search
menu
person

NEWS AND UDATES


F-105 не оправдал надежд Пентагона
HTML clipboard

F-105 не оправдал надежд Пентагона

Подполковник В. Дубров

По свидетельству американской прессы, 80% боевой нагрузки во Вьетнаме несут летчики, летающие на самолетах В-52, F-4 и F-105. О применении первых двух уже рассказывалось на страницах журнала. В этой статье речь пойдет об истребителе-бомбардировщике F-105, совершающем пиратские налеты на мирные города и села ДРВ.

В 1965 году американский журнал «Эр форс» писал: «С момента сосредоточения американских войск в Южном Вьетнаме в августе 1964 года туда стали прибывать самолеты и новое авиационное оборудование. В ноябре поршневой истребитель А-1 начал привлекаться для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Но опыт карательных операций показывал, что «реакция» устаревшего А-1 была слишком замедленной, и он не успевал своевременно выйти на цель по запросу передовых отрядов. Поэтому в дело были введены сначала реактивные истребители F-100, а затем и современные истребители-бомбардировщики «Тандерчиф» F-105. Однако уже по результатам первых полетов F-105 на поддержку войск было сделано заключение, что его большая скорость и современное оборудование «не могут принести большой пользы в данных условиях».

Отряды партизан скрывались в джунглях и постоянно маневрировали. Потребности в использовании радиолокационного прицела, позволяющего вести бомбометание по контрастно невидимой цели, не возникало. Визуально отыскивать хорошо замаскированные объекты даже на минимально допустимой скорости было трудно. Находившаяся долгое время в стадии разрешения проблема наведения F-105 с помощью авиационных наводчиков так и не получила решения. Журнал «Нью рипаблик» писал, что «передовые отряды войск США часто слышали над головой только гул реактивного бомбардировщика, летевшего сбрасывать бомбы вслепую по невидимой им цели».

В вышедшей в США в феврале 1965 года официальной книге по вопросам Вьетнама сообщалось: «Применение реактивных самолетов в Южном Вьетнаме не дало достаточной эффективности. Поток грузов и людей с севера не прекращается В связи с этим нанесены первые удары по некоторым военным пунктам и базам снабжения Северного Вьетнама».

Совершенный 2 марта 1965 г. налет на район Ксом Банг Демократической Республики Вьетнам был четвертым по счету, но первым крупным, в котором участвовали F-105. Журнал «'Авиэйшн уцк» так характеризовал его результаты: «Смешанные авиационные соединения, в состав которых входило около 125 самолетов (бомбардировщиков В-57, истребителей F-100 и истребителей-бомбардировщиков F-105), сбросили 1200 тонн бомб на площадь 800 х 1200 м. Огнем зенитной артиллерии, охранявшей объект, было сбито пять машин (F-100 и F-105).

По свидетельству «Эр форс», в начавшихся после этого регулярных безжалостных бомбардировках Северного Вьетнама, основное место стал занимать самолет «Тандерчиф» F-105.

Эффективность его находилась в центре внимания военных специалистов США. Появилась надежда, что в новых условиях будет легче реализовать боевые возможности этого самолета. Имеющий большую бомбовую нагрузку, централь скорости — высоты и радиотехническую систему, связывающую радиолокатор с прицельным оборудованием, F-105 должен был обеспечить еще один шаг в эскалации преступной войны, тем более что в ненастную по. году F-105 мог не прекращать бомбардировок, используя свое оборудование.

В пиратских налетах на пункты ДРВ «тандерчифам» сначала оказывала сопротивление только обычная зенитная артиллерия. Основными тактическими приемами борьбы с ЗА являлись: полет по маршруту на высоте' 5000—7000 м, увеличение скорости при подходе к цели и выполнение скоротечной атаки со сбросом бомб с пикирования. Такой маневр в какой-то мере снижал эффективность средств ПВО, охранявших объект. Однако для прицельного сброса бомб скорость и высоту полета приходилось уменьшать и самолет после этого входил в разрешенные параметры стрельбы ЗА и попадал под ее огонь.

«С появлением в ПВО Северного Вьетнама зенитных управляемых ракет, — писала «Вашингтон пост», — тактику нанесения ударов пришлось менять. Американские летчики стали перед решением дилеммы: приближаться ли к объектам на малой высоте, чтобы уйти из-под удара зенитных ракет, рискуя в то же время стать удобной мишенью для обычных орудий, или же оставаться вне досягаемости ЗА, но зато стать уязвимыми для ЗУР».

