Финансирование разработок и производства ПТУРС в СШАПолковник А. Старков Милитаристские круги США, готовясь к ведению агрессивных войн, наряду с совершенствованием стратегических ядерных сил предпринимают активные меры по форсированному развитию сил общего назначения, н в частности сухопутных войск. В целях повышения боевых возможностей частей и соединений по борьбе с танками противника командование сухопутных войск США еще в конце 50-х годов приступило к активной разработке противотанковых управляемых реактивных снарядов (ПТУРС) второго поколения, оснащенных полуавтоматическими системами наведения. Указанные системы наведения позволили, как утверждает иностранная печать, в несколько раз повысить скорость и сократить время полета снаряда на предельную дальность до 5-7 с. Ко второму поколению ПТУРС, разработанных американскими специалистами, относятся "Шиллела" с инфракрасной системой наведения, "Тоу" и "Дракон", управляемые по проводам. Как свидетельствует зарубежная пресса, стрельбовые испытании и опыт боевого применения ПТУРС во Вьетнаме и на Ближнем Востоке выявили у них ряд недостатков. Очередным шагом в развитии этого противотанкового оружия, по оценке иностранных экспертов, явилось исследование возможности создания реактивных снарядов с полуактивной системой наведения, использующей подсветку цели лазерным лучом. Именно такая головка самонаведения разрабатывается в США для ПТУРС "Хеллфайр". По мнению американского командования, она будет обеспечивать поиск, выявление, захват и сопровождение целен практически в любых условиях ведения боевых действий. Суммарные расходы на разработку реактивных снарядов "Тоу"" "Дракон" и "Хеллфайр" в 1971/72-1977/78 финансовых годах составили 159,9 млн. долларов, а на приобретение ПТУРС "Шиллела", "Тоу", "Дракон" и подготовку технологической базы для их производства - 1,49 млрд. долларов. Общие же затраты по перечисленным статьям достигли 1,65 млрд. долларов (исключая стоимость пусковых установок ПТУРС "Тоу", монтируемых на вертолетах). По сведениям зарубежных обозревателей, в 1958 году министерство армии США приступило к разработке противотанкового управляемого реактивного снаряда "Шиллела". Программа его разработки и производства была рассчитана на 12 лет и оценивалась в 500 млн. долларов. Головной фирмой по реализации этой программы являлась фирма "Форд мотор" (г. Лоундейл, штат Калифорния). Субподрядные работы выполнялись компаниями "Амоко кемикл", "Норрис Термадор", "Рентеон мэньюфекчуринг" и Пикатинским государственным арсеналом боеприпасов (разработка двигателя снаряда). По оценке американских специалистов, министерство армии США израсходовало па разработку ПТУРС "Шиллела" в течение 1957/58-1963/64 финансовых годов около 100 млн. долларов. Это противотанковое средство первоначально предназначалось для вооружения танков "Шеридан"М551. Стрельбу предполагалось вести из 152-мм орудия-пусковой установки. В конце 1964 года фирма "Форд мотор" получила от командования сухопутных войск первый заказ (стоимостью 30 млн. долларов) на развертывание производства ПТУРС "Шиллела", затем, в начале 1966-го,- второй (71 млн.) и в феврале 1967 года - третий (61,5 млн.) уже на крупносерийный выпуск таких снарядов. Их изготовление было организовано на заводе в г. Лоундейл. Этот завод осуществлял тесное кооперирование с государственным предприятием по выпуску боеприпасов "Айова арми аммюнишн плант" в г. Берлингтон (штат Айова), на котором боевые части ПТУРС снаряжались взрывчатым веществом. В этот период министерство армии приняло решение оснастить войска тренажерами ХМ35 для обучения экипажей танков приемам стрельбы противотанковыми снарядами "Шиллела". Командование материально-технического обеспечения министерства армии США сначала выдало фирме "Форд мотор" заказ на производство и поставку в войска 67 тренажеров на сумму 3,2 млн. долларов. Затем был подписан контракт стоимостью 4 млн. долларов на изготовление еще 127 указанных тренажеров. Их выпуск продолжался до марта 1969 года. По сообщениям зарубежной прессы, в 1967 году фирма "Форд мотор" вела работы по установке на танках М60А2 орудии-пусковых установок калибра 152 мм для стрельбы ПТУРС "Шиллела". Боекомплект такого танка включал 13 реактивных снарядов и 33 артиллерийских выстрела. Производством 152-мм орудий-пусковых установок занимался