search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации (2012)

Американский стратегический разведывательный самолёт RC-135 и его модификации

Полковник О. Пиунов,

полковник Р. Щербинин

В целях непрерывного и устойчивого информационного обеспечения вооруженных сил, войсковых формирований, действующих на различных ТВД, в том числе в интересах применения высокоточного оружия, наряду со средствами космической разведки в США широко применяются разведывательные летательные аппараты различного типа. Совместно со стратегическими разведывательными самолетами U-2S "Дрэгон Леди", дистанционно управляемыми ЛА большой продолжительности полета различных модификаций (высотный RQ-4 "Глобал Хок", средневысотные MQ-1 "Предатор" и MQ-9 "Рипер") американские ВВС активно задействуют состоящие на вооружении 55-го разведывательного авиакрыла боевого авиационного командования (АвБ Оффут, штат Небраска) стратегические разведывательные самолеты типа RC-135: RC-135V/W "Ривет Джойнт" (17 единиц), RC-135U "Комбат Сент" (две) и RC-135S "Кобра Болл-2" (три машины). В 2011 финансовом году экипажи самолетов RC-135V/W выполнили 1 653 полета (общий налет составил 14 583 ч), RC-135U -123 (844 ч), RC-135S - 212 (1 517 ч).

История стратегических разведывательных самолетов на базе транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) КС-135 началась в 1961 году с переоборудования во временную разведывательную платформу первого из трех выделенных для этой цели КС-135А. Характерно, что в новом виде самолеты сохранили свое обозначение КС. Вскоре один из них в рамках программы "Биг Сафари" прошел доработку до конфигурации "Спид Лайт", предназначенной для сбора информации об испытаниях ядерных бомб, а после его успешного использования в этом качестве и два оставшихся борта были переоборудованы в вариант КС-135А "Спид Лайт".

В июле 1967 года стартовала программа "Ривет Стэнд" по модернизации целевого оборудования этих машин с переименованием их в KC-135R (несмотря на тот факт, что в это время уже состояли на вооружении ТЗС с тем же индексом - KC-135R).
В том же году один такой самолет разбился на АвБ Оффут, в связи с чем в 1969-м в конфигурацию КС-135R "Ривет Квик" был переоборудован еще один ТЗС. Несмотря на некоторые внешние различия, машины этого типа имели пять характерных антенн над фюзеляжем, обтекатель РЛС под фюзеляжем и четыре небольших оптически плоских иллюминатора с каждого борта в передней части фюзеляжа. Первые три самолета сохранили носовой обтекатель, как на ТЗС, а четвертый уже имел характерный для всех последующих RC-135 "пятачок". В настоящее время по разным причинам не сохранился ни один из четырех разведывательных самолетов KC-135R "Ривет Стэнд" ("Ривет Квик").

В 1970 году одна из упомянутых машин КС-135R в рамках программы "Кобра Лау" была доработана специалистами компании "Локхид эр сёрвисиз" до конфигурации КС-135Т. Кроме характерной носовой части он имел под ней приемные антенны, большую штыревую антенну, одиночную проволочную антенну-растяжку над фюзеляжем, каплевидные антенны спереди каждой половины стабилизатора и трапецевидный радиорезонатор в районе подфюзеляжной штанги передачи топлива в воздухе. Впоследствии КС-135Т "Кобра Лау " был модернизирован в RC-135Т "Ри-вет Дэнди".

Основные ТТХ разведывательного самолёта RC-135
Экипаж, человек 4-5
Оперативная группа, человек До 29
Масса, т:  
пустого самолета Около 54,1
максимальная топлива во внутренних баках 86
максимальная взлетная До 146,2
Максимальная скорость полета на высоте 8000 м, км/ч 970
Практический потолок, м 16 500
Максимальная дальность полета с внутренним запасом топлива, км Более 11 000
Продолжительность патрулирования на высоте 10 500 м и при скорости полета 780 км/ч с одной дозаправкой топливом в воздухе, ч До 30
Геометрические размеры, м:  
длина фюзеляжа 41,53
размах крыла 39,8
высота 12,7

Четыре самолета RC-135A аэрофотографической и картографической службы из состава 1370-го фотокартографического крыла (Photographic Mapping Wing) базировались на АвБ Тернер (штат Джорджия), а позже - на АвБ Форбс (штат Канзас). После передачи задачи картографирования космическим спутникам эти машины были переоборудованы в транспортно-пассажирские, а в начале 1980-х годов - в ТЗС KC-135D.

Под индексом RC-135B понимается единичная партия из десяти самолетов без целевого оборудования, переданная изготовителем напрямую компании "Мартин эркрафт" в г. Балтимор (штат Мэриленд) для оснащения их БРЭО в рамках программы "Биг Сафари", после чего машинам было присвоено наименование RC-135C.

Самолеты модификации RC-135C "Биг Тим" были оборудованы аппаратурой радиотехнической разведки AN/ASD-1, размещенной в подвесных блоках по бортам передней части фюзеляжа и включавшей систему автоматической регистрации радиоизлучений AEELS, а также многочисленные антенны и камеру с расположением точки обзора в районе аппаратуры передачи топлива в воздухе в задней части фюзеляжа. Экипаж включал двух летчиков и двух штурманов, а в состав многочисленной рабочей оперативной группы входили также переводчики. После оперативного развертывания этих машин, призванных решать задачи стратегической разведки, решением стратегического авиационного командования были выведены из боевого состава все разведывательные самолеты RB-47H "Стратоджет". Все десять машин в свое время прошли ряд доработок и сегодня находятся в строю под индексами RC-135V/W "Ривет Джойнт" и RC-135U "Комбат Сент".

В 1962 году три самолета RC-135D были поставлены на АвБ Айельсон (штат Аляска) в рамках проекта "Офис Бой", которые в 1963-м достигли оперативной готовности. Они использовались для патрулирования вдоль северной границы Советского Союза по программе "Ривет Брасс", а также для выполнения челночных полетов на британскую АвБ Аппер Хей-форд (графство Оксфордшир), а позже - на АвБ Милденхолл (графство Суффолк). Эти машины применялись также в Юго-Восточной Азии в периоды приостановки там полетов на самолетах модификации RC-135M. В конце 1970-х годов, когда на вооружение стали поступать модификации с более совершенными ТРДД TF33, самолеты RC-135D были переведены в разряд транспортно-заправочных и в настоящее время эксплуатируются под индексом KC-135R.

Разработанный в 1960 году самолет модификации RC-135E Lisa Ann/Rivet Amber был единичным изделием, оборудованным большой горизонтально направленной РЛС с ФАР. Он был поставлен на АвБ Шемья (штат Аляска) и предназначался для слежения во взаимодействии с разведывательным самолетом RC-135S "Ривет Болл" за МБР на участке входа в плотные слои атмосферы при проведении испытательных запусков. При массе комплекта РЛС 15 750 кг и его стоимости 35 млн долларов это был самый тяжелый самолет за всю историю существования семейства С-135 и самая дорогая для своего времени авиатехника ВВС США.

По утверждению разработчиков, БРЭО RC-135E позволяло отслеживать объекты размером с футбольный мяч на расстоянии до 480 км, а МБР за сотни километров при их полете за стратосферой. С другой стороны, мощность излучения РЛС была настолько высока, что представляла опасность для экипажа, поэтому отсек со станцией, расположенный между пилотской кабиной и центропланом, был закрыт толстыми свинцовыми перегородками. Для обеспечения РЛС электроэнергией самолет был оборудован вспомогательной силовой установкой ТРД J-85 с генератором, расположенной под левой частью центроплана. Симметрично под правой частью центроплана в обтекателе был смонтирован теплообменник для охлаждения БРЭО. В июне 1969 года при выполнении перегоночного полета из АвБ Шемья самолет не долетел до пункта назначения - АвБ Айельсон.