Предпочтение было отдано малым высотам. Поднятый рекламой на большую высоту хваленый американский самолет был опущен вьетнамскими ЗУРами к земле. А на малой высоте затруднялось использование как радионавигационного оборудования, так и радиолокационного прицела. Пришлось прибегнуть к визуальным способам самолетовождения и поиска цели. «При хорошей маскировке стартовых площадок и постоянном' маневрировании целых ракетных комплексов дезорганизовалась и усложнилась работа пилотов в полете», — писал «Авиэйшн уик». В течение первых пяти месяцев налетов йа позиции ЗУР F-105 несколько раз атаковали ложные цели, а их действия в целом успеха не имели.

После ряда неудач, вызвавших оживленные отклики в американской печати, ВВС США стали разрабатывать новые средства и тактические приемы борьбы с зенитными ракетами и МИГами. Практическое применение нрвых способов показало, что оборудование F-105 не отвечает требованиям новой обстановки.

Была сделана попытка установить на самолет приспособление радиолокационного н.ведения, но от него вскоре отказались по причине ограничения дальности полета. F-105 действуют во Вьетнаме на большом удалении от своих аэродромов. Радиус действия с учетом дозаправки в воздухе достигает 650—700 км. В таком положении установка дополнительного оборудования на самолет за счет уменьшения запаса топлива была крайне нежелательна.

На помощь были вынуждены прийти другие самолеты, экипажи которых стали выдавать целеуказание пилотам «тандер-чифов» в районе боевых действий. Первым в роли самолета-наводчика использовался палубный штурмовик А-4, затем лидировать группы истребителей-бомбардировщиков стали разведчики ВВС RB-66, RF-101 и самолет ВМФ А-6.

Оценивая такие .способы наведения, «Авиэйшн уик» писал: «Опыт боевых действий во Вьетнаме показывает, что использование самолетов-наводчиков, имеющих специальное оборудование, является весьма ценным методом» особенно при полете самолетов со средствами поражения на малой высоте. Однако лидирование может осуществляться только до рубежа действия ракет «поверхность—воздух». Чтобы обнаруживать радиолокаторы, обеспечивающие наведение зенитных ракет и управление ЗА, а также создавать им радиопомехи, на самолетах тактической авиации должна устанавливаться аппаратура радиоразведки и помех». При отсутствии этих средств самолеты F-I05 вынуждены были применять тактику «внезапного появления», которая была рассчитана на скрытый подход к позиции ЗУР и выполнение атаки в минимальное время.

Впервые тактический прием с «внезапным появлением» был применен 17 октября 1965 года, когда звено F-105 «вышло на ракетную позицию по указанию с самолетов А-6 на минимальной высоте, сделало один заход на большой скорости с набором высоты перед целью и сбросило фугасные бомбы с пикирования. Такой маневр занял 1,5 минуты и обеспечил безопасность и неожиданность нападения» («Авиэйшн уик» 1966 г.).

Обычная загрузка F-105 при нанесении ударов по объектам ДРВ составляла шесть трехсотсорокакилограммовых бомб и два подвесных бака. Бомбы были основным оружием, применяемым по позициям ЗУР. НУРСы подвешивались реже, так как маневр для их пуска по наземным целям занимал больше времени. Самолеты F-105, действовавшие по ракетным позициям, УРС «Буллпап» не использовали, так как за тот продолжительный период, в течение которого летчик управляет выпущенным снарядом, он мог быть сбит зенитной ракетой.

Снаряды «Буллпап», управляемые по радио, применялись а основном для разрушения мостов. При этом самолет-носитель «Буллпап», как правило, обеспечивали несколько других самолетов, отвлекавших от него огонь ЗА во время наведения снаряда на цель.

Управляемый реактивный снаряд радиопротиводействия «Шрайк» применялся с самолета F-105F. «Авиэйшн уик» вынужден признать, что созданный специально для поражения РЛС снаряд оказался малоэффективным. Вьетнамские расчеты радиолокационных станций научились распо. знавать самолет-носитель «Шрайк» по его маневру и своевременно отводить лепесток или выключать станцию. Применение же «Шрайк» из-за пределов зоны поражения ракет «земля—воздух» положительных результатов не дало. Позиции ракет в Северном Вьетнаме защищаются огнем обычной зенитной артиллерии, и это сделало указанный способ также небезопасным.

Наличие на самолете пушки, установленной вдоль продольной оси самолета, оценивается специалистами как положительный фактор. «Авиэйшн уик» утверждает, что возможность атаковать подвижные цели—грузовики на дорогах, баржи на реках — с помощью пушечного вооружения повышает боевые возможности F-105.

Таким образом, из всех средств поражения, которые может использовать самолет, наибольшее распространение во Вьетнаме получили пушки и бомбы. «Для доставки этих средств к целям при использовании визуальных способов самолетовождения совсем не обязательны сверхзвуковые самолеты со сложным оборудованием», — таково мнение многих американских специалистов.