государственный артиллерийский арсенал в г. Уотервлиет (штат Нью-Йорк). В ходе испытаний ПТУРС "Шиллела" стрельба из 152-мм орудий-пусковых установок велась по стационарным и подвижным мишеням на армейском полигоне в Кэмп Ирвинг (штат Калифорния) и Форт-Нокс (штат Кентукки). По заявлению руководителей стрельб, было сделано в общей сложности 134 пуска и 130 снарядов попали в цель. Стремясь ускорить оснащение войск ПТУРС "Шиллела", министерство армии в 1966 году провело открытые торги на право производства этих снарядов, в которых приняли участие следующие фирмы: "Форд мотор", "Сперри Рэнд", "Дженерал дайнэмикс", "Рейтеон", "Мак-сон электроникс" и "Мартин-Мариетта". В острой конкурентной борьбе верх одержали компании "Форд мотор" и "Мартин-Мариетта" (ее основные предприятия находятся в г. Орландо, штат Флорида). К началу 1970 года уже два национальных завода выпускали ПТУРС "Шиллела". Командованию сухопутных войск в 1963/64-1970/71 финансовых годах было ассигновано на закупки таких снарядов свыше 283 млн. долларов. Как сообщалось в американской прессе, производство ПТУРС "Шиллела" было прекращено в марте 1971 года главным образом по причине создания достаточных запасов этих снарядов. В 1975 году министерство армии США заключило контракт с фирмой "Бендикс корпорейшн" (г. Сидней, штат Нью-Йорк) на изготовление узлов, деталей и инструмента для проведения модернизации указанних ПТУРС. Стоимость контракта составила 51,7 млн. долларов. Общие расходы Пентагона на разработку, производство и модернизацию этих снарядов в 1957/58-1974/75 финансовых годах превысили 435 млн. долларов. Первый заказ стоимостью около 2,9 млн. долларов на разработку ПТУРС "Тоу" министерство армии США выдало фирме "Хьюз эркрафт" (г. Калвер-Сити, штат Калифорния) в 1963 году. Спустя некоторое время фирма получила на эти цели уже 3,9 млн. долларов. Осенью 1966 года командование сухопутных войск приступило к полигонным испытаниям опытных образцов снарядов в различных климатических условиях. Они проводились одновременно на Абердинском испытательном полигоне (штат Мэриленд), Уайтсэндском (штат Нью-Мексико), в Форт-Клейтон (зона Панамского канала), на испытательном полигоне Юма (штат Аризона), в Форт-Брэгг (штат Северная Каролина) и Форт-Грили (штат Аляска). Как заявили американские эксперты, полигонные испытания прошли успешно. По сведениям американской прессы, в конце 60-х годов было принято решение приступить к промышленному выпуску ПТУРС "Тоу" для сухопутных войск США, Первый заказ на сумму 142 млн. долларов получила фирма "Хыоз эркрафт", которая развернула их производство на заводе в г. Таксон (штат Аризона). Сборка ПТУРС на нем была полностью автоматизирована. На автоматической поточной линии осуществлялась, в частности, управляемая с помощью ЭВМ подача комплектующих изделии и материалов, последующее технологическое продвижение их к очередной операции, формирование корпусов снарядов методом плавки металла в сильном магнитном поле и намотка проволочных бобин системы управления. Весь процесс организован с учетом возможности внедрения необходимых изменений в конструкцию снаряда. На автоматической линии были созданы накопительные отсеки, позволявшие производить выключения отдельных позиций без остановки общего потока. Как сообщалось в американской печати, министерство армии США в январе 1969 года привлекло к производству ПТУРС "Тоу" также фирму "Крайслер" в г. Хантсвилл (штат Алабама), которая получила заказ на сумму 33 млн. долларов. Стоимость изготовления снаряда на заводе этой фирмы составляла 3000 долларов. Заказ был выполнен в 1973 году. В ноябре 1971 года состоялись конкурсные торги на выдачу нового контракта, предусматривавшего поставки ПТУРС "Тоу" сухопутным войскам США. Выиграла их компания "Хьюз эркрафт". Сумма полученного ею заказа достигла почти 100 млн. долларов. По данным представителей компании, на выпуск снаряда затрачивалось 2600 долларов. Командование сухопутных войск придает важное значение надежности противотанковых комплексов "Тоу". Как отмечают американские специалисты, на всех этапах их разработки и производства широко применялись как ранее существовавшие, так и новые методы контроля и испытаний, которые проводились при различных температурных режимах, в разных условиях влажности и вибрации. В 1972 году министерство армии заключило с фирмой "Рэйдио корпорейшн оф Америка" два контракта (обшей стоимостью 4,4 млн. долларов) на проведение работ по созданию ракетных испытательных установок LCSS (Land Combat Supporl System), предназначенных для автоматических проверок и испытаний систем управления ПТУРС "Тоу" и "Шиллела" в полевых условиях. По оценке американских экспертов, такие установки дают возможность обнаружить неисправность в системе управления ПТУРС в течение 25 мин. а при ручной проверке на это уходило несколько часов. В соответствии с контрактом фирма обязалась поставить войскам 44 установки LCSS. Кроме того, с целью применения реактивных снарядов "Тоу" в ночных условиях с фирмами "Хьюз эркрафт" н "Тексас инструменте" в 1973 году были подписаны контракты (соответственно на 7,4 млн. и 6.6 млн. долларов) на разработку ночного прицела AN/TAS-4. Крупные заказы из изготовление ПТУРС "Тоу" и пусковых установок для них поступали от министерства армии в течение последних лет. Например, в 1975 году оно разместило на заводе фирмы "Хыоз эркрафт" в г. Калвер-Сити заказ стоимостью 142,5 млн, долларов на изготовление указанных снарядов с увеличенной (с 3000 до 3750 м) дальностью стрельбы. Предполагалось, что завод будет поставлять усовершенствованные ПТУРС "Тоу" с января 1976 года, а полный переход на производство модернизированных снарядов намечалось осуществить в августе указанного года. Выпуск пусковых установок для ПТУРС "Тоу" был налажен на заводе в г. Эль-Сегундо (штат Калифорния), принадлежащем фирме "Хьюз эркрафт", которая получила от министерства армии на эти цели 26 млн. долларов. В настоящее время основное пусковое оборудование для ПТУРС "Тоу" изготовляется на заводе фирмы "Эмерсон электрик" в г. Сент-Луис (штат Миссури). Согласно сообщению американской печати, "портфель" заказов фирмы на производство пусковых установок для ПТУРС "Тоу" составил на конец 1975 года 36,7 млн. долларов. В декабре этого же года Пентагон подписал с ней контракт стоимостью 7 млн долларов на разработку пусковой установки ПТУРС "Тоу" на базе бронетранспортера М113А1. По данным иностранных обозревателей, планируется изготовить десять опытных образцов таких ПУ. Первые образцы намечалось поставить в войска для проведения в августе 1977 года испытаний на Уантсэндском ракетном полигоне (штат Нью-Мексико), а также на испытательном полигоне в Форт-Худ (штат Техас). В случае положительных результатов командование сухопутных войск США предусматривало в декабре 1977 года заказать на заводе фирмы "Эмерсон электрик" 550 указанных установок ПТУРС "Тоу". Поступление их в войска ожидается во второй половине 1979 года. Как сообщалось в иностранной печати, сейчас фирма планирует расширить производственные мощности своего предприятия, в связи с чем предполагается увеличить закупки станочного оборудования с обычным и числовым программным управлением. Ассигнования министерству армии США на производство противотанковых комплексов "Тоу" (без учета средств на пусковые установки, монтируемые на вертолетах) в 1971/72-1977/78 финансовых годах достигли почти 770 млн. долларов. Вся программа разработки и производства рассматриваемого противотанкового оружия оценивалась до недавнего времени около 825 млн. долларов. Главным поставщиком ПТУРС "Тоу" по-прежнему остается фирма "Хьюз эркрафт", которая только на заводе в г. Таксон изготовила (по состоянию на середину 1976 года) свыше 120 тыс. снарядов. Производство их на этом заводе полностью автоматизировано, в месяц выпускается 3500 штук. На 1976/77-1977/78 финансовые годы Пентагон планировал закупить для сухопутных войск и корпуса морской пехоты около 28 тыс. таких ПТУРС. Командование вооруженных сил США уделяет особое внимание оснащению противотанковыми управляемыми реактивными снарядами вертолетов, считая их самой большой угрозой для танков вероятного противника. К сильным сторонам вертолетов, вооруженных ПТУРС, американские специалисты относят внезапность нападения, способность начинать атаку за пределами досягаемости автоматических зенитных пушек, хорошую маневренность, обеспечивающую быстрый выход из опасной зоны, и т. д. В 1972 году американские военно-промышленные фирмы начали заниматься разработкой системы наведения и пуска снаряда "Тоу" с вертолетной пусковой установки. К испытаниям такой системы (получила индекс ХМ65) с вертолета AH-1G "Хью Кобра" приступили в 1973 году. Всего с марта 1973 по август 1975 года произведено 470 пусков ПТУРС "Тоу", из них, по оценке американских экспертов. 