Модификация RC-135M "Ривет Кард" обладала ограниченными по сравнению с самолетами RC-135C возможностями ведения РТР, но значительно большим потенциалом выполнения радиоразведки. Эта авиатехника состояла на вооружении 82-й разведывательной эскадрильи и во время войны во Вьетнаме выполняла полеты с аэродрома Кадена, в рамках программы "Комбат Эпл", собирая и обрабатывая данные о средствах связи и переговорах противника в районе Тонкинского залива и над Лаосом. Все шесть машин в начале 1980-х годов были модифицированы до стандарта RC-135W и остаются в строю по настоящее время.

31 декабря 1961 года был принят на вооружение самолет RC-135S. Эксплуатация этого аппарата началась в составе командования систем ВВС под именем "Нэнси Рэй", а позже, при переподчинении САК, он стал называться "Ванда Белль", а в январе 1967-го - "Ривет Болл". Место базирования - АвБ Шемья. В носовой части была установлена приемная антенна S-диапазона в удлиненном носовом обтекателе, а на правом борту - три хорошо видимые дипольные штыревые антенны на пилонах и десять широких иллюминаторов для следящих камер различного типа с оптически плоским остеклением, которое для первых пяти было изготовлено из кварца.

Также с правой стороны находился большой черный квадрат - специальное окно для гиростабилизированой камеры, снимавшей на стеклянные негативные пластины звезды при отслеживании целей. Наверху в середине фюзеляжа был установлен плексигласовый куполообразный обтекатель (бывший блистер бортстрелка с бомбардировщика В-29), служивший позицией для ручного сопровождения цели. Обшивка вокруг блистера была выкрашена в черный цвет для уменьшения бликов. Такого же цвета были верхняя поверхность правой плоскости крыла, а также обращенные к фюзеляжу поверхности обтекателей и пилонов третьего и четвертого двигателей.

Рабочая группа состояла из двух команд по семь-восемь операторов, осуществлявших сбор информации, и двух техников, в чьи задачи входило обслуживание камер, данные с которых переправлялись для дешифровки на АвБ Райт-Паттерсон (штат Огайо). Кроме того, на борту RC-135S находился персонал службы безопасности ВВС - переводчики, чьей задачей было следить за голосовой радиосвязью противника.

В октябре 1968 года с помощью БРЭО этого самолета были впервые получены фотографии, сделанные во время испытаний зарубежной МБР с разделяющейся боевой частью. В октябре 1969 года RC-135S при выполнении посадки на сырую ВВП не успел остановиться в пределах концевой полосы безопасности и потерпел аварию. Члены экипажа не пострадали, самолет же был признан не подлежащим восстановлению.

Стратегический разведывательный самолет RC-135S "Кобра Болл-2" предназначен для обнаружения пусков баллистических ракет, определения параметров их траектории и съемки сигнатур баллистических целей (в том числе боевых блоков при входе в атмосферу) при проведении летных испытаний. В этих целях машина оснащена двумя связанными между собой оптическими системами: RTOS (Real Time Optical System) и LATS (Large Aperture Tracking System). Основу первой, предназначенной для предварительного обнаружения пуска ракеты и ее полета на траектории (по факелу двигателя), составляют расположенные по обоим бортам высокочувствительные оптические камеры (по восемь обнаружительных и пять сопровождения) с широким полем обзора. Вторая система представляет собой установленный на поворотной турели следящий оптический телескоп с высокой разрешающей способностью и диаметром оптики 30,5 см. Его первоначальное наведение осуществляется по данным системы RT0S.