Выполнение заданий на малых высотах оказалось для летчиков F-105 не простым делом, хотя каждый Из них имел не менее 1000 часов налета. Из-за потерь опытного летного состава и слабой подготовки прибывающего пополнения ощущалась острая нехватка кадров, способных действовать на высотах 50—200 м. По свидетельству «Авиэйшн уик», трудности усугублялись возросшей эффективностью истребителей ВНА.

«Тандерчифы» летали на малой высоте и были полностью загружены бомбами. Необходимость нести Максимальное количество средств поражения сковывала маневр F-105 как в зоне огня средств ПВО, так и при уклонении от атак вьетнамских истребителей. Имея собственный взлетный вес 21 т и внешнюю подвеску, состоящую из шести бомб и двух топливных баков, было нелегко увернуться от более легкого МИГа, предназначенного для воздушного боя. Пока пилот F-105, пытаясь уклониться от атаки, беспорядочно бросал бомбы и разгонял скорость на форсаже, проходило время, достаточное вьетнамским летчикам для результативной атаки со стрельбой из пушек.

В марте 1966 года на симпозиуме по боевым действиям американских ВВС во Вьетнаме пилоты, участвовавшие в боях, докладывали, что северовьетнамские летчики хорошо используют внезапность, лучшую маневренность и пушечное вооружение. Подполковник X. Гэлион, совершивший во Вьетнаме 64 боевых вылета на F-105, говорил, что американские пилоты обеспокоены большой уязвимостью самолета на малой высоте и нужно было бы иметь на самолете больше брони, особенно для защиты приводов органов управления и топливопроводов.

Огонь МЗА, активность северовьетнамских истребителей на малой высоте, недостаток подготовленных летчиков и неважная, по признанию самих же американцев, маневренность самолета послужили причиной того, что в 1967 году «тандерчифы» увеличили высоту полета в районе боевых

действий. Пилоты считают, что на средней высоте, хотя и будет возможен вход в зону поражения ЗУР, представится возможность для более точного выхода на цель, свободного маневра и наблюдения за стартом ракет с земли.

Кроме того, как писала «Вашингтон пост» 4.867 г., были «разработаны новые электронные способы борьбы против средств ПВО. Соответствующие устройства установлены на всех самолетах военно-воздушных сил США, используемых для налетов на «особо опасные» объекты, обороняемые совместно зенитными ракетами и ствольной артиллерией. Летчик передает сигналы помех на наземную радиолокационную -станцию, чтобы запутать картину на ее экране. В результате орудие, управляемое при помощи радиолокатора, снижает свою эффективность». После установки на F-105 такой аппаратуры они стали летать под непосредственным прикрытием помех в плотных боевых порядках звеньев на высоте 2500—3000 м, стараясь выйти за верхний предел досягаемости МЗА. Для защиты от МИГов боевые порядки F-105 прикрывались сразу несколькими группами истребителей «Фантом» F-4C.

Благодаря новым средствам помех и тактическим маневрам американцы ожидали уменьшения потерь F-105 в воздухе. Однако результаты последующих пиратских вояжей в воздушное пространство ДРВ показали полную несбыточность надежд агрессоров. Защитники вьетнамского неба изыскали эффективные способы противодействия всем тактическим и техническим новшествам противника и не дали снизиться уровню потерь F-105.
Военные специалисты США, занимающиеся анализом боевых действий авиации во Вьетнаме, явно -выступают за новые самолеты специального назначения. Ссылаясь на недостаточную эффективность F-105, они указывают, что многоцелевой самолет в условиях ограниченной войны не применим. «Опыт этой войны показывает на необходимость создания простого по конструкции, легкого в эксплуатации, маневренного истребителя-бомбардировщика, способного взлетать с ВПП длиной 1500—1800 м» (для F-105 требуется ВПП длиной 2400 м). В достаточной степени, по их мнению, таким требованиям может отвечать самолет F-5A, проходящий сейчас испытания в Южном Вьетнаме, но при условии проведения на нем существенных доработок.

Журнал «Авиэйшн уик» писал 22 мая 1967 года: «В результате потерь в Юго-Восточной Азии весь парк ударных истребителей ВВС США F-105 будет уничтожен, если темпы развития войны сохранятся прежними или станут в ближайшие годы еще более интенсивными».

Авиация и космонавтика №5 1968 С.89-91

 

Смотрите также
Категория: Вьетнамская война 1965—1973 | Добавил: pentagonus (21.10.2009) | Автор: Подполковник В. Дубров
Просмотров: 2826 | Теги: Вьетнамская война, F-105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar