search
menu
person

NEWS AND UDATES


Боевые вертолёты в операции Iraqi Freedom

Боевые вертолёты в операции Iraqi Freedom

Михаил Никольский

«Супер Кобры»

В операции Iraqi Freedom (2003) принимала участие вооруженная вертолетами AH-1W Super Cobra эскадрилья HML/A-269 (Rein)* [от англ. Reinforced – усиленная]. В мирное время эскадрилья, базировавшаяся в Нью-Ривере, шт. Северная Каролина, приставки Rein не имела и входила в состав 29-й авиационной группы морской пехоты (Marine Air Group 29, MAG-29) 2-го авиакрыла морской пехоты (2nd Marine Air Wing, 2 MAW). В октябре 2002 г. командир эскадрильи полковник Джеффри Хьюлетт получил приказ готовить свою часть к ведению боевых действий на территории Ирака. Эскадрилья была расширена, теперь в ней насчитывалось 18 боевых вертолетов AH-1W и девять транспортно-разведывательных UH-1N. 13–14 января 2003 г. эскадрилья загрузилось на десантные корабли «Сайпан» и «Поуп»: на вертолетоносцы перелетели 11 «Кобр» и девять «Хью-Кобр».

18 января корабли в составе боевой группы «Восток» (Task Force «East») взяли курс на Персидский залив. На переходе, особенно в «узких» местах – Гибралтар, Суэцкий канал, Ормузский пролив, на палубах десантных кораблей в готовности №1 дежурили «Кобры» с подвешенным вооружением, так как существовала вероятность внезапного нападения «террористов». После прибытия на место все «Кобры» находились на «Сайпане». 14 февраля 2003 г. эскадрилья в составе MAG-29 была подчинена командованию 3-го авиакрыла морской пехоты. Всего же перед началом «освобождения» Ирака в Кувейте было сосредоточено 54 AH-1W корпуса морской пехоты – три усиленных вертолетных эскадрильи 29-й и 39-й авиагрупп.

18 марта эскадрилья HML/A-269 перебазировалась на тактическую площадку Койот, расположенную всего в 35 км от границы с Ираком. Здесь вертолетчики впервые столкнулись с войной, пока воочию. Американцы наблюдали ракету, которую ветераны освободительного похода на Багдад идентифицировали как Scud. Причем, по свидетельству очевидцев, Scud «прошел аккурат над головами».

Перед личным составом эскадрильи поставили мерную боевую задачу: нанести удар по укрепленным позициям иракской армии в районе высоты Сафван и прикрывать десант морской пехоты па вертолетах CH-46. Рейд планировался па вечер 20 марта, однако по состоялся, так как после налета двух десятков истребителей-бомбардировщиков F/A-18 весь район высоты закрыло плотное облако песка и дыма. Только спустя девять часов высадка десанта оказалась возможной по условиям видимости. Колонну «Синайтов» прикрывала четверка «Супер Кобр».

В ночь с 20 на 21 марта один из AH-1W сопровождения впервые в боевых условиях произвела пуск ПТУР AGM-114N с термобарической головной частью – новейшего варианта хорошо известной ракеты «Хеллфайр». На вооружение эскадрильи НМL/A-269 эти ракеты попали исключительно благодаря личным связям командира. Полковник Хьюлетт был в числе немногих, посвященных в тайну существовании оружия, мягко говоря, не совсем гуманного. Прежде чем принять эскадрилью, полковник занимал важный пост в отделе вооружений штаба авиации корпуса морской пехоты и принимал непосредственное участие в разработке и испытаниях ракеты. Термобарическая головная часть, боеприпас объемного взрыва, была разработана специально для применения в урбанизированной местности. Обычный «Хеллфайр» нередко прошивал здание насквозь, не причиняя вреда укрывшимся в нем «террористам». Ракета AGM-114N не была сертифицирована для применения в строевых частях, и командование ВМС США не отправляло ракеты данного типа на театр боевых действий. Однако на месте морской пехоте после вмешательства министра обороны США лично удалось получить несколько ракет у ВВС, которые уже провели сертификацию.