358 были успешными. Стрельба велась но неподвижным и движущимся бронированным целям на полигонах в Грин-Ривер, Форт-Нокс и Форт Худ. Как отмечают иностранные обозреватели, наилучшие результаты во время испытаний были достигнуты в 1975 году в Форт-Худ. Первыми в армии США вертолетами огневой поддержки сухопутных войск, специально предназначенными для борьбы с танками и другими бронированными целями, были вертолеты AH-1G "Хью Кобра", которые с 1967 года принимали участие в боевых действиях в Южном Вьетнаме. После проведения испытаний этих вертолетов командование вооруженных сил США приняло решение об установке на них противотанковых комплексов "Тоу". В частности, министерство армии в 1973 году заключило контракт с фирмой "Белл хеликоптер" в г. Форт-Уэрт (штат Техас) на переоборудование 101 вертолета огневой поддержки AH-1G "Хыо Кобра" под ПТУРС "Тоу". Стоимость контракта составила 59,2 млн. долларов. В соответствии с контрактом фирма обязалась изготовить еще 189 комплектов пускового оборудования для монтирования их на вертолетах очередной партии. Модернизированные вертолеты получили наименование AH-1Q (каждый может нести до восьми ПТУРС "Тоу"). Кроме того, военная промышленность США приступила к выполнению заказа Пентагона, предусматривающего производство 305 новых вертолетов AH-1S "Кобра-Toy", которые по сравнению с вертолетами AH-1Q имеют более мощный двигатель. Их выпуск освоен заводом фирмы "Белл хеликоптер". Начать поставки таких машин в части и подразделения сухопутных войск планировалось в 1977 году, а завершить - в 1981 году. Намечалось также провести работы по дальнейшему усовершенствованию вертолетов AH-1G и AH-1Q. В 1973 году министерство армии устроило конкурсные торги с участием пяти авиастроительных компаний ("Белл хеликоптер", "Хыоз хеликоптерс", "Боинг", "Локхид" и "Сикорский эркрафт") на создание современного вертолета огневой поддержки (программа AAH - Advanced Attack Helicopter), вооруженного ПТУРС. В результате проведенных торгов предпочтение было отдано фирмам "Белл хеликоптер" и "Хьюз хеликоптерс". С ними были заключены контракты (соответственно на 44,7 млн. и 70,3 млн долларов), согласно которым каждая фирма обязалась изготовить два опытных образца нового вертолета и одну модель машины для наземных испытаний. По сведениям зарубежной печати, к настоящему времени министерство армии США только на проведение НИОКР по созданию рассматриваемого вертолета огневой поддержки израсходовало свыше 550 млн. долларов. Общая же программа разработки и производства таких машин оценивается сейчас американскими специалистами приблизительно в 3758 млн. долларов (первоначальная стоимость программы находилась на уровне примерно 1600 млн. долларов). По заказу командования сухопутных войск в 1967 году фирма "Мак-доннелл-Дуглас" приступила к разработке ПТУРС "Дракон". Гироскоп для системы управления этого противотанкового средства разработан фирмой "Ханиуэлл аэроспейс", которая вначале изготовила для испытании 56 указанных приборов, а затем в соответствии с контрактом приступила к их серийному выпуску. Ранее эта фирма изготовила 104 тис. таких гироскопов для ПТУРС "Шиллела". После проведения испытаний опытных образцов ПТУРС "Дракон" министерство армии подписало с фирмой "Макдоннелл-Дуглас" контракт стоимостью 12.2 млн, долларов на серийное производство этих снарядов на заводе в г. Тайтусвилл (штат Флорида). Перед этим завод реконструировали. В частности, были расширены производстве!шые площади цеха по выпуску отдельных компонентов ПТУРС, а также построен новый цех для монтажа двигательной установки и сборки корпуса снаряда с головной частью. Первый серийный образец предприятие изготовило в декабре 1972 года. Первоначально темп производства составлял 400 ПТУРС в месяц, а затем был значительно увеличен. До 1975 года фирма "Макдоннелл-Дуглас" получила дополнительно два заказа общей стоимостью почти 38 млн. долларов на поставку новых партий реактивных снарядов "Дракон". По данным американской прессы, всего в течение 1972/73-1974/75 финансовых годов фирма выпустила 15 тыс. таких ПТУРС (включая пусковые трубы одноразового использования, которые одновременно являются контейнером для хранения и транспортировки снаряда). Командование сухопутных войск США, стремясь ускорить производство рассматриваемого противотанкового оружия, еще в конце 1972 года выбрало в качестве второго поставщика ПТУРС "Дракон" фирму "Рейтеон", организовавшую их изготовление на заводе в г. Бристол (штат Теннесси). На поставку 7400 снарядов и пусковых труб-контейнеров фирма получила от министерства армии 15 млн. долларов. Выпуск приборов для наведения ПТУРС в цель был поручен компании "Колсмэн инструмент", с которой министерство армии заключило контракт на сумму 3,6 млн. долларов. Ассигнования министерству обороны США на закупку противотанковых управляемых реактивных снарядов "Дракон" в 1971/72-1974/75 финансовых годах превысили 244 млн. долларов. По сведениям зарубежных обозревателей, в 1976/77 финансовом году министерство обороны США закупило в обшей сложности свыше 16 тыс. таких ПТУРС. На 1977/7У год выделены денежные фонды на приобретение уже 20,6 тыс. снарядов с пусковыми трубами контейнерами. В последние годы уделяется значительное внимание совершенствованию этих противотанковых средств. Так, фирма "Макдоннелл-Дуглас" провела на полигоне Редстоунекого арсенала серию пусков с целью практического применения малоразмерных лазеров в системах наведения ПТУРС "Дракон". Как отмечают американские специалисты, наведение снаряда по прямому лазерному лучу обеспечивает хорошую точность попадания. В обшей сложности министерству обороны США на производство противотанковых комплексов "Дракон" (снарядов, пусковых труб и приборов наведения) в 1971/72-1977/78 финансовых годах было ассигновано свыше 596 млн. долларов. Вся программа их создания и закупок оценивалась американскими специалистами в 560 млн. долларов. К работам по созданию вертолетного ПТУРС "Хеллфайр" США приступили в 1974 году, когда министерство армии заключило с фирмами "Хьюз эркрафт" (г. Калвер Сити, штат Калифорния) и "Рокуэлл Интернэшнл" (г. Энахейм, штат Калифорния) соответствующие контракты на общую сумму 4,6 млн. долларов. В соответствии с условиями контрактов фирмы обязались разработать вертолетные пусковые установки и ПТУРС модульной конструкции (состоит из головки самонаведения, кумулятивной боевой части, системы управления и двигателя). Головки самонаведения будут взаимозаменяемые, различных типов: полуактивная лазерная, комбинированная (радиолокационная н инфракрасная), телевизионная и тепловизионная. Например, по сообщению американской прессы, в 1975 году отделение "Миссайл системз" (г. Колумбус, штат Огайо) фирмы "Рокуэлл Интернэшнл" получило от министерства ВВС США заказ стоимостью 7,9 млн. долларов на разработку и изготовление экспериментальных образцов полуактивной лазерной головки самонаведения для реактивных снарядов "Хеллфайр" и УР "Мейверик" класса "воздух-земля". Срок выполнения этого заказа рассчитан на пять лет. После проведения конкурсных испытаний опытных образцов вертолетной противотанковой системы "Хеллфайр" командование сухопутных войск намеревалось выбрать основного подрядчика для ее окончательной доработки и производства. Прежде чем дать рекомендации относительно целесообразности продолжения работ по созданию рассматриваемого вертолетного ПТУРС, специальная группа экспертов министерства армии в конце 1975 года решила выяснить степень соответствия его тактико-технических характеристик с первоначально предъявленными требованиями, с одной стороны, а с другой-стоимости снаряда на данном этапе разработки с плановой стоимостью. На основании результатов работы группы экспертов конгресс США согласился выделить в 1975/76 бюджетном году средства на дальнейшую разработку и испытания этого противотанкового оружия. Как отмечают иностранные специалисты, в настоящее время такими реактивными снарядами планируется вооружить вертолеты огневой поддержки, создаваемые по программе ААН (ранее на них предусматривалось установить ПТУРС "Тоу"). Ассигнования министерству обороны США на НИОКР по созданию вертолетного ПТУРС "Хеллфайр" и подготовку технологической базы для его производства в 1975/76-1977/78 финансовых годах превысили 73 млн. долларов. Вся же программа разработки и производства этих ПТУРС предварительно оценивается в 770 млн. долларов. Зарубежное военное обозрение 1978, №1, С. 95-103 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 2865 | | |
Всего комментариев: 0 | |