В дополнение к ним на обеих бортах самолета установлены решетки из шести инфракрасных камер системы MIRA (Medium-wave InfRared Array), суммарное поле обзора которых составляет 180° по азимуту с каждого борта. Данная аппаратура позволяет обнаруживать баллистические ракеты на дальности до 500 км с последующим расчетом их траектории и характеристик. Обзор оптоэлектронных систем осуществляется через выполненные из сапфирового стекла с высокими оптическими характеристиками окна фюзеляжа. При этом, несмотря на то что разведывательные системы обеспечивают обзор с каждого борта, машины сохраняют традиционную для предыдущих модификаций самолетов "Кобра Болл" окраску - черные безбликовые правые консоль крыла и капоты двигателей.

Для определения параметров траектории баллистических целей с повышенной точностью машина оснащена аппаратурой и программным обеспечением системы TAWS (Theater Air defence Warning System), позволяющей обрабатывать данные, полученные от бортовых средств, ИСЗ систем предупреждения о пусках ракет и инфракрасной разведки, с формированием на их основе трехмерной модели полета ракеты и расчетом точки падения боевых блоков. Кроме того, самолет оборудован радиоаппаратурой перехвата сигналов телеметрии и лазерным дальномером. Оперативная группа при выполнении типового задания состоит из 13 человек: по одному оператору систем RTOS, LATS и MIRA, два оператора систем перехвата телеметрии и др.

В среднесрочной перспективе в дополнение к оптоэлектронным системам машину предполагается оснастить всепогодной радиолокационной станцией с увеличенной дальностью обнаружения малоразмерных баллистических и аэродинамических целей независимо от состояния атмосферы (прозрачности воздуха), которая по аналогии с системой TAWS будет способна работать совместно с развернутыми РЛС дальнего обнаружения, например такими как "Кобра Дейн" и "Кобра Джуди".

Первоначально самолеты RC-135S были поставлены на АвБ Шемья и использовались для наблюдения за испытаниями БР вблизи п-ова Камчатка во взаимодействии с аппаратами "Кобра Дейн" (Defense against nuclear effects - защита от поражающих факторов ядерного взрыва) и "Кобра Джуди".

Сегодня на вооружении 55-го разведывательного крыла состоят три самолета RC-135S, два из которых - модифицированные в 1969 и 1983 годах ВТС С-135В и еще один - доработанный в конце 1990-х RC-135X.

После потери RC-135T, применявшегося для переучивания летчиков на модификацию RC-135S, в 1985 году в качестве учебно-тренировочного был оборудован самолет ЕС- 135В с переименованием его в TC-135S. В настоящее время он предназначен для изучения особенностей аэродинамики и освоения техники пилотирования RC-135S и не оснащен специальным оборудованием.

В начале 1970-х годов ввиду периодического вывода самолетов RC-135C, D и М из постоянной готовности для выполнения очередных доработок возникла ощутимая нехватка авиатехники для решения задач воздушной разведки. В связи с этим в 1971 году один ТЗС КС-135Т был переоборудован в вариант RC-135T "Ривет Дэнди" для ведения радиотехнической разведки, задачи на применение которого ставились в боевом приказе "Берниг Кэнди". В 1973 году разведоборудование с него было демонтировано (для установки на самолет KC-135R), но он сохранил характерные очертания своей носовой части, а также другие конструктивные особенности семейства RC-135 и поэтому использовался в качестве УТС для летных экипажей, а также для решения других задач в составе 376-го стратегического крыла (АвБ Кадена, о. Окинава), 305-го крыла (АвБ Гриссом, штат Индиана) и 6-го стратегического крыла (АвБ Айельсон, штат Аляска). В 1983 году на самолет были установлены новые двигатели TF33 (PW102) компании "Пратт энд Уитни" и выполнены другие усовершенствования, аналогичные предусмотренным в программе доработки ТЗС КС-135Е. В феврале 1985 года при заходе на посадку на аэродром Валдес самолет потерпел катастрофу, в которой погибли три члена экипажа.

Основным предназначением стратегического разведывательного самолета RC-135U "Комбат Сент" является ведение, согласно американской терминологии, "инструментальной радиотехнической разведки" в интересах совершенствования современных и создания новых радиоэлектронных систем. В связи с этим в дополнении к системе AEELS машина оснащена:

- модернизированной аппаратурой точного определения координат приоритетных целей в ручном режиме QRC-501 "Гап Филлер", созданной на базе приемника CS-2010 "Хок" системы "Кондор" (вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа) ;

- системой точного измерения характеристик излучения PPMS (Precision Power Measurement System), антенные решетки которой расположены в нижней носовой части фюзеляжа, хвостовой балке и в законцовках крыла;

- модернизированной станцией Р и РТР AN/APR-46A(V) (рабочий диапазон 0,25-18 ГГц, точность определения азимута на радиоизлучающий объект не хуже 5°, определения частоты повторения и длительности импульсов 100 кГц и 200 не соответственно), антенна которой расположена под обтекателем в нижней части фюзеляжа;

- разведывательной аппаратурой "Компас Эра" в составе тепловизионной, спектрографической и радиометрической систем.

Основу бортовой системы добывания, обработки и распределения полученных данных составляет автоматическая экспертная система EMM (Expert Mission Manager system), включающая обширную библиотеку данных известных координат и параметров радиоизлучающих целей. Она в реальном масштабе времени обеспечивает пополнение базы данных ранее неизвестной информацией, их уточнение, а также выдает рекомендации операторам по использованию бортовых систем, их частотному диапазону для достоверной обработки данных о неизвестных ранее целях.

Автоматизированные рабочие места (АРМ) оперативной группы (до 18 человек, включая 10 операторов радиотехнической разведки, а также сменный и обслуживающий персонал системы связи и передачи информации) аналогичны АРМ самолета "Ривет Джойнт".

Стратегические разведывательные самолеты RC-135Vu W"РиветДжойнт" (RC-135C и RC-135M соответственно), находящиеся в боевом составе ВВС США с конца 1970-х годов, предназначены для перехвата, записи и анализа радиопереговоров, вскрытия дислокации, состава, режимов работы и характеристик радиоэлектронных средств управления войсками, ПВО и авиации противника. При этом приоритетной задачей считается ведение радиоразведки.

Основу разведывательного оборудования машины в варианте Block 8 составляют подсистемы 85000 (радиоразведки) и 55000 (радиотехнической разведки), построенные по принципу открытой архитектуры, что позволяет в зависимости от поставленных задач производить быструю замену функциональных модулей.

Подсистема 85000 построена на базе аппаратуры многоканальной разведки в УКВ- и СВЧ-диапазонах (40-17 250 МГц) ES-182 MUCELS (Multiple Communications Emitter Location System), обеспечивающей перехват и пеленгование (лопастные антенны на нижней поверхности фюзеляжа и штыревые на законцовках крыла), запись, дешифрирование и анализ радиопереговоров противника, в том числе переговоров экипажей боевых самолетов между собой и с наземными КП на дальности до 900 км. В состав оперативной группы подсистемы входит не менее девяти криптологов-лингвистов.

Подсистема 55000 автоматического определения местоположения радиоизлучающих объектов (AEELS - Automatic Electronic Emitter Location System), интерферометрические антенные решетки которой расположены по бортам в носовой части фюзеляжа, выполнена на базе станции ES400. Она обеспечивает одновременное обнаружение, распознавание и предварительное определение местоположения нескольких наиболее приоритетных излучающих объектов на дальности до 500 км в зоне обзора 120° с каждого борта с точностью по азимуту не хуже 0,01° и своих координат с точностью после 30 ч полета не хуже 9 м. Точное определение координат приоритетных целей осуществляется в ручном режиме разведывательным приемником CS-2010 "Хок" (зона обзора 360°, вращающаяся антенна расположена под обтекателем в задней нижней части фюзеляжа).

Обработка полученных данных производится на 16 АРМ (расположены по правому борту), интегрированных в единую сеть волоконно-оптической шиной обмена данными с пропускной способностью 1 Гбит/с и оснащенных цветными многофункциональными мониторами (размер по диагонали 48 см). Такое построение АРМ присуще всем типам машин RC-135; отличие состоит только в количестве и назначении рабочих мест. В зависимости отрешаемых задач и полетного задания (запланированной продолжительности полета) экипаж может включать до 29 человек (из них пять членов летного экипажа: три летчика, с учетом запасного, и два штурмана), а также оперативную группу со сменными специалистами и персоналом по техническому обслуживанию систем.

Самолет оснащен комплектом KB- и УКВ-радиостанций. Передача разведывательной информации потребителям, в том числе на фоне непрерывного ведения карты вскрытой радиолокационной обстановки, осуществляется через бортовые терминалы:

- Многодиапазонный терминал спутниковой связи семейства "Фаб-Т" (FAB-T -Family of Advanced Beyond line-of-sight -Terminals), обеспечивает многоканальный закрытый высокоскоростной (скорость: передачи данных до 45 Мбит/с, приема данных - до 274 Мбит/с) обмен мультимедийной информацией одновременно через несколько спутников. Может работать через существующие и находящиеся в разработке военные ИСЗ, прежде всего типов "Милстар", "Аехф", "Уфо" и "Вгс", ретрансляторы системы глобального вещания, а также некоторые коммерческие спутники связи.

- Терминал класса 2Н объединенной системы связи и распределения тактической информации "Джитидс" AN/URC-107 (V) 5 (рабочий диапазон частот 969-1215 МГц, дальность связи 550-930 км). Обеспечивает помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 238 кбит/с, а также решение задач навигации и опознавания. Поддерживает форматы сообщений систем передачи данных TADIL-A, -С и -J. Для защиты от преднамеренных помех и перехвата применяются режим быстрой программной перестройки рабочей частоты, сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (235, 500 и 950 Вт). Режим много станционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому из них работать параллельно в нескольких аналогичных сетях.

- Терминал тактической системы циркулярной передачи разведывательной информации "Тибс" (TIBS - Tactical Information Broadcast System) дает возможность в реальном масштабе времени передавать данные целеуказания и текущей тактической обстановке, а также команды боевого управления. Сообщения передаются в формате TADIL-J со скоростью до 19,2 кбит/с (например, распространяются срочные адресные сообщения, такие как подготовка или проведение атаки конкретного самолета истребителями либо ЗРК противника с указанием их типа и рекомендациями по противодействию).

Наличие данных терминалов наряду с возможностью определения координат радиоизлучающих целей интерферометрическим пеленгованием одного самолета позволяет вести высокоточную радиотехническую разведку с помощью аппаратуры NCCT (Network Centric Collaborative Targeting system) парой самолетов или с привлечением летательных аппаратов другого типа, в том числе ИСЗ радиотехнической разведки.

Как отмечают американские специалисты, одной из слабых сторон комплекса воздушной разведки RC-135V/W является ограниченность его связи с самолетом ДРЛО и управления Е-3, осуществляемой по каналу цифровой передачи данных в формате TADIL-A. По этой линии на RC-135 передается полученная радиолокационным способом символьно-графическая картина воздушной обстановки, формируемая операторами самолета Е-3, а обратно в близком к реальному масштабе времени информация возвращается в цифровой форме, дополненная маркерами распознавания и классификации воздушных целей по данным Р и РТР на фоне вскрытой системы ПВО противника.

С начала 1990-х годов эти два авиационных комплекса действуют, по существу, как единая система воздушной разведки. В связи с высокой интенсивностью обмена данными между двумя этими комплексами в состав рабочей группы самолета Е-3 планируется ввести второго оператора связи с самолетами RC-135V и W.

Единственный самолет в варианте RC-135X "Кобра Ай" был модернизирован из самолета с телеметрической аппаратурой С-135В во второй половине 1980-х для слежения за МБР на конечном участке траектории. В 1993 году он был перепрофилирован как дополнительный RC-135S.

В марте 2011 года ввиду роста расходов на содержание разведывательных самолетов "Нимрод" R1 и отчислений на их модернизацию в рамках проекта "Helix", началась процедура списания данной авиатехники из состава ВВС Великобритании с последующей ее утилизацией.

Рассматривается возможность переоборудования в интересах ВВС Великобритании в вариант "Ривет Джойнт" трех транспортно-заправочных самолетов KC-135R "Стратотанкер" ВВС США. Этими машинами на лизинговой основе предполагается заменить самолеты Р и РТР "Нимрод" R1. Данные работы оцениваются в 1 млрд долларов. В начале 2011 года на АвБ Оффут личный состав 51-й эскадрильи ВВС Великобритании приступил к переучиванию на новые ЛА. Предполагаемый срок поставок 2014-2018 годы, а до того времени потребности в данных воздушной разведки ВВС Великобритании намерены покрывать при сотрудничестве с 343 раз ВВС США.

Несмотря на значительный срок эксплуатации (в среднем более 40 лет), эти машины планируется сохранить на вооружении до 2025 года с возможным продлением сроков их эксплуатации до 2030-2040-х годов. В ходе проведенной в последнее десятилетие последовательной модернизации самолеты максимально унифицированы по силовой установке, основному пилотажно-навигационному, части специального бортового радиоэлектронного оборудования, автоматизированным рабочим местам оперативной группы и другим системам, но сохраняют прежние обозначения и наименования.

Так, вместо устаревших двухконтурных турбореактивных двигателей TF33-P-7 или TF33-P-9 (с системой реверса тяги, самолет RC-135W) разработки 1950-х годов машины всех типов оснащены современными, более мощными и экономичными двигателями CFM56-2B1 фирмы "CFM интернэшнл" (обозначение в ВВС США - F108-CF-101) с максимальной тягой 97,9 кН. Это позволило увеличить практический потолок на 1 500 м (до 16 500 м) и, соответственно, высоту ведения разведки и на 4 ч продолжительность полета без дозаправки в воздухе, а также сократить потребную длину взлетно-посадочной полосы до 2 500 м. Наряду с этим доработана топливная система, усилены силовые элементы крыла и стоек шасси, заменены тормоза колес более энергоемкими, выполненными из композиционных материалов.

Устаревшее пилотажно-навигационное оборудование заменено современным (аналогично программе ВВС США Pacer CRAG - Compass, Radar And GPS по модернизации БРЭО стратегических транспортно-заправочных самолетов KC-135R "Стратотанкер"). На самолете установлены: новая PJlC разведки погоды и решения навигационных задач AN/APR-242, система управления полетом и облета препятствий FMS-800, астроинерциальная навигационная система LN-120G с коррекцией по данным КРНС "Навстар", аппаратура глобальных систем навигации и управления воздушным движением GATM/GANS (Traffic Management/Global Air Navigation Systems), цветные многофункциональные индикаторы FDS-225 в кабине экипажа.

Как отмечается в зарубежных СМИ, дальнейшее совершенствование бортового оборудования самолетов RC-135 всех модификаций планируется осуществлять с периодичностью 18-20 месяцев. Предполагается в первую очередь замена бортовых процессоров наиболее современными коммерчески доступными, с повышенным быстродействием и оперативной памятью, их программного обеспечения, а также расширение возможностей разведывательного оборудования, прежде всего обеспечения кругового обзора, при одновременном снижении его массы и стоимости эксплуатации.

Таким образом, командование ВВС США, несмотря на оснащение частей и соединений современными стратегическими и многоцелевыми разведывательными дистанционно управляемыми летательными аппаратами, предпринимает меры по наращиванию возможностей стратегических разведывательных самолетов. При этом главными достоинствами данных машин до сих пор остаются широкий круг решаемых задач и высокая гибкость боевого применения.

Зарубежное военное обозрение №3, 2012, С.70-76

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (13.05.2012) | Автор: Полковник О. Пиунов
Просмотров: 50768 | Теги: Р. Щербинин, разведка, RC-135, О. Пиунов | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
avatar