Ракеты планировалось использовать в Багдаде, а пуск термобарического «Хеллфайра» по укреплению на высоте Сафван был своего рода испытанием. Испытание прошло успешно, и ракета получила у вертолетчиков прозвище «убийца зданий». Всего за период активных боевых действий в Ираке с вертолетов AH-1W Super Cobra было выпущено от 10 до 15 ракет AGM-114N, в том числе по Багдаду. Пилот «Кобры» из эскадрильи HML/A-257 вспоминал: «В здании засел снайпер. То здание было очень большим. Мы выстрелили, и здания не стало».

Три американские бронетанковые группировки рванулись на просторы Ирака 21 марта. Вдоль шоссе №8 (Западный маршрут) удар наносила 3-я пехотная дивизия армии США. 7-я и 8-я дивизии морской пехоты двигались в центре, восточнее (вдоль шоссе №7) – 1-я дивизия морской пехоты. Экспедиционное крыло авиации морской пехоты базировалось в Джалибахе, база получила известность как «Риверфронт». Полковник Хьюлетт получил приказ прикрывать с воздуха движение колонн в направлении нефтяного месторождения Рамалах. В первый «официальный» день войны «Супер Кобры» эскадрильи HML/A-269 выполнили 321 боевой вылет, вертолеты UH-1N – 21. Поначалу вертолетчикам (и не только вертолетчикам) предлагалось избегать уничтожения боевой техники противника, так как она пригодилась бы армии «Свободного Ирака». Самоуверенность янки порой поражает... «...Плохая идея не уничтожать материальное имущество, особенно если пролетаешь сквозь трассы ЗПУ. Через три или четыре дня мы стали уничтожать все, что попадалось на глаза!», – вспоминал полковник Хьюлетт. Остается посочувствовать американцам: у них в армии и в корпусе морской пехоты нет прапорщиков! Эти ребята материальные ценности точно бы сохранили, правда, для себя.

Если пехота армии США в первые шесть часов почти не встречала сопротивления, то морпехи продвигались вперед с боями, порой ожесточенными. 22 марта эскадрилья HML/A-257 выделила звено для поддержки британцев, штурмовавших аэропорт Басры. За второй день войны «Супер Кобры» эскадрильи выполнили 91 боевой вылет.

На третий день морская пехота вышла к Аль-Насирии. Город, расположенный между двумя реками, являлся ключевым пунктом при движении на север. Критическим условием марш-броска на север являлся захват мостов. Иракцы здесь дрались отчаянно. «Супер Кобры» эскадрильи за день выполнили 138 боевых вылетов, восемь вертолетов получили повреждения от огня средств ПВО. 23 марта стал черным днем морской пехоты: по своим «удачно» отбомбился штурмовик А-10А, результат – 23 человека убиты и ранены.

В этот день «Супер Кобра» в очередной раз продемонстрировала свою надежность. Один из вертолетов получил прямое попадание 37-мм снаряда в лопасть несущего винта, но экипаж продолжал выполнять боевые задания еще в течение четырех часов! То есть машину даже не сняли с полетов.

Из-за песчаной бури 24 и 25 марта вертолеты не летали. Зато 27 марта морская пехота США впервые с начала войны южнее Багдада встретилась лицом к лицу с элитой армии Саддама – Республиканской Гвардией. Боевые вылеты выполнялись круглосуточно. Днем, с 6 ч 30 мин до 18 ч 30 мин, действовали четыре пары «Супер Кобр», ночью летали три пары. Отдельные вертолеты эксплуатировались в течение 48 ч практически непрерывно, с остановками только для дозаправки топливом и пополнения боекомплекта. В темное время суток полеты выполнялись в очках ночного видения. Экипажи вертолетов держались только на слабых наркотиках (дексадрин, ресторилл), которые им выдавались официально. «Дозы в 5 миллиграммов вполне хватило, обычно мы ограничившись тремя таблетками в сутки». Экипажи действовали в режиме «двое суток полетов, сутки отдыха». Обычное дело, когда пилоты и стрелки не спали 24 ч подряд. Перерыв на отдых был предусмотрен, но многие не могли уснуть из-за жары и перенапряжения.

Неожиданно у «Супер Кобры» выявился очень серьезный конструктивный недостаток – тесновата машина оказалась. В Ираке все летчики и стрелки в обязательном порядке летали в бронежилетах, с планшетами, противогазами, флягами с водой, НАЗом, футлярами с очками ночного видения... «После того как я занимал место в кабине, между бронежилетом и бортом фюзеляжа с трудом можно было засунуть лист бумаги». Теперь понятно, почему в США набирает темпы борьба с избыточным весом!

