованности действий подразделений различных родов войск, а также на организацию и поддержание непрерывного взаимодействия. Эти учения в звене "отделение - батальон" бывают, как правило, односторонними. В ходе их некоторые слабо выполненные приемы и способы действий, а иногда и целые этапы могут повторяться. Учения с бригадами и дивизиями обычно двусторонние. Они начинаются подъемом по тревоге и выходом в районы предназначения.

Комплексные учения проводятся по нескольким темам, содержание которых включает различные виды действий или ситуации. Цель заключается в отработке тактических задач и достижении установленного (определенного) уровня подготовки.

Проверочные (зачетные) учения имеют целью определение боевой выучки подразделения или части, проводятся по комплексной теме, как правило, на незнакомой местности, в условиях постепенного усложнения обстановки, на некоторых этапах с боевой стрельбой. Ниже приводятся данные о количестве тактических учений, характеризующие современный уровень боевой подготовки подразделений, частей и соединений сухопутных войск США.

Тактические учения

Количество учений в год

Продолжительность учения, сут

С отделением

Около 10

0.5

Взводные

4 и более

1

Ротные

8

3

Батальонные

4

3-4

Бригадные

2

6-8

Дивизионные

1

8-10

Комплексные и проверочные учения обычно бывают двусторонними или односторонними с действующим противником.

Кроме самостоятельных, совместных, комплексных, показных и опытных со взводами, ротами и батальонами могут проводиться учения с целью устранения конкретных недостатков, вскрытых в ходе боевой подготовки или проверочного учения, по отработке новых способов действий или с целью проверки практического усвоения тактических нормативов.

Основной формой обучения и контроля огневой подготовки считаются стрельбы. Американские специалисты классифицируют их по следующим признакам: по назначению, средствам выполнения огневых задач и составу обучаемых.

По назначению стрельбы подразделяются на ознакомительные, подготовительные, учебные, тренировочные, контрольные (зачетные), показные, опытные, квалификационные и состязательные.

Ознакомительные стрельбы проводятся с целью формирования у обучаемых четких моделей реальной деятельности и приобретения первоначальных практических навыков при действиях с оружием. Важность их заключается в том, что от того, как будет обучен стрелок основам ведения огня, зависят результаты его дальнейшей деятельности.

Подготовительные стрельбы необходимы главным образом для правильного освоения приемов с оружием, а также для восстановления утраченных навыков и умений по отдельным приемам и способам стрельбы из штатных и других огневых средств.

Учебные стрельбы проводятся для поддержания на должном уровне необходимых навыков и умений в стрельбе различными способами по разным целям во всех видах современного боя, включая особые условия (в лесу, в горах, в городе, ночью и т. п.).

Тренировочные стрельбы необходимы для закрепления правильности и быстроты действий с применением оружия, а также для развития способностей обучаемых к данному виду деятельности. В ходе их систематически повторяются действия, уже освоенные при выполнении учебных стрельб, но в более сложных условиях. На тренировочных стрельбах повышаются требования к обучаемым и возрастают нагрузки. Обычно такие тренировки проводятся непосредственно перед выполнением контрольных стрельб.

Контрольные (зачетные) стрельбы в комплексе с тактической подготовкой и вождением боевых машин определяют уровень огневой выучки.

Квалификационные - это такие стрельбы, по результатам выполнения которых обучаемым присваивается классность.

Состязательные стрельбы обеспечивают стимулирование огневой подготовки и содействуют качественному обучению войск (часто проводятся в рамках НАТО).

По средствам выполнения огневых задач стрельбы делятся на боевые (практические) и с применением имитационных средств. Боевые ведутся штатными боеприпасами. Нормы расхода боеприпасов, например, на танковые экипажи в год, приводятся в таблице.

Нормы расхода боеприпасов танковыми экипажами (в год)

Тип танка

Количество боеприпасов

Танковые выстрелы

7,62-мм патроны

12,7-мм патроны

М48

93

5290

800

М60

150

-

-

M1 "Абрамс"

110

-

-

Однако огневая подготовка путем выполнения только боевых стрельб требует значительных материальных затрат. Так, по подсчетам американских специалистов, стоимость боеприпасов, необходимых для выполнения восьми упражнений из танка, составляет 23 тыс. долларов, а с учетом расхода горючего, износа стволов при стрельбе, запасных частей и полигонного оборудования - до 35 тыс. Поэтому предусмотрена возможность использования малокалиберного оружия и мишеней уменьшенных масштабов (1:60, 1:35, 1:20) для стрельбы на сокращенных дистанциях. Широкое распространение получили стрельбы с применением имитаторов, особенно лазерных.

Американская военная печать отмечает, что стрельбы могут быть одиночными (индивидуальными) или в составе подразделений (коллективными). Первые необходимы для получения военнослужащими практики одиночной огневой подготовки при применении штатного оружия. Стрельбы в составе подразделений предназначены для развития у военнослужащих умений и навыков при действиях в составе команд, групп, расчетов, отделений, экипажей, взводов и рот, а также для боевого слаживания и обучения управлению огнем. Вторые командование США рассматривает в качестве основной формы обучения войск. При этом главное внимание обычно обращается на достижение высокой согласованности и взаимодействия, умелое сочетание огня и маневра, боевое управление. Коллективные стрельбы (днем и ночью) со взводами и ротами проводятся, как правило, в ходе полевых выходов раз в месяц с привлечением подразделении других родов войск. С батальонами (дивизионами) в течение учебного года проводится не менее трех боевых стрельб, причем в условиях, близких к боевой обстановке: воспроизводятся шумовые и световые эффекты боя (имитируется огонь из различного стрелкового оружия и артиллерии, применяются дымы, устраиваются пожары и т. п.). Обычно на проведение боевой стрельбы мотопехотному взводу выделяется 1568 боевых и 100 холостых патронов, 20 ручных (имитационных) и до пяти дымовых гранат, а также 4,5 кг тротила.

Тренировки как одна из форм обучения применяются главным образом при огневой подготовке. Они могут быть двух видов: на штатной боевой технике (с оружием) и с использованием технических средств. Последние проводятся преимущественно на тренажерах без расхода боеприпасов и моторесурсов. И те и другие бывают индивидуальными и коллективными. Индивидуальные тренировки имеют целью совершенствование навыков и умений военнослужащих в обращении и использовании техники в соответствии со штатной специальностью, коллективные - сколачивание (слаживание) различных по составу групп. Тренировки бывают раздельные (с личным составом подразделения одного рода войск) и совместные (различных родов). С личным составом мотопехотных (пехотных) и танковых подразделений, как правило, проводится три огневые тренировки по 3 ч в неделю (одна - ночью), в ходе которых отрабатываются наиболее сложные, особо ответственные задачи. Солдат, по мнению зарубежных специалистов, должен знать, как выбрать хорошую позицию и уметь вести огонь применительно к местности.

Рассмотренные выше формы обучения применяются в учебном процессе сухопутных войск в строго определенной методической последовательности. Вначале общее теоретическое ознакомление с учебным материалом, затем приобретение навыков и умений с использованием технических и учебно-тренировочных средств обучения и, наконец, их закрепление на учениях, стрельбах и в процессе различных тренировок.

Командование сухопутных войск США, согласно сообщениям американских средств массовой информации, считает, что методический аппарат и разнообразные формы обучения личного состава, применяемые в системе подготовки войск в настоящее время, обеспечивают в целом высокую степень боевой готовности частей и подразделений к выполнению задач на поде боя.

Зарубежное военное обозрение №2 1990 С.

Смотрите также
Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (12.10.2008) | Автор: Полковник Ю. Трошев
Просмотров: 5559 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar