Американские военные базы на ФилиппинахПодполковник В. Скворцов После окончания второй мировой войны США под давлением нарастающего национально-освободительного движения были вынуждены предоставить Филиппинам, американской колонии с 1398 года, независимость. Однако в первом же американо-филиппинском так называемом "договоре о взаимоотношениях", заключенном в 1946 году, было записано, что "США признают суверенитет правительства Филиппин над всей территорией страны, кроме территорий военных резерваций". Навязав филиппинскому народу "соглашение о военных базах" (1947 год" и "договор о совместной обороне" (1951 год), США стремились вовлечь новое независимое государство и орбиту своей агрессивной политики. Для практического выполнении этих договоров и соглашений был учрежден филиппино-американский совет министров иностранных дел. В 1958 году дополнительно создал двусторонний комитет по вопросим обороны, организована объединенная система ПВО, начато осуществление долгосрочных программ строительства новых и модернизации имеющихся американских военных баз.
По "соглашению о военных базах" 1947 года Пентагон получил "право" использовать для этих целей 23 военные резервации общей площадью около 4 тыс. км2 (более 1,3% территории страны) и четыре дополнительные резервации, в том числе аэродром Мактан, которые подлежали передаче вооруженным силам США по их первому требованию (см. рисунок). Соглашение было заключено на 99-летний срок (до 2046 года), по в 1966 году по настоянию филиппинского правительства срок его действия был сокращен до 1991 года. За последние 20 лет размер территории американских военных резерваций па Филиппинах уменьшился за счёт сокращения их числа и передачи некоторых под национальный контроль. Под контроль филиппинского правительства были возвращены, например, аэропорт Манила (1958 год), г. Олонгапо (1959 год), военно-морской комплекс Санглей-Пойнт (1971 год) и ряд других объектов. В настоящее время в распоряжении вооруженных сил США находятся восемь резерваций общей площадью около 710 км2 (см. таблицу).
Кроме этого, американские войска совместно с филиппинскими вооруженными силами используют четыре объекта, занимающих площадь более 41 км2. К ним относятся порт Апарри, узел тропосферной связи Кабуйо и два наземных полигона боевой подготовки. По данным иностранной печати, наиболее важное значение для Пентагона имеют резервации Кларк и Субик-Бей, в которых расположены одноименные авиационная и военно-морская базы США. На остальной территории, находящейся под американским контролем, размещаются вспомогательные военные объекты. Передовая авиабаза ВВС США Кларк находится в центральной части о. Лусон, в 82 км северо-западнее Манилы, Аэродром Кларк был построен до второй мировой войны. После освобождения Филиппин от японской оккупации США восстановили и значительно расширили его. Особенно интенсивно работы по реконструкции аэродрома проводились в 1959-1962 годах накануне агрессии американской военщины во Вьетнаме. В этот период здесь были построены бетонная взлетно-посадочная полоса размером 320Ох45 м. склады для хранения вооружения, боеприпасов, материально-технического имущества и ГСМ, ангары для обслуживания и ремонта авиационной техники, а также значительное количество бетонированных площадок для стоянок самолетов. На аэродроме было установлено современное оборудование управления, связи, навигации и посадки самолетов, позволяющее производить полеты днем и ночью в сложных метеорологических условиях. В специально построенном здесь военном городке был размещен штаб 13-й воздушной армии, личный состав авиационного крыла, несколько вспомогательных подразделений общей численностью около 20 тыс. человек (с членами семей 40 тыс. человек). Штаб 13-й воздушной армии в период войны во Вьетнаме участвовал в разработке планов и организации ведения воздушных операций против патриотических сил стран Индокитая, занимался материально-техническим обеспечением группировки американских ВВС в районе боевых действий, отвечал за строительство военных объектов на территории Филиппин и Таиланда. Авиабаза Кларк выполняла роль тыловой базы снабжения американской авиации в Индокитае. Здесь периодически базировалось тактическое транспортное авиакрыло, осуществлявшее воздушные перевозки в Юго-Восточной Азии. Она использовалась также в качестве запасного аэродрома при перелетах американских стратегических бомбардировщиков В-52 с авиабазы Андерсен (о. Гуам) для нанесении ударов по объектам патриотов в Южном Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, а также по населенным пунктам ДРВ. Кроме того, на авиабазу Кларк базировались самолеты-заправщики КС-135, которые производили дозаправку бомбардировщиков В-52 на маршруте. В связи с резким возрастанием потребностей в авиационном топливе в 1967 году был построен специальный 100-км трубопровод, соединивший военно-мирскую базу Субик-Бей с авиабазой Кларк, Технико-эксплуатационные мастерские авиабазы выполняли некоторые виды ремонта авиационной техники, доставлявшейся сюда из Южного Вьетнама и Таиланда. В ходе войны действующий на авиабазе госпиталь был значительно расширен. Передовая военно-морская база ВМС США Субик-Бей расположена на западном побережье о. Лусон, в заливе Субик, в 80 км западнее Манилы, Общая площадь акватории залива Субик составляет около 150 км из которых более 100 км2 включено в акваторию базы. Средняя глубина на входе в залив 40 м, на якорных стоянках 30 м. Размеры акватории базы позволяют размещать здесь большое количество боевых кораблей и вспомогательных судов, а по глубинам база доступна для кораблей всех классов. Строительство этой военно-морской базы США начали еще в колониальный период. Расширение, реконструкция и модернизация её береговых сооружений продолжались и после второй мировой войны. Однако наиболее интенсивные работы развернулись здесь накануне и в ходе американской агрессии в Индокитае. В частности, к 1970 году на строительство береговых объектов базы было израсходовано более 214 млн. долларов. В настоящее время военно-морская база Субик-Бей имеет более 20 причалов для кораблей всех классов, включая одну причальную стенку для ударных авианосцев. Часть причалов оборудована для снабжения кораблей топливом и погрузки боеприпасов. В районе базы сооружен пункт беспричальной разгрузки танкеров, откуда нефтепродукты перекачиваются в нефтепровод, ведущий к авиабазе Кларк. Ремонтное предприятие базы общей площадью более 200 тыс. м2 состоит из пяти плавучих доков, позволяющих ремонтировать корабли вплоть до крейсеров. В период войны во Вьетнаме в базе Субик-Бей одновременно находилось до 25 американских кораблей различных классов, в том числе до двух ударных авианосцев. Только за 1968 год в этой базе было зарегистрировано 2607 заходов боевых коря блей и вспомогательных судов. На территории ВМБ расположен военно-морской госпиталь. Построенный здесь военный городок рассчитан на размещение до 30 тыс. человек личного состава (в 1969 году в нем постоянно проживало более 51 тыс. американских военнослужащих и членов их семей). Для автономного снабжения объектов базы электроэнергией сооружена электростанция. Узлы связи и другие радиотехнические объекты, развернутые на территории Филиппин, играют важную роль в глобальной системе управления и связи вооруженных сил США. Здесь перекрещиваются большинство американских военных линий связи, созданных в Юго-Восточной Азии для поддержания связи со штабом командования вооруженных сил США в зоне Тихого океана (Гавайские о-ва) и с континентальной частью США, В Сан-Мигель расположена оконечная аппаратура проложенного в 1971 году подводного кабеля Филиппины - Тайвань. К восточному побережью о. Лусон подходит транстихоокеанский подводный кабель, протянутый из США через о. Гуам. В районе авиабазы Кларк начинается магистральная тропосферная линия связи, которая соединяет Филиппины (Кабуйо) с американской сетью тропосферной связи в Японии и Южной Корее через о. Тайвань, Кроме того, здесь расположены коммутационные центры AUTODIN и AUTOVON объединенной системы связи вооруженных сил США. В Сан-Мигель и Капас развернут узел связи ВМС для обеспечения управления надводными кораблями и подводными лодками в Южно-Китайском и Филиппинском морях.
На Филиппинских о-вах создана также разветвленная сеть радиотехнических средств
ближней и дальней навигации кораблей и самолетов Крупные военные склады авиационных боеприпасов и вооружения сооружены на авиабазах Кларк и Куби-Пойнт. склады боеприпасов и вооружения ВМС - в ВМБ Субик-Бей, По сообщениям иностранной печати, в годы войны во Вьетнаме на Субик-Бей базировались плавучие склады боеприпасов для обеспечения группировки американских войск в районе боевых действий. Около 30 полигонов и учебных полей в районе Филиппинских о-вов систематически используется для боевой подготовки личного состава ВМС и ВВС США, а 15 из 25 полигонов ВМС, расположенных на резервируемых участках акватории Мирового океана и территориальных вод Филиппин, объявлены постоянно закрытыми для пролета самолетов и плавания судов.
Свои военные базы и вспомогательные объекты на территории Филиппин Пентагон
рассматривает как важное звено в цепи передовых американских военных баз в
западной части Тихого океана, являющихся орудием агрессивного курса
американского империализма в Юго-Восточной Азии. В последние годы рост
национально освободительного движения народов этого района, поражение
американских агрессоров в Индокитае и необходимость ускорения экономического
развития Филиппин значительно изменили обстановку на Филиппинских о-вах.
Американские военные базы стали предметом длительных и напряженных
филиппино-американских переговоров, которые пока не закончены. Зарубежное военное обозрение, 1977, №10, с. 93-97 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 10358 | | |
Всего комментариев: 0 | |