К апрелю морская пехота достигла Аль-Кута, где ожидалось сражение с частями Республиканской Гвардии. Однако американцы не встретили противодействия. За три дня «Кобры» 269-й эскадрильи выполнили всего 146 боевых вылетов. Зато 4 апреля части 1-й дивизии морской пехоты неожиданно наткнулись на ожесточенное сопротивление бойцов иракского ополчения. В этот день только «Супер Кобры» 269-й эскадрильи совершили 101 боевой вылет, причем восемь вертолетов получили повреждения. В других эскадрильях «Супер Кобр» дела были еще хуже: две машины выполнили вынужденные посадки, а «Кобра» из 267-й эскадрильи была сбита, экипаж погиб.

Битва за Багдад продолжалась четыре дня, с 8 по 12 апреля. С первых часов сражения американскому командованию стало ясно, что «Багдад – это отнюдь не второй Сталинград». Авиацию морской пехоты еще до окончания боев в Багдаде перенацелили на поддержку войск, наступавших на Тикрит, родной город Саддама Хусейна. Тикрит был взят почти без боя 13 апреля. Напряжение боев постепенно спадало. За две недели после 11 апреля «Супер Кобры» эскадрильи HML/A-269 выполнили 258 боевых вылетов.

Один из последних за войну боевых вылетов был выполнен по складу боеприпасов южнее Тикрита, где хранилось несколько сотен иракских ракет ЗРК «Роланд». Семь «Супер Кобр» из 269-й эскадрильи выпустили по складу порядка 100 неуправляемых ракет. Высота взрыва достигла 5 км.

С 20 апреля вертолеты «Супер Кобра» постепенно начали сосредотачивать на десантном корабле «Сайпан». До 15 мая экипажи «Кобр» выполняли патрульные полеты над Ираком, а 29 мая первые «Кобры» 269-й эскадрильи сели на борт корабля «Кирсардж». Как думал личный состав эскадрильи, теперь их повезут домой, в Штаты. Однако «по дороге» «Кирсардж» завернул в Либерию, где разгорелась Гражданская война. В Штаты эскадрилья попала лишь в июле.

За период операции Iraqi Freedom вертолеты AH-1W эскадрильи HML/A-2G9 израсходовали 334 УР «Хеллфайр», 345 ПТУР «ТОУ», 55.665 неуправляемых ракет калибра 2,75 дюйма и 64.106 снарядов к 20-мм пушкам. Было поражено 697 целей, в том числе 47 танков Т-55, девять Т-62, 34 Т-72, 77 бронетранспортеров, 112 ствольных зенитных установок. 25 ракетных позиций, 82 артиллерийских орудия. 156 автомобилей. Экипажи «Кобр» обнаружили на иракских аэродромах минимум четыре истребителя МиГ-29, но им не разрешили уничтожить самолеты. С 20 марта по 13 мая «Супер Кобры» эскадрильи налетали в боевых условиях 1.957 ч. Средний налет на вертолеты в сутки составил 36 ч (на все вертолеты эскадрильи, не на один). Боеготовность материальной части поддерживалась на уровне 80%. Низкую надежность продемонстрировали вертолетные пушки – отказывали примерно в 35% случаев.

Из 54 «Супер Кобр» корпуса морской пехоты США, принимавших участие в операции «Свободу Ираку». 44 вертолета получили боевые повреждения, две машины были сбиты. В целом в «Кобры» противник попадал гораздо реже, чем в «Апачи». Ничего похожего на фиаско ночи с 23 па 24 марта, когда 31 из 32 принимавших участие в операции «Апачей» получил повреждения, с «Кобрами» не произошло. Во многом успехи «Кобр» объясняются грамотной тактикой боевого применения. Пилот «Супер Кобры» вспоминал: «Мы не были в Ираке, мы носились над ним!» Полковник Хьюлетт строго инструктировал подчиненных: «Ни при каких обстоятельствах не использовать режим висения. Держать скорость не менее 60 миль в час (108 км/ч), а лучше – больше. Атаки по одной цели выполнить каждый раз с нового направления». Результат следования инструктажу полковника великолепен: десять вертолетов эскадрильи получили боевые повреждения всего в 15 случаях и ни разу не прервали выполнения боевых заданий. Ни один вертолет из HML/A-259 не был сбит. При случае нилоты «Супер Кобр» не упускали возможности показать коллегам с «Апачей» выставленный средний палец!

«Апачи»

 

В операции Iraqi Freedom впервые массированно использовались боевые вертолеты Боинг AH-64D «Апач Лонгбоу». На театре военных действий было сосредоточено порядка 140 «Апачей» модификаций А и D.

Первый случай боевого применения AH-64D «Апач Лонгбоу» имел место уже в первые часы проведения операции, когда вертолеты подразделения 1-3 3-й пехотной (механизированной) дивизии армии США нанесли удар но иракскому наблюдательному пункту недалеко от границы с Кувейтом. По цели были выпущены ПТУР AGM-114L c радиолокационным наведением и AGM-114K с лазерным наведением.

Перед рассветом 24 марта 2003 г. в районе Насирии ракетой AGM-114L был уничтожен Т-54 – первый танк, пораженный ракетой данного типа в боевых условиях. Этот день ознаменовался массированным рейдом боевых вертолетов армии США в глубь Ирака: 34 «Апача Лонгбоу» из 11-го авиационного полка и вертолеты роты «С» батальона 1-227 1-й кавалерийской дивизии нанесли удар по позициям дивизии «Медина» Республиканской Гвардии Ирака между городами Хилла и Кербела. Планом боевого вылета не предусматривалась координация действий вертолетов с артиллерией или авиацией. По выражению западного обозревателя, налет представлял собой «только Апач-шоу».

Представители армии США отмечали у иракцев эффективную координацию действий традиционных средств обнаружения и поражения воздушных целей. Иракские наблюдатели визуально обнаружили приближение боевых вертолетов и смогли сообщить информацию на командный пункт по телефону. Сигналом на открытие огня ствольными системами ПВО стало прекращение подачи электроэнергии гражданским объектам. Командир V американского корпуса генерал-лейтенанта Уильям Уоллэс (William Wallace) вспоминал: «Весь город, все прилегающие к нему окрестности погрузились во тьму... К нашим боевым вертолетам потянулись трассы ... Огонь с земли был очень интенсивным».

Иракская бронетехника была рассредоточена и хорошо замаскирована. По этой причине боевые вертолеты смогли поразить ракетами четыре или пять танков, а также несколько других единиц бронетанковой техники. Часть AH-64D вернулись на базу с неизрасходованным боекомплектом. По словам генерал-лейтенанта Уоллэса, поставленную задачу выполнить не удалось. В этом рейде получили повреждения 27 вертолетов «Апач Лонгбоу». В каждом из них имелось не менее шести пробоин от снарядов и осколков снарядов калибра 23 мм и выше (в ряде западных источников приводятся данные о 15–20 попаданиях в среднем). На одном «Апаче» гранатой, выпущенной из РПГ-7. был разбит двигатель, но экипаж сумел дотянуть на одном моторе до северных районов Кувейта. 11 из 27 поврежденные вертолетов удалось вернуть в строй в течение четырех дней, ремонт остальных машин потребовал более длительного времени.

«Апач Лонгбоу» с серийным номером 99-5135 24 марта был сбит. Вообще история с этой машиной – чистой воды детектив. Телевизионная картинка размахивающего древней винтовкой федаина на фоне невредимого боевого вертолета обошла весь мир. Иракцы утверждали, что якобы сей достойный мусульманин, Али Обейд Менгаш, сбил «Апач» из дедовского самопала. Генерал Томми Франкс заявил, что «происшествие не является следствием действий фермера». Видимых повреждений машина не имеет. Как бы то ни было, но новейший вертолет попал в руки противника, экипаж «Апача» попал в плен.

На следующий день американцы организовали настоящую воздушно-наземную операцию по уничтожению AH-64D с серийным номером 99-5135. Отработать по цели авиации помешала облачность и пыльные бури (по другой информации, удар по «Апачу» бомбами с лазерным наведением все-таки был нанесен самолетами F-14D, но успеха не имел), а обстрел места приземления дальнобойной артиллерией и реактивными системами залпового огня запоздал: иракцы отбуксировали трофей грузовиком. Через двое суток замаскированный вертолет бил обнаружен группой американского спецназа недалеко от багдадского международного аэропорта «Саддам». Американский спецназ смог вызвать авиацию и выдать целеуказание управляемым средствам поражения. Утверждается, что по крайней мере одна корректируемая бомба попала в цель. Тем не менее окончательная точка в этой странной истории с первым потерянным в Ираке вертолетом «Апач Лонгбоу» пока не поставлена.

«Апач Лонгбоу» из 1-го батальона 3-ю авиационного полка 3-й пехотной дивизии пропал над Ираком 25 марта. «Пропажу» американцы списали на песчаную бурю. Из-за плохих погодных условий даже не проводилась поисково-спасательная операция.

Следствием неудачного боевого вылета 24 марта стало изменение тактики боевого применения вертолетов AH-64D в Ираке. Вместо глубоких рейдов перед экипажами стали ставить задачи «вооруженной разведки» и непосредственной поддержки наземных поиск. Вертолеты действовали в основном в светлое время суток. Официально считается, что изменение тактики боевого применения AH-64D объясняется высокой «дисперсией» иракской бронетехники, а не провальной неудачей в первом глубоком рейде. Кроме того, американцы столкнулись с проблемой организации снабжения горючим и боеприпасами боевых вертолетов, развернутых па передовых полевых площадках. Сложности снабжения особенно остро проявлялись в ходе организации боевых вылетов большого количества вертолетов одновременно. Обеспечить всем необходимым мелкие группы AH-64D оказалось намного проще, в результате они могли действовать круглосуточно. Затруднения в снабжении отчасти вызваны нехваткой транспортных вертолетов Боинг СН-47 «Чинук». Два дня, 27 и 28 марта, шли бои за город Эс-Самава, в котором находился стратегически важный мост через Евфрат. Город обороняли милицейские формирования федаинов. «Апачи» работали здесь в тесном взаимодействии с американскими и британскими механизированными частями и артиллерией. 28 марта на другом участке фронта, севернее Кербелы, боевые повреждения получили два AH-64D из 101-й воздушно-десантной дивизии. Обе машины совершили вынужденные посадки в расположении своих войск. Вертолеты, как и 24 марта, наносили удар по позициям дивизии «Медина». Помимо вертолетов в тот день но Республиканской Гвардии Ирака работали самолеты ВВС и палубной авиации ВМС США, а также британские «Харриеры». Причины вынужденной посадки «Апачей» не совсем ясны: в одних источниках творится о боевых повреждениях, другие сообщают совершенно иные сведения. Наиболее достоверную информацию обычно даст британский журнал Air Force Monthly. Согласно этому изданию, обе машины принадлежали 2-му батальону 101-й дивизии. Первый «Апач Лонгбоу» (эта машина не имела РЛС «Лонгбоу») из-за ошибки летчика рухнул на землю с небольшой высоты при взлете с передового пункта базирования. Падая, вертолет зацепил несущим винтом стоявший на земле «Блэк Хок». Второй AH-64D неудачно приземлился после боевого вылета, посадка производилась в темноте в условиях песчаной бури. Оба «Апача Лонгбоу» списали. Еще два AH-64D 101-й воздушно-десантной дивизии получили боевые повреждения 30 марта. Восьмерка «Апачей» атаковала иракские пушки в районе города Хилла. Вертолеты попали пол сильный обстрел с земли, огонь велся из всех видов оружия – от автоматов Калашникова до зенитных орудий калибра 57 мм включительно. Обе поврежденные машины вернулись на базу, где их в короткий срок отремонтировали. Летчик одного из вертолетов получил ранение.

Очередной инцидент при посадке с AH-64D произошел 31 марта южнее Багдада опять в условиях плохой видимости. Из-за ошибки летчика «Апач» завалился на бок и обломал все лопасти несущего винта. Вертолет принадлежал 1-му батальону 3-го авиационного полка 3-й пехотной дивизии. Несколько «Апачей» из птогоже батальона 31 марта получили повреждения от огня стрелкового оружия при атаке иракских войск в районе Наджафа.

2 апреля AH-64D из 101-й дивизии нанесли удар по батальону мотопехоты из дивизии «Медина» с приданной ему танковой ротой и артиллерией. По данным генерал-майора Петреуса, иракская танковая рота перестала существовать, также были уничтожены две гаубицы Д-30, несколько ствольных зенитных установок и значительное количество пехоты. Другие подразделения дивизии «Медина» неоднократно подвергались комбинированным ударам штурмовиков A-10A и боевых вертолетов «Апач Лонгбоу».

Глубокие рейды боевых вертолетов проводились и после неудачи 24 марта. Действия вертолетов часто координировались с действиями штурмовиков A-10A, а также с самолетами JSTARS, AWACS и ЕА-6. Тактика взаимодействия боевых вертолетов с самолетами различного назначения отрабатывалась на учениях в США и Кувейте. Непосредственно перед началом операции по «освобождению» Ирака AH-64D отрабатывали совместные действия с самолетами «Торнадо» ВВС Великобритании. Экипажи вертолетов подсвечивали цели лазером для экипажей самолетов и наоборот. Вывод о необходимости в подобных учениях был сделан после неудачного использования боевой группы «Хок», имевшей в своем составе вертолеты АН-64А, в Косово в 1999 г. (см. «Вертолеты в Косово»)

В боевых действиях на территории Ирака принимало участие девять батальонов боевых вертолетов, в том числе три батальона AH-64D и один батальон АН-64А из 101-й воздушно-штурмовой дивизии, один батальон AH-64D из 3-й пехотной дивизии. Вертолеты «Апач» четырех батальонов 101-й дивизии уничтожили 866 целей, вертолеты батальона 3-й дивизии – примерно 200 целей.

Один вертолет AH-64D был сбит в районе Тикрита 12 июня уже после официального завершения операции Iraqi Freedom. Члены экипажа были спасены, но в ходе проведения поисково-спасательной операции боевые повреждения получили еще два «Апача».

В целом действия боевых вертолетов «Апач Лонгбоу» в Ираке можно расценивать как успешные. Особенно следует отметить отлаженную координацию разнородных средств поражения: боевых вертолетов, самолетов, артиллерии, реактивных систем залпового огня, танков и средств разведки. Вертолеты продемонстрировали, что умеют воевать в составе «единой цифровой команды». Последняя война в Ираке покапала, что «диджитализация» поля боя отнюдь не является мифом. Вместе с тем, в который раз проявились недостатки вертолета. Некогда «круглосуточным» вертолетом объявлялся АН-64А. В войне с Ираком 1991 г. «просто «Апачи» не смогли уверенно действовать ночью, используя только системы TADS/PNVS, а в 1999 г. в Косово эти вертолеты (после двух летных происшествий в тренировочных полетах) американцы просто не решились использовать в боевых условиях. Причем «косовский урок» вызвал появление нелицеприятного для вертолета «Апач» доклада специальной комиссии. Среди прочего критике подверглись и ночные системы вертолета. В настоящее время «истинно круглосуточным» считается вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу».

Как видно из вышеизложенных фактов, реклама несколько преувеличила достоинства вертолета. AH-64D в настоящее время является наиболее приспособленным к ведению боевых действий ночью из всех состоящих на вооружении боевых вертолетов, но даже его в реальных боевых действиях старались применять в светлое время суток. Вопрос «диджитализации» поля боя во многом уже решен, причем решен положительно, а вот вопрос «круглосуточности» использования боевых вертолетов остается открытым.

Врожденный порок «Апача» – уязвимость к огню стрелкового оружия. Вертолет создавался в разгар Холодной войны в качестве средства борьбы с танковыми армадами армий стран Варшавского Договора. Предполагаемая тактика боевого применения «Апача» против танка делала ненужной наличие серьезной бронезащиты, не очень большое внимание уделялось и маневренности вертолета. Холодная война закончилась, и сегодня «Апачи» используются совершенно иначе, чем предполагалось на стадии разработки. Потери вертолетов в Афганистане и Ираке вызвали очередную волну критики, мишенью которой стали как раз слабая защищенность и недостаточная маневренность, т.е. те качества, которые являются определяющими для выживаемости вертолета, вынужденного действовать в условиях активного противодействия средств ПВО противника. В ближайшей перспективе США не получат вертолета, сравнимого по степени защищенности хотя бы с Ми-24, но, вероятно, будут предприняты попытки улучшить защищенность «Апачей». Вопрос в том, каким образом улучшить защищенность. Появление дополнительной брони на AH-64D возможно только в случае одновременной установки более мощных двигателей. С имеющимися движками вертолет уже не удовлетворяет требованиям армии США в отношении скороподъемности.

журнал «Техника и вооружение» № 4, 5 / 2007 г.

Смотрите также
Категория: Ирак 2003- | Добавил: pentagonus (13.01.2011) | Автор: Михаил Никольский
Просмотров: 7